Психологический модуль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 07:38, контрольная работа

Краткое описание

Психология — (от греч. psyche— «душа» и logia— «понимание», «знание») в дословном переводе «наука о душе». Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изучения психологии стал использоваться более научный термин «психика». Психика, как и душа, — это субъективная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю реальность.
В современной психологии принято считать, что объектом психологического познания выступает психика человека, т. е. вся совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включающая в себя многие субъективные явления.
У различных психологических школ и течений нет единого мнения относительно предмета психологии. В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предметом является поведение. В отечественной психологии предметом является психически управляемая деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 96.09 Кб (Скачать файл)

 

20. Восприятие  и его свойства. Виды восприятий  Исследование восприятий в гештальтпсихологии. Развитие восприятия в онтогенезе

Прием и переработка человеком  поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов  называется восприятием (иногда употребляется  также термин «перцепция», «перцептивный  процесс»).

К основным качествам восприятия относят следующие: 1) Восприятие зависит  от прошлого опыта, от содержания психической  деятельности человека. Эта особенность  называется аперцепцией. 2) Мир, в котором  мы существуем, воспринимается нами не только как организованный, структурированный, но и как относительно устойчивый и постоянный. Эта особенность  восприятия называется константностью. 3) Человек воспринимает мир не в  виде набора несвязанных друг с другом ощущений или состояний своих  органов, а в форме отдельных  предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер. 4) Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается  целостность восприятия. 5) Восприятие не сводится только к образованию  новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия, его категориальности.

В соответствии с тем, какой  анализатор доминирует, различают зрительные, слуховые, осязательные кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Современные взгляды на процесс  восприятия имеют своими истоками две  противоположные теории. Одна из них  известна как теория гештальта (образа). Приверженцы этой концепции считали, что нервная система животных и человек воспринимает не отдельные  внешние стимулы, а их комплексы: например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а  не по отдельности.

Гештальтпсихология (зародилась в первой трети 20 века) — одно из крупных направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии, которое обосновали М. Вертхеймер, В. Келлер, К. Коффка. В рамках этого  направления выдвигается целостный  подход к анализу сложных психических  явлений. Психическая деятельность человека рассматривается как соединение отдельных явлений психики, которые  объединены в единое целое по принципу ассоциаций. Особое внимание в гештальтпсихологии уделяется исследованию высших психических  функций человека (восприятие, мышление и пр.) как целостных образований  — гештальтов, первичных по отношению  к составляющим их компонентам. Например, восприятие как психический познавательный процесс не сводится к сумме составляющих, его ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. Внутренняя системная организация  восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих.

Датский психолог И. Рубин  изучил феномен «фигуры и фона». Явления фигуры и фона отчетливо  выступают при рассмотрении двойственных изображений, где фигура и фон  как бы самопроизвольно меняются местами: происходит внезапное «переструктурирование  ситуации». Например, если два круга  вписаны один в другой, человек  всегда может видеть либо один вариант  этого круга, либо другой, но одновременно вместе оба — никогда.

21 Мышление  как процесс решения мыслительных  задач. Процессы мышления и  его виды. Развитие мышления

Мышление — это психологический  процесс с открытием (возможно —  субъективно, то есть для мыслящего) нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации.

Мышление тесно связано  с языком. Выделяя группы предметов  или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем самым  обобщает, систематизирует, что и  дает возможность затем как бы «подвести» под них общие правила. Обобщение - первый важнейший признак  мышления. Поэтому оно способно перерабатывать колоссальные объемы информации, аккумулировать опыт многих поколений. Второй признак  мышления - его опосредованный характер. Новое знание не дается в готовой  форме, мышление извлекает как бы «из себя», оперируя с имеющейся  в его распоряжении информацией.

Многообразие типов мыслительных задач обусловило и многообразие механизмов и способов мышления. В  его структуре можно выделить комплекс логических операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, формирование и определение понятий. Процессы мышления происходят обычно в формах единичных, частных или  общих суждений, индуктивных или  дедуктивных умозаключений.

Обычно выделяют четыре вида мышления. Теоретическое понятийное (абстрактное) мышление: имеющий такое  мышление человек пытается решить проблему только с помощью логики и уже  имеющихся данных, не обращаясь к  эмпирическим (т.е. опытным) данным.

Второй вид мышления - образно-теоретический, в прошлые века в связи с  ним называли имена поэтов, художников, архитекторов. В наше время этих имен никто не знает. Практические задачи решаются обычно с помощью наглядно-действенного или наглядно-образного мышления.

Все четыре вида мышления не просто сосуществуют, но обычно необходимы для большинства видов деятельности. Хотя в узко специализированных сферах отчетливо проявляется доминирование  одного из них.

В современной прикладной психологии большое внимание уделяется  изучению индивидуальных особенностей мышления. Более или менее надежно  можно установить оптимальный (для  вас) темп умственной деятельности, степень  ее критичности и самостоятельности. Это относительно нейтральные и  универсальные показатели. Широту мышления, его глубину и гибкость оценить  объективно трудно, суть этих качеств  не поддается однозначным определениям, и слишком специфично их проявление в различных условиях.

Развитие мышления начинается в плане действия внутри восприятия или на его основе. Сначала ребенок  манипулирует предметами, не учитывая их специфических особенностей.

С того времени как результаты деятельности ребенка приобретают  в его сознании некоторую самостоятельность  и его действие начинает определяться объектом, на который оно направлено, действие ребенка приобретает осмысленный  характер. Целесообразные предметные действия, направленные на объект и  определяемые сообразно со специфической  задачей, являются первыми интеллектуальными  актами ребенка.

Мышление ребенка зарождается  и развивается сначала в процессе наблюдения, которое выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. Нарушение привычного порядка, вызывающее чувство недоумения, порождающее  стремление понять, является исходным моментом новой, особенно активной умственной деятельности ребенка. Этот новый этап открывается периодом вопросов (четвертый  год жизни).

В дошкольном возрасте у детей  в интеллектуальном плане выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка  появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной  сфере[7]. 

 

22. Память. Процессы  и механизмы памяти. Виды памяти. Развитие памяти в онтогенезе

Память - это способ существования  психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем.

Большинство психологов признает существование нескольких уровней  памяти, различающихся по тому, как  долго на каждом из них может сохраняться  информация. Первому уровню соответствует  непосредственный или сенсорный  тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о  том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1- 0,5 секунд.

Если полученная информация привлечет внимание высших отделов  мозга, она будет храниться еще  около 20 секунд (без повторения или  повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень - кратковременная  память.

В соответствии с типом  запоминаемого материала выделяют следующие четыре вида памяти. Генетически  первичной считают двигательную память, то есть способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печатать на машинке, завязывать галстук, пользоваться инструментами, водить машину и т. п.), затем формируется  образная память, то есть возможность  сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости  от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.          Психика человека ориентирована, прежде всего, на зрительную и слуховую память, отличающихся у него большой дифференциацией (особо «память» на лица, ситуации, интонации и т. п.).

Практически одновременно с  двигательной формируется эмоциональная  память, представляющая собой запечатление пережитых чувств, собственных эмоциональных  состояний и аффектов. Высшим видом  памяти, присущим только человеку, считается  вербальная (иногда называемая словесно-логической или семантической) память. С ее помощью  образуется информационная база человеческого  интеллекта, осуществляется большинство  мыслительных действий (чтение, счет и  т. п.). Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка.

По степени волевого процесса запоминания и воспроизводства  различают непроизвольную (мы иногда и не хотим, а запоминаем) и произвольную память. 

 

23. Воображение  и творчество. Виды воображения.  Особенности воображения в онтогенезе

Воображение — это психическая  деятельность, состоящая в создании представлений или мысленных  образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Оно  позволяет представить результат  деятельности до ее начала, предвосхитить  то, чего не существует. Именно с этим связана способность человека находить новые пути, делать открытия, искать способы решения возникающих  задач.

Воображение представляет собой  опережающее отражение действительности. Но следует заметить, что опережающее  отражение действительности, осуществляющееся в рамках воображения, происходит в  конкретно-образной форме в виде ярких представлений, в то время  как опережающее отражение в  процессах мышления происходит путем  оперирования абстрактными понятиями.

Доля вымысла всегда присутствует в продуктах воображения. Часть  или все элементы, из которых сложен вымысел, взяты из действительности, получены из прошлого опыта, являются результатом преднамеренного анализа  множества фактов. Но способность  воображения состоит не в анализе, а в своеобразии синтеза данных фактов.

Простейшая форма синтезирования — агглютинация, которая предполагает «собирание» различных, в повседневной жизни не соединенных качеств, свойств, частей. Известна также близкая по форме агглютинации гиперболизация, которая, в свою очередь, характеризует  усиленное преувеличение или  преуменьшение каких-либо предметов, явлений, их свойств и соотношений. Для воображения характерен отказ  от реальности, который позволяет  определить данный психический процесс  как процесс преобразующего отражения  действительности. Ценность воображения  заключается в том, что оно  позволяет принять решение и  найти выход из проблемной ситуации даже при отсутствии полной информации, необходимой для мышления. Человеческая фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и  представить себе искомый результат.

Можно сделать вывод, что  сила воображения — в возможности  успешно действовать при недостатке информации, а слабость — в том, что по сравнению с мышлением  оно не дает точного результата, а чаще всего расплывчатый образ.

Виды воображения:

1.         воссоздающее воображение, заключающееся в создании образов, объектов, ранее не воспринимавшихся в соответствии с их словесным описанием или изображением;

2.         творческое воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальных продуктах научно-технической и художественной деятельности. Творческое воображение является одним из психологических факторов, объединяющих искусство и науку, художественное творчество и теоретическое познание;

3.         мечта представляет собой особый вид творческого воображения. Создание образов желаемого будущего, не воплощенных непосредственно в тех или иных продуктах деятельности. Мечта является разновидностью преднамеренного пассивного воображения;

4.         грезами называют непреднамеренное пассивное воображение, продуцирующее образы, которые не могут воплотиться в жизнь.

В дошкольном возрасте, берет  свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать  окружающую действительность, создавать  что-то новое. Творческие способности  у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве.

24. Эмоции  и чувства Эмоциональные состояния,  виды чувств и эмоций, развитие  эмоций у детей

Под эмоциями понимают, с  одной стороны, своеобразное выражение  субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой - лишь реакцию человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанную  с удовлетворением или неудовлетворением  биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова).

Через эмоции как систему  сигналов человек узнает о потребностной  значимости происходящего. Эмоции могут  быть положительными, связанные с  переживанием приятного, и отрицательными, когда переживается неприятное; стеническими, повышающими активность личности, и  астеническими, снижающими ее активность.

Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем  говорилось выше), и чувства. Некоторые  авторы в этот же ряд ставят и  аффекты. Эмоциональный тон ощущений - это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Чувство - отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших потребностей. По направленности чувства делятся на: моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной партии, к другим людям, к самому себе - любовь, ненависть и т. д.), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью - сомнение, уверенность, любознательность и т.д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни - чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т. д.).

Информация о работе Психологический модуль