Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 07:38, контрольная работа
Психология — (от греч. psyche— «душа» и logia— «понимание», «знание») в дословном переводе «наука о душе». Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изучения психологии стал использоваться более научный термин «психика». Психика, как и душа, — это субъективная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю реальность.
В современной психологии принято считать, что объектом психологического познания выступает психика человека, т. е. вся совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включающая в себя многие субъективные явления.
У различных психологических школ и течений нет единого мнения относительно предмета психологии. В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предметом является поведение. В отечественной психологии предметом является психически управляемая деятельность.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.
Деятельность ведущая - одна
из категорий отечественной
15. Понятие
о межличностных отношениях в
группе Место общения в
Взаимоотношения (синоним — межличностные отношения) в группе это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Система межличностных отношений
в малой группе в силу ее внутренней
психологической
Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.
Общественно-политические взаимоотношения
— это такие взаимоотношения,
которые возникают и
Служебные взаимоотношения — это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.
Внеслужебные взаимоотношения — отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д.
В юношеском общении отмечают
две противоположные тенденции:
расширение его сферы, с одной
стороны, и растущую индивидуализацию
— с другой. Первая проявляется
в увеличении времени, которое расходуется
на него, в существенном расширении
его социального пространства, в
расширении географии общения, в
особом феномене, получившем название
«ожидание общения» и выступающем
в самом поиске его, в постоянной
готовности к коммуникации. Об индивидуализации
общения свидетельствует
Юношеская общительность
часто бывает эгоцентричной, а потребность
в самовыявлении, раскрытии своих
переживаний — выше интереса к
чувствам и переживаниям другого. Отсюда
— взаимная напряженность в отношениях,
неудовлетворенность ими. Типичная
черта юношеских групп —
16. Общение, его формы и функции. Общение как условие развития
Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
В едином процессе общения обычно выделяют три стороны:
1. коммуникативную (передачу информации);
2. интерактивную (взаимодействие);
3. перцептивную (взаимовосприятие).
Можно выделить виду восемь функций (целей) общения:
1) контактная, цель, которой
- установление контакта как
2) информационный обмен
сообщениями, т. е. прием-
3) побудительная стимуляция
активности партнера по
4) координационная - взаимное
ориентирование и согласование
действий при организации
5) понимание - не только
адекватное восприятие смысла
сообщения, но понимание
6) эмотивное возбуждение
в партнере нужных
7) установление отношений
- осознание и форсирование
8) оказание влияния - изменение
состояния, поведения,
Общение — первый вид деятельности,
возникающий в процессе индивидуального
развития человека, за ним следуют
игра, учение и труд. Все эти виды
деятельности носят развивающий
характер, т. е. при включении и
активном участии в них ребенка
происходит его интеллектуальное и
личностное развитие. Общение рассматривается
как вид деятельности, направленной
на обмен информацией между
17. Социализация
как социокультурное явление.
Понятие социализации в
Социализация — это
процесс, посредством которого индивидом
усваиваются нормы его группы
таким образом, что через формирование
собственного «Я» проявляется уникальность
данного индивида как личности, процесс
усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых
для его успешного
Социализация охватывает
все процессы приобщения к культуре,
обучения и воспитания, с помощью
которых человек приобретает
социальную природу и способность
участвовать в социальной жизни.
В процессе социализации принимает
участие все окружение
Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов.
Социогенетический подход старается
объяснить особенности
Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).
Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин и др.).
Отечественная психология выделяет следующие факторы, влияющие на социализацию личности:
1.макрофакторы – страна, государство, общество, культура;
2.микрофакторы – семья,
микросоциум, институты
3.мезофакторы – этнос,
региональные условия, тип
Социальное развитие – процесс социализации человека, освоение им социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия.
18. Основные
положения культурно-
Лев Семенович Выготский (1896—1934) создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой стремился определить качественную специфику психического мира человека, разрешить проблему генезиса человеческого сознания и механизмов его формирования.
Марксистская философия
исходит из представления, что определяющую
роль во всей общественной жизни играет
материальное производство. Если животное
приспосабливается к окружающей
среде, то человек благодаря
Выготский различает два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание) функции. Высшие психические функции носят социальный характер.
Теория Выготского исходила
из мысли, что основная структура
общественной жизни должна определять
и структуру человеческой психики.
Так как жизнь общества основана
на труде, а человеческий труд характеризуется
применением орудии труда, то характерное
отличие человеческой психики от
психики животного тоже заключается
в применении своеобразных «орудий»
психической деятельности. Таким
орудием, посредством которого строится
сознание человека, по мысли Выготского,
является знак. Первые слова обеспечивали
организацию совместных действий. Это
были слова-приказы, обращенные к другим
и направленные на действия: сделай
то-то, сходи туда-то и т. д. Затем
человек начал обращать слова-приказы
на себя. Из внешнеорганизационной
функции слова родилась его внутриорганизационная
функция. Человек говорит себе «вставай»
и встает. Сначала функции, приказывающие
и исполнительские, были разделены,
весь процесс, по выражению Выготского,
был интерпсихологическим, т. е. межличностным.
Затем эти отношения
Превращение интерпсихологического
отношения в
Как в онтогенезе, так и
в филогенезе Выготский выделяет
три стадии интериоризации. Первая
— взрослый действует словом на
ребенка, побуждая его что-то сделать.
Вторая — ребенок перенимает у
взрослого способ общения — начинает
воздействовать словом на взрослого. Третья
— ребенок начинает воздействовать
словом на себя. Процесс формирования
высшей психологической деятельности
в онтогенезе растянут на десятилетия.
Зарождаясь в речевом общении, он
завершается в полноценной
19. Ощущение - психический процесс. Его свойства, виды и развитие
Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. В более широком плане ощущения - продукты переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей, возникающих в процессе его жизнедеятельности. Существует несколько возможных вариантов классификации. Обычно используют следующие критерии: 1) по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя. Наиболее используемой является систематизация, предложенная И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений: 1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме; 3) проприорецептивные, с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.
Каждый тип ощущений дает
свою специфическую информацию, его
утрата только частично может быть
компенсирована развитием других форм
чувствительности. Но в то же время
имеются и общие
Психологическая зависимость
между интенсивностью ощущения и
силой вызывающего его