Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСУ ПО ПСИХОЛОГИИ 2013 МОСКВА.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Системы  внутренних  органов  подростков развиваются  гетерохронно,    с  разной скоростью.  Органы   дыхания,   кровообращения,   пищеварения  и  выделения развиваются   синхронно   с  общим  увеличением  тела. 

Центральная  нервная  система с пубертатного периода до достижения   взрослого  состояния   растет  очень  незначительно.  

Рост  сердца    в  данный период  ускоряется,  и  оно    развивается аналогично  другим  мышечным  органам,  в  ходе  полового созревания почти   удваивая  свою   массу. Одновременно уменьшается   частота сердечных сокращений  и возрастает  систолическое артериальное  давление.

Гормональная    регуляция    занимает  центральное  место  в    половом созревании подростка. Она происходит на различных  уровнях: эндокринных желез, координации  их  работы   гипофизом,  церебральных  механизмов  запуска   и контроля.  В  эндокринной   системе,  во-первых, происходят   значительные  количественные  изменения,  во-вторых,  появляется новый  регуляторный  механизм.

Осознание своего физического  облика, четкий самообраз  являются одними из  важнейших  внутренних  условий,  активно  участвующих  в  формировании личности  подростка.  Осознание  эстетического  эффекта   своей   внешности, сформированное  представление  о   собственной соматической   организации являются одними из   регулирующих   факторов поведения любого   человека.   Та или иная оценка   своей внешности влечет за собой определенное самочувствие и может определять  характер  взаимоотношений между людьми.  Осознание особенностей своей внешности влияет на формирование  многих  важных качеств личности  (например,  таких,  как  уверенность  в    себе,  жизнерадостность, замкнутость,  индивидуализм).

Таким  образом,   биологическое созревание  подростка  оказывает

значительное  влияние  на    формирование  его  психологических  функций.

Новообразованием  критической   фазы   подросткового  возраста,   ярким свидетельством того, что отрочество началось,  является “чувство взрослости”  -  особая   форма   отроческого   самосознания. 

По определению Д.Б.Эльконина  в этот период подросток   сравнивает   себя   с  другими (взрослыми  или товарищами),  находит образцы  для усвоения, строит свои отношения  с другими людьми, перестраивает  свою деятельность.

В подростковом   возрасте   происходит  расширение жизненного пространства   ребенка  как  в  географическом  смысле (интерес   к  путешествиям и т.п.), так и в смысле  расширения социального  окружения (большое количество групп,  куда  включен  подросток,  появление  у   него  интереса  к   литературе, политике, экономике  и т.д.). Но самая существенная трансформация жизненного пространства   происходит  во   временном  измерении.   Впервые  появляется будущее  как  психологический  детерминант   личности. 

Познание себя, своих различных качеств  приводит  к  формированию  когнитивного  (познавательного)  компонента  “Я- концепции”. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные  особенности. 

Воспитание  воли  в   подростковом  возрасте должно идти в   двух основных направлениях. Во-первых,   учитывая своеобразие сознательной  саморегуляции   подростков,   надо помочь  им   в преодолении  тех специфических трудностей, с которыми они встречаются   при выборе,   принятии решения,   создании  намерения   и  его  исполнении.  Во-вторых,  надо  помочь своевременному  формированию    у  подростков    высших  форм  волевого поведения,  активно  воспитывая   у  них  те  качества   личности,  которые  его обеспечивают.

Первостепенное  значение в подростковый период приобретает  общение  со  сверстниками. Общаясь  с  друзьями,  подростки   активно  осваивают  нормы,   цели, средства социального  поведения, вырабатывают критерии  оценки себя и других, активно, самостоятельно занимаются самовоспитанием. 

Внешние  проявления  коммуникативного  поведения подростка весьма  противоречивы.  С  одной  стороны,  в  общении  с  товарищами  подростки проявляют  стремление  во что бы то ни стало  быть такими  же,  как все,  с  другой – желание выделиться, отличиться любой  ценой; с одной стороны -  стремление заслужить  уважение  и  авторитет  товарищей,  с  другой   -    бравирование собственными  недостатками.  Страстное  желание    иметь  верного  друга сосуществует у подростков с   лихорадочной   сменой   приятелей,   способностью моментально  очаровываться   и  столь  же  быстро  разочаровываться  в   бывших друзьях. В  отношениях  со  сверстниками  подросток  стремится  реализовать  свою личность,  определить  свои  возможности  в  общении. 

В  общении со  взрослыми подростки, с одной стороны испытывают  потребность   в поддержке,  авторитетность  взрослого,  некритичность  в   подражании  некоторым проявлениям  взрослых,   с  другой  -  появляются  новые  черты,   вступающие  в противоречие со   старыми – стремление  к   независимости,   к уважительному и серьезному отношению со  стороны взрослых к личной жизни и правам подростка. Противоречивость, мозаичность общения подростков отражают неоднозначность, рассогласованность характера   их отношений со значимыми людьми. Негативные переживания,   возникающие   при общении подростка с   одними людьми,  могут  компенсироваться  позитивными переживаниями,  возникающими  в  ходе  общения  с  другими.

На границе   младшего  школьного  и  подросткового  возраста  в   интеллектуальной жизни человека появляется новое качество. Подросток начинает анализ  вставшей перед  ним  задачи   с  попытки  выяснить  возможные  отношения,  применимые  к имеющимся  в   его  распоряжении  данным,  а  потом   пытается  путем  сочетания эксперимента и логического анализа установить, какие из возможных отношений здесь   реально имеются.

Фундаментальная переориентация  мышления с познания того, как устроена реальность,   на поиск потенциальных возможностей,   лежащих за непосредственной  данностью, именуется переходом к гипотетико-дедуктивному мышлению.

Внимание  подростка  становится  хорошо  управляемым,  контролируемым процессом  и  увлекательной  деятельностью.  Интересная  для  подростков деятельность вдохновляет их на поддержание произвольного внимания, которое направляется и поддерживается сознательно поставленной целью.

В  подростковом  возрасте  память  перестраивается,  переходя  от доминирования  механического  запоминания  к  смысловому.  Перестраивается  и смысловая  память  -  она  приобретает  опосредованный,  логический  характер,  обязательно  включается  мышление.  Заодно  с  формой изменяется  и  содержание  запоминаемого;  становится  более  доступным  запоминание абстрактного материала. Память работает путем  опосредования уже присвоенных  знаковых  систем,  прежде  всего  речи.

Воображение в подростковом возрасте может превратиться в  самостоятельную  внутреннюю  деятельность.  Подросток  может  проигрывать мыслительные  задачи  с  математическими  знаками,  может  оперировать значениями  и  смыслами  языка,  соединяя  две  высшие  психические  функции: воображение  и  мышление. Развитие  воображения   связано  с  общим  интеллектуальным  развитием подростка.  Сближение воображения  с  теоретическим  мышлением  дает  импульс к  творчеству.

В  подростковом  возрасте  развитие  речи  идет,  с  одной  стороны,  за  счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества  значений, которые  способен  закодировать  словарь  родного  языка.  Подросток  интуитивно подходит  к  открытию  того,  что  язык,  будучи  знаковой  системой,  позволяет,  во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд  на  мир.  Именно в  отрочестве человек  начинает понимать,  что развитие  речи  определяет познавательное  развитие.

Важное значение   в жизни  подростка занимает познавательный интерес. В исследованиях  Г.И.Щукиной  выделены  следующие  показатели  широкого познавательного  интереса:

1)  стремление   к   решению   поисковых познавательных задач;

2) личностное  отношение  к   деятельности;

3) стремление выйти за пределы   программы   в   избранной  области;

4)  начитанность,  довольно   широкий  кругозор;

5) активность, пытливость, любознательность.

                Широкий   познавательный  интерес   –  ценнейшее  образование   личности подростка.

                 Подводя итоги особенностей развития   человека в подростковом   возрасте, отметия, что главной задачей  отрочества являются формирование нового уровня  самопознания, а  также самоопределение  в  сферах  общечеловеческих ценностей, общения людей. Остальные задачи развития вторичны по отношению к  вышеперечисленным:

1)   освоение   “нового   тела”,   физиологическая   и   психологическая полоидентичность;

2) развитие   абстрактного  мышления;

3) приобретение навыков межличностного  общения со сверстниками своего  и  противоположного  пола;

4) становление новых, более   независимых отношений в семье:  уменьшение эмоциональной  зависимости   при сохранении  потребности в психологической и материальной   поддержке;

5)  выработка  жизненной   философии,   системы  ценностей;

6)  постановка  задач   будущего   (семья,   карьера,  образование)  в   связи решением  вопроса:   “На  что я   годен?”.

 

 

47. Ощущение: сущность и роль в познавательной  деятельности человека

Ощущение представляет собой начальную ступеньку познания человеком окружающего мира.

Ощущение — это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств  - те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Ощущения характеризуются: качеством — отличием одного вида ощущений от другого; интенсивностью — силой воздействия на органы чувств человека; длительностью — временем, в течение которой ощущение продолжается; чувственным тоном — чувством приятного или неприятного, которое присуще данному ощущению (например, ощущение боли или вкуса приятной пищи).

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:

1) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;

2) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;

3) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов

Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение и  др.) вызывают в нем возбуждение.

Это возбуждение от рецептора  по центростремительным нервам передается в центральную часть анализатора, в кору головного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.

Свойства ощущений

Адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

Контраст – явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений

Нижний порог  ощущения – та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Верхний порог  ощущения – та максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает ощущаться. Человек слышит, например, 20 000 колебаний в секунду. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000колебаний в секунду. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила, длительность раздражения.

Разностный  порог ощущения (порог различения) – та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Уловить эту разницу можно лишь тогда, когда она достигает определенной величины. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения.

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при условии деятельности других анализаторов; например, ощущения ритма способствуют усилению мышечно-двигательной чувствительности.

Последовательные  образы – это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.

Виды ощущений

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды.

● С помощью зрительных ощущений человек способен различать  до 180 тонов цвета и более 10 000 их оттенков.

● С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т. д.

● Обонятельные ощущения помогают человеку различать летучие  вещества и запахи, присутствующие в окружающей его среде.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"