Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 07:38, контрольная работа
Психология — (от греч. psyche— «душа» и logia— «понимание», «знание») в дословном переводе «наука о душе». Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изучения психологии стал использоваться более научный термин «психика». Психика, как и душа, — это субъективная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю реальность.
В современной психологии принято считать, что объектом психологического познания выступает психика человека, т. е. вся совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включающая в себя многие субъективные явления.
У различных психологических школ и течений нет единого мнения относительно предмета психологии. В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предметом является поведение. В отечественной психологии предметом является психически управляемая деятельность.
Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает как его Я («образ Я», «Я-концепция»), система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменить свое поведение и осуществлять цели самовоспитания.
32. Условия,
факторы и движущие силы
Проблема генотипической
и средовой обусловленности развития
психики и поведения связана
с выяснением того, как соотносятся
данные человеку с рождения особенности
организма и генетически
Все современные ученые признают,
что психика и поведение
Развитие представляет собой
переход растущего организма
на более высокую ступень, и этот
переход может зависеть как от
созревания, так и от научения. Главный
вопрос состоит в выяснении того,
как соотносятся эти два
Другую и также не очень
популярную в наши дни теорию именуют
революционной теорией
Третья точка зрения, именуемая
вероятностной, или стохастической,
теорией развития, имеет в настоящее
время больше всего сторонников.
В ней утверждается, что конечный
результат развития, достигаемый
на каждой его ступени, изначально в
генотипе не заложен. Этот результат
также не может быть полностью
произвольным, совершенно не зависящим
от генотипа. Изменения, происходящие
на каждой ступени развития, связаны
и с генотипом, и со средой, но
сами по себе определяются случайным
стечением обстоятельств в
В психологии существует множество
возрастных классификаций
Наиболее полной и детализированной,
охватывающей весь жизненный цикл,
является возрастная периодизация Д. Бромлея.
Человеческую жизнь он рассматривает
как совокупность пяти циклов: утробного,
детства, юности, взрослости и старения.
Каждый из циклов состоит из ряда стадий.
Первый цикл состоит из четырех стадий
до момента рождения. С этого времени
развитие характеризуется сменой способов
ориентации, поведения и коммуникации
во внешней среде, динамикой интеллекта,
эмоционально-волевой сферы, мотивации,
социального становления
Цикл взрослости состоит из четырех стадий:
1) ранняя взрослость (21—25 лет);
2) средняя взрослость (26—40 лет);
3) поздняя взрослость (41—55 лет);
4) предпенсионный возраст (56—65 лет).
Цикл старения состоит из трех стадий:
1) удаление отдел (66—70 лет);
2) старость (71 и более лет);
3) последняя стадия —
болезненная старость и
Швейцарский психолог Ж.-Ж. Пиаже выделил три основных периода становления интеллекта с момента рождения и до 15 лет:
1) период сенсомоторного
интеллекта (0—2 года). В этом периоде
выделяются шесть основных
2) период подготовки и
организации конкретных
Д. Б. Эльконин выдвинул концепцию
периодизации психического развития детей,
основанную на понятии «ведущая деятельность».
Д. Б. Эльконин рассматривал три эпохи
— раннее детство, детство и подростковый
период. В каждой эпохе происходит
смена ведущих типов
Д. Б. Эльконин сделал акцент
на топологической характеристике возрастного
развития. В современной психологии
широкое распространение
1) период новорожденности — от момента рождения до 1—2 месяцев;
2) младенчество — первый год жизни;
3) раннее детство — второй и третий годы жизни;
4) дошкольное детство — от 3 до 6 лет;
5) младший школьный возраст — от 6 до 10—11 лет;
6) подростковый возраст — от 11—12 до 14—15 лет;
7) ранняя юность — до 17 лет.
Каждая стадия в развитии
ребенка характеризуется
33. Понятие о
психологических
Психологические новообразования
– это психологические
Новорожденность – основным новообразованием является комплекс оживления.
Младенчество (0 – 1) – прямохождение, функциональные действия, начало формирование предметно-действенного мышления, страх перед незнакомыми людьми, поиск одобрения у взрослого, полный синтез человеческого тела.
Раннее детство (1 – 3) – освоение предметных действий, складывается первичная самооценка, формирование первичных форм наглядно-образного мышления, становление внутреннего плана действий, складываются основные структуры языка, активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам.
Дошкольный возраст (3 – 7)
- формирование произвольных действий
и поступков знаменует собой
процесс возникновения нового типа
поведения, который в полном смысле
может быть назван субъектным; формирования
механизмов собственно субъектного
поведения и характера; формируются
общие и специальные
Отрочество (7 – 14) - в ходе
освоения полной структуры учебной
деятельности у ребенка младшего
школьного возраста складываются базовые
способности теоретического сознания
и мышления — анализ, планирование,
рефлексия; мышление приобретает абстрактный
и обобщенный характер; восприятие
приобретает характер организованного
наблюдения, осуществляющегося по определенному
плану; внимание становится целенаправленным
и произвольным, увеличивается его
объем, возрастает способность распределять
внимание между несколькими объектами;
эмоциональные переживания
Юность (14 – 21) - способности
к самоопределению и
Молодость (19 – 33) - возникает собственный уникальный внутренний мир; приходит ощущение устойчивости своего отношения к миру, своего социального и профессионального Я; формируется индивидуальный стиль деятельности.
Взрослость (32 – 42) - в промежутке
от 34 до 37 лет наступает второй пик
в развитии мышления взрослого человека,
устанавливаются все более
Сензитивный период развития
— период в жизни человека, создающий
наиболее благоприятные условия
для формирования у него определенных
психологических свойств и
34. Характеристика
основных парадигм
Первая из наиболее распространенных парадигмальных установок — в своем крайнем выражении — натурализм, понятийный строй которого задается соотношением «человек — природа». Теоретической схемой, описывающей процессы развития в натуралистских концепциях, является отношение «организм — среда», а носителем этих процессов — человек, как только природный индивид.
Признавая существенное влияние окружающей среды на развитие психических структур, натурализм решающее значение придает наследственным механизмам, врожденным задаткам, телесной организации генетической программе в целом. Среда, в силу своей чуждости организму, представляет собой хотя и важное, но лишь внешнее обстоятельство в прижизненном становлении психики.
Вторая парадигмальная установка
(наиболее характерная для советской
психологии) — это социоморфизм,
категориальной рамкой которого является
соотношение «человек — общество»;
здесь человек рассматривается
прежде всего как социальный индивид;
его сущность — не в природе
и не в нем самом, а в обществе.
Здесь само устройство общества есть
источник, основа и объяснительный
принцип происхождения и
Внутри естественнонаучного
подхода к изучению природы психических
явлений необходимо выделить и такую
частную, но чрезвычайно важную для
всякой науки парадигмальную установку,
как гносеалогизм, которая полагает,
что познавательное отношение человека
к миру является исходным и фундаментальным,
определяющим или обеспечивающим любые
другие его отношения. Психология развития
в данной парадигме сведена к
познавательному развитию, к возникновению
и становлению когнитивных
Наиболее кардинальной альтернативой
вышеобозначенным парадигмальным установкам
(прежде всего натурализму и