К первой группе — сложным поведенческим
навыкам — относятся ходьба, почерк, спортивные
навыки, мимика и пантомимика и т.д.
Названные и другие работы свидетельствуют
о том, что возраст, в котором дети начинают
самостоятельно ходить, определяется
и генетическими, и средовыми факторами,
причем влияния среды, по-видимому, имеют
несколько большее значение. Конечно,
надо иметь в виду, что в этом возрасте
еще могут сказываться неблагоприятные
обстоятельства внутриутробного развития
близнецов, искажающие реальное внутрипарное
сходство. К сожалению, в опубликованных
работах они не контролируются.
Другой тип сложных поведенческих
навыков — спортивная деятельность.
Ее успешность зависит от очень многих
факторов — морфологических, физиологических,
психологических, причем значимость каждого
из них различна в разных видах спорта,
т.е. реально речь может идти о совсем разных
двигательных способностях*.
Семейное сходство по занятиям
спортом обнаружено и другими исследователями.
В целом эти работы позволяют считать,
что наследственные факторы
играют существенную роль
в спортивных достижениях.
Мимику и пантомимику близнецов впервые зарегистрировал
и сопоставил финский исследователь А.
Летоваара [314] во время показа детям-близнецам
(всего 69 пар) картинок приятного или отпугивающего
содержания. Поведение регистрировалось
при помощи скрытой киносъемки и протоколировалось
экспериментатором. По «рисунку» мимики
полнаяконкордантность обнаружена у 40,8%
МЗ пар и только у 4,3% ДЗ. Более похожими
МЗ оказались и по интенсивности мимических
процессов, и по типу мимики.
Так, по мнению П. Сплиндера,
непроизвольные движения мимики имеют
более высокую генетическую обусловленность
потому, что иннервация мимических мышц
идет от промежуточного мозга по экстрапирамидным
путям — в них роль наследственности максимальна;
в движениях смешанного характера участвуют
и экстрапирамидные пути, и пирамидный
тракт — ив этом случае сходство МЗ близнецов
выше, чем ДЗ, но в целом оно ниже, чем в
предыдущей фазе
Почерк близнецов исследовал еще Ф. Гальтон, который
отметил широкий диапазон внутрипарных
различий почерка — от очень похожих до
вполне различимых, и пришел к выводу о
том, что почерк со-близнецов путают в
редких случаях.
25. Генотип-средовая
детерминация признаков, изучающихся
в двигательных тестах. Физиологическое
обеспечение движений.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
Вторая группа исследований
объединяет признаки, получаемые в стандартизованных
двигательных пробах. Их, в свою очередь,
можно разделить на две подгруппы: в одну
входят показатели, которые обычно получают
в стандартных измерениях характеристик,
существенных для спорта и физвоспитания;
во вторую — используемые в психодиагностике
и в психологических исследованиях двигательные
тесты, время двигательных реакций и т.д.
К первой подгруппе относятся обычные
пробы мускульной силы, гибкости, ловкости,
беговые и прыжковые тесты и т.д. Как свидетельствуют
суммарные данные по нескольким исследованиям,
наибольшее влияние наследственности
испытывает скорость реакции, наименьшее
— координация рук.
Вторая подгруппа двигательных
проб («моторных тестов») используется
для решения психологических и психофизиологических
задач: диагностики динамических характеристик
поведения (например, темперамента), свойств
нервной системы, действия переключения,
утомления и т.д. Особое направление мысли
связано с гипотезой о наличии некоторого
общего фактора скорости — индивидуального
темпа, характеризующего и двигательные
реакции, и перцептивные, мыслительные
процессы, опознание, принятие решения
и т.д.: если этот общий фактор существует,
то должен существовать индивидуальный
оптимальный («удобный», «предпочитаемый»,
«личный») темп, причем его оценки, полученные
при решении различных психологических
задач, должны коррелировать между собой.
Кроме того, у каждого человека существует
также максимально возможный темп, при
котором он еще в состоянии безошибочно
выполнять ту или иную деятельность. Поэтому
двигательные тесты включают и пробы на
скорость реакций в разных условиях их
реализации, и оценки темповых, ритмических
характеристик.
