Психологический модуль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 07:38, контрольная работа

Краткое описание

Психология — (от греч. psyche— «душа» и logia— «понимание», «знание») в дословном переводе «наука о душе». Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изучения психологии стал использоваться более научный термин «психика». Психика, как и душа, — это субъективная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю реальность.
В современной психологии принято считать, что объектом психологического познания выступает психика человека, т. е. вся совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включающая в себя многие субъективные явления.
У различных психологических школ и течений нет единого мнения относительно предмета психологии. В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предметом является поведение. В отечественной психологии предметом является психически управляемая деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 96.09 Кб (Скачать файл)

Характеристики, которыми обладает сознание:

Ø  активность (оно не только пребывает в движении, но и содержит в себе источники своего собственного движения, и эти источники воспроизводятся в ходе самого движения);

Ø  интенциональность (направленность на предмет);

Ø  способность к рефлексии (самопознание внутренних психических актов и состояний, их самоанализ и самооценка); периодические состояния (бодрствование, сон).             

Сознание играет важную роль в психике человека, но оно не охватывает всей психической жизнедеятельности. Большая часть процессов, протекающая  во внутреннем мире человека, им не осознается. Неосознаваемые психические процессы, операции и состояния образуют особую сферу психической жизни и  получили название бессознательного. Бессознательное выступает как  форма психического отражения, в  которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной  рефлексии.

Согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения  вызываемой этим конфликтом чувства  напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в  сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры «Сверх-Я» и  может травмировать личность. В данном случае срабатывают психические  механизмы защиты.

Прежде всего - это вытеснение. Под этим понятием предполагается механизм подавления и последующего исключения, изгнания из сознания импульса, стимулирующего у индивида чувство напряжения, беспокойства и тревоги.

Следующий защитный механизм - это образование противоположной  реакции. Здесь имеется в виду изменение неприемлемой, непереносимой  для сознания тенденции на противоположную.

Проекция - это бессознательная  попытка освободиться от каких-то навязчивых тенденций, оцениваемых личностью  как отрицательные, путем приписывания их другому или другим.

Защитный механизм, получивший название «рационализация», предусматривает  определенного рода самообман, когда  имеет место бессознательная  попытка рационально обосновать нелепый, абсурдный импульс или  идею.

Последним из основных защитных механизмов, описанных Фрейдом, является сублимация. Здесь предполагается превращение  социально и морально неприемлемого  импульса в приемлемый, допустимый. Можно говорить о переадресовке  потока энергии из одного канала в  другой.

В целом защитные механизмы  призваны поддерживать известную целостность, устойчивость и идентичность индивидуального  самосознания в условиях, когда конфликт различных установок ставит его  под угрозу.

7. Понятие  деятельности. Структура деятельности  по А.Н. Леонтьеву. Деятельность  как условие развития. Навыки, умения, привычки и их роль в освоении  деятельности

Деятельность – совокупность действий, выполняющих определенную функцию. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и  творческое преобразование окружающего  мира, включая самого себя и условия  своего существования.

Всякая деятельность имеет  определенную структуру. В ней выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием  называют часть деятельности, имеющую  вполне самостоятельную, осознанную человеком  цель. Операцией называют способ осуществления  действия. Сколько есть различных  способов выполнения действия, столько  можно выделить различных операций.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые приемы деятельности называются соответственно умениями, навыками и  привычками.

Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять  какое-либо действие, операцию, серию  действий или операций.

Навыки — это полностью  автоматизированные, инстинктоподобные  компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть  деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также  можно назвать автоматизированный компонент действия.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют  упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование  умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки  умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических  упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один прием деятельности — привычка. От умения и навыков  она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре  сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неосознанной) частью деятельности, которая человеком  выполняется механически.

Деятельность — это  активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает  сознательно поставленной цели, возникшей  в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Самостоятельно открыть  формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с  помощью других людей, которые демонстрируют  образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной  между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в  ходе которой формируются психологические  новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).

Деятельность всегда носит  продуктивный характер, т. е. ее результатом  являются преобразования, как во внешнем  мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д.

В зависимости от того, какие  изменения играют главную роль или  имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.). 

 

8. Личность и ее структура.  Человек как личность, индивидуальность, субъект деятельности и общения,  индивид

Личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему  желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые  различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение»  личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в  различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление  о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений  о себе, созданных из представлений  других людей о нас самих.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно  формирующаяся и индивидуально  своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.

В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Способности человека определяют его успехи в различных видах  деятельности. От темперамента зависят  реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни  и т. п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют  стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

В понятии человека как  индивида выражаются два основных признака:

1) человек — это своеобразный  представитель других живых существ,  продукт фило- и онтогенетического  развития, носитель видовых черт;

2) это отдельный представитель  человеческой общности; выходящее  за рамки природной (биологической)  ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и  через них овладевающее собственным  поведением и психическими процессами. Оба значения понятия взаимосвязаны  и описывают человека как существо  своеобразное.     В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Личность — это индивид, занимающий определенное положение  в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся своими, присущими  только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями.

Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического  и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает  формой активности человека, позволяющей  ему совершенствовать окружающий мир  и самого себя. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних  проявляется очень ярко, других —  малозаметно.

Индивидуальность может  проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и  сразу во всех сферах психической  деятельности. Индивидуальность характеризует  личность конкретнее, детальнее и  тем самым полнее[3]. 

 

9. Понятие о  мотивах и потребностях как  побудителях деятельности. Классификация  потребностей и мотивов

Мотив - это побуждение к  совершению поведенческого акта, порожденное  системой потребностей человека и с  разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих  актов мотивы, будучи динамическими  образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах  совершения поступка, и поведенческий  акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной  мотивации.

Термином «мотивация»  в современной психологии обозначаются как минимум два психических  явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.

Возникновение, продолжительность  и устойчивость поведения, его направленность и прекращение после достижения цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, смысловая  целостность отдельно взятого поведенческого акта - все это требует мотивационного объяснения.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами  личности человека. К таким чертам можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания  неудачи, а также определенный локус  контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться успехов в различных  видах деятельности и общения. Мотив  избегания неудачи - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных  с оценкой другими людьми результатов  его деятельности и общения. Локус  контроля - характеристика локализации  причин, исходя из которых, человек  объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение  и ответственность других людей. Самооценка - оценка личностью самой  себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места  среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) - желаемый уровень  самооценки личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют  и такие мотивационные образования  как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это - мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные  добрые взаимоотношения. Антиподом  мотиву аффилиации выступает мотив  отвергания, который проявляется  в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив  власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм - стремление человека бескорыстно  оказывать помощь людям, антипод - эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные  личные потребности и интересы безотносительно  к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный или имущественный  вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности  у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных  действий, связанный с оценкой  собственных таких действий как  нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.  

Информация о работе Психологический модуль