Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 08:51, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет. Объект исследования: агрессивное поведение подростков 15-16 лет. Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет. Гипотеза: уровень агрессивного поведения подростка изменится при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.
Содержание
Введение………………………………………...…………………....………… 3 Глава 1 Коррекция агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема 1.1. Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе……………………………………….………………………...................... 5 1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков….…. 11 1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………………. 19 Глава 2 Исследование агрессивного поведения подростков 15-16 лет 2.1. Этапы, методы и методики исследования………….……………….…... 32 2.2. Характеристика выборки и анализ результата исследования…………. 42 Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения 3.1. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков…………………………...……………….………………….. 50 3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…..…. 55 3.3. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………….. 67 Заключение.………………………………………………….………………… 73 Библиографический список.…………
На основании вышеперечисленного составим
нашу теоретическую модель психолого-педагогическую
коррекцию агрессивного поведения подростков
15-16 лет (см. рисунок 1).
Рисунок
1 - Модель психолого-педагогической коррекции
агрессивного поведения подростков 15-16
лет
Модель актуальна, поскольку
позволяет на основе одной проблемы работать
в нескольких направлениях. Наша модель
охватывает все формы работы педагога-психолога
для получения полной картины по вышеназванной
проблеме как до проведения психолого-педагогической коррекции, так и после.
Для того, чтобы реализовать
цель, поставленную нами по снижению уровня
агрессии у подростков 15-16 лет необходимо
провести следующие мероприятия:
I. Диагностический блок
– выявить, на каком уровне
агрессия проявляет себя у подростков
15-16 лет. Для этого мы используем валидные,
наиболее часто используемые методики
в области исследования агрессии:
Тест
«Диагностика состояния агрессии» А. Басс
– А. Дарки. Предназначен для диагностики
агрессивных и враждебных реакций;
Тест
«Оценка агрессии в отношении» А. Ассингер.
Позволяет определить, достаточно ли человек
корректен в отношении с окружающими;
Тест
«Руки» Э. Вангер. Данный проективный тест
направлен на диагностику индивидуальных
особенностей личности, оценку и прогнозирование
открытого агрессивного поведения, проведение
глубинного исследования потребностей
и мотивов поведения.
II. Коррекционный блок
– проведение коррекционной работы
по следующим направлениям:
а) групповая работа с учащимися.
Психологическую коррекционную
работу с агрессивными подростками целесообразно
строить по различным формам агрессивного
поведения с учетом уровней агрессии.
Первый уровень - переживания
эмоционально-негативных состояний с
эмоциями раздражения, недовольства, гневливости.
Именно поэтому на первом этапе работы
с агрессивными подростками необходимо
обучение их различным формам саморегуляции,
начиная от дыхательных упражнений до
более сложных форм аутогенной тренировки.
Второй уровень связан эмоционально-личностным,
дифференцированным отношением, поэтому
на втором этапе целесообразно акцентировать
внимание на психо-коррекционных мерах
воздействия, ориентированных на личностные
установки. К наиболее стандартным приемам
относят планомерное и систематическое
обсуждение проблемы, вызывающей дистресс,
т.е. стресс, вредящий организму; дистанцирование
от нее с последующей переоценкой; формирование
новых форм психологической поддержки
в кризисных ситуациях.
На завершающем этапе ведущей
задачей становится формирование осознанной
необходимости изменения стиля поведения.
Так как к концу подросткового периода
развитие способности к произвольному
поведению и рефлексии происходит на уровне
самосознания, то необходимо поднимать
уровень нравственного развития воспитанников
через усвоение ими культурных и духовных
ценностей. Конечной целью воспитательных
усилий является формирование устойчивого
уровня правового и морального самосознания
с учетом факторов способствующих росту
самосознания, главным из которых следует
считать адекватное восприятие образа
«Я» с незначительным расхождением между
реальной и идеальной самооценкой, а так
же высоким уровнем самоконтроля и способности
самостоятельно действовать оптимальным
образом в различных жизненных ситуациях
[65, с. 68].
б) Работа с родителями.
Взаимодействие с родителями
учащихся занимает важнейшее место в структуре
психопрофилактики агрессии подростков,
поскольку предпосылки формирования последней
нередко закладываются в семье, а уже сформировавшийся
стереотип агрессивного поведения проявляется
вне семьи. Поэтому эффективность психопрофилактической
работы может быть достигнута только в
том случае, если родители будут работать
сообща с психологом.
