Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСУ ПО ПСИХОЛОГИИ 2013 МОСКВА.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию нравственного развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования и умственного развития.

На основе характера  ответов детей были выделены три уровня, включающие в себя шесть стадий нравственного развития.

1. Преднравственный уровень  (с 4 до 10 лет): ориентация на наказания;  ориентация на поощрения.

2. Конвенциональный уровень  (с 10 до 13 лет): ориентация на образец  «хорошего мальчика/девочки»; ориентация на авторитет.

3. Постконвенциональный  уровень (с 13 лет): ориентация на  общественный договор; ориентация  на общечеловеческие этические  принципы и нравственные нормы.

Представители теории поведения (бихевиористические теории) основным в развитии личности считают расширение репертуара поведения, которое достигается путем научения.

Так, один из родоначальников  этого направления – Джон Уотсон – считал, что человек таков, каким  научился быть. Многие сторонники бихевиоризма полагают, что человек «учится вести себя» всю жизнь, но не выделяют при этом особых периодов или стадий. Вместо этого они определяют три типа обучения:

1. Классическое обусловливание  – простейший тип обучения, в  процессе которого используются  лишь непроизвольные рефлексы детей.

2. Оперантное обусловливание. Б. Скиннер разработал специфический тип обучения, который назвал оперантным обусловливанием. Суть его заключается в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на его вероятные последствия (положительные или отрицательные).

3. Обучение посредством  наблюдения.

В гуманистически ориентированных теориях основы развития личности представлены в форме личностного роста, самоактуализации, саморазвития. Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Согласно теории Абрахама Маслоу, каждый человек обладает мотивационным  набором, который помогает ему удовлетворять  потребности.

 

 

43. Основные теории мотивации и их содержание

Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление и поддержку.

Теории - "теория принятия решений" в 17-18в. объясняющая на рационалистической основе поведение человека, и "теория автомата" - объясняющая на иррационалистической основе поведение животного.

Эволюционная теория Дарвина - под влиянием ее в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (Келер, Торндайк) и инстинктов у человека (Фрейд, Макдауголл, Павлов). Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми ранее наделялись только животные, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой точки зрения, стали теории инстинктов Фрейда, Макдауголла, предложенные в конце 19в. Они предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам, их было три - инстинкт жизни, смерти и агрессивности.

Бихевиористическая теория мотивации и теория высшей нервной  деятельности – поведенческая, развивалась как логическое продолжение идей Уотсона в теории, объясняющей поведение. Халл, Скиннер пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульнореактивной схемы. Исследования, начатые Павловым, были продолжены Бернштейном автором оригинальной теории психофизиологической регуляции движений Анохина, предложившего модель функциональной системы на современном уровне, описывающую динамику поведенческого акта.

Потребностная теория Маслоу — у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие потребности:

1. Потребности физиологические  (голод, жажда и пр.)

2. Потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным).

3. Потребность в принадлежности  и любви (находится рядом с  любимым).

4. Потребность в уважении (компетентность).

5. Познавательные потребности  (знать, уметь).

6. Потребности в самоактуализации (реализация своих целей).

Леонтьев - мотивационная  сфера человека, как и другие психологические  способности, имеет свои источники в практической деятельности. Эта концепция представляет собой объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы человека.

Когнитивный подход - значение придается феноменам, связанным  с сознанием и знаниями человека.

Фестингер - теория когнитивного диссонанса - утверждал, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию.

Аткинсон - общая теория мотивации, объясняет поведение  человека, направленное на достижение определенной цели.

 

 

44. Основные  черты юношества как стадии  возрастного развития

Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового  возраста к самостоятельной жизни. Хронологические границы  юности  определяются в психологии по-разному, наиболее  часто исследователи  выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до  18  лет), и позднюю юность (от 18  до  23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания  человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального  самоопределения и вступлением во  взрослую жизнь.  В ранней юности формируются  познавательные и профессиональные интересы,  потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность.  В  юношеском возрасте окончательно  преодолевается  свойственная предшествующим этапам онтогенеза  зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Устанавливаются взаимоотношения с лицами противоположного пола. Любовь.

Юность – напряженный период  формирования  нравственного сознания, выработки  ценностных  ориентаций и идеалов,  устойчивого мировоззрения,  гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском  возрасте, при неблагоприятных общественных  или микросоциальных  условиях  могут приводить к  острым  психологическим конфликтам  и глубоким  переживаниям,  к  кризисному протеканию юности.

 

 

45. Особенности  наблюдения как метода психодиагностики

Наблюдение один из наиболее объективных  и надежных методов психологии. Наблюдение -  целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта, на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемого явления.

Объектом наблюдения являются:

- отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия;

- большие и малые группы, общности.

Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп  в определенной социальной среде.

В зависимости от характера проводимого исследования и его этапа задачами наблюдения могут быть:

- предварительная ориентировка  в объекте;

- выдвижение рабочих гипотез  и их проверка;

- уточнение результатов, полученных  с помощью других методов;

- иллюстрация концептуальных  положений.

Эффективность наблюдений зависит от ряда требований:

- должно быть избирательным,  т.е. исходить из четко поставленной  цели, выделять определенный аспект  изучаемого объекта;

-  должно быть плановым  и систематическим, т.е. строиться  на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени;

- необходима полнота  наблюдения;

- необходимо определять  ситуации наблюдения, выделять единицы  и признаки наблюдения, а также  способы их фиксации.

Под единицами (признаками) наблюдения считают доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения. Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы:

1. Карточка наблюдения - предназначена для регистрации  первичных признаков наблюдения  в строго формализованном виде и закодированном виде

2. Протокол наблюдения - предназначен для комбинированной  регистрации результатов наблюдения  в формализованных и неформализованных  процедурах по нескольким объектам  наблюдения. Он отражает в себе  алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения.

3. Дневник наблюдения - предназначен для фиксации результатов  наблюдения. В нем отмечаются  не только сведения об объекте,  но и действия исследователя  в ходе наблюдения, дается оценка  инструментария.

Преимуществами метода наблюдения являются:

- непосредственное восприятие  и фиксация признаков в реальном  времени;

- оперативность получения  информации;

- объективность и конкретность  данных;

- более точное измерение  степени интенсивности актов  или способов поведения;

- возможность проверки опосредованных способов получения информации (анкет и опросников);

- снятие влияния установок  на стереотипность ответов вопросников  и соответствующих форм психол. защиты;

- возможность целостной  оценки социальной ситуации.

К числу недостатков  следует отнести:

- сильное влияние установок  и психических состояний наблюдателя;

- перцептивная готовность  на подтверждение своей гипотезы;

- возможность утомления  исследователя вследствие монотонии;

- влияние на исследователя  наблюдаемых им лиц;

- трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений;

- значительные затраты  времени;

- ошибки личностного  и психологического происхождения:

а) “гало-эффект”, основывающийся на обобщенном впечатлении наблюдателя, тенденции к оценке ситуации в  “черно-белых красках”;

б) “эффект снисхождения”, состоит в тенденции давать слишком  положительную оценку происходящему  под влиянием действительно положительной, но частной черты;

в) “ошибка центральной  тенденции”, заключается в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов;

г) логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи  каких-либо качеств человека (“любезность”= “добродушие”);

д) “ошибка контраста”, подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных  имеющимся у наблюдателя;

е) стереотипы “первого впечатления” профессионального, этнического, возрастного планов (например, имеющиеся у наблюдателя стереотипы, ранее сложившиеся по отношению к подросткам вообще, милиционерам вообще и т.п., сказываются в отношении наблюдаемых лиц - представителей этих же категорий).

Существует несколько  разновидностей метода наблюдения:

 Контролируемое наблюдение  заранее предусматривает ситуации  наблюдения и конкретные способы  регистрации фактов.

Неконтролируемое наблюдение применяется в целях предварительного знакомства с проблемой. Эта разновидность наблюдения широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации.

Открытое наблюдение предполагает оповещение наблюдаемых  о том, что за ними ведется наблюдение.

При скрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.

Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие психолога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта (например преступной группы, группы наркоманов и т.п.) как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления.

Невключенное наблюдение осуществляется со стороны. Наблюдатель  не является участником происходящих событий. Оно может быть как скрытым, так и открытым.

Полевое наблюдение - наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности (по месту работы, в походе, парке и т.д.).

Лабораторное наблюдение характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются психологом (другим наблюдателем). Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности людей.

Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.

Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым  источником информации. В повседневной жизни часто возникают психологически значимые и информативные ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Такие ситуации требуют от психолога (наблюдателя) высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.

 

 

46. Особенности  психофизиологического  и психологического развития в период отрочества

Важная задача   взросления  подростка  –  психологическое  совладание  с собственным  телесным  и  сексуальным  созреванием.    Тесная  взаимосвязь биологических  и  психологических изменений   во  многом  определяет  специфику данного возрастного периода.

Биологические изменения,  связанные с  половым созреванием, закладывают основу  всех  последующих   процессов  развития.  Наиболее   очевидные   сдвиги касаются  роста  и  пропорций   тела.  

Пубертатное ускорение  роста проходит следующие этапы:  усиление роста кистей и стоп, затем   бедер,   груди и плеч, в последнюю  очередь -   туловища. Меньше всего  увеличивается  голова.  При  этом   кости  лицевой   части   растут  быстрее прочих, так что происходит удлинение лица.

Увеличение  веса в  период  полового  созревания  выражает  глубокие  морфологические   изменения, связанные  с  быстрым    увеличением  размеров  скелета,  мышц,  внутренних органов,   жировой   ткани.

Параллельно  росту  скелета   и  мускулатуры   увеличивается  и  физическая сила. У мальчиков  рост  мускулатуры  идет  более  интенсивно,   что  соответствует  еще большему приросту  физической  силы.  Различия в  физической силе  мальчиков и девочек обусловлены социокультурными условиями.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"