Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 07:38, контрольная работа
Психология — (от греч. psyche— «душа» и logia— «понимание», «знание») в дословном переводе «наука о душе». Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изучения психологии стал использоваться более научный термин «психика». Психика, как и душа, — это субъективная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю реальность.
В современной психологии принято считать, что объектом психологического познания выступает психика человека, т. е. вся совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включающая в себя многие субъективные явления.
У различных психологических школ и течений нет единого мнения относительно предмета психологии. В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предметом является поведение. В отечественной психологии предметом является психически управляемая деятельность.
Психологический модуль
1. Психика как
категория психологии и
Психология — (от греч. psyche— «душа» и logia— «понимание», «знание») в дословном переводе «наука о душе». Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изучения психологии стал использоваться более научный термин «психика». Психика, как и душа, — это субъективная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю реальность.
В современной психологии принято считать, что объектом психологического познания выступает психика человека, т. е. вся совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включающая в себя многие субъективные явления.
У различных психологических школ и течений нет единого мнения относительно предмета психологии. В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предметом является поведение. В отечественной психологии предметом является психически управляемая деятельность.
Предмет и задачи психологии в разные времена и разными учеными мыслились по-разному. Кроме того, субъективные явления (явления человеческой души, «внутреннего» мира) становятся предметом рассмотрения не только психологии, но и логики, педагогики, физиологии и других наук.
Основной конечной теоретической задачей психологии является раскрытие специфических психологических закономерностей. Закономерности общественного бытия являются наиболее существенными, ведущими закономерностями развития человека.
Психика как категория
психологии — есть свойство головного
мозга, позволяющее животным и человеку
отражать воздействия предметов
и явлений объективного мира. Психическая
деятельность есть отражательная, рефлекторная
деятельность мозга, вызываемая воздействиями
предметов и явлений
Психика как категория
философии – выступает в
Психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.
2. Основные
принципы и методы
В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) исследования.
Все применяемые в психологическом исследовании в общей психологии методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы.
К организационным относятся
действующие на протяжении всего
исследования сравнительный, лонгитюдный
и комплексный методы; к эмпирическим
способам добывания научных данных
- обсервационные методы (наблюдение и
самонаблюдение), экспериментальные
методы (лабораторный, естественный, формирующий
или психолого-педагогический эксперименты),
психодиагностические методы (тесты
стандартизованные и
Их общей психологии в возрастную и психологию развития пришли все методы, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности ребенка. Эти методы в большинстве своем адаптированы к возрасту ребенка.
Современная психология представляет
собой широко развернутую область
знаний, включающую ряд отдельных
дисциплин и научных
Общая психология носит фундаментальный
характер, изучает общие фундаментальные
свойства, качества и состояния, характеризующие
психику в целом, формулирует
некоторые универсальные
Психология развития изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.
Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).
3. Развитие психики и форм поведения в животном мире. Качественные отличия психики человека от психики животных
Рефлекторная теория формулирует
три главные тенденции в
1) усложнение формы поведения
(формы двигательной
2) совершенствование способности к индивидуальному научению;
3) усложнение форм психического отражения.
Тот или иной характер отражения живым организмом окружающей действительности свидетельствует об уровне развития психики. А. Н. Леонтьев предложил следующую периодизацию эволюции психики живых организмов:
1) стадия сенсорной психики;
2) стадия перцептивной психики;
3) стадия интеллекта (Леонтьев
А.Н. «Проблемы развития
На стадии элементарной чувствительности
психика животных способна отражать
лишь отдельные свойства внешней
действительности. Наличие такого уровня
развития психики демонстрируют
уже простейшие организмы. Они способны
к достаточно сложным перемещениям
в пространстве (в толще воды,
на поверхности находящихся в
воде предметов или по дну водоемов).
У тех же простейших обнаружены элементарные
формы индивидуального
Второй этап эволюции психики — стадия перцептивной (воспринимающей) психики. Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир уже не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме целостных образов вещей и их соотношении друг с другом. На этой стадии существует огромное множество разнообразных форм и проявлений психики, сличающихся уровнем сложности. Самое общее, что объединяет поведение животных на этой стадии, — это разрастание усложнение промежуточных, или предвосхищающих, форм поведения на пути к конечным биологическим целям. На уровне перцептивной психики реакция превращается в развернутую многозвенную цепь действий — операций. Операциями называется относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых находится.
Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинктивные действия. Каждый вид животных обладает своеобразным набором инстинктов на основе механизма наследственности. Они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме в качестве морфологического признака. Инстинкты того или иного вида сформировались в результате длительной эволюции.
Главное, что отличает групповое поведение животных от общественной жизни человека, — это подчиненность поведения животных исключительно биологическим целям, законам и механизмам.
Человек находится в системе
социальных закономерностей, труд и
язык сформировали эти закономерности.
В основе труда лежат орудийная
деятельность и использование различных
предметов для достижения каких-либо
целей. Решающую же роль в формировании
психики человека стало играть использование
языка и речи. У стадных животных
есть свои средства общения. Однако язык
животных не имеет семантической, знаковой
функции. Это означает, что элементы
языка животных не обозначают внешних
предметов самих по себе, их абстрактных
свойств и отношений. Они всегда
связаны с конкретными
Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщался к общественному опыту и становился носителем общественного сознания. В этой включенности индивидуума в общественную жизнь и состоят принципиальные основания общественной природы человеческого сознания.
4. Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления
Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т. п. Психология (psyche - душа, logos - учение, наука) как раз и изучает этот мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
Психология изучает
Выдающийся русский физиолог
И. М. Сеченов писал, что физиология
располагает данными о родстве
психических процессов с
Первая характерная
Всякий психический факт – это и кусок реальной действительности, и отражение действительности. Эти два аспекта всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживания и знания[2].
5. Сознание как
высшая форма отражения.
В отечественной психологии
сознание рассматривается как высший
уровень психического отражения
и саморегуляции, присущий только человеку
как общественно-историческому
Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественно-трудовой деятельности. По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, стал выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и другим людям. Характерная для трудовой деятельности целенаправленность действия составляет основное проявление сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, «инстинктивного» в своей основе поведения животных.
Развитие трудовой деятельности и новых функций, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения, что обусловило возможность появления и развития новых, все более сложных функций: двигательных и сенсорных, практических и познавательных. Вслед за трудом возникла речь, которая явилась существенным стимулом развития мозга и сознания.
6. Свойства и
структура сознания. Составные образующие
сознания (по А.Н. Леонтьеву). Сознательное
и бессознательное. Механизмы
психологической защиты
Сознание есть продукт
общественно-исторического