Социально-психологические детерминанты командообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация

Краткое описание

Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

дисертация.doc

— 4.98 Мб (Скачать файл)

 

197

2. Упражнения, требующие физической активности:

Упражнение «Мяч». Участники группы выстраиваются в круг или сидят на месте. Ведущий просит их передавать мяч в произвольном порядке, но так, чтобы мяч побывал у каждого только по одному разу. Затем, когда упражнение выполнено без ошибок, ведущий просит проделать то же самое, но за более короткий срок, а потом на время. После этого он просит проделать эту операцию за минимально короткий срок.

Упражнение «Узел». Выбирается доброволец , который выходит за дверь или отворачивается к стене лицом. В этом время остальные участники группы становятся в круг и крепко держат друг друга за руки. Они должны максимально «запутаться», не разрывая рук. После того как группа «запуталась», приглашается доброволец. Его задача - распутать участников, так, чтобы образовался первоначальный круг.

Упражнение «Фигура». У всех членов команды завязаны (закрыты) глаза. Команда должна выстроиться в квадрат (ромб, треугольник и т.д.) за максимально короткое время.

Упражнение «День рождения». Всем членам команды необходимо выстроиться в порядке своих дней рождения (по годам, месяцам, дням). При этом не разрешается говорить и писать, можно пользоваться только языком знаков и тела.

Упражнение «Надувная кукла». Это упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности участников группы, на тренировку мышечного расслабления. Ведущий играет роль «насоса»: он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться»: участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий спускает куклы, и игроки с шипением («ш-ш-ш!») расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить два-три раза.

 

Упражнение «спутанные цепочки». Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» — изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Упражнение «чемпионат борьбы на пальцах». По команде ведущего участники группы разбиваются на пары случайным образом. Ведущий объявляет о начале необычного соревнования — чемпионата борьбы на пальцах. С помощью одного из членов группы ведущий показывает, как

 

198

происходит поединок. Большой палец правой руки поднимается вверх, остальные четыре пальца захватывают пальцы соперника. Задача каждого игрока - производя энергичные движения большим пальцем, увернуться от нападения соперника и прижать его большой палец к боковой стороне указательного. Победители проводят поединки между собой до выявления абсолютного чемпиона. Вся игра занимает минимальное время, однако мгновенно разряжает напряженную обстановку в группе, снимает усталость и задает мажорный тон работе.

Упражнение «шестерка». Каждый участник группы (начиная с ведущего) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три... Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков. Понятно, что вместо шестерки можно использовать другие цифры.

Упражнение «встреча взглядами».

Вариант I. Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача — встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

Вариант П. Отличается противоположной постановкой задачи - ни с кем не встретиться взглядом.

Помимо цели разминки, эта игра развивает навыки социальной перцепции.

■ Упражнение «коллективный счет». Участники стоят в кругу, опустив 
головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы - называть 
по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, 
не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, 
никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается 
договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя 
одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если 
нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий 
требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится 
увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. 
Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к 
себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент 
промолчать или пришла пора озвучить число.

■ Упражнение «любое число». Еще одна игра, которая может быть 
преподнесена участникам группы как способ проверки их умений понимать 
друг друга без слов. Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот 
мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного 
количеству участников группы. Ведущий командует: "Три-четыре!". 
Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При 
этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может 
остаться сидеть.

 

199

■ Упражнение «Хлопки по кругу». Хорошо известный факт, который заключается в том, что психическое состояние, сильно зависит от физической активности, обыгрывается в этом упражнении. Ведущий дает инструкцию о том, что все участники должны по очереди 1 раз хлопать в ладоши, двигаясь по часовой стрелке, а когда ведущий внезапно хлопнет 2 раза, то движение хлопка начинается в другу сторону. По ходу игры участники будут допускать ошибки, которые необходимо обсудить по окончанию упражнения. Это упражнение направлено на ускорение процессов групповой динамики, на фокусирование внимания.

 

200

Приложение 11

Описание процедур комплектования подгрупп

Способ № 1. Выбираются «лидеры» будущих подгрупп. Они бросают жребий и по очереди выбирают себе членов команды до тех пор, пока все участники не будут разобраны.

Способ № 2. Если «лидеров» оказывается больше, чем может быть реальных подгрупп, тогда используется другой способ комплектования. «Лидеры» садятся на стулья по кругу. Задача остальных участников выбрать «своего» лидера, подойти к нему и положить на его плечо руку. Таким образом, образуются подгруппы, в которых лидеры набирают наибольшее количество «голосов». Оставшиеся участники по взаимному согласию распределяются в уже образованные группы.

Способ № 3. Простое разбиение группы на небольшие подгруппы. Ведущий просит участников рассчитаться по порядку на первый-второй и, таким образом, скомплектовать необходимое количество подгрупп.

Психогимнастическое упражнение «Молекула». Упражнение проходит в энергичном темпе, участники интенсивно передвигаются по комнате. Они представляют собой отдельные «атомы». Всякий обмен фразами запрещается. Атомы находятся в броуновском движении: могут сцепляться и присоединяться друг к другу и могут, наоборот, отсоединяться. Задача всех участников образовать 3 молекулы. Молекулы — более жизнестойкие образования, чем атомы. Молекулы могут состоять не более, чем из 6-7 атомов (в зависимости от того сколько человек в группе и необходимого количества подгрупп). Как только участники образуют определенную молекулу, они становятся подгруппой.

 

201

Приложение 12

Описание упражнений на тему управленческой команды

1. Упражнение «Что такое управленческая команда?».

Участникам предлагается подготовить публичное выступление на тему: «Что такое управленческая команда?». В тексте доклада должны быть отражены следующие моменты:

  1. общее определение понятия «управленческая команда»
    1. отличительные характеристики управленческой команды (чем она отличается от просто группы руководителей)
  1. основные задачи управленческой команды в организации
    1. структура     управленческой     команды     (состав,     распределение функций, роли)

5) общие принципы организации работы управленческой команды 
Также,     могут     быть     отражены     и     другие     аспекты     понятия

«управленческая команда», значимые с точки зрения участников.

Время подготовки доклада - 30 мин.

Далее следует публичное выступление с докладом (до 3 минут) и вопросно-ответные процедуры.

2. Упражнение на тему определения и разработки характерных 
особенностей исследуемой команды.

Смысл следующей части заключается в том, чтобы разобраться, какой должна быть управленческая команда в конкретной компании (каков ее состав, чем должна заниматься, полномочия и ответственность и пр.), какими качествами должны обладать члены управленческой команды, что нужно сделать для ее создания. Эта работа отличается от предыдущей, она проходит не индивидуально, а в подгруппах.

Участники делятся на две-три группы. Задача группам - подготовить стендовый доклад (слайды) «Управленческая команда компании «X». Схема доклада:

  1. основные особенности управленческой команды,
  2. полномочия и ответственность в компании,
  3. основные направления деятельности команды (на ближайшее время),
  4. структура команды (состав, распределение функций, ответственности и пр.),
  5. какими качествами должны обладать члены управленческой команды,
  6. что нужно делать для создания и развития команды,
  7. возможные барьеры в процессе создания команды и пути их преодоления.

Время выполнения задания 60 мин.

После подготовки проходит публичное выступление с докладами от подгруппы и их обсуждение

 

202

Приложение 13

Упражнение на определение миссии и стратегических целей

организации

I. Определение миссии организации.

1. Вначале самостоятельно каждый участник думает над двумя 
вопросами:

1.1. Что такое миссия компании вообще? 
Ответ должен содержать следующие позиции:

Общее определение

Что отличает миссию компании от приоритетных направлений развития, целей, задач и т.д. В чем отличительные особенности миссии компании?

Какие позиции должны содержаться в миссии компании, из чего она должна состоять?

1.2. Какова миссия исследуемой компании?

2. Далее следует разбиение на подгруппы и уже в подгруппах отвечают 
на эти же вопросы. Причем ответы не обязательно должны содержать в себе 
конкретное определение миссии, главное, чтобы были согласованные 
позиции, которые должны содержаться в миссии организации.

3. Затем проходит публичное выступление от каждой подгруппы с 
вопросно-ответными процедурами, результатом которого должна стать 
формулировка миссии компании.

II. Формулирование стратегических целей.

  1. Каждый участник индивидуально пишет несколько целей компании на ближайший год. Эти цели должны быть конкретные, реалистичные и побуждающие к совершению каких-либо действий («напрягающие»).
  2. Затем все объединяются по парам. Задача каждой пары выбрать самые конкретные, реальные и побуждающие цели из имеющихся или сформулировать их заново.

3. Затем проводится обсуждение и согласовывается окончательная 
формулировка целей компании на ближайший год. Вопросы для дискуссии:

Цели какой подгруппы наиболее близки к реальности?

Соответствуют ли сформулированные цели критериям конкретности, реалистичности и стимулирования?

 

203

Приложение 14

Методическое руководство ведущего

1. Общая структура тренинга

Вводная часть:

Мотивирующее выступления руководства

Текст ведущего (общая концепция семинара, задачи семинара, правила совместной деятельности и общения)

Выработка формы обращения

Badges (игровые карточки с именами) Разогревающие упражнения

Сюда включаются упражнения, направленные на «раскачку» сознания, на приведение функциональных систем организма в состояние оперативного напряжения.

Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования