У человека супружеские
отношения между родителями и
детьми или между братьями
и сестрами считаются кровосмешением;
в большинстве культур существует
запрет на подобные браки. Инбридинг
приводит к снижению среднепопуляционных
значений по ряду поведенческих и психологических
признаков. Например, согласно некоторым
исследованиям, в результате инбридинга
среди потомков близкородственных браков
наблюдается некоторое снижение IQ.
Изучение закономерностей
ассортативного подбора супружеских пар
(неслучайного заключения браков) — важная
линия психогенетических исследований,
поскольку ассортативность может изменять
оценки наследуемости признака, влиять
на его вариативность в популяции и т.д.
Один из основных результатов этих исследований
указывает на то, что ассортативность
практически всегда осуществляется в
положительном направлении, т.е. браки
в подавляющем большинстве случаев заключаются
между людьми, похожими друг на друга;
в супружеских парах, как правило, существует
сходство по многим фенотипическим признакам.
Подобно инбридингу, ассортативность
браков влияет только на частоты генотипов,
но не на частоты аллелей. Ассортативность,
как и инбридинг, снижает гетерозиготность.
Иными словами, в результате ассортативности
гомозиготы заключают браки с гомозиготами,
а гетерозиготы в каждом поколении производят
одну или несколько гомозигот. В конечном
счете, если ассортативность выражена
достаточно сильно, она может существенным
образом снизить генетическую изменчивость
в популяции. Наличие ассортативности
изменяет популяционное распределение
значений по фенотипу, по которому наблюдается
ассортативность.
16. Генеалогический
метод - исследование сходства между родственниками
в разных поколениях.
Генеалогический метод предложен
Ф. Гальтоном в 1869 г. Первоначальная генетическая
идея Гальтона была простой: чем ближе
родство, тем более похожи друг на друга
будут люди по определенному генетически
детерминированному признаку (родитель–ребенок,
братья и сестры). Родственники первой
степени родства имеют 50(?)% общих генов.
С уменьшением степени родства сходства
уменьшаются.При составлении генеалогических
деревьев соблюдают два принципа: 1) обязательное
наличие родственников первой степени
родства, 2) максимальная широта охвата
родственников. Первый принцип – обязательный,
второй – желательный.
Анализ родословной, к
сожалению, не позволяет строго
разделить влияние средовой и
генетической составляющих в
детерминации признака, поскольку
средовая составляющая никак
не контролируется.
Низкая внутренняя
валидность метода анализа родословных
ограничивает его применение в психологическом
исследовании. Однако его применил известный
российский генетик В. П. Эфронмсон для
выявления генетической детерминации
таланта и склонности к альтруизму.
Генеалогическое дерево
строится относительно носителя
определенного признака, который
называется “пробандом”. Следовательно,
генеалогический метод может быть отнесен
к одной из версий метода исследования
единичных случаев.
17. Метод приемных
детей - является самым валидным методом
психогенетики.
Это единственный способ раздельного
контроля влияния генетических и средовых
факторов.
Дети генетически схожи
с первыми родителями на 50%, но
не живут в общей среде, с
приемными родителями они не
имеют общих генов, но живут
в общей среде. Если дети были
усыновлены сразу после рождения
или в первые месяцы жизни, то средовыми
влияниями, полученными в первой семье,
можно пренебречь. Следовательно, более
высокие корреляции психологических свойств
генетических родителей и детей будут
говорить о генотипическом влиянии, а
большие корреляции приемных родителей
и детей – о средовом влиянии на индивидуальные
различия по наблюдаемым признакам.
Первая работа с использованием
метода приемных детей была опубликована
в 1924 г. По полной схеме изучаются дети,
максимально рано отданные на воспитание
приемным родителям, их биологические
и приемные родители. Сходство таких детей
с их биологическими родителями обусловлено
влиянием общих генов, а сходство с приемными
родителями объясняется наличием общей
среды. Этот метод имеет более сложные
схемы изучения, которые включают в себя
оценку сходства нескольких приемных
детей в одной семье, сходство между собой
разлученных сибсов, сходство между родственниками
в пределах обычных семей. Сопоставление
между собой таких групп, как биологическая
мать - приемный ребенок и биологических
отец -приемный ребенок, позволяет оценить
влияние внутриутробных факторов на формирование
признака.
Выявляют две схемы этого метода:
полную и частичную. Полная предполагает
объединение данных, полученных на двух
группах: разлученных родственников (биологические
родители и их сиблинги) и приемных сиблингов. Частичная –
либо одну, либо другую группу данных.
Необходимым условием использования
метода приемных детей является широкий
диапазон средовых условий в семьях –
усыновительницах либо, наоборот, уравнивание
этих семей по тем или иным характеристикам
с последующим сопоставлением индивидуальных
особенностей усыновленных ими детей
от биологических родителей, имевших полярные
значения исследуемого признака.
18. метод близнецов.
Близнецовый метод
предложен Ф. Гальтоном в 1924 г. Различают
монозиготных (MZ) и дизиготных (DZ) близнецов.
Дизиготные близнецы, или двойняшки, рождаются,
если в период овуляции у матери созрели
и были одновременно оплодотворены две
или более яйцеклетки.
Монозиготные близнецы происходят
из одной и той же зиготы (оплодотворенной
яйцеклетки), которая разделилась на два
самостоятельных организма. Они обладают
100% одинаковым набором генов. Дизиготных
близнецов рождается в два раза больше,
чем монозиготных. Сходство между парами
близнецов определяется генотипом и общей
средой. Общая среда одинакова для монозиготных
и дизиготных близнецов, а генотипы различны:
генотипы MZ близнецов сходны на 100 %, a DZ
– на 50 %.
Окончательное оформление метод
близнецов получил благодаря работам
Сименса. Он предложил базовый вариант
метода, который стал одним из главных
инструментов современной психогенетики,
а именно сопоставление внутрипарного
сходства МЗ и ДЗ, и разработал надежный
метод диагностики зиготности, предполагающий
одновременную оценку множества признаков,
а не отдельных, как делали раньше.
Этот метод стал называться
полисимптоматическим методом.
Современный метод близнецов:
существуют два типа близнецов – МЗ и
ДЗ. По не ясным науке причинам иногда
на ранних стадиях деления зигота дает
начало двум эмбриональным структурам,
из которых далее развиваются два полноценных
организма. ДЗ с точки зрения генетической
– сиблинги, родные братья и сестры.
Одновременно постулируется
равенство средовых воздействий в парах
МЗ и ДЗ: считается, что со-близнецы и МЗ,
и ДЗ, будучи детьми одной семьи, одного
возраста и одного пола (разнополые пары
в исследования обычно не включаются),
развиваются в одной и той же среде, и,
следовательно, ее влияние на формирование
индивидуальных особенностей психики
одинаково для членов и МЗ, и ДЗ пар. В таком
случае исследователь получает идеальную
схему двухфакторного эксперимента: влияния
одного фактора (среды) уравнены, что и
позволяет выделить и оценить влияние
второго фактора (наследственности).
Ограничения метода
близнецов связаны с двумя группами факторов:
пре – и постнатальными. Пренатальные
– в зависимости от того, как рано зигота
начала делиться на две эмбриональные
структуры, МЗ могут иметь разные сочетания
околоплодных оболочек: раздельные амнионы,
но один хорион; обе оболочки м.б. разделены
и т.д. В некоторых случаях один близнец
может иметь лучшее кровоснабжение, чем
другой. Это приведет к большей зрелости
и большему весу при рождении, а потом
– к лучшему развитию этого близнеца в
начальном периоде онтогенеза.
Значительно важнее – особенности постнатальной
среды близнецов.
Исследовательские данные заставляют
предполагать, что среда у МЗ более похожа,
чем у ДЗ. + родители более сходно обращаются
с МЗ, чем с ДЗ. => ситуация развития близнецов
многозначна, специфика ситуации заключается
в том, что близнецы часто чувствуют себя
скорее членами пары, чем отдельными личностями.
19. Разновидности
метода близнецов.
Существует несколько разновидностей
близнецового метода:
1) классический близнецовый
метод;
2) метод разлученных близнецов;
3) метод близнецовых семей.
К вспомогательным относятся
следующие модификации:
4) сопоставление близнецов
с неблизнецами;
5) исследование одиночных
близнецов;
6) исследование близнецов
как пары.
Исследование близнецов,
то есть детей, родившихся в результате
одной беременности, является одним из
наиболее используемых методов в психогенетике.
Монозиготные
(МЗ) или однояйцевые близнецы развиваются из одной оплодотворенной
яйцеклетки (зиготы), которая один или
более раз разделилась; они генетически
идентичны, то есть имеют 100% общих генов.
Причины развития монозиготных близнецов
в общем случае неизвестны. Все различия
между ними объясняются влиянием среды
в процессе развития. Рождение монозиготных
близнецов интересно также тем, что они
представляют собой пример бесполого
размножения.
Дизиготные
(ДЗ) или разнояйцевые близнецы развиваются из разных яйцеклеток,
оплодотворенных разными сперматозоидами,
они имеют 50% общих генов. В генетическом
смысле соответствуют обычным братьям-сестрам
или сибсам, как их принято называть в
генетике. Однако близнецы отличаются
обычных сибсов влиянием на них общих
факторов среды как во время беременