Психологический модуль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 07:38, контрольная работа

Краткое описание

Психология — (от греч. psyche— «душа» и logia— «понимание», «знание») в дословном переводе «наука о душе». Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изучения психологии стал использоваться более научный термин «психика». Психика, как и душа, — это субъективная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю реальность.
В современной психологии принято считать, что объектом психологического познания выступает психика человека, т. е. вся совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включающая в себя многие субъективные явления.
У различных психологических школ и течений нет единого мнения относительно предмета психологии. В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предметом является поведение. В отечественной психологии предметом является психически управляемая деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 96.09 Кб (Скачать файл)

Особое место в системе  человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек  построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни  таким образом, что открыл для  себя перспективы дальнейшего, практически  неограниченного развития.

Деятельность ведущая - одна из категорий отечественной возрастной психологии, обозначающая основную форму  активности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе которой происходят главные изменения  в его психическом развитии. В  психологии развития ведущая деятельность рассматривается как форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая специально культивируется в определенный период детства для  достижения целей развития.

 

15. Понятие  о межличностных отношениях в  группе Место общения в развитииличности подростка

Взаимоотношения (синоним  — межличностные отношения) в  группе это субъективные связи, возникающие  в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них  участвующих.

Система межличностных отношений  в малой группе в силу ее внутренней психологической обусловленности  и сложности складывается порою  стихийно. Она в большинстве случаев  трудноразличима, часто организационно не оформлена, особенно в начальный  период.

Взаимоотношения в малой  группе бывают разных видов.

Общественно-политические взаимоотношения  — это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют  в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий  в группе.

Служебные взаимоотношения  — это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов группы при решении  различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.

Внеслужебные взаимоотношения  — отношения, складывающиеся между  членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в  часы досуга, в процессе совместного  отдыха и т.д.

В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной  стороны, и растущую индивидуализацию — с другой. Первая проявляется  в увеличении времени, которое расходуется  на него, в существенном расширении его социального пространства, в  расширении географии общения, в  особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем  в самом поиске его, в постоянной готовности к коммуникации. Об индивидуализации общения свидетельствует строгое  разграничение природы взаимоотношений  с окружающими, высокая избирательность  в дружеских связях и общении. Эти тенденции отвечают разным потребностям юношей и девушек: в поиске общения  находит воплощение потребность  пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности  — потребность в самовыявлении  и встречном понимании. И та и  другая потребность актуальны, и  то, как они удовлетворяются или  не удовлетворяются, вызывает у них  глубокие переживания.

Юношеская общительность  часто бывает эгоцентричной, а потребность  в самовыявлении, раскрытии своих  переживаний — выше интереса к  чувствам и переживаниям другого. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими. Типичная черта юношеских групп — высокая  конформность. Отстаивая свою независимость  от старших, юноши зачастую некритически относятся к мнениям собственной  группы и ее лидеров. 

 

16. Общение, его  формы и функции. Общение как  условие развития

Общение — это многоплановый  процесс развития контактов между  людьми, порождаемый потребностями  совместной деятельности.

В едином процессе общения  обычно выделяют три стороны:

1.         коммуникативную (передачу информации);

2.         интерактивную (взаимодействие);

3.         перцептивную (взаимовосприятие).

Можно выделить виду восемь функций (целей) общения:

1) контактная, цель, которой  - установление контакта как состояния  обоюдной готовности к приему  и передаче сообщения и поддержания  взаимосвязи в форме постоянной  взаимоориентированности;

2) информационный обмен  сообщениями, т. е. прием-передача  каких-либо сведений в ответ  на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.;

3) побудительная стимуляция  активности партнера по общению,  направляющая его на выполнение  тех или иных действий;

4) координационная - взаимное  ориентирование и согласование  действий при организации совместной  деятельности;

5) понимание - не только  адекватное восприятие смысла  сообщения, но понимание партнерами  друг друга (их намерений, установок,  переживаний, состояний и т.  д.);

6) эмотивное возбуждение  в партнере нужных эмоциональных  переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его  помощью собственных переживаний  и состояний;

7) установление отношений  - осознание и форсирование своего  места в системе ролевых, статусных,  деловых, межличностных и прочих  связей сообщества, в котором  предстоит действовать индивиду;

8) оказание влияния - изменение  состояния, поведения, личностно-смысловых  образований партнера, в том числе  его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.

Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального  развития человека, за ним следуют  игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий  характер, т. е. при включении и  активном участии в них ребенка  происходит его интеллектуальное и  личностное развитие. Общение рассматривается  как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися  людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного  влияния людей друг на друга[5].

 

17. Социализация  как социокультурное явление.  Понятие социализации в отечественной  и зарубежной психологии. Понятие  о социальной ситуации развития

Социализация — это  процесс, посредством которого индивидом  усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс  усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых  для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью  которых человек приобретает  социальную природу и способность  участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает  участие все окружение индивида: семья, соседи, друзья, сверстники в  школе, средства массовой информации и  т. д.

Психолог Р. Гарольд предложил  теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение  детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические  приметы детства: отказ от детских  мифов.

Социогенетический подход старается  объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с  окружающими людьми.

Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря  воздействию социальных условий  жизни.

Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает  жизнь личности, ее отношения результатом  подкрепляемого научения, усвоения суммы  знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).

Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают  отпечаток на характер поведения  личности, ее отношения с другими  людьми (У. Доллард, К. Левин и др.).

Отечественная психология выделяет следующие факторы, влияющие на социализацию личности:

1.макрофакторы – страна, государство, общество, культура;

2.микрофакторы – семья,  микросоциум, институты воспитания, религиозные организации;

3.мезофакторы – этнос,  региональные условия, тип поселения,  СМИ.

Социальное развитие –  процесс социализации человека, освоение им социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия.

18. Основные  положения культурно-исторической  концепции Л.С. Выготского. Понятие  о высших психических функциях

Лев Семенович Выготский (1896—1934) создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью  которой стремился определить качественную специфику психического мира человека, разрешить проблему генезиса человеческого  сознания и механизмов его формирования.

Марксистская философия  исходит из представления, что определяющую роль во всей общественной жизни играет материальное производство. Если животное приспосабливается к окружающей среде, то человек благодаря использованию  орудий труда видоизменяет природу, «налагает на природу печать своей  воли». Из этого фундаментального положения  марксистской философии, с точки  зрения Л. С. Выготского, вытекают для  психологии важные следствия. Одно из них — способность к овладению  их природой — не прошло бесследно  для человека в одном очень  важном отношении: он научился также  овладевать собственной психикой, появились  произвольные формы деятельности как  высшие психические функции.

Выготский различает два  уровня психики человека: низшие натуральные  и высшие социальные психические  функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание) функции. Высшие психические функции  носят социальный характер.

Теория Выготского исходила из мысли, что основная структура  общественной жизни должна определять и структуру человеческой психики. Так как жизнь общества основана на труде, а человеческий труд характеризуется  применением орудии труда, то характерное  отличие человеческой психики от психики животного тоже заключается  в применении своеобразных «орудий» психической деятельности. Таким  орудием, посредством которого строится сознание человека, по мысли Выготского, является знак. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это  были слова-приказы, обращенные к другим и направленные на действия: сделай то-то, сходи туда-то и т. д. Затем  человек начал обращать слова-приказы  на себя. Из внешнеорганизационной  функции слова родилась его внутриорганизационная  функция. Человек говорит себе «вставай»  и встает. Сначала функции, приказывающие  и исполнительские, были разделены, весь процесс, по выражению Выготского, был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. интрапсихологические.

Превращение интерпсихологического  отношения в интрапсихологическое Выготский назвал процессом интериоризации. Учение об интериоризации является одним  из ключевых в культурно-исторической теории Выготского. С помощью этого  учения он показал, как происходят филогенез  и онтогенез человеческой психики. Центральным моментом в этом процессе являются возникновение символической  деятельности, овладение словом, знаком.

Как в онтогенезе, так и  в филогенезе Выготский выделяет три стадии интериоризации. Первая — взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая — ребенок перенимает у  взрослого способ общения — начинает воздействовать словом на взрослого. Третья — ребенок начинает воздействовать словом на себя. Процесс формирования высшей психологической деятельности в онтогенезе растянут на десятилетия. Зарождаясь в речевом общении, он завершается в полноценной символической  деятельности. Человек овладевает ценностями культуры. Основными составляющими  внутреннего мира становятся значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные  компоненты). Таким образом, на основе понятия интериоризации Выготский  решил проблему перехода от непсихического к психическому. Высшие психические  функции согласно его учению сначала  образуются как внешние формы  деятельности и лишь потом в результате интериоризации становятся психическими процессами индивида[6]. 

 

19. Ощущение - психический  процесс. Его свойства, виды и  развитие

Ощущением называется психическое  отражение в коре головного мозга  отдельных свойств предметов  и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. В более широком  плане ощущения - продукты переработки  центральной нервной системой значимых для человека раздражителей, возникающих  в процессе его жизнедеятельности.          Существует несколько возможных вариантов классификации. Обычно используют следующие критерии: 1) по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя. Наиболее используемой является систематизация, предложенная И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений: 1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме; 3) проприорецептивные, с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Каждый тип ощущений дает свою специфическую информацию, его  утрата только частично может быть компенсирована развитием других форм чувствительности. Но в то же время  имеются и общие закономерности, характерные для всех видов ощущений. К ним относятся пороги ощущений, их адаптация и взаимодействие, контраст и синтезия.

Психологическая зависимость  между интенсивностью ощущения и  силой вызывающего его раздражителя определяется понятием «порог ощущений». Органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Эта способность и называется адаптацией ощущений. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей  называется сенсибилизацией. Иногда под  действием одного раздражителя могут  возникать ощущения, характерные  для другого – называется синестезией.  

Информация о работе Психологический модуль