Психологический модуль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 07:38, контрольная работа

Краткое описание

Психология — (от греч. psyche— «душа» и logia— «понимание», «знание») в дословном переводе «наука о душе». Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изучения психологии стал использоваться более научный термин «психика». Психика, как и душа, — это субъективная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю реальность.
В современной психологии принято считать, что объектом психологического познания выступает психика человека, т. е. вся совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включающая в себя многие субъективные явления.
У различных психологических школ и течений нет единого мнения относительно предмета психологии. В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предметом является поведение. В отечественной психологии предметом является психически управляемая деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 96.09 Кб (Скачать файл)

Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное  состояние, возникшее в связи  с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных  обстоятельств и сопровождающиеся явно выраженными двигательными  и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями.

Многие авторы выделяют и  практические чувства, связанные с  трудом, учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства  возникают вместе с нравственными  и обогащаются за счет последних.

Амбивалентность - несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т. д.). Апатия - вызванное утомлением, тяжелым  переживанием или болезнью эмоциональное  состояние безразличия, упрощения  чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений. Депрессия - подавленное эффективное состояние, характеризующееся отрицательным  эмоциональным фоном, снижением  побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций. Настроение - сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Страсть - сильное, стойкое и всеохватывающее  чувство, главенствующее над другими  чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти  всех его устремлений и сил. Стресс (эмоциональный) — эмоциональное  состояние, возникшее в ответ  на разнообразные экстремальные  действия (агрессоры) - угрозу, опасность, обиду и т. д. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, вчуствование в эмоциональный  мир другого человека[8].

В дошкольном возрасте у ребенка  появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной  сфере. Развитие в том и в другом направлениях проходит свои этапы, от образности до символизма.

25. Воля  как волевое действие Структура  волевого акта. Развитие произвольных  и волевых действий в онтогенезе

Воля - сознательное регулирование  человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая  проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения  и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для  выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана  осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к  такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого  в процессе и в результате его  исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Главную психологическую  функцию воли составляет усиление мотивации  и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые  действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно  и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в  таких свойствах как сила воли, настойчивость, выдержка, энергичность и др. Это - первичные (базовые) волевые  личностные качества, определяющие большинство  поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность, смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности  для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную  сторону своей психики и подчинять  свое поведение решению сознательно  поставленных задач), уверенность в  себе. Эти качества следует рассматривать  не только как волевые, но и как  характерологические.

К третичным следует отнести  волевые качества, теснейшим образом  связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности  и выполнить их).

К этой же группе относятся  качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и  своих обязанностей) и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом  волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном  волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание  мотивов, принятие решений, возникновение  намерения его осуществить, составление  плана его осуществления и  т. д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком  контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых  качеств личности;

г) с тем, что человек  сознательно ставит перед собой  все более трудные задачи и  преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого  времени.

Формирование волевых  качеств личности можно рассматривать  как движение от первичных к вторичным  и далее - к третичным качествам.

 

26. Внимание  как психическое состояние. Свойства  и виды внимания. Развитие внимания  в онтогенезе

Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно  не обнаруживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание  к чему-либо». Поэтому внимание следует  рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее  динамические особенности познавательных процессов. Внимание и обусловливает  избирательность, сознательный или  полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.

Внимание обладает определенными  параметрами и особенностями, которые  во многом являются характеристикой  человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие. 1)Концентрированность - показатель степени сосредоточенности  сознания на определенном объекте, интенсивности  связи с ним. 2) Интенсивность - эффективность  восприятия, мышления и памяти в  целом. 3) Устойчивость - способность  длительное время поддерживать высокие  уровни концентрированное и интенсивности  внимания. 4) Объем - показатель количества однородных стимулов, находящихся в  фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). 5)Распределение, то есть способность  сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. 6)Переключение внимания понимается как возможность  более или менее легкого и  достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением  функционально связаны и два  разнонаправленных процесса: включение  и отключение внимания.

Классификация основных типов  внимания обычно производится путем  разделения его реакции на: а) генетически  и социально обусловленные; б) непосредственные или опосредованные; в) происходящие автоматически или требующие  волевого усилия и контроля.

Условия развития хорошего внимания:

Ø  наличие широких и устойчивых интересов к данной деятельности;

Ø  умение заставлять себя произвольно сосредоточивать внимание в любое время на любом объекте;

Ø  научиться работать в неблагоприятных условиях. Работа, сопровождаемая отвлекающими раздражителями, закаляет внимание, делает его более устойчивым;

Ø  не настраиваться на невнимательную работу — она приучает человека быть невнимательным;

Ø  изучить специфику своего внимания, знать его сильные и слабые стороны[9].

27. Речь  и язык. Виды и функции речи. Развитие речи у детей и  роль общения для развития ребенка

Необходимо отличать понятия  «язык» и «речь», так как в некоторых  языках они имеют единое название. Но в научном рассмотрении данных понятий требуется разграничение.

Язык – это система  знаков, которая используется людьми для передачи сочетания звуков, имеющих  определенное значение.

Речь- это само общение, выражение  мысли.

Речь без усвоения языка  невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться  относительно независимо от человека.

Одна из основных функций  речи – коммуникативная, или функция  общения, представляет собой обмен  информацией, как между людьми, так  и внутреннюю речь человека, как  бы диалог с самим собой. Также  коммуникативная функция может  выступать как самовыражение  личности.

Сигнификативная функция, где  слово является носителем обобщения, понятия, сформировалась в общении, точнее в совместной общественной деятельности людей, которое включает их реальное, практическое и совершающееся посредством  речи идеальное общение, в единстве и взаимопроникновение одного и  другого.

Эмоциональная функция охватывает огромный диапазон в речевом поведении  человека. Эта функция реализуется  в художественной литературе, ораторском искусстве, в дискуссионной речи, дружеской беседе и т.п. В речи всегда, в большей или меньшей  степени, есть эмоционально – выразительные  моменты, которые проступают в ритме, в паузах, в интонациях, в модуляциях голоса.

Информационная, или функция  сообщения, состоит в том, что  язык служит средством познания, сбора  и оформления всех тех знаний, которые  накоплены людьми в процессе их сознательной деятельности.

Регулирующая функция  речи – это функция, лежащая в  основе произвольного поведения, и  является умением подчиняться речевой  инструкции взрослого.

Функция воздействия на других людей – это просьба, повеление, приказ. В этих случаях высказывание может и не содержать никакой  новой информации – оно передает волевой акт того, кто говорит.

Функция формирования и выражения  мысли – это почти непрерывно работающая функция, так как мысль  человека работает всегда. Это и  воспоминания, и подготовка к устному  высказыванию, и формирование письменного  текста, и творческая деятельность[10].

Существуют различные  виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.

В дошкольном возрасте соединяются  воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность  вызывать и произвольно манипулировать образами (в ограниченных, разумеется, пределах) при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка  возникает и начинает успешно  функционировать внутренняя речь как  средство мышления.

Общение как средство развития личности особенно сильно начинает сказываться  на ребенке с третьего уровня развития игры. Но и это еще только усвоение форм ролевого поведения, без которых  настоящее деловое и межличностное  общение взрослых невозможно. На четвертом  уровне развития игры сюжетно-ролевое  общение совершенствуется, создавая условия для более разностороннего  личностного развития ребенка.

Общение, складывающееся в  учебной деятельности, зависит от формы ее организации. Наиболее активным такое общение бывает в условиях групповых форм организации учебной  деятельности. 

 

28. Темперамент.  Свойства темперамента, физиологическая  основа темперамента. Особенности  детского темперамента

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих  динамическую и эмоциональную стороны  поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент  можно отнести к компонентам  личности, ибо его особенности, как  правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент  теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

1. Холерик - сильный тип  темперамента, проявляющийся в общей  подвижности и способности отдаваться  делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах  настроения, неуравновешенности.

2. Сангвиник - сильный тип  темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью,  разнообразием мимики, отзывчивостью  и общительностью, уравновешенностью.

3. Флегматик - сильный тип  темперамента, связанный с медлительностью,  инертностью, устойчивостью в  стремлениях и настроении, слабым  внешним выражением эмоций, низким  уровнем психической активности.

4. Меланхолик - слабый тип  темперамента, которому свойственны  замедленность движений, сдержанность  моторики и речи, низкий уровень  психической активности, легкая  ранимость, склонность глубоко  переживать даже незначительные  события, преобладание отрицательных  эмоций, сензитивность.

Информация о работе Психологический модуль