На первом этапе необходимо
провести беседу с родителями. Необходимо
проинформировать их о возрастных особенностях
детей, характеристика их социально-педагогической
ситуации.
На следующем этапе целесообразно
проинформировать родителей об уровне
агрессии подростков в общей форме. Задача
этого этапа – обратить внимание родителей
на поведение собственного ребёнка.
Последний шаг в выступлении
– это формулирование конкретных рекомендаций
для родителей по содействию снижения
уровня агрессии подростков [37, С. 202-204].
в) Работа с педагогами.
С целью предупреждения дальнейшего
развития агрессивного поведения подростков
15-16 лет в условиях школы необходимо разработать
мероприятия, затрагивающих не только
самих учащихся, но и других участников
образовательного процесса – педагогический
коллектив:
- психолого – педагогические
консилиумы;
- семинары для педагогов,
в рамках которых создаются
«средовые» условия для успешной
школьной жизни учащихся;
- проведение педагогами
классных часов, направленных на
профилактику агрессии непосредственно
у учащихся.
На психолого – педагогических
консилиумах значительное внимание должно
уделяться объяснению того, какое влияние
может оказать агрессивное поведения
подростков на развитие самого ребенка
и его окружения это будет влиять на его
деятельность и будущую жизнь.
На психолого-педагогических
консилиумах обсуждаются и разрабатываются
рекомендации по работе с агрессивными
подростками, примером которых могут служить
модель А.И. Фурмана пошагового изменения
поведения [72, с. 130]:
1-й шаг. «Осознание»: расширение
информации о собственной личности и проблеме
агрессивного поведения.
2-й шаг. «Переоценка собственной
личности»: оценка того, что ребенок
чувствует и думает о своем
поведении и себе самом.
3-й шаг. «Переоценка окружения»:
оценка того, как агрессивное
поведение влияет на окружение.
4-й шаг. «Внутригрупповая
поддержка»: открытость, доверие и
сочувствие группы при обсуждении
проблемы агрессивного поведения.
5-й шаг. «Катарсис»: ощущение
и выражение собственного отношения
к проблеме агрессивности.
6-й шаг. «Укрепление»: поиск,
выбор и принятие решения действовать,
формирование уверенности в способности
изменить поведение.
7-й шаг. «Поиск альтернативы»:
обсуждение возможных замен агрессивному
поведению.
8-й шаг. «Контроль за
стимулами»: избегание или противостояние
стимулам, провоцирующим агрессивное
по ведение.
9-й шаг. «Подкрепление»:
самопоощрение или поощрение
со стороны окружающих за изменением
поведения.
10-й шаг. «Социализация»:
расширение возможностей в социальной
жизни в связи с отходом от
агрессивного поведения.
Для успешного проведения
психолого-педагогической работы с учащимися
учитель получает от психолога методические
разработки – программу классных часов,
а также чёткие инструкции о том, как её
нужно проводить. «Инструктирование»
педагогов проводится в режиме семинара
– тренинга, задачами которого являются:
1. Просветительская – информирование
педагогов о психологических особенностях
учащихся данного возраста;
2. Обучающая – обучении навыкам
распознавания тревожных детей и оказания
им психологической поддержки;
3. Психопрофилактическая –
выработка системы единых педагогических
требований к учащимся.
Таким образом, роль психолога
в психопрофилактике агрессивного поведения
подростков при работе с педагогическим
коллективом заключается в том, что он
объясняет – какое влияние может оказать
не контролируемая агрессия подростка,
на развитие самого ребенка, его окружение,
успешность его деятельности, его будущее.
III. Аналитический блок
– для оценки эффективности
проведённой коррекционной работы
мы проводим повторную диагностику
по ранее использованным методикам
с целью выявления результата,
а так же применяем математическую
обработку данных для подтверждения
наших результатов.
IV. Прогностический блок
– разработка рекомендаций учителям,
родителям и учащимся по снижению
и профилактики уровня агрессивного поведения
подростков 15-16 лет.
В итоге по проведённым мероприятиям
можно будет проследить реализацию цели
по снижению и профилактики уровня агрессивного
поведения подростков 15-16 лет.
Таким образом, для организации
проведения психолого-педагогической
коррекционной программы необходимо посторенние
дерево целей и моделирование предстоящей
работы. Так же следует проводить психолого-педагогическую
коррекцию по трем направлениям – это
работа с детьми, родителями и педагогами.
Работа при этом должна проводиться параллельно
– для положительного результата психолого-педагогической
коррекции агрессивного поведения подростков
15-16 лет.
Вывод по первой главе
Таким образом, агрессия рассматривается
как отдельные действия с целью нанесение
физического или психологического ущерба
другому человеку. В то время агрессивность
рассматривается как свойство личности,
отражающее предрасположенность к проявлению
агрессии и может иметь различную степень
выраженности. Агрессивное поведение
– это враждебные действия, целью которого
является нанесения страдания, причинения
ущерба другим людям и живым существам.
Но гармонично развитая личность должна
иметь определенную степень агрессивности
и стремление к самоутверждению, соревновательности
и активность во взаимодействии. Отсутствие
агрессивности приводит к податливости,
неумению отстаивать свои интересы, неспособности
преодолевать препятствия.
Наиболее выражено агрессивность
проявляется в переходе от детства к взрослости,
и составляет основное содержание и специфическое
отличие всех сторон развития в этот период
- физического, умственного, нравственного,
социального. По всем направления происходит
становление качественно новых образований,
появляются элементы взрослости в результате
перестройки организма, самосознания,
отношений с взрослыми и товарищами, способов
социального взаимодействия с ними, интересов,
познавательной и учебной деятельности,
содержания морально-этических норм, опосредствующих
поведение, деятельность и отношения.
Все это влияет на поведение подростков.
Виды агрессивного поведения различны
у учащихся подросткового возраста. На
это влияет и эмоциональное состояние
подростков, и биологические факторы,
психические факторы и социальное окружение
детей.
Исходя из выше перечисленного
для организации проведения психолого-педагогической
коррекционной программы необходимо посторенние
дерево целей и моделирование предстоящей
работы. Так же следует проводить психолого-педагогическую
коррекцию по трем направлениям – это
работа с детьми, родителями и педагогами.
Работа при этом должна проводиться параллельно
– для положительного результата психолого-педагогической
коррекции агрессивного поведения подростков
15-16 лет.
Глава 2. Организация исследования агрессивного
поведения учащихся подросткового возраста
2.1. Этапы, методы и методики
исследования
Данное исследование проводилось
в 11 «А» классе МОУ СОШ №2 г. Копейска, Челябинской
области. Наше психолого-педагогическое
исследование походило в три этапа:
1. Поисково-подготовительный
этап: теоретическое изучение психолого-педагогической
литературы, подбор методик для
исследования. На этом этапе выполнено
изучение психолого-педагогической
литературы по проблеме агрессивного
поведения подростков 15-16 лет. Были
подобраны методики с учетом
возрастных характеристик и темы
исследования.
2. Опытно-экспериментальный
этап: проведение констатирующего
эксперимента, проведения психолого-педагогической
программы и формирующий эксперимент,
обработка результатов. Была проведена
психодиагностика испытуемых по
трем методикам. Затем полученные
результаты были обработаны, выражены
в виде диаграмм и сведены
в общие таблицы.
3. Контрольно-обобщающий
этап: анализ и обобщение результатов
исследования, формулирование выводов,
проверка гипотезы.
В исследовании коррекции
агрессивного поведения подростков были
использованы следующие методы и методики:
Теоретические: анализ психолого-педагогической
литературы, обобщение.
Эмпирические: эксперимент,
метод математической обработки, тестирование
по методикам и проективная методика:
Опросник «Диагностика состояния агрессии»
А. Басса – А. Дарки, Тест «Оценка агрессивности
в отношениях» А. Ассингера, проективная
методика исследования личности тест
«Руки» Э. Вагнера.
Охарактеризуем использованные
методы и методики исследования:
1. Анализ литературы
– это метод научного исследования,
предполагающий операцию мысленного
или реального расчленения целого
(вещи, свойства, процесса или отношения
между предметами) на составные части,
выполняемая в процессе познания или предметно-практической
деятельности человека
[10, с. 331].
2. Обобщение – это
форма приращения знания путём мысленного перехода
от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует
и переходу на более высокую ступень абстракции [27, с. 395].
3. Эксперимент – метод
сбора фактов в специально
созданных условиях, обеспечивающих
активное проявление изучаемых
психических явлений
[52, с. 38].
Эксперимент в педагогике
и психологии является одним из основных
методов научного познания, при помощи
которого в контролируемых и управляемых
условиях исследуются явления действительности;
в психолого-педагогическом исследовании
направлен на выявление изменений в поведении
человека при планомерном манипулировании
определяющими это поведение факторами
[62, с. 610].