Социально-психологические детерминанты командообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация

Краткое описание

Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

дисертация.doc

— 4.98 Мб (Скачать файл)

 

191 Организация №3

 

Фамилия

Место в рейтинге на увольнение

Балл по тесту

Милентьев

1

4,8

Стибайло

2

4,2

Емельянов

3

3,9

Горлов

4

5,5

Малюк

5

5,9

Лауш

5

5,7

Шабанов

7

6,9

Мамбетов

7

6,2

Маслюков

9

6,4

Сан

10

7

Дуров

11

7,1

Халамиренко

12

8

Хабиров

13

7,3

Покалин

14

7,5

Игнатьев

15

7,7

Корреляция

0,92


Средне взвешенная корреляция по всем группам рассчитывается по формуле:

Корреляция = Корреляция 1-ой группы * Долю 1-ой группы + Корреляция 2-ой группы * Долю 2-ой группы + Корреляция 3-ей группы * Долю 3-ей группы + Корреляция 4-ой группы * Долю 4-ой группы.

Корреляция, рассчитанная по данной формуле, составляет 0,86.

 

192

Приложение 8

Методика «Ваша команда»

Оцените эффективность Вашей команды по каждому из приведенных ниже критериев в процентах (максимальная оценка по критерию - 100%, а минимальная - 0%) и проставьте оценки в соответствующих клетках таблицы.

 

-- ШШЛШНОВ^НИЕ^йСОДЕРЖАНИЕтШШТЕРИЖ.

Уценка*

Ясность целей. Цели и задачи группы точно определены и приняты всеми ее членами. Цели отдельных участников поддерживаются группой.

 

Социально-психологическая сплоченность. Среди членов группы преобладают позитивные дружественные отношения, конфликты и разногласия практически отсутствуют, при взаимодействии проявляется взаимоподдержка и взаимодоверие.

 

Гибкость общения. В группе отсутствует барьеры общения, с внешней средой, при необходимости, может взаимодействовать любой член группы, а не только лидер.

 

Гибкая ролевая структура. При необходимости каждый член группы может подменить другого, нет жесткого, формального, навязанного из вне разделения ролей. Лидер и его функции меняются в зависимости от ситуации, предложений группы и/или отдельных ее членов.

 

Ответственность за принимаемые решений. Каждый член группы несет личную ответственность за общегрупповые решения.

 

Ценность индивидуальности. Группа понимает, что все ее члены, независимо от их интеллектуальных способностей, профессиональной квалификации и управленческой компетенции, вносят свой уникальный вклад в общий результат.

 

Свобода в процессе деятельности. Участники не стеснены формальными рамками, существует определенная свобода в процессе принятия решений и реализации целей. Члены группы поощряют появление новых решений.

 

Рефлексия. Группа постоянно проверяет, насколько хорошо выполняется работа, и насколько эффективно строятся и поддерживаются взаимоотношения.

 

 

193

Приложение 9

Упражнения «case-study»

1. Все участники игры поделены на команды. Задача каждого члена 
первой команды - передать сообщение второй команде в определенной 
ситуации (количество ситуаций равно количеству участников). Естественно, 
что ситуации должны придумываться исходя из деятельности той 
организации, в которой проводится тренинг. Приведем для примера 
некоторые собственные наработки:

Вы едете в троллейбусе. Он остановился на красный свет. У перехода стоит Ваш коллега, которому Вы должны сообщить, что «тренинг переносится с понедельника на вторник по просьбе Галины Станиславовны (генеральный директор организации). Начало в половине десятого. Если не можете в это время, перезвоните Галине Станиславовне». Естественно, что Вашей речи партнер не услышит: нужно передать сообщение не словами, а жестами, знаками.

Вы подходите ко входу в Ваш офис. Дверь заперта, Вы видите внутри Вашего коллегу. Вы понимаете, что его закрыли, он не может открыть дверь, потому что не знает, где лежат ключи. У Вас с собой ключей нет. Вы ему должны сообщить, что «ключи лежат на втором этаже в первой комнате справа во втором ящике стола». Естественно, что Вашей речи партнер не услышит: нужно передать сообщение не словами, а жестами, знаками.

Вы входите в торговый зал. Там клиент собирается покупать дрель и болгарку. Вы знаете, что именно с этими инструментам через некоторое время их использования возникают проблемы и это просто выставочные образцы. Ваш коллега начинает уже их упаковывать, клиент стоит к Вам спиной и Вы должны жестами и знаками, чтобы клиент не услышал, сообщить «не надо продавать эту дрель и болгарку, это выставочные образцы, предложи клиенту любые другие модели, но только не эти».

Вы входите в торговый зал. Там клиент спрашивает у Вашего коллеги, когда появятся в продаже надувные матрасы и сколько они будут стоить. Ваш коллега не знает, что ответить. Вы должны жестами и знаками, чтобы клиент не услышал, сообщить «надувные матрасы обычно поступают в продажу весной, в преддверии лета, цена на них точно не известна, но в прошлом году разброс цен был от 500 до 2000 рублей».

2. Упражнение «Кораблекрушение».

Текст ведущего: Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно

 

194

тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно Вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам Вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать Вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.

Задание:

    1. Необходимо проранжировать эти предметы с точки зрения важности для выживания индивидуально (5 минут)
  1. Групповое ранжирование предметов (20 минут)
    1. Групповая дискуссия  и  оценка результатов дискуссии в каждой подгруппе.

Список уцелевших предметов:

Проранжируйте указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для Вас предмета, цифру 2 — у второго по значению и т.д.).

 

Название предмета

Ранг

1

Секстант

 

2

Зеркало для бритья

 

3

Канистра с 25 литрами воды

 

4

Противомоскитная сетка

 

5

Одна коробка с армейским рационом

 

6

Карты Тихого океана

 

7

Надувная плавательная подушка

 

8

Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси

 

9

Маленький транзисторный приемник

 

10

Репеллент, отпугивающий акул

 

11

2 квадратных метра непрозрачной пленки

 

12

1 литр Пуэрто-риканского рома крепостью 80%

 

13

450 метров нейлонового каната

 

14

Две коробки шоколада

 

15

Рыболовная снасть

 

 

195

Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: даже если маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторым по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

  1. Зеркало для бритья Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
  2. Канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотой и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.

 

  1. Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
  2. Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

5. Непрозрачная пленка. Используется доля сбора дождевой воды и для 
защиты от непогоды.

  1. Коробки шоколада. Резервный запас пищи.
  2. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому, что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что Вы поймаете рыбу.

 

  1. Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
  2. Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.
  3. Репеллент, отпугивающий акул.Назначение очевидно.

 

  1. Ром крепостью 80%.Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.
  2. Радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

 

  1. Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для Вас важнее знать, не где Вы находитесь, а где спасатели.
  2. Противомоскитная сетка. В тихом океане нет москитов.
  3. Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными.

 

196

Приложение 10

Упражнения на разогрев

На этапе разогрева могут использоваться различные упражнения. Представленные ниже примеры могут быть разделены на две основные группы — упражнения, которые проводятся, когда участники сидят в кругу и от них не требуется какой-либо физической активности и упражнения, требующие физической активности участников.

1. Упражнения, не требующие физической активности:

Упражнение «самопрезентация». Человек вкратце излагает информацию о себе, о своих привычках и т.д. Цель рассказа - вызвать у присутствующих благоприятное впечатление о себе, вызвать к себе интерес. Это упражнение можно дополнить следующими моментом — каждый, кто говорит о себе сначала в 2-3 предложениях резюмирует то, что говорил предыдущий участник (таким образом, диагностируется такой параметр, как умение слушать). По окончании упражнения надо обсудить, умеют ли участники слушать друг друга.

Упражнение «окно Джогари». Это упражнение направлено на самораскрытие, которое заключается в изложении каждым из участников информации о себе. Но это не просто информация, а личностная, неформальная информация. Каждому участнику предлагается продолжить следующие фразы:

Все присутствующие знают обо мне, что ... Все присутствующие не знают обо мне, что ...

Упражнение «комплимент». Сидя в кругу, каждый участник должен подумать о том, какая черта характера, привычка и т.д. ему нравится в себе, и сказать об этом, т.е. сделать себе комплимент. Задача осложняется тем, что комплимент себе нужно придумать на первую букву своего имени. Далее всем по кругу предлагается сначала повторить имена и соответствующие комплименты всех с самого начала, потом назвать свое имя и сказать комплимент себе.

«Пресс-конференция». Суть этого упражнения в следующем: ведущий предлагает представить каждому участнику, что он герой пресс-конференции. Все пишут на листочке 3-5 вопросов, на которые им хотелось бы ответить, и подписывают листок. Вопросы должны касаться их жизненных, профессиональных взглядов, то есть носить не фактологический, а ценностный характер. Затем все листочки собираются, перетасовываются и раздаются участникам. Далее проходят «пресс-конференции». Интервьюер, которому был отдан листочек, задает вопросы в любом порядке, автор отвечает. Интервьюер или другие участники имеют право задать один вопрос от себя.

Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования