Психологические проявления и возможности компенсации задержки психического развития в школьном детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:19, дипломная работа

Краткое описание

Ключевые слова: психологическое развитие, задержка психического развития (ЗПР), генезис, умственные способности, психолого-педагогическая готовность, нервная система, функции восприятия, ЗПР церебрально-органического происхождения, недостаточное развитие, асинхронное развитие, дисгармоническое развитие, искаженное развитие, темпово-задержанное развитие и неравномерно-задержанное развитие, дизонтогенез, обучаемость, критичность, адекватность, типологизация психического развития.

Содержание

Введение ......................................................................................................... 3

1 Причины и факторы возникновения ЗПР ............................................. 4
1.1 Понятие ЗПР и его виды........................................................................... 4
1.2 Особенности ЗПР в школьном детстве................................................... 14

2 Диагностика и компенсация ЗПР в школьном детстве.......................... 24
2.1 Возможности выявления ЗПР ................................................................. 24
2.2 Компенсационные программы развития детей с ЗПР .......................... 29

Заключение ..................................................................................................... 48

Список использованных источников .......................

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 922.50 Кб (Скачать файл)

Инструкция: Возьмите бланк "Сложные ассоциации". Перед Вами на таблице сверху шесть пар слов под названием "Шифр". Каждая из этих пар слов находится в какой-то логической связи и отмечена буквой. Внизу 20 пар слов под номерами. Эти пары слов также находятся в какой-то логической связи. Необходимо к этим парам слов подобрать наиболее близкие к ним по аналогии (по ассоциации) пары слов из шифра. Ставьте на своем листке номер каждой пары слов, а за ним букву соответствующей пары из шифра. На задание дается 7 минут.

Задание “Сходство и различие”

          Учащимся предлагается сравнить  между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов; молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, — при этом можно использовать и их изображение. Для старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.

 

 Задание  “Составление предложений”

 Берутся наугад  три слова, не связанные по  смыслу, например, «озеро», «карандаш»  и «медведь». Надо составить  как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело как медведь»),

Обязательным условием эффективности этих игр является сопоставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им понравился или не понравился. Это задание направлено на установление связей, обобщение, создание целостных образов [19, 338-344].

 

 Рекомендации для учителей

На занятиях в связи с утомляемостью проводить физкультминутки, упражнения для глаз. 

Легко отвлекающихся  детей, склонных витать в облаках, лучше  сажать поближе к доске, время  от времени обращаться к ним с  вопросом. Если ребенок не может  сразу включиться в работу, то, давая учащимся задание, следует специально обращаться к этому ученику.

Подбадривания и поощрения  даже минимальных достижений позволяют  повысить заинтересованность учащегося  в успешном выполнении задания, а  следовательно, улучшить качество его  внимания.

Нарушения внимания могут  быть связаны с особенностями  развития ребенка (имеются в виду различные органические нарушения). Я таком случае ребенок физически  не способен долго пребывать в  состоянии сосредоточенности – его мозг просто "отключается" на время, не в силах справиться с напряжением. Такие дети часто жалуются не головные боли, им требуется щадящий режим, свежий воздух и спокойная обстановка. В этом случае необходимо рекомендовать консультацию психолога или нейропсихолога.

Необходим очень тесный эмоционально-положительный контакт учителя и ребенка, постоянный ненавязчивый педагогический контроль и помощь; тактичность во взаимодействии.

Рекомендации для  родителей

Ребенок, привыкший, что  каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Поэтому приучать ребенка к самостоятельности нужно с раннего возраста. Пусть он помогает вам по хозяйству – постепенно у него появится домашняя обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом – выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни). Он должен учиться сам себя обслуживать.

С частыми отвлечениями поможет справиться составление расписания и развитие у ребенка чувства времени,

Для начала понаблюдайте за стилем работы своего ребенка: быстро ли он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему наиболее интересны. Затем, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, вместе с ним составьте план выполнения уроков на каждый день.

Если ребенок хочет  посмотреть телевизионную передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе с ним рассчитать время так, чтобы все успеть. Предположите, сколько времени займет у него выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только задание, сделанное полностью, с соблюдением всех требовании. Творческий подход к процессу увлечет ребенка, выполнение уроков перестанет восприниматься как скучная обязанность.

Постепенно ребенок  приучится рассчитывать свое время  и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата.

Легко утомляемому ребенку  рекомендуется работать, разделив одно задание на два–три по 10-15 минут  каждое, сделать небольшой перерыв  между ними, во время которого можно подвигаться. Если ребенок не может быстро включиться в задание, начинайте с более легких и интересных, а

 сложное оставляйте  на потом.

Настроиться на успешное и быстрое выполнение домашней работы ребенку поможет тот вид деятельности, который ему более интересен и лучше получается.

Чувство времени у  ребенка можно развивать, предлагая  ему сменить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько длится определенная фраза, сколько поезд едет от станции до станции и т.д.)

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В школе за последнее  время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Развитие в школе  альтернативных методик позволяет  обучать детей по более интенсивной программе.

Задержка психического развития - особый тип аномалии, проявляющийся  в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана  различными причинами: дефектами конституции  ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревоги, агрессии.    Специалисты называют детей с ЗПР детьми с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, с общей психической незрелостью.

Во всех вариантах  классификаций ЗПР общим является понимание «задержки психического развития» как явления временного. Предполагается, что со временем темп развития ребенка претерпит позитивные изменения (в результате коррекционной работы или без таковой), ребенок по своему развитию догонит сверстников и его жизнь войдет в «нормальный» режим.

К настоящему времени  разработаны и более детальные  подходы к дифференциации вариантов задержанного развития, особенно тех случаев, которые относят к «ЗПР церебрально-органического происхождения» и которые сами по себе составляют наиболее сложную в дифференциально-диагностическом плане группу.

Категория детей, традиционно относимых к «задержке психического развития», разделена нами на две принципиально различные подгруппы. К первой подгруппе можно отнести варианты истинно задержанного развития, которые характеризуются именно замедлением темпа формирования различных «элементов» когнитивной и эмоционально-личностной сфер, включая и регуляторные механизмы деятельности. К психологическим вариантам такого истинно задержанного развития мы относим категории «темпово-задержанное развитие» и «неравномерно-задержанное развитие» (соответственно гармонический и дисгармонический инфантилизм).

Другая подгруппа «недостаточного  развития», получила название «парциальная несформированность высших психических  функций». В этой подгруппе в свою очередь следует различать варианты с преобладанием несформированности мотивационно-волевого компонента, вербального и вербально-логического компонента, абстрактно-логического компонента. Как с диагностических, так и с коррекционных позиций подобное «разведение» отражает специфику проблем детей и помогает выявить приоритетное направление психологической коррекционной работы.

Основные отличительные  особенности детей с задержкой  психического развития от их полноценных  сверстников можно выделить, рассматривая различные познавательные процессы, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. 

Для диагностики познавательных процессов были использованы следующие  методики: методика Пьерона – Рузера, методика кодирования Д. Векслера, корректурная проба Бурдона, проба Ландольта, методика “Красно-черная таблица” ( Горбова – Шульте), методика Мюнстенберга, методика “Расстановка чисел”, исследование непроизвольной зрительной памяти, методика “Оперативная память”, методика сюжетно связанных картинок, методика “Четвертый лишний”, методика “Нелепицы” и т.д.

На основе полученной с их помощью информации, а также наблюдения детей в различных ситуациях были составлены педагогические характеристики с указанием направлений работы для других специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Скворцов И.А.  Детство нервной системы. Избранные главы. – М.: Тривола, 1995. – 195с.

2. Семаго Н.Я., Семаго М.М.  С точки зрения железнодорожного расписания // Школьный психолог. – 1999. – № 32. – С. 3-9 .

3. Ковалев В.В.  Психиатрия детского возраста. – М.: Педагогика, 1979. – 264с.

4. Старикова  Л. Задержка психического развития // Дефектология. – 1994. – № 4.- С. 8-14.

5. Лебединский В.В.  Нарушения психического развития  у детей. – М., МГУ, 1985. – 146с.

6. Власова Т.А., Певзнер  М.С. Дети с временной задержкой психического развития // Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1967.

7. Исаев Д.Н. Психическое  недоразвитие у детей. – Л., 1982. – 184с.

8. Дети с временной  задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1971. – 94с.

9. Психологические  особенности шестилетних детей  с нормальным и задержанным  темпом психического развития / Под  ред. У.В. Ульенковой, Н.А. Цыпиной,  Т.И. Чирковой и др.  – Горький, 1988. – 115с.

10. Лубовский В.И. Современное состояние психологической диагностики // Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989.

11. Низовцев  М.А. "Особенности работы с детьми с задержкой психического развития": Пособие для учителей. – М., 1992. – 162с.

12. Актуальные  проблемы диагностики задержки  психического развития детей  / Под ред. К.С. Лебединской.  – М., 1982.

13. Арюкова C. Другие мы // Школьный психолог: приложение. – 2003. – № 2.

14. Дубровина И.В., Андреева  А.Д.. Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М.: Академия, 1998.

15. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Академия, 1998. – 146с.

16. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.А. Работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998. – 210с.

17. Развивающие игры  для детей  младшего школьного  возраста. – М., 1991. – 34с.

18. Рахматуллина Р.  Коррекционно-развивающая программа  для детей с ЗПР // Школьный  психолог. – 1999. – № 26.

19. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. Кн. 2.

20. Павлий Т.Н. Диагностика  и коррекция эмоциональной сферы  у детей с ЗПР. – Комсомольск-на-Амуре:  Изд. гос. пед. ин-та, 1997. – 115с.

21. Семаго Н.Я., Семаго  М.М. Диагностический комплекс "Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста". – М.: Аркти, 1999. – 246с.

22. Мухина В. С. Шестилетний  ребёнок в школе. – М., 1990. – 94с.

23. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М., 2001.

24. Гаганова Н.В., Тунина  Е.Г. Развиваю внимание. - СПб.: Питер, 2000.

25. Большунова И.Я. Место  сказки в школьном образовании  // Вопросы психологии. – 1993. –  №5.

 

 

 

 


Информация о работе Психологические проявления и возможности компенсации задержки психического развития в школьном детстве