Роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: «Я-образ» как система представлений индивида о самом себе.
Предмет исследования: связь межличностных отношений с формированием «Я-образа».
Гипотеза исследования: существует связь между формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, и особенностями их межличностных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА…………………..………..……………………..6

1.1. Сущность понятия межличностных отношений ….…………….……………6
1.2.Определение понятия «Я-образ» ………….…………………………………..22
1.3. Особенности психического развития подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома…………………...……37

ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА………………………………………..….…….53

2.1. Организация исследования, методы исследования …….…………………...53
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………………..…59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………….……………………78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….81

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Роль межличностных отношений в формировании Я образа.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Выделяют факторы, влияющие на межличностные отношения.

К таким факторам относятся:

1.                   Социологические факторы (социальный статус, профессия, образование),

2.                   Социально-психологические факторы (ценностные ориентации, межличностный статус),

3.                   Психологические факторы (характер, стереотипы поведения),

4.                   Психофизиологические факторы (темперамент, эмоциональность, реактивность организма).

Рассмотрим более подробно некоторые из этих факторов, относящиеся к теме нашего исследования и поэтому требующие особого внимания.

Социальное мышление —фактор, представляющий  собой совокупность индивидуального представления человека о самом себе,
о своем месте в мире социума, а также социальные установки, убеждения и суждения. Их анализ дает возможность изучить психологические закономерности взаимодействия и общения индивидов между собой, с группой и между группами в рамках той или иной общности. [27;14.]

Социальные убеждения и суждения — мощнейший фактор, определяющий социальное поведение индивида в тех или иных обстоятельствах жизни. В огромной мере поведение индивида зависит от того, как люди интерпретируют (объясняют) других. Наши заключения о поступках людей очень важны: ведь этим определяются наши реакции и решения относительно других.

Установки - благоприятные или неблагоприятные оценочные реакции на что-либо или на кого-либо, которые выражаются во мнениях, чувствах, а также в целенаправленном поведении. Установка— это неосознаваемая готовность к действию. Психологи считают, что любое воздействие на человека можно рассматривать с точки зрения теории установки. Когда оно имеет социальную природу, то говорят о социально-психологической природе установки.

Принято различать понятия «установка» и «социальная установка», несмотря на схожесть слов, раскрывающих их содержание: «склонность», «направленность», «готовность». В рамках общей психологии под установкой действительно понимается состояние готовности субъекта к определенной активности, что обусловливается действием двух факторов:

—потребностью субъекта;

—соответствующей объективной ситуацией.

Установка бывает ситуативная и фиксированная. Последняя есть закрепленная в случае повторения ситуации настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности в данной ситуации.

В социальной психологии под социальной установкой понимается определенное состояние сознания и нервной системы, организованное и основанное на предшествующем опыте. В западной социальной психологии вместо термина «социальная установка» применяется термин «аттитюд». В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

1)убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки);

2)эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная, аффективная составляющая);

3)соответствующая реакция, которая, в частности, может отражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Полагают, что социальная установка выполняет важные для субъекта функции. Эти функции следующие:

                   адаптивная (утилитарная): установка направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

                   когнитивная: установка дает упрощенные указания о способе поведения по отношению к конкретному объекту;

                   регулятивная: установка выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

                   защитная: установка способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

                   стабилизирующая: установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, обеспечивает сохранность ее направленности в непрерывно изменяющихся ситуациях;

                   автомативная: установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

                   ригидная: установка выступает как фактор инертности, косности деятельности, затрудняющей приспособление к новым ситуациям.

Взаимодействие социальной установки и поведения представляет собой достаточно сложный, далеко не однозначный феномен.

Установка подразумевает оценку. Установка — это связь, создаваемая человеком, между объектом и его оценкой. Когда связь прочна, столкновение с объектом вызывает соответствующую установку. Чем сильнее будет связь, тем сильнее становится установка. Впоследствии ситуация может автоматически вызывать определенную установку. Если установки рождаются как результат жизненного опыта, они скорее всего будут закреплены и станут определять поступки.

Социальным стереотипом считается относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта — группы, человека, события, явления и т.п. Стереотипы — это общие мнения о распределении
тex или иных черт в группах людей.

Стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых и социуме, очень часто предвзятых. Чем менее близки между собой люди, тем больше они руководствуются в своих отношениях стереотипами. Или чем меньше группа, чем менее она влиятельна, тем больше ее члены оперируют стереотипами.

Социальный стереотип далеко не всегда точен. Возникая в условиях ограниченной информации об объекте, стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а то и реакционную роль, искажая знания людей и серьезно деформируя межличностные взаимодействия.

Наличие социального стереотипа играет существенную роль в оценке мира. Он позволяет сокращать время реагирования на меняющуюся реальность, ускоряет процесс познания.

Основные свойства стереотипов:

                   они способны влиять на принятие человеком решения, нередко самым нелогичным образом;

                   в зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы едва ли не автоматически «подсказывают» одни доводы в отношении какого-то события, явления и вытесняют из сознания другие, противоположные первым;

                   стереотип обладает выраженной конкретностью.

Стереотипы бывают: позитивные, негативные, нейтральные, чрезмерно обобщенные, чрезмерно упрощенны, точные, приблизительные.

Определение истинности или ложности социального стереотипа обычно строится на анализе конкретной ситуации. Любой стереотип, будучи истинным в одном случае, в другом может оказаться ложным
и, следовательно, неэффективным при ориентации субъекта в окружающем мире.

Предрассудок, или предубеждение, — это установка, которая препятствует адекватному восприятию сообщения или действия, это суждение до всякого выяснения истинного положения вещей. В предрассудке объединяются аффект (чувства), поведенческая тенденция (склонность действовать определенным образом) и знания (убеждения). Обычно предрассудок — это неоправданно негативная установка. Человек нередко не осознает или не желает осознавать свою предубежденность и рассматривает свое отношение к объекту предупреждения как следствие объективной или самостоятельной оценки. Предрассудок (предубеждение) может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, исходящих из личного опыта, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе. Нередко предрассудок используется для оправдания тех или иных, порой неблаговидных, поступков. Как и стереотипы, предрассудки весьма устойчивы.

Итак, прежде всего необходимо различать два основных вида отношений: общественные отношения и межличностные отношения.

Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. То есть субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения

Межличностные отношения- это система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент;

2) эмоциональный (аффективный) компонент;

3) поведенческий.

Важнейшая специфическая черта межличностных отношений — эмоциональная основа. Эмоциональная составляющая межличностных отношений отражает тот факт, что сами эти отношения возникают и складываются под влиянием определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Понятно, что перечень таких чувств и эмоциональных проявлений безграничен, и все же их многообразие можно свести к трем большим группам.

                   конъюнктивные.

                   дизъюнктивные

                   нейтральные чувства.

Мокшанцев Р. так же выделяет несколько форм межличностных отношений:

1. Межличностные отношения «навстречу людям»;

2. Межличностные отношения «от людей»;

3. Межличностные отношения «против людей».

К факторам, влияющим на межличностные отношения, относятся:

1.                   Социологические факторы (социальный статус, профессия, образование),

2.                   Социально-психологические факторы (ценностные ориентации, межличностный статус),

3.                   Психологические факторы (характер, стереотипы, установки),

4.                   Психофизиологические факторы (темперамент, эмоциональность, реактивность организма).


1.2.Определение понятия «Я-образ»

 

Проблемой исследования «Я-образа» занимались: У.Джемс, К.Хорни, Ч.Кули, З.Фрейд, К.Ясперс, Р.Бернс, С.Л.Рубенштейн, Л.С.Выготский, А.В.Петровский, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, В.В.Столин, И.И.Чеснокова, В.С.Мухина, М.И.Лисина и другие.

В зарубежной и в отечественной психологии с момента появления термина

«Я-образ» он рассматривался как особое психологическое образование в рамках самосознания. В исследовании «образа Я» можно выделить три направления: первое опиралось на выделение и изучение компонентов, структуры, содержания и поуровневого развития «образа Я»; второе – на изучение внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие и становление «образа Я»; третье рассматривало развитие «образа Я» во временной динамике.

Первым, кто выделил  и охарактеризовал «образ Я» как отдельное личностное образование, имеющее содержание и компоненты, был У.Джемс.

Изучая самосознание, он выделил глобальное, личностное «Я» (Self), которое рассматривал как двойственное образование и разграничивал его на «познающее Я» (буквально – «Я», местоимение 1 лица единственного числа) и «эмпирическое Я», обозначающее словом «me» («мое»- все то, что человек может назвать своим).

«Эмпирическое Я», понимаемое как «образ Я», У.Джемс подразделял на четыре  компонента: «материальное Я» - одежда, собственность; «социальное Я» - то, кем признают данного человека окружающие; «духовное Я» - совокупность психических способностей и склонностей, «физическое Я» - тело.

«Образ Я» с момента своего появления и описания, имеет сложную и многокомпонентную структуру.

Поуровневую структуру «образа Я» выделил К.Ясперс. Исследуя процесс общения между индивидами, он различал несколько уровней коммуникации. Каждому из этих уровней коммуникации соответствует свой уровень в «образе Я». К.Ясперс  различал четыре уровня «образа Я». Первый – «эмпирическое Я». Оно подчинено инстинкту самосохранения, стремится к удовольствиям  и избегает страдания. Второй- сознание вообще. На этом уровне «Я» осознает себя носителем знаний. Третий - «Я», осознающее себя частью целого (народа, нации, государства). Четвертый – наиболее глубокий уровень «Я». Это – экзистенция, суть самых глубоких и интимных сторон души. Данные уровни «образа Я» характеризуют индивида как существо биологическое, мыслящее, социальное, духовное.

М. Розенберг, исследуя устойчивость «образа Я» во времени, предложил следующую классификацию: «настоящее Я» (каким индивид видит себя в действительности в данный момент); «динамическое Я» (каким индивид поставил себе целью стать); «фантастическое Я» (каким следует быть, исходя из усвоенных индивидом норм и образцов); «будущее» или «возможное Я» (каким, как кажется индивиду, он может стать); «идеализированное Я» (каким приятно видеть себя) и целый ряд «изображаемых Я» - образов и масок, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие –то отрицательные черты своего «реального Я». Все эти образы характеризуют не только внутренний мир индивида, но и его реальные взаимодействия с другими людьми, а также его жизненный опыт.

Одним из первых, кто начал изучать «Я» человека как источник внутренней силы, был З.Фрейд. По мнению З.Фрейда, развитие «Я» ребенка есть приспособление, адаптация его к окружающей среде.

Э.Эриксон, исследуя формирование идентичности в юношеском возрасте, опирался на понятие «образ Я» индивида, который складывался из физических, эмоциональных и социальных трансформаций периода юности. Э.Эриксон прослеживает тесную взаимосвязь между «образом Я» и идентичностью, которая включает в себя, с одной стороны, роли, принимаемые индивидом при взаимодействии с другими людьми (социальное Я), а с другой стороны, то, каким индивид считает себя в самом деле (подлинное Я). Э.Эриксон выделил внутренние (личностные) и внешние (социальные) факторы, оказывающие влияние на развитие «образа Я» в юношеском возрасте.

Информация о работе Роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома