Психологические проявления и возможности компенсации задержки психического развития в школьном детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:19, дипломная работа

Краткое описание

Ключевые слова: психологическое развитие, задержка психического развития (ЗПР), генезис, умственные способности, психолого-педагогическая готовность, нервная система, функции восприятия, ЗПР церебрально-органического происхождения, недостаточное развитие, асинхронное развитие, дисгармоническое развитие, искаженное развитие, темпово-задержанное развитие и неравномерно-задержанное развитие, дизонтогенез, обучаемость, критичность, адекватность, типологизация психического развития.

Содержание

Введение ......................................................................................................... 3

1 Причины и факторы возникновения ЗПР ............................................. 4
1.1 Понятие ЗПР и его виды........................................................................... 4
1.2 Особенности ЗПР в школьном детстве................................................... 14

2 Диагностика и компенсация ЗПР в школьном детстве.......................... 24
2.1 Возможности выявления ЗПР ................................................................. 24
2.2 Компенсационные программы развития детей с ЗПР .......................... 29

Заключение ..................................................................................................... 48

Список использованных источников .......................

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 922.50 Кб (Скачать файл)

времени года. Дети должны отгадать, что за время года показывает участник. Если его движения отгадали, то следующим будет показывать тот, кто отгадал.

Неделька

Ведущий рассаживает  детей в круг, берет мяч, кидает его кому-то из участников и называет любой день недели. Поймавший должен бросить мяч другому участнику и правильно назвать, следующий день недели. Тот, кто неправильно назвал день недели, выбывает из игры.

Домино

Рисунки, изображающие четыре времени года, наклеиваются на картон. Задача играющих: составить фрагменты по порядку. 32 карточки, по 8 для каждого игрока. Выиграет тот, кто закончит первым складывать карточки.

Угадай-ка

Дети садятся в круг, ведущий садится с ними. Он загадывает загадку и кидает мяч. Тот, кто  ловит мяч, отгадывает ее и в свою очередь загадывает другую игроку, сидящему рядом.

Живое – неживое

Дети стоят в кругу  Ведущий говорит и показывает неправильно (рыба поет, змея шагает, тигр летает, дятел плавает, черепаха скачет, камень ползает и т. д.). Задача детей: показать правильные движения. Тот, кто повторит движения ведущего, выбывает из игры.

Смешинка

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит:

Крюки, замочки! Не смеяться.

Замкните мои щечки! Не улыбаться,

Крюк по полям! Хм!

По всем городам!

Дети жестами и мимикой  дразнят друг друга. Побеждает тот, кто засмеется последним.

 

Занятие 3.

Психогимнастика

Среди вспомогательных  средств самым действенным и  организующим является музыка. Ее восприятие не требует предварительной подготовки, с ее помощью можно снять психоэмоциональное напряжение, она дает настроение успокоения, тихой радости и грусти, является фоном в релаксационных упражнениях. Цель этих упражнений — снятие утомления, тонизирование организма, получение положительных эмоций, установка на преодоление трудностей. Комплекс упражнений строится на неразрывной связи с животным и растительным миром, с явлениями природы. Одной из составляющих является регулирование дыхания.

 

 

Веселый паровозик (регулирование дыхания)

Дети взялись друг за друга — руки на поясе впередистоящего. Они образуют круг. Один из детей паровозик, остальные — вагоны. Поезд движется по кругу. При движении глубокий вдох, затем выдох. Чух-чух-чух-чух, поезд набирает темп. Поезд останавливается - делаем выдох.

Роль паровоза предоставляем  тихому, неуверенному ребенку.

Подснежники

Весна, солнце медленно поднимается, его лучи освещают лесную полянку. Дети медленно поднимаются, руки-лепесточки раскрываются навстречу лучам. Вдруг солнце зашло за тучу, полил дождь. Подснежники опустились. Дети садятся, сцепив руки, прижавшись лицом к коленям. Стало холодно. Звучит светлая, солнечная мелодия, ожил лес, оживают и цветы. Но один – он оказался в центре – но поднимается, потому что замерз. Все подснежники ласково касаются лепестками его головки, подходят ближе, согревают его своим теплом. И вот – чудо! Цветок поднял голову. Поляна стала тесной, подснежники подросли. Они радуются – тянутся друг к другу, тянут лепестки к солнцу. Пусть они дарят нам радость своей красотой.

Летний дождь

Представьте себе знойное  лето. Вдруг откуда ни возьмись, появились тучи, налетел ветер, пыль заклубилась на дороге, сверкнула молния, грянул гром. Молния и гром все ближе и ближе. Вот она передо мной. Сверкнула, и прогрохотал гром. Но я не боюсь молнии и грома. Летняя гроза проходит быстро. Опять сияет солнце, природа освежилась. Солнце отдохнуло. Я чувствую, как оно золотится на голубеющем небе. Вся одежда промокла до нитки. От тела идет теплый пар. Несколько минут – и все высохнет. Капли, капли, капли в каждой капельке дождя искрится маленькое солнышко. Я не обижаюсь на летнюю грозу. Она принесла мне большую радость. Кто стоит под теплым дождем, тот растет, как грибок. Ты тоже вырастешь большим, крепким и здоровым [18, 10].

 

Занятие 4.

    Упражнение “Кто быстрее?”

1. Учащимся предлагается  как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок — пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

2. Для тренировки переключения  и распределения внимания задачу  следует изменить: предлагается  зачеркивать одну букву вертикальной  чертой, а другую – горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание

одной буквы с зачеркиванием  другой. Со временем задание можно

усложнять.

Например, одну букву  зачеркивать, другую подчеркивать, а  третью – обводить кружком.

Цель такой тренировки – выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданий варьируется в зависимости от возраста (мл, школьники – до 15 минут, подростки – до 30 минут).

Упражнение  “Наблюдательность”

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут делать задание письменно, а затем сравнить их между собой, а также с реальной действительностью. В этой игре выявляют связи внимания и зрительной памяти.

Упражнение  “Корректура”

Ведущий пишет на листе  бумаги несколько предложений с  пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается  прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным  карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

Упражнение  “Пальцы”

Участники удобно располагаются  в креслах или на стульях, образуя  круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность 5–15 минут.

Некоторые участники  испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся  изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное  раздражение или беспокойство. Эти  трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

Упражнение  “Концентрация”

Концентрация может  производиться на внешних материальных объектах, на органах тела или на мыслях. Можно завести будильник  и задать время концентрации от минуты до получаса в каждом из последующих упражнений по концентрации. Следует задать время, принять соответствующую позу, расслабить мышцы и выбрать объект концентрации. Если мысли начнут переключаться с одного объекта на другой, нельзя резко бороться с этим, переутомляться, одергивать себя, встряхивать головой, отгоняя посторонние мысли. По мере того, как мысли уходят в сторону, надо

 

мягко возвращать их к  цели концентрации. Важно, чтобы в  течение отпущенного времени  мысль уходила «в сторону» не более  трех раз [19, 321-322].

 

III. Развитие прогностических способностей   

Данная программа представляет собой систему поэтапного формирования прогностических навыков у младших школьников с задержкой психического развития. Она учитывает возрастные, физиологические и психические особенности таких детей. Программа содержит задачи разных уровней: начинается с простейших задач наглядно-действенного характера и заканчивается вербально-логическими. Программа содействует развитию логического мышления учащихся, способности устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями, расширению кругозора, развитию речи. Стимульный материал предъявляется в различных формах: в наглядно-образной, вербальной, символьной (числовой). Программа предполагает индивидуальную работу с учащимися.

Цели и задачи.

Основной целью является формирование у младших школьников с задержкой психического развития следующих навыков: умения анализировать  исходные данные; умения строить на основе этого анализа прогнозы различной временной продолжительности.

Решаются следующие  задачи:

– формирование способности  к логическим рассуждениям;

– формирование способности  к классификации и анализу исходных данных, к вычленению решающих факторов, к оценке их влияния на результат деятельности;

– развитие воображения;

– привитие навыков планирования деятельности;

– расширение кругозора;

– развитие письменной и  устной речи.

Задержка психического развития ребенка – это отставание в формировании у него основных психических функций. Поэтому проводится соответствующая предварительная работа, основанная на доступном для учащихся материале. Это позволяет впоследствии освоить и более сложный вербально-логический материал.