Правда, А. Анастази подчеркивает,
наоборот, высокую специфичность моторных
тестов; она приводит результаты факторно-аналитических
работ Э. Флейшмана и его сотрудников,
выявивших 11 основных факторов, описывающих
двигательные функции, среди них — скоростные
факторы; регуляторные; связанные с точностью
движений и т.д. Интересно, что одноименные
характеристики (например, скорость), но
относящиеся к разным органам движений
(например, руке и пальцам), входят в разные
факторы, т.е. оказываются не зависящими
друг от друга. Наследуемость самого времени
двигательной реакции была предметом
изучения в немногих работах; результаты
оказались неоднозначными
Попытка более детально изучить
динамику генотип-средовых соотношений
при изменении отдельных звеньев контура
саморегуляции (задачи, мотивации и др.)
была предпринята С.Н. Иванченко и С.Б.
Малыхом. Во всех шести сериях экспериментов,
различавшихся условиями деятельности
испытуемого, независимо от изменения
их схем, наибольший вес имеет в целом
индивидуальная среда. При этом обнаружились
половые различия: у девочек большую роль
играет общесемейная среда, у мальчиков
— индивидуальная.
Двигательные реакции интенсивно
использовались при изучении свойств
нервной системы. Их «переделка», т.е. изменение
знака предварительно выработанной реакции
на противоположный (положительного на
тормозный и наоборот), — один из стандартных
способов диагностики подвижности нервных
процессов.
Как уже говорилось, двигательные
реакции удобны для психогенетического
изучения и тем, что позволяют достаточно
четко изменять условия их реализации
и тем самым выяснять влияние различных
факторов на генотип-средовые
соотношения. К таким
факторам относится, например, тренировка
движений: изменит ли она внутри парное
сходство МЗ и ДЗ близнецов и, соответственно,
коэффициент наследуемости?
Снижение генетических влияний
в подростковом возрасте авторы связывают
с гормональной перестройкой. Таким образом,
наследственность существенно определяет
различия между людьми не только по признакам,
являющимся разовыми, «дискретными» измерениями
конкретной психологической функции (например
ВР, баллы IQ), но и по их индивидуальной
динамике, формирующейся при изменении
условий деятельности, т.е. по вариативности
в проявлениях некоторых закономерностей.
Наконец, последняя характеристика,
относящаяся к этой группе показателей
— индивидуальный темп
(иногда его обозначают
как «персональный» или «личный» темп).
В этой группе признаков, характеризующих
темп двигательных реакций человека, соотношение
генетических и средовых детерминант
зависит, очевидно, и от типа движения
(простое или сложное), и от предельных
скоростных возможностей человека.
Движения человека, их индивидуальные
особенности — весьма перспективный объект
психогенетического исследования, позволяющий
достаточно четко задавать и фиксировать
психологические условия реализации движения,
менять стимульную среду, задачу, биомеханику,
исследовать разные уровни обеспечения
движения и т.д. Однако пока таких работ
очень мало и они скорее ставят вопросы,
чем отвечают на них. С точки зрения психологической,
среди продуктивных гипотез выделяются,
по-видимому, две: первая — об изменении
генотип-средовых соотношений в вариативности
фенотипически одного и того же движения
при изменении механизмов его реализации,
т.е. включения его в различные функциональные
системы; и вторая — о динамике этих соотношений
при переходе от индивидуального оптимума
к предельным возможностям данной функции.
26. Предмет и задачи
генетической психофизиологии. Уровни
анализа ЦНС в генетической психофизиологии.
Генетическая психофизиология — новая область исследований,
сложившаяся на стыке психогенетики и
дифференциальной психофизиологии.
Вот почему одна из главных
задач генетической психофизиологии
— изучение взаимодействия наследственной
программы развития и факторов окружающей
среды в формировании структурно-функциональных
комплексов
центральной нервной системы (ЦНС) человека
и других физиологических систем организма,
которые участвуют в обеспечении психической
деятельности.
Теоретическим основанием для постановки исследований
такого рода служит представление об индивидуальности
человека как целостной многоуровневой
биосоциальной системе, в которой действует
принцип антиципации (т.е. предвосхищения)
развития.
1. УРОВНИ АНАЛИЗА
ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ЦНС
При изучении строения и работы
ЦНС как относительно самостоятельные
выделяются следующие уровни анализа: клеточный, морфофункциональный
и системный. Каждый
уровень имеет собственные объекты исследования
и изучает присущие этим объектам закономерности
функционирования. Соответственно вопрос
о роли генотипа в формировании ЦНС также
должен рассматриваться применительно
к трем перечисленным уровням. Первый связан
с генетической детерминацией функций
клеточных элементов и нервной ткани, второй — морфологических
и функциональных особенностей отдельных
образований, из которых состоит головной
мозг, третий — организации
функциональных систем, лежащих в основе
поведения и психики.
НЕЙРОННЫЙ УРОВЕНЬ
«Строительные блоки» нервной
системы — нервные клетки (нейроны). Главной
особенностью нейронов является способность
наружной мембраны генерировать нервные
импульсы и через особое образование —
синапс — передавать информацию от одного
нейрона к другому. Импульс передается
через синапс с помощью особых биохимических
веществ-посредников (медиаторов). Синапсы
и медиаторы могут быть как возбуждающие,
так и тормозные. Предположительно мозг
человека содержит 1011 нейронов, причем
по своей организации и функциональному
назначению нервные клетки обнаруживают
чрезвычайное разнообразие. Нейроны химически,
морфологически и функционально специализированы.
У человека интенсивный и избыточный
синаптогенез (образование контактов
между нейронами) происходит в течение
первых двух лет жизни. Количество синапсов
в раннем онтогенезе значительно больше,
чем у взрослых. Постепенно уменьшаясь,
их число доходит до типичного для взрослых
уровня приблизительно к 7-10 годам. Сохраняются
же (это существенно) именно те контакты,
которые оказываются непосредственно
включенными в обработку внешних воздействий,
т.е. под влиянием опыта происходит процесс
избирательной, или селективной, стабилизации
синапсов.
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
УРОВЕНЬ
Мозг современного человека
высоко дифференцирован. Он состоит из
множества относительно мелких и крупных
структурных образований, объединенных
в ряд морфофункциональных блоков. В соответствии
с данными многих экспериментальных и
клинических исследований каждому из
блоков приписываются разные функции.
Обобщенной морфологической
характеристикой мозга служит его вес.
Различия по весу мозга, по-видимому, в
определенной степени обусловлены генетическими
факторами.
Индивидуальные различия в
строении мозга дают основания для попыток
связать их с индивидуально-психологическими
различиями. Большое внимание уделялось
поиску морфологических и цитоархи-тектонических
(клеточных) оснований индивидуальных
особенностей умственного развития,
в первую очередь одаренности.
Было установлено, что вес мозга не
связан с умственным развитием человека.
Наряду с этим при анализе особенностей
клеточного строения коры больших полушарий
обнаружили, что индивидуальным особенностям
психической деятельности соответствуют
определенные соотношения в развитии
проекционных и ассоциативных областей.
Так, постмортальные исследования
мозга людей, которые обладали выдающимися
способностями, демонстрируют связь между
спецификой их одаренности и морфологическими
особенностями мозга, в первую очередь
— с размерами нейронов в так называемом
рецептивном слое коры.
Эти данные свидетельствуют
о том, что индивидуальные различия в умственной
деятельности человека, по-видимому, связаны
с особенностями обмена веществ в мозге.
Структурная индивидуализированность
мозга, неповторимость топографических
особенностей у каждого человека складывается
в онтогенезе постепенно
СИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ
В широком понимании живая система
представляет собой совокупность взаимосвязанных
элементов, которые обладают способностью
к совместному функционированию и приобретению
свойств, не присущих отдельным входящим
в ее состав элементам. В настоящее время
принято считать, что мозг представляет
собой «сверхсистему», состоящую из множества
систем и сетей взаимосвязанных нервных
клеток и структурных образований более
высокого уровня.
Современная наука располагает
методами, позволяющими экспериментально
изучать некоторые аспекты функционирования
мозговых систем. Речь идет о электрофизиологических
методах: электроэнцефалограмме и вызванных
потенциалах.