Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка
№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.
Чувство пустоты, которое охватывает, когда дети оставляют родителей, возникает как следствие зацикленности на воспитательных функциях при одновременном обесценивании других сторон брака например, супружеских взаимоотношений. Это явление острее и чаще проявляется у женщин, особенно тех, которые самостоятельно воспитывали ребенка и видели в этом единственный смысл своего существования.
Между взрослыми детьми и их родителями среднего взрослого возраста возникают отношения равенства, опирающиеся на взаимное уважение .Такие отношения не возникают внезапно, а формируются скачкообразно в течение лет. Успешность их возникновения определяется предыдущим воспитательным стилем родителей: авторитарное отношение к детям становится препятствием для ровных отношений, а демократический стиль, наоборот. При формировании отношений равенства между взрослыми детьми и их родителями среднего взрослого возраста возникает многоплановая поколениями преемственность.
Женитьба взрослого сына или дочери заставляет их родителей привыкать к новому члену семьи и новой семейной роли - свекрови / свекра или тещи / тестя Это происходит успешно, если не ревность, а желание видеть их счастливыми. Совместное проживание молодой семьи с родителями требует адаптационного периода и настройки оптимальной психологической дистанции между ними. Это легче удается сделать отцу, он менее эмоционально и более объективно оценивает своего ребенка и его избранника.
В последствии много людей
среднего взрослого возраста
осваивает новые для себя
Еще одним аспектом семейной заботы, является необходимость представителей средней взрослости заботиться о своих престарелых родителях. В отношениях с родителями происходит психологическая перемена ролей - взятие людьми среднего взрослого возраста на себя руководящих функций.
Представители средней взрослости, сумевшие сохранить супружеские отношения, в основном отмечают высокий уровень удовольствия от брака. Это удовольствие, в свою очередь, влияет на позитивное восприятие периода средней взрослости и жизнь в целом. Страстная любовь, что привлекала брачную пару после женитьбы, видоизменилась путем переноса приоритета сексуального наслаждения на дружеское общение и взаимную поддержку. Стабильные отношения между супругами в этом возрасте обеспечивают чувство защищенности и способствуют сохранению положительной Я-концепции. В связи с взрослением детей и их уходом из родительской семьи, супруги должны снова заполнить пространство семейных отношений новыми целями и интересами.
Представители средней взрослости особенно тяжело переносят развод, поскольку им приходится снова сосредоточиться на задачах развития, характерных для молодости - искать работу, завязывать новые знакомства, ходить на свидания.
42.Когнитивное развитие в зрелости. Пики интеллектуальной продуктивности.
В качестве важного достижения когнитивного развития во взрослости Клаус Ригель выделяет диалектическое мышление или понимание противоречий. На диалектической стадии человек обдумывает противоположные мысли и синтезирует или интегрирует их. Особенно важный аспект диалектического мышления –интеграция идеального и реального. В этом, по мнению Ригеля, и состоит сильная сторона мышления взрослого человека.
У людей, достигших возраста зрелости, ослабляются психофизиологические функции. Однако, это существенно не сказывается на функционировании их когнитивной сферы, не снижает работоспособности, трудовой и творческой активности.Развитие отдельных способностей продолжается в течение всего зрелого возраста .Особенно это касается тех, кто связан с трудовой деятельностью и его повседневной жизнью.Известно, что в возрасте 41-46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания. И несмотря на то, что в этот же период выявлено снижение функций памяти, люди зрелого возраста сохраняют высокие возможности активного обучения и самообразования, а также значительные потенциальные возможности для познавательной деятельности.
Значимое повышение уровня развития психических функций наблюдается в 41год и 44 года. Наиболее заметное снижение отмечается в 45-46 лет. Существенное снижение по всем первичным умственным способностям может быть не ранее 60 лет. Исключение здесь составляет вербальная скорость, значимое ухудшение которой выявлено в 53 года.
В среднем достоверное ухудшение функционирования всех первичных умственных способностей фиксируется в возрасте 67 лет.
Любая сенсорная функция проявляет свой действительный потенциал лишь в том случае, если находится в состоянии полезного напряжения. В ранней взрослости память человека неизменна,одной из характеристик мышления является комплексный характер мыслительных операций. Свойства внимания изменяются неравномерно. Возрастным изменениям подвергается объем, переключение и избирательность внимания. Характерно изменение психических функций.
С возрастом когнитивная функция человека снижается, но при этом процесс идет гораздо медленнее, структура развития психофизических функций взрослого человека сочетает в себе процессы повышения, стабилизации и понижение функционального уровня отдельных познавательных способностей. Развитие диалектического мышления, гибкое использование интеллектаи развивающиеся смысловые системы – это только некоторые из когнитивных достижений, характерных для взрослости.
В ранней зрелости происходит повышение интегрированности всей системы интеллекта.
Вопросу о развитии интеллекта в зрелом возрасте посвящено очень мало работ. Обобщая, можно сказать, что до 60-летнего возраста умственные способности у человека не снижаются, а по многим аспектам интеллекта - повышаются (особенно если это связано с профессиональными потребностями человека).Несколько снижается уровень кратковременной памяти и скорость реакции, но и они во многом могут компенсаторно замещаться.Эмпирические исследования отечественных и зарубежных психологов показали,что пики интеллектуальной продуктивности как раз приходятся на возраст средней взрослости и чаще относятся к возрасту 35-40 и 40-45 лет. Некоторые авторы считают,что первый пик в творческой деятельности приходится на 37 лет.,а сторой подъём наблюдается в возрасте 52-58 лет.
Как показал Б.Г. Ананьев, интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутренним фактором является одарённость человека, внешним — образование. Образование противостоит старению,затормаживает его процессы.
Факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают:и уровень образования (высшее, техническое или гуманитарное; средне-специальное или др.);и вид профессиональной деятельности; и характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потребность в умственном напряжении) и др.
Помимо сохранения, происходит качественное преобразование структуры интеллекта взрослого человека. Доминирующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений.
В период зрелого взрослого возраста различную динамику развития имеют динамичный и кристаллический типы интеллекта. Максимального развития динамичный интеллект достигает в юности, а в зрелом взрослом возрасте его показатели снижаются. Для кристаллизованного интеллекта характерна другая особенность. Его максимальное развитие становится возможным лишь в период зрелой взрослости.
Практический интеллект – достигается в зрелости. Отличается оперативностью, прогназированностью, расчетливостью и экономностью.Очевидно, что в период зрелости одним из важнейших факторов, который влияет на познавательные процессы, есть жизненный опыт. Если человек ведет активную интеллектуальную жизнь, с возрастом, в процессе практичного совершенствования навыков, он приобретает значительный объем знаний, как знание фактов, так и знание процессов, а также знания «как нужно действовать». Таким образом, опыт компенсирует возрастное ухудшение когнитивного функционирования.
Особенности интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.
43.Развитие типов
интеллекта в зрелости. Факторы
снижения умственных
Помимо сохранения интеллекта в зрелости, происходит качественное преобразование структуры интеллекта взрослого человека. Доминирующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений.
В период зрелого взрослого возраста различную динамику развития имеют динамичный и кристаллический типы интеллекта.
Максимального развития динамичный интеллект(свободный,текучий,
Для кристаллизованного интеллекта (связанный) интеллект, характерна другая особенность. Его максимальное развитие становится возможным лишь в период зрелой взрослости. Он включает в себя культурные знания, образованность, компетентность, функционирует на основе накопленных знаний и опыта и повышается с возрастом. (Это – предметно-содержательная и операционно-динамическая составляющие интеллекта).
Практический интеллект (умение добиваться поставленных целей) – достигается в зрелости.Конкретный, или практический, интеллект помогает нам решать повседневные проблемы и ориентироваться в наших взаимоотношениях с различными предметами.
В психологии существует две точки зрения на развитие интеллектуальных способностей в период взрослости. Одни ученые считают, что интеллектуальные способности достигают наивысшей точки в конце юношеского или в начале возраста ранней взрослости. Другие ученые утверждают, что интеллектуальные способности у людей, которые занимаются интеллектуальным трудом, сохраняются длительное время. Особенности интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.
К факторам, предсказывающим снижение умственных способностей, были отнесены:
1. значительное снижение
2. низкий образовательный
3. принадлежность к мужскому полу;
4. низкая удовлетворенность
Факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают:
- уровень образования (высшее, техническое или гуманитарное;
-средне-специальное или др.);
- вид профессиональной деятельности;
- характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потребность в умственном напряжении) и др.
44.Проблема предупреждения когнитивного спада в зрелом возрасте.
Изучение познавательных способностей человека в зрелом возрасте показало их сложную и неоднозначную динамику, связанную с тем, что расцвет и спад различных когнитивных функций не совпадают по времени.
К.Шайи и его коллеги выделили и ряд факторов, уменьшающих и предупреждающих риск когнитивного снижения в зрелом возрасте. В их число входят:
1. отсутствие сердечно-
2. проживание в благоприятных условиях окружающей среды;
3.вовлеченность в виды деятельности со сложными условиями работы, стимулирующими интеллектуальную активность человека;
4. высокие показатели гибкости
по объективным оценкам в
5. брак с человеком, обладающим высоким уровнем когнитивного развития;
6. сохранение в поздней взрослости высокой скорости перцептивной обработки материала;
7. удовлетворенность тем, как сложилась жизнь, в средней и поздней взрослости.
45.Пожилой и
старческий возраст .Классификация
возраста и его основные
Старость(поздняя взрослость)-заключительный период человеческой жизни,начало которого чаще всего связывают с отходом человека от непосредственного участия в производительной деятельности.
Поздняя взрослость - это пожилой и старческий возраст:
65 – 75 лет – пожилой возраст
75 – 90 лет – старческий
90 лет и старше – долгожительство
Классификация ВОЗ: 60-69лет-предстарческий, 70-79-старческий, 80-89- познестарческий, 90-99 лет- дряхлость.
Этот возраст имеет ряд трудностей: снижение социальной активности – страх одиночества, вынужденное безделье, уход от профессиональной деятельности, смещение ряда ведущих потребностей, «выпячиваниние», акцентуирование потребностей привязанности, стабильности, порядка, возникновение сдвоенных потребностей, уменьшение доходов.
В соответствии с теорией Э.Эриксона центральный психосоциальный конфликт в поздней взрослости – целостность Эго против отчаяния. Если взрослый доволен тем, как он прожил жизнь, если он видит свое продолжение в потомках или профессиональных достижениях, то ему не страшна неотвратимость смерти. В этом случае у него возникает чувство целостности (или интеграции) Эго. Оно дает человеку ощущение полноты жизни и собственной целостности. Отсутствие или утрата интеграции эго выражается в страхе смерти: человек не воспринимает свой жизненный цикл как завершенный путь. Осознание того, что осталось слишком мало времени для новых попыток, направленных на обретение целостности эго, понимание, что ничего уже невозможно изменить, рождает в человеке чувство отчаяния.