Первая серия  упражнений основана на использовании наглядно-действенного мышления. Задания ранжируются от простых (два параметра формы), до более сложных (четыре параметра формы и четыре параметра цвета). Ученикам предлагается выявить закономерность в чередовании геометрических фигур (по форме и цвету) и продолжить соответственно каждый ряд.

Вторая серия направлена в основном на развитие воображения.

Ученикам надо сначала  представить предмет, животное или  что-либо другое и затем составить  это из предложенных геометрических фигур (помимо стандартных фигур  — треугольника, квадрата, овала, круга и т. д., используются и нестандартные). Это также способствует формированию лабильности мышления.

Третья серия ориентирована на развитие отдельных операций мышления, предшествующих формированию прогностических навыков. Она состоит из заданий типа “Продолжи ряды...”. Первые из них представляют собой чередование звеньев цепи - ребенку необходимо вычленить это звено. Последние - прогрессию, и от ребенка с помощью взрослого требуется выявить зависимость, с которой изменяются ее составляющие, и продолжить ряд с учетом этой зависимости.

Четвертой серии предшествует объяснение ребенку понятий “причина” и "следствие" Объяснение сопровождается примерами. В процессе диалога ребенок сам указывает причины и следствия своих поступков (родителей, друзей), событий и происшествий. После того как педагог убедился в том, что понятия усвоены, ребенку предлагается попробовать самостоятельно выполнить задания серии. Нужно, чтобы при этом ребенок обосновал свой выбор. В случае, где есть несколько причин или следствий, указывается на необходимость определить основное следствие (основную причину).

Пятая серия представляет собой построение цепи возможных событий. Ребенку задается исходное событие и предлагается, подумав, что может за ним следовать (чем оно может закончиться, как могут развиваться дальнейшие события).

Каждое новое упражнение предполагает более длинную цепь событий. Психолог при выполнении ребенком заданий повторяет его последнюю фразу («зеркалит») и сопровождает ее вопросом «А что было потом?". Два задания данной серии рекомендуется выполнять совместно с психологом, остальные же – ребенок должен сделать самостоятельно.

Шестая серия состоит из упражнений, где из трех возможных ответов надо выбрать правильный. Задание выполняется учениками самостоятельно, а затем обсуждается.

В случае если ответ выбран без учета данных условия, психолог указывает на исходные данные и дает возможность еще раз выбрать  вариант ответа. Если самостоятельный анализ затруднителен, школьникам на помощь приходит психолог, объясняет влияние различных факторов и подает пример возможного анализа.

Седьмая серия представляет собой серию заданий "Мы идем в поход". Она учит ребят планированию.

 

IV. Приёмы развитие мыслительной деятельности

Задание “Сложные ассоциации”

Обследуемым предъявляется бланк с набором из 20 пар слов. Каждая пара находится в определенных отношениях. Представлены также 6 пар слов в шифре, обозначенных буквами. Надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству пара слов в наборе. Запись ответов ведется обследуемым на листе бумаги следующим образом — пишется номер пары слов из набора и через черточку ответ — буквой.

Оценка выставляется в условных баллах.

Шифр:

       А.  Овца — стадо.

       Б.  Малина — ягода.

       В.  Море — океан. 

       Г. Свет — темнота.

       Д. Отравление — смерть.

       Е. Враг — неприятель.

 

1.

Испуг

— бегство

АБВ ГДЕ

2.

Физика

— наука

АБ ВГДЕ

3.

Правильно

— верно

АБ ВГДЕ

4.

Грядка

— огород

АБВ ГДЕ

5.

Пара

— два

АБВГДЕ

6.

Слово

— фраза

АБВ ГДЕ

7.

Бодрый

— вялый

АБВГДЕ

8.

Свобода

— воля

АБВГДЕ

9.

Страна

— город

АБВГДЕ

10.

Похвала

— брань

АБВГДЕ

11.

Месть

— поджог

АБВГДЕ

12.

Десять

— число

АБВГДЕ

13.

Плакать

— реветь

АБВГДЕ

14.

Глава

— роман

АБВГДЕ

15.

Покой

— движение

АБВГДЕ

 

 

       

Информация о работе Психологические проявления и возможности компенсации задержки психического развития в школьном детстве