Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация
Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.
ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основная часть тренинга
Здесь «проигрываются» основные содержательные упражнения тренинга, например, такие как выработка общего представления о том, что такое управленческая команда, формирование стратегии развития организации, выработка миссии, целей, ценностей и имиджевых атрибутов организации, проблемный анализ деятельности и т.д.
Итоговая рефлексия
2. Вступление, текст ведущего
Для открытия нашего тренинга приглашается генеральный директор компании X Иванов Иван Иванович.
Название нашего тренинга «Формирование управленческой команды». В практической социальной психологии управления существует несколько подходов к формированию такой команды. Есть подход, который я бы назвал военно-спортивным. Есть подход «развлекательный», основанный на различных внешних эффектах. Наш собственный подход, наверное, можно назвать «серьезно-управленческим». Мы считаем, что управленческая команда формируется в процессе совместной управленческой деятельности. Поэтому мы с Вами не будем лазать по скалам или выживать в тайге (в пустыне). В нашем семинаре будут также достаточно мало эффектных игровых («цирковых») упражнений (номеров) - так называемых «развлекалочек». Хотя ряд таких упражнений и присутствует, но они носят вспомогательный характер. В основном мы будем заниматься серьезной работой, хотя ее и принято называть деловой игрой.
В современном менеджменте есть понятие «управленческая команда». Наверняка, каждый из вас имеет собственное представление о том, что это
204
такое. Мы не будем сейчас говорить подробно о концепции управленческой команды, нам важно отметить следующее:
Современный менеджмент исходит из того, что какой бы организация не была, в какой бы ситуации она не находилась, наличие управленческой команды есть необходимое условие ее эффективного функционирования и развития. Тем более наличие управленческой команды в организации необходимо в современной российской действительности, которая нам всем хорошо известна. Отсутствие стабильности, частые финансовые кризисы, несформированность рыночных отношений, жесткая и, часто, недобросовестная конкуренция, неуверенность в завтрашнем дне и пр. - все это на слуху. Принимать адекватные и быстрые решения в этой ситуации, определять стратегические направления развития организации и тактику ее поведения в конкретных условиях способна только управленческая команда.
Рассматривая проблемы производительности труда, необходимо особо подчеркнуть, что принадлежность отдельного сотрудника к «философии общего дела», т.е. выработка «духа командное™», имеет огромное значение как мотивирующий фактор для повышения производительности организации в целом. Правильное понимание руководителями, менеджерами и сотрудниками принципов командной работы приводит к повышению эффективности и производительности труда.
Признание самого существования командного подхода связано с представлениями об организации, как об обладающей особой культурой, ценностями, символическими ритуалами. Организационная культура является одной из составляющих командного подхода, что приводит к влиянию ценностного аспекта взаимодействия членов управленческих команд на производительность организации.
Хотя существует теоретическое представление о том, что такое управленческая команда, в практике не существует идеальной управленческой команды. Разным компаниям нужны разные команды, для разных ситуаций требуются свои специфические команды. Смысл нашего семинара заключается в том, чтобы сообща понять, какой может и должна быть управленческая команда в вашей компании, заложить основы для ее формирования. Или, иначе, дать импульс к ее дальнейшему развитию.
Было бы наивно думать, что управленческую команду можно создать в течение одного дня. Команда создается в течение длительного времени, в процессе непосредственной управленческой работы в организации. Причем, для ее создания необходимы определенные условия, в частности, заинтересованность, наличие определенного управленческого потенциала в компании и пр. Настоящий кратковременный семинар, как я уже говорил, направлен на то, чтобы заложить основы для формирования управленческой команды. То, как результаты семинара будут использованы в дальнейшем, во многом зависит от нас самих.
При проведении семинара будут в основном использоваться так называемые активные методы групповой работы. Тренинг или деловая игра — одна из форм такой работы. Сейчас тренинг считается одним из наиболее
&
эффективных способов решения задач самого различного типа: педагогических, научных, инженерных и т.д.
Общая концепция
данного тренинга заключается в том, что
каждый из
ее участников рассматривается как эксперт,
имеющий тот или иной
субъективный опыт. Этот опыт и соответствующий
ему взгляд на проблемы
и задачи организации не может оцениваться
как правильный или не
правильный - он просто есть. Однако он
рассматривается как в принципе
односторонний, поскольку опред
(профессиональной, должностной и т.п.) его обладателя.
Задача тренинга - объективировать индивидуальный опыт каждого участника, сделать его доступным для всех; в рамках совместной деятельности выработать согласованные представления по рассматриваемой проблеме. Моя роль — не роль преподавателя, который все знает и будет Вас учить. Я ведущий (модератор), то есть тот, кто организует совместную деятельность.
Правила поведения участников настоящего тренинга:
равенство - по отношению к рассматриваемому кругу проблем все участники равны между собой, все в одинаковой степени компетентны (к вопросам организации игры это правило не относится — здесь ведущая роль принадлежит модератору);
активность - качественный продукт игры в целом, а также хорошие индивидуальные результаты могут быть получены только при постоянной активности игрока. Как только кто-нибудь "выпадает" из игрового процесса, это немедленно сказывается на результатах;
корректность - каждый имеет право высказываться и должен быть выслушан. Критика и оценка могут относиться только к представленным позициям и точкам зрения, а не к личностям участников игры;
доверие и сотрудничество - все, что делает каждый участник игры, делается не для удовлетворения личных амбиций и пр., а для пользы общего дела (в том числе и модератор, когда предлагает как бы не серьезные и как бы не относящиеся к делу задания). Все появляющиеся идеи, соображения, варианты решений и т.п. должны выноситься в группу, становиться предметом общего обсуждения. Всё, что происходит в игре, должно происходить в поле совместной деятельности;
■ пунктуальность
(в отношении времени, выполнения заданий
ведущего).
В заключение вводной части я хочу предложить форму обращения друг к другу, которая нас заведомо уравняет - предлагаю называть друг друга по имени и на «ты». Нет резких возражений? Тогда, пожалуйста, напишите на бейджах свое игровое имя и прикрепите их на какое-то видное место одежды. Пожалуйста не снимайте их в течении всей игры, т.к. бейдж является еще и маркером игровой роли, т.е. если карточка с именем отсутствует, то вы уже вне игровой ситуации.
Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования