Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 08:51, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет. Объект исследования: агрессивное поведение подростков 15-16 лет. Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет. Гипотеза: уровень агрессивного поведения подростка изменится при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.
Содержание
Введение………………………………………...…………………....………… 3 Глава 1 Коррекция агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема 1.1. Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе……………………………………….………………………...................... 5 1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков….…. 11 1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………………. 19 Глава 2 Исследование агрессивного поведения подростков 15-16 лет 2.1. Этапы, методы и методики исследования………….……………….…... 32 2.2. Характеристика выборки и анализ результата исследования…………. 42 Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения 3.1. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков…………………………...……………….………………….. 50 3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…..…. 55 3.3. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………….. 67 Заключение.………………………………………………….………………… 73 Библиографический список.…………
С. Фешбах, разграничивая друг
от друга экспрессивную, враждебную и
инструментальную агрессии, нашел различия
между ними. Экспрессивная агрессия представляет
собой непроизвольный взрыв гнева и ярости,
нецеленаправленный и быстро прекращающийся,
причем источник нарушения спокойствия
не обязательно подвергается нападению
[35, с. 357].
Наиболее важно различение
враждебной и инструментальной агрессии.
Целью первой является главным образом
нанесение вреда другому, в то время как
вторая направлена на достижение цели
нейтрального характера, а агрессия используется
при этом лишь в качестве средства.
Инструментальную агрессию
С. Фешбах подразделяет на индивидуально
и социально мотивированную, можно также
говорить о своекорыстной и бескорыстной
агрессии. Среди форм агрессивных реакций
разработанные
А. Бассом, встречаются в различных источниках
и необходимо выделить следующие [57, с.
156]:
Физическая агрессия (нападение)
- использование физической силы против
другого лица.
Косвенная агрессия - действия,
как окольными путями направленные на
другое лицо (сплетни, злобные шутки), так
и ни на кого не направленные взрывы ярости
(крик, топанье ногами, битье кулаками
по столу, хлопанье дверьми и др.).
Вербальная агрессия - выражение
негативных чувств как через форму (крик,
визг, ссора), так и через содержание словесных
ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Склонность к раздражению
- готовность к проявлению при малейшем
возбуждении вспыльчивости, резкости,
грубости.
Негативизм - оппозиционная
манера поведения, обычно направленная
против авторитета или руководства. Может
нарастать от пассивного сопротивления
до активной борьбы против установившихся
законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций
отмечаются:
Обида - зависть и ненависть
к окружающим, обусловленные чувством
горечи, гнева на весь мир за действительные
или мнимые страдания.
Подозрительность - недоверие
и осторожность по отношению к людям, основанные
на убеждении, что окружающие намерены
причинить вред.
Так же можно найти и такую
классификацию, как [7, с. 16]:
Разделение
по направленности на объект:
- Гетероагрессия – направленность
на окружающих: убийства, изнасилования,
нанесение побоев, угрозы, оскорбления,
ненормативная лексика и т.д.
- Аутоагрессия – направленность
на себя: самоуничижение вплоть
до самоубийства, саморазрушающее
поведение, психосоматические заболевания.
Разделение
по причине появления:
- Реактивная агрессия
– представляет собой ответную
реакцию на какой-то внешний
раздражитель (ссора, конфликт и
пр.).
- Спонтанная агрессия
– появляется без видимой причины,
обычно под влиянием каких-то
внутренних импульсов (накопление
отрицательных эмоций, неспровоцированная
агрессия при психических заболеваниях).
Разделение
по целенаправленности:
- Инструментальная агрессия
– совершается как средство
достижения результата: спортсмен,
добивающийся победы; стоматолог, удаляющий
больной зуб; ребенок, громко требующий
от матери, чтобы она купила
ему игрушку и пр.
- Целевая (мотивационная) агрессия
– выступает как заранее спланированное
действие, цель которого – нанесение
вреда или ущерба объекту: школьник,
который обиделся на одноклассника
и избил его; мужчина, специально
нецензурно бранящий жену и
пр.
Таким образом, агрессия рассматривается
как отдельные действия с целью нанесение
физического или психологического ущерба
другому человеку. В то время агрессивность
рассматривается как свойство личности,
отражающее предрасположенность к проявлению
агрессии и может иметь различную степень
выраженности. Агрессивное поведение
– это враждебные действия, целью которого
является нанесения страдания, причинения
ущерба другим людям и живым существам.
Но гармонично развитая личность должна
иметь определенную степень агрессивности
и стремление к самоутверждению, соревновательности
и активность во взаимодействии. Отсутствие
агрессивности приводит к податливости,
неумению отстаивать свои интересы, неспособности
преодолевать препятствия.
1.2. Особенности проявления
агрессивного поведения у подростков
По мнению А. Пикиной, агрессия
присуща каждому человеку, так как является
инстинктивной формой поведения, основной
целью которого является самозащита и
выживание в мире. Но человек, в отличие
от животных, с возрастом приучается трансформировать
свои природные агрессивные инстинкты
в социально-приемлемые способы реагирования,
т.е. у нормальных людей происходит социализация
агрессии [45].
Исходим из того, что агрессивность
человека и его склонность к агрессивному
поведению существенно детерминируются
особенностями его индивидуального развития.
В появлении агрессивного поведения участвуют
многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные
особенности, внешние физические и социальные
условия. Но решающую роль в формировании
агрессивного поведения личности, по мнению
большинства исследователей данного вопроса,
играет ее непосредственное социальное
окружение.
Характер агрессивного поведения
во многом определяется возрастными особенностями
человека. Каждый возрастной этап имеет
специфическую ситуацию развития и выдвигает
определенные требования к личности. Адаптация
к возрастным требованиям нередко сопровождается
различными проявлениями агрессивного
поведения [39, с. 69].
Проблема отклонения в поведении
в подростковом возрасте одна из центральных
психолого-педагогических проблем. В этот
период не только происходит коренная
перестройка ранее сложившихся психологических
структур, но возникают новые образования,
закладываются основы сознательного поведения,
вырисовывается общая направленность
в формировании нравственных представлений
и социальных установок [22].
Подростковый возраст является
одним из наиболее сложных периодов развития
человека. Несмотря на относительную кратковременность
(с 14 до 18 лет), данные период практически
во многом определяет всю дальнейшую жизнь
индивидуума. Именно в подростковом возрасте
преимущественно происходит формирование
характера и других основ личности. Эти
обстоятельства: переход от опекаемого
взрослыми детства к самостоятельности,
смена привычного школьного обучения
на другие виды социальной деятельности,
а также бурная гормональная перестройка
организма – делают подростка особенно
уязвимым и податливым к отрицательным
влияниям среды [34, с. 5].
Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую
концепцию подросткового возраста и описал
три возможных типа развития личности
подростка.
Для первого типа развития
характерно резкое, бурное и кризисное
течение, переживаемое подростком как
второе рождение, итогом которого является
становление нового «Я». Развитие ребенка
по второму типу предполагает главные,
медленные и постепенные изменения подростка,
без глубоких потрясений и сдвигов в собственной
личности. Третий тип развития предполагает
активный и сознательный процесс самовоспитания,
путь самостоятельного преодоления внутренних
тревог и кризисов, что возможно за счет
развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины
[1, с. 84].
Главными психологическими
новообразованиями этого возраст
Э. Шпрангер считал открытие «Я», возникновение
рефлексии, осознание подростком своей
индивидуальности.
Ребенок на этой стадии наиболее
чувствителен к восприятию негативного,
отрицательного, что побуждает его либо
к агрессивной самозащите, либо пассивной
меланхолии.
Бурный рост, созревание организма,
происходящие психологические изменения
- всё это отражается на функциональных
состояниях подростка. Повышается активность,
значительного роста энергии. Но этот
период и повышенной утомляемости, снижается
работоспособность и продуктивность.
С повышенной утомляемостью связано в
усиленном росте, требующем много сил
и снижающем выносливость [19, с. 439].
В это время увеличивается
количество обид, ссор между детьми, а
также между детьми и взрослыми, в том
числе и родителями, где ссоры происходят
в более грубой и резкой манере, чем раньше.
Дети в это время часто проявляют повышенную
вспыльчивость, обидчивость, прежде всего
по отношению к взрослым.
Этот период зависит от отношения
семьи к подростку. Родителям необходимо
перестраивать отношения от детской зависимости
на взаимное уважение и равенство, так
как в этот период развивается чувство
взрослости [54, с. 350], которая
выражает новую жизненную позицию подростка
по отношению к себе, к людям и к миру; определяет
направление и содержание его социальной
активности, систему новых стремлений
и переживаний. Чувство взрослости проявляется
в желании, чтобы и сверстники, и в первую
очередь взрослые относились к нему как
к взрослому человеку. В общении в частности
это проявляется в требовании подростка
разговаривать с ним на равных [63].
Если родители и старшие члены
семьи учитывают взрослые возможности
подростка, относятся к нему с уважением
и доверием, помогают ему преодолевать
трудности в учении и других видах деятельности,
помогают устанавливать взаимоотношения
с товарищами, сохраняют контакт с ним,
то тем самым они создают благоприятные
условия для развития личности подростка
[19, с. 441].
Дубинко Н.А. считает, что развитию
подростковой агрессии родители способствуют
двумя основными способами [17, с. 98].
Первый способ эмоциональное
отвержение, т.е. родители отвергают своих.
Отцы страдают повышенной тревожностью,
неуверенностью в себе и большими переживаниями
по поводу своей маскулинности и сексуальных
возможностей. Матери провоцируют развитие
агрессивности подростков реже. Обычно
это происходит, когда они либо считают,
что дети выросли и должны решать свои
проблемы самостоятельно, либо когда переживают
«вторую молодость» и занимаются устройством
своих личных дел.
Второй способ ужесточение
контроля, т.е. родители, стремятся контролировать
каждый шаг своего ребенка. Нормальные
юноши и девушки, которым не дают превратиться
в самостоятельную личность, превращаются
в бунтарей. Вследствие чего происходит
формирование деструктивного и асоциального
характера подростка.
Конфликтуя с родителями, молодежь
обычно переносит свою агрессивность
на лиц, архетипически им соответствующих,
- учителей, врачей, психологов и других
специалистов. Это важно учитывать всем
профессионалам, к которым родители приводят
своих детей, не умея с ними справиться.
Некоторые особо впечатлительные юноши
и девушки распространяют этот перенос
и на своих сверстников, поведение которых,
по их мнению, сходно с поведением взрослых.
А поскольку со временем все их сверстники
взрослеют, то они сужают круг общения
до ребят, которые младше их по возрасту
(тем более что проявлять свою агрессию
среди них более безопасно).
Агрессивные подростки, при
всём различии их личностных характеристик
и особенностей поведения, отличаются
некоторыми общими чертами. К таким чертам
относится бедность ценностных ориентаций,
их примитивность, отсутствие увлечений,
узость и неустойчивость интересов. У
этих детей, как правило, низкий уровень
интеллектуального развития, повышенная
внушаемость, подражательность, недоразвитость
нравственных представлений. Им присуща
эмоциональная грубость, озлобленность,
как против сверстников, так и против окружающих
взрослых. У таких подростков наблюдается
крайняя самооценка (либо максимально
положительная, либо максимально отрицательная),
повышенная тревожность, страх перед широкими
социальными контактами, эгоцентризм,
неумение находить выход из трудных ситуаций,
преобладание защитных механизмов над
другими механизмами, регулирующими поведение.
Вместе с тем среди агрессивных подростков
встречаются и дети хорошо интеллектуально
и социально развитые. У них агрессивность
выступает средством поднятия престижа,
демонстрация своей самостоятельности,
взрослости [65, с. 50].
Известно, что у ребенка в подростковом
возрасте происходит переориентация одних
ценностей на другие. Подросток стремится
занять новую социальную позицию, соответствующую
его потребностям и возможностям. При
этом социальное признание, одобрение,
принятие в мире взрослых и сверстников
становится для него жизненно необходимым.
Лишь их наличие обеспечивает переживание
подростком чувства собственной ценности.
Неслучайно поэтому истоки агрессивности
подростков лежат, как правило, в семье,
в отношениях ее членов (ссоры, отторжение
ребенка, его принуждение, в том числе
наказанием, страхом и т.п.) и в меньшей
мере в противодействии со сверстниками,
учителями.
Первую группу подростков
характеризует устойчивый комплекс аномальных,
аморальных, примитивных потребностей,
стремление к потребительскому времяпрепровождению,
деформация ценностей и отношений, эгоизм,
равнодушие к переживаниям других, неуживчивость,
отсутствие авторитетов являются типичными
особенностями этих детей. Они эгоцентричны,
циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы,
дерзки, драчливы. В их поведении преобладает
физическая агрессивность.
Вторую группу составляют
подростки с деформированными потребностями,
ценностями. Обладая более или менее широким
кругом интересов, они отличайся обостренным
индивидуализмом, желанием занять привилегированное
положение за счет притеснения слабых,
младших. Их характеризует импульсивность,
быстрая смена настроения, лживость, раздражительность.
У этих детей извращены представления
о мужестве и товариществе. Им доставляет
удовольствие чужая боль. Стремление к
применению физической силы проявляется
у них ситуативно и лишь против тех, кто
слабее.
Третью группу подростков
характеризует конфликт между деформированными
и позитивными потребностями ценностями,
отношениями, взглядами. Они отличаются
односторонностью интересов, приспособленчеством,
притворством, лживостью. Эти дети не стремятся
к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении
преобладают косвенная и вербальная агрессивность.
В четвертую группу входят
подростки, которые отличаются слабо деформированными
потребностями, но в то же время, отсутствием
определенных интересов и весьма ограниченным
крутом общения. Они безвольны, мнительны,
заискивают перед более сильными товарищами.
Для этих детей типична трусливость и
мстительность. В их поведении преобладают
вербальная агрессивность и негативизм
[64, С. 102-104].
По мнению Е.С. Наумовой, основными
причинами проявлений детской агрессивности
являются: стремление привлечь к себе
внимание сверстников; стремление получить
желанный результат; стремление быть главным;
защита и месть; желание ущемить достоинство
другого с целью подчеркнуть свое превосходство
[40].