Психологический модуль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 07:38, контрольная работа

Краткое описание

Психология — (от греч. psyche— «душа» и logia— «понимание», «знание») в дословном переводе «наука о душе». Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изучения психологии стал использоваться более научный термин «психика». Психика, как и душа, — это субъективная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю реальность.
В современной психологии принято считать, что объектом психологического познания выступает психика человека, т. е. вся совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включающая в себя многие субъективные явления.
У различных психологических школ и течений нет единого мнения относительно предмета психологии. В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предметом является поведение. В отечественной психологии предметом является психически управляемая деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 96.09 Кб (Скачать файл)

Большинство исследователей темперамента выделяют такие его  свойства, теснейшим образом связанные  между собой и с качествами характера:

1. сензитивность - особенность  человека, проявляющаяся в возникновении  чувствительности (психической реакции)  на внешний раздражитель наименьшей  силы;

2. реактивность - особенность  человека, связанная с силой эмоциональной  реакции на внешние и внутренние  раздражители;

3. активность - способность  человека, заключающаяся в преодолении  внешних и внутренних ограничений  в производстве, в общественно-значимых  преобразованиях, в присвоении  богатств, усвоении духовной культуры;

4. темп реакций - особенность  человека, заключающаяся в скорости  протекания психических процессов,  а в определенной мере и  психических состояний;

5. пластичность - ригидность - особенности человека гибко  и легко приспосабливаться к  новым условиям, либо костно, инертно,  нечувствительно вести себя в  изменившихся условиях;

6. экстраверсия-интроверсия  - особенности человека, выражающиеся  в преимущественной направленности  активности личности либо вовне  (на мир внешних объектов: окружающих  людей, событий, предметов), либо  внутрь (на явления собственного  субъективного мира, на свои переживания  и мысли).

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной  системы. На данной физиологической  основе могут образоваться различные  системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут  различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться  тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в поведении  человека.

Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению  человека, накладывает характерный  отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность его  психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков  человека, ни его убеждений, ни моральных  устоев.

Каждый ребенок появляется на свет с ему только свойственными, определяемыми наследственностью  и внутриутробным развитием задатками. Задатки в определенной мере определяют потенциальные возможности развития большинства анатомических, ряда физиологических  и некоторых психических свойств  ребенка. Тип высшей нервной деятельности, особенности строения и функционирования органов чувств каждого ребенка  отличаются врожденными особенностями.

Надо иметь в виду, что  от природных особенностей могут  зависеть особенности формирования у ребенка тех или иных психических  качеств и в известной мере — конечный результат этого формирования. Однако для темперамента эта зависимость  более значительна, для других (черт характера, способностей) — менее, для  третьих (знаний, интеллигентности) несущественна.

Возраст человека непосредственно  влияет на проявление темперамента. В  дошкольном возрасте наиболее ярко обнаруживаются обладатели уравновешенного, инертного  и слабого типов, так как они  контрастируют с такими возрастными  особенностями дошкольников как:

а) высокая чувствительность;

б) быстрое восстановление сил;

в) слабость процессов возбуждения  и торможения;

г) неуравновешенность процессов  возбуждения и торможения.

В процессе определения типа темперамента у детей дошкольного  возраста необходимо опираться на жизненные  показатели нервной системы. Жизненными показателями силы/слабости НС являются:

— сон: скорость засыпания, глубина  сна (крепкий или неглубокий), тревожный  или спокойный;

— реакция на голод: крик, плач, спокойствие, вялость;

— восстановление сил: быстрое, медленное.

Жизненными показателями силы возбуждения являются:

— длительность сохранения высокого уровня работоспособности  при длительной напряженности;

— устойчивость положительного эмоционального фона;

— проявление смелости в  непривычных условиях. 

 

29. Характер. Структура  и развитие. Акцентуации характера  у подростков

Характер может быть определен  как система устойчивых свойств  личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой  работе, к досугу и т. д.

В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное  отношение личности к отдельным  сторонам действительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся  в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся  в отношениях человека с другими  людьми, т. е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в  отношении человека к самому себе (самокритичность-завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая  подсистема это совокупность отношений  человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость-скупость и др.).

Первые признаки возникновения  и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления  характера. В этот период человеку присуща  возрастная сензитивность, оптимальное  сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные  и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие  к людям, черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери (лица, ее заменяющего) с ребенком.

Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и  другие так называемые «деловые»  качества, как и их антиподы, формируются  позднее в детских играх, в  доступных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся  в отношениях с людьми, в общении, оформляются в начальных классах  школы, когда у ребенка резко  расширяется круг контактов с  новыми школьными друзьями и с  учителями.

Волевые черты характера  развиваются и закрепляются в  подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней юности. К окончанию  школы характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все  иные свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоциональные процессы и  состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных  черт характера, при котором наблюдаются  не выходящие за пределы нормы  отклонения в психологии и поведении  человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные  состояния психики, чаще всего наблюдаются  в подростковом и раннем юношеском  возрасте. Объясняет этот факт автор  классификации так: при действии психогенных факторов, адресующихся к месту наименьшего сопротивления, могут наступать временные нарушения  адаптации, отклонения в поведении[11]. 

 

30. Понятие способностей. Способности и задатки. Виды  и развитие способностей

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические  особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении  и легкость овладения ими. Способности  не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся  у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении  определяется не одной, а системой различных  способностей, при этом они могут  взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд  классификаций способностей. Наиболее значимая из них:

1) природные (или естественные) способности в основе своей  биологически обусловленные, связанные  с врожденными задатками, формирующиеся  на их базе, при наличии элементарного  жизненного опыта через механизмы  научения типа условно-рефлекторных  связей);

2) специфические человеческие  способности, имеющие общественно-историческое  происхождение и обеспечивающие  жизнь и развитие в социальной  среде (общие и специальные  высшие интеллектуальные способности,  в основе которых лежит пользование  речью, логикой, теоретические  и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности  в свою очередь подразделяются  на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных  видах деятельности и общения  и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого  рода задатки и их развитие. Эти  способности, как правило, могут  дополнять и обогащать друга, но каждая из них имеет собственную  структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому  мышлению, и практические, лежащие  в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне  одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью  в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости  к различной обстановке, вхождения  в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и  предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием  людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Подавляющее большинство  психологов считает, что задатки - это  некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические  особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).

Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Важным моментом у детей  в развитии способностей является комплексность - одновременное совершенствование  нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который  обеспечивает высокое умение усваивать  готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот, 

 

31. Направленность  в структуре личности. Виды направленностей

Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим  компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность - система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения  и т. д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает  организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния (например, преодоление отрицательных психических  состояний с помощью положительно доминирующей мотивации) и познавательные, эмоциональные, волевые психические  процессы (в частности, высокая мотивация  в развитии процессов мышления имеет  не меньше значение, чем способности).

Направленность наряду с  доминирующими мотивами имеет и  иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется  не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности  человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессиональной («гуманитарной» или  «технической») и бытовой (человек  для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью  и действенностью.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной  психологии нет единой теории формирования и развития личности. Например, биогенетический  подход (С.Холл, 3. Фрейд и др.) считает  основой развития личности биологические  процессы созревания организма, социогенетический (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) - структуру  общества, способы социализации, взаимоотношения  с окружающими и т. д., психогенетический (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) - не отрицая  ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. Правильнее, видимо, считать, что личность не просто результаты биологического созревания или матрица специфических условий  жизни, но субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид  постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты.

Информация о работе Психологический модуль