Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков 15-16 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
Гипотеза: уровень агрессивного поведения подростка изменится при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.

Содержание

Введение………………………………………...…………………....………… 3
Глава 1 Коррекция агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема
1.1. Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе……………………………………….………………………...................... 5
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков….…. 11
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………………. 19
Глава 2 Исследование агрессивного поведения подростков 15-16 лет
2.1. Этапы, методы и методики исследования………….……………….…... 32
2.2. Характеристика выборки и анализ результата исследования…………. 42
Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков…………………………...……………….………………….. 50
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…..…. 55
3.3. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………….. 67
Заключение.………………………………………………….………………… 73
Библиографический список.…………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 323.93 Кб (Скачать файл)

Оклендер А. считает, что иногда ребенка воспринимают как агрессивного, если он просто выражает свой гнев. В гневе он может разбить тарелку или ударить другого ребенка. Акты агрессии часто называют антисоциальными. У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии [42, с. 207]: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.

Первая – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы              [71, с. 105]:

Первая форма – это социализированная. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Обычно используется агрессия для привлечения внимания, выражать свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания, ребенок успокаивается и прекращает свои вызывающие действия.

У этих детей внешнее проявляется физическая агрессия. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними.

Вторая форма – это несоциализированная. Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению.

Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, чем девочки, однако это не совсем так. Агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается

Реан А.А. считает, что мальчишеская агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема, и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые «искусницы» с раннего детства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики же контролируют свою агрессию хуже, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора [61, с. 6].

Таким образом, переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. Все это влияет на поведение подростков. Виды агрессивного поведения различны у учащихся подросткового возраста. На это влияет и эмоциональное состояние подростков (гнев, ненависть, взрывы ярости и др.), и биологические факторы (особенности нервной системы, половое развитие и др.), психические факторы (особенности темперамента, самооценку и др.), и социальное окружение детей (улица, школа, сверстники и др.).

 

1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет

Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка – поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio).

По определению И.В. Дубровиной: «Психологическая коррекция – это определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза       [18, с. 4].

По мнению А.Б. Петровой: «Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели» [13, с. 94].

По определению А.А. Осиповой: «Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия» [43, с. 7].

При осуществлении коррекционных воздействий необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип единства коррекции  и развития. Это значит, что решение  о необходимости коррекционной  работы принимается только на  основе психолого-педагогического  анализа внутренних и внешних  условий развития ребенка.

2. Принцип единства возрастного  и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный  подход к ребенку в контексте его возрастного развития [18, С. 8-9].

3. Принцип коррекции  «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый      Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента.

4. Принцип коррекции  «снизу вверх». При реализации  этого принципа в качестве  основного содержания коррекционной  работы рассматриваются упражнение  и тренировка уже имеющихся  психологических способностей, т.е. подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.

5. Принцип единства диагностики  и коррекции развития. Задачи  коррекционной работы могут быть  поняты и поставлены только  на основе полной диагностики  и оценки ближайшего вероятностного  прогноза развития, который определяется  исходя из зоны ближайшего  развития ребенка.

6. Деятельностный принцип  осуществления коррекции. Этот принцип  определяет выбор средств, путей  и способов достижения поставленной  цели. Деятельностный принцип основан  на признании того, что именно  активная деятельность самого  ребенка является движущей силой  развития. Этот принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности подростка в сотрудничестве со взрослым [43, С.13-14].

Организация психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет начинается с построения дерева цели предстоящей деятельности.

Дерево целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в которой выделены: генеральная цель; подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней [60, с. 98].

Генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

  1. Теоретически обосновать психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков.
    1. Изучить состояние проблемы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков в психолого-педагогической литературе.
      1. Анализ литературы по теме психолого-педагогической коррекции  агрессивного поведения подростков.
      2. Охарактеризовать этапы, методы и методики исследования.
    2. Определить особенности агрессивного поведения подростков.
      1. Выявить возрастные особенности агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
      2. Выявить психологические особенности агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
    3. Обосновать теоретически психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
      1. Разработать модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
      2. Разработать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
  2. Экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
    1. Провести констатирующий этап исследования агрессивного поведения подростков 15-16 лет
      1. Охарактеризовать выборку исследования агрессивного поведения подростков 15-16 лет
      2. Провести первичную диагностику агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

2.1.3. Проанализировать полученные результаты исследования агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

2.2. Провести формирующий этап психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

2.2.1. Реализовать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

2.3. Провести контрольный этап психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

2.3.1. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

2.3.2. Разработать рекомендации  по психолого-педагогической коррекции  агрессивного поведения подростков15-16 лет.

На основе дерева целей мы составили модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

Модель – это, как правило, искусственно созданный объект в виде схемы, математических формул, физической конструкции, наборов данных и алгоритмов их обработки и т.п. [48, с. 398]. Под «моделью» в педагогике и психологии понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов [66, с. 21].

Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определённой модели коррекции:

- Общая модель коррекции  – это система условий оптимального  возрастного развития личности  в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений  человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между  ними; использование различных видов  деятельности для развития системности  мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий  охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента. Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учёт состояния клиента.

- Типовая модель коррекции  основана на организации практических  действий на различных основах; направлена на овладение различными  компонентами действий и поэтапное  формирование различных действий.

- Индивидуальная модель  коррекции включает в себя  определение индивидуальной характеристики  психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных  проблем; выявление ведущих видов  деятельности или проблем, определение  уровня развития различных действий; составление программы индивидуального  развития с опорой на более  сформированные стороны, действия  ведущей системы для осуществления  переноса полученных знаний в  новые виды деятельности и  сферы жизни конкретного человека           [43, с. 27].

Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею. В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей: оптимизация социальной ситуации развития; развитие видов деятельности ребенка; формирование возрастно-психологических новообразований. В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3.Фрейд, М. Клайн и др.), либо в дефицитарной или искаженной среде или объединяют эти точки зрения. А отсюда цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды и научения его новым формам поведения   [29, с. 48].

Моделирование в психологии – построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности [28, с. 301].

В.И. Долгова предлагает в процессе моделирования формирования эмоциональной устойчивости исходить из свойств системности исследуемого явления [16, с. 49]. Это наличие цели, элементов, структуры. Их достоверность определяется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями, которые выделяют для этого необходимые ресурсы. В психологическом словаре В.Н. Зинченко, Б.Г. Мещерекова авторы касаются следующих особенностей модели: построение моделей протекания неких психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности. Выполняется путем предоставления испытуемому различных средств, которые могут включаться в структуру деятельности. Авторы подчеркивают, что к моделям предъявляются требования:

- оптимальность – в  модели можно представить лишь  те свойства и отношения, функциональное  значение которых определяет  ход деятельности; в этом смысле  модель должна несколько упрощать  действительность;

- наглядность – модель  должна интерпретироваться быстро, без значительных интеллектуальных  усилий; учет культурных стереотипов  привычного направления хода  деятельности, направления от начала  до конца, и системность информации [54, с. 86].

Целенаправленное воздействие психокоррекции осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из методов и приёмов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет