Роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: «Я-образ» как система представлений индивида о самом себе.
Предмет исследования: связь межличностных отношений с формированием «Я-образа».
Гипотеза исследования: существует связь между формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, и особенностями их межличностных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА…………………..………..……………………..6

1.1. Сущность понятия межличностных отношений ….…………….……………6
1.2.Определение понятия «Я-образ» ………….…………………………………..22
1.3. Особенности психического развития подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома…………………...……37

ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА………………………………………..….…….53

2.1. Организация исследования, методы исследования …….…………………...53
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………………..…59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………….……………………78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….81

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Роль межличностных отношений в формировании Я образа.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

2) этап приятельских отношений — возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном  и эмоциональном уровнях;

3) товарищеские отношения — сближение взглядов и оказание поддержки друг другу; характеризуются доверием [53; 48].                                                                                                  Отношения можно классифицировать на: устойчивые и ситуативные, прочные и непрочные, поверхностные и глубокие.                                                                                                   Межличностные отношения также можно классифицировать по глубине вовлеченности личности в отношения на: отношения знакомства, приятельские отношения, товарищеские отношения, супружеские отношения, любовные отношения.[31;15]                                                                                                                                                                        Важнейшая специфическая черта межличностных отношений — эмоциональная основа.                                                                                                                                                                        Эмоциональная составляющая межличностных отношений отражает тот факт, что сами эти отношения возникают и складываются под влиянием определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Понятно, что перечень таких чувств и эмоциональных проявлений безграничен, и все же их многообразие можно свести к трем большим группам.

1.Чувства, сближающие, объединяющие людей (конъюнктивные). В этом случае каждая из сторон рассматривает другую как желаемый объект,  в отношении  которого есть готовность к сотрудничеству.

2.Чувства, разъединяющие людей (дизъюнктивные). Тогда каждая
из сторон выступает как неприемлемая, нежелательная для другой стороны, и совместные действия, не говоря уже о сотрудничестве между такими  личностями, становятся практически либо невозможны, либо неэффективны.

3.Нейтральные чувства. Выражают состояние неопределенности в рамках межличностных отношений.[2;2]

Выделяется так же валентность отношений: положительная, отрицательная, противоречивая, безразличная. [3;68]

Отношения проявляются: в согласии или несогласии; симпатии или антипатии; понимании или непонимании; сочувствии и сопереживании или отсутствии таковых и так далее.

Мокшанцев Р. так же выделяет несколько форм межличностных отношений:

1.. Межличностные отношения «навстречу людям»;

2.  Межличностные отношения «от людей»;

3.  Межличностные отношения «против людей».

1. К межличностным отношениям типа «навстречу к людям» относятся следующие:

Любовь — чрезвычайно сложное чувство индивида, выражающее: — высокую степень эмоционального положительного отношения к объекту. В этом случае объект выделяется среди других и помещается в центр жизненных потребностей и интересов субъекта.

Психологи установили наличие тесной связи между способностью
к любви и отношением субъекта к самому себе.

Близость—тип межличностных отношений двух людей, когда на
основе сотрудничества утверждаются личные ценности. Близость — взаимно приспособительное поведение, направленное на достижение взаимного удовлетворения и чувства безопасности своего положения.

Дружба — вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений.

Характеризуется: взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации (стремления быть в обществе других людей), взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Отношения дружбы предполагают необходимость: взаимопонимания,

взаимной откровенности и открытости, доверительности, активной взаимопомощи, взаимного интереса к делам и переживаниям другого, искренности, бескорыстия чувств. Это один из важных факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции.

Приятельские отношения — предполагают в целом доброжелательные, взаимозаинтересованные отношения, но без особой глубины и устойчивости. Чувствам искренности, открытости, доверительности еще предстоит развиваться, если для этого сложатся необходимые, вполне определенные обстоятельства, предпринимаемые усилиями обоих партнеров.

Альтруизм как помощь другим. Основная идея альтруизма — идея бескорыстия.

Коллективистская идентификация возникает в рамках совместной, обычно групповой, деятельности как форма гуманных отношений. Психологическая основа коллективистской идентификации — это складывающаяся в совместной деятельности готовность субъекта чувствовать, переживать и действовать в отношении другого так, как если бы им был он сам. Важно иметь в виду, что коллективистская идентификация не сводится к индивидуальным предпочтениям членов группы, не зависит от личных симпатий и внешних факторов.

2. К межличностным отношениям типа «от людей» относятся
следующие.

«Аутизм» — представляет собой крайнюю форму психологического состояния, выражающуюся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и в погружении в мир собственных переживаний.

Термин «аутизм» используется для описания как психических нарушений, так и нормальной психики. В норме термином «аутизм» стали пользоваться при описании  индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией человека на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке, событий, что сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, проигрыванию их ролей, неадекватным эмоциональным реагированием на их поведение.

Безразличие — одна из  существенных моделей межличностного
поведения, нередко оказывающая серьезное влияние на судьбы тех
или иных людей. Безразличие как форма межличностных отношений зависит от множества факторов как внешнего, так и внутреннего свойства.

Среди факторов внешнего порядка можно указать следующие:

«эффект очевидца», неопределенность ситуации, давление времени, личное незнакомство с пострадавшим; личностные, прежде всего статусные, характеристики пострадавшего.

Определенное влияние на проявления безразличия оказывают факторы внутреннего порядка. К ним следует отнести:

—эмоциональные состояния, такие как гнев, ярость, злость, страх, депрессия, глубокая печаль, а также «усталость от сочувствия» или «сенсорная перегрузка»;

—личностные черты того, кто не помогает нуждающемуся.

Конформизм — проявление конформности. Конформность — это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляется в изменении поведения человека и его установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Внешняя (публичная) конформность — это демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение либо избежать порицания или более жестких санкций группы. Далеко не всегда такая конформность предполагает личностное согласие с принудительно соблюдаемыми групповыми нормами.

Конформность внутренняя (личная) — это действительно преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих. Субъект оценивает эти позиции как более обоснованные и объективные, чем собственную точку зрения.

Обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и преобладающим в группе мнением в пользу мнения группы. Человек подстраивает свое поведение под кажущиеся ему чуждыми эталоны. Зависимость человека от группы вынуждает его искать согласие с ней, неважно — подлинное или мнимое.

Имеет место конформность или нет, дает ответ на вопрос: остаются ли поведение субъекта и его убеждения теми же самыми вне воздействия группы или нет. Конформность возникает там и тогда, где и когда имеет место конфликт между мнением индивида и мнением группы, а преодоление этого конфликта осуществляется в пользу группы.

Специально проведенные исследования показали, что причины податливости члена группы мнений и других усматриваются в личных особенностях участников экспериментов:

      низкая самооценка, признание каких-либо дефектов собственного восприятия;

      менее развитый интеллект;

      более низкий уровень развития самосознания;

      другие малоизученные и вообще не изученные факторы.

Эгоизм — это ценностная ориентация субъекта, сущностной чертой
которой является приоритет, преобладание в деятельности человека личных, своекорыстных интересов и потребностей безотносительных интересов других людей и социальных групп. Выраженное проявление эгоизма — отношение к другому человеку как к объекту, как к средству достижения собственных, своекорыстных целей.

3. К межличностным отношениям типа «против людей» относятся следующие:

Негативизм — немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Это своеобразная форма межличностных отношений, в рамках которой социальная независимость выступает как альтернатива конформности, как самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции индивидом. Это не исключает солидарности личности с группой, но не в силу ее давления на субъекта, а на основе сознательного согласия с ней.

Негативизм может проявляться:

                   как клиническая форма, т.е. как бессмысленное сопротивление;

                   как ситуативная реакция или черта личности, обусловленная потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего «Я»;

                   как следствие сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей.

Психологическая основа негативизма — установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм общения, ожиданий членов конкретной социальной группы. Это установка на протест по отношению к данной группе и отвержение конкретной личности как таковой.

Под негативизмом понимают и сильное сопротивление, оказываемое индивидом групповому давлению. Индивид как бы демонстрирует крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы. Эксперименты показали, однако, что негативизм далеко не всегда есть подлинная независимость. Иногда это может быть специфический случай конформности, а именно «конформность наизнанку». Это означает, что индивид хотя и ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, но фактически вновь
зависит от группы, поскольку ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. он вновь оказывается привязанным к групповому мнению, только теперь с обратным знаком. Такой негативизм характерен для подростков. Считается, что позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность и   независимость.

Неприязнь к другим — форма негативного отношения к другому
человеку или другим людям, что может сопровождаться или не сопровождаться негативным поведением.

Источником неприязни чаще всего оказываются:

                   установки предвзятости, предрассудки;

                   потребности в социальной идентификации: разделение на «мы» и «они». В конечном счете, в рамках такого разделения удовлетворяется потребность в самоидентификации: существует тенденция характеризовать свою собственную группу позитивно, чтобы позитивно оценивать себя.

Конфликт как враждебность — упорно воспринимаемая несовместимость интересов, целей, действий индивидов. Обычно участники (или один из них) твердо стоят на позиции силы. Каждый рассматривает другого как противника. Цель поведения в конфликте — победа любой ценой.

Ненависть — стойкое активное негативное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям. Ненавидеть кого-то — значит, быть готовым действовать по отношению к нему агрессивно.

Ненависть формируется как:

                   острое недовольство, вызванное нежелательным развитием событий;

                   систематическое накопление более слабых воздействий от источника негативных переживаний, и тогда предметом ненависти становится реальная или воображаемая причина этих событий.

Агрессия как причинение вреда другим отличается от агрессии как
причинения вреда самому себе (аутоагрессия). В первом случае агрессия — это поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба другому человеку, группе людей либо на уничтожение их. Часто такое поведение возникает как реакция субъекта на препятствия достижению цели и сопровождается гневом, враждебностью, ненавистью. От подобной реактивной агрессии в различных ее проявлениях (экспрессивная, импульсивная, аффективная агрессия) следует отличать враждебную агрессию характеризующуюся целенаправленным осознанным намерением нанесения вреда другому, и инструментальную агрессию, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения.

Агрессивные действия могут направляться субъектом и на самого себя, принимая форму аутоагрессивности (например, суицид).

В формировании самоконтроля над агрессией и в сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации, децентрации, помогающих человеку понимать другого и сопереживать ему, что способствует формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.[27;154]

Информация о работе Роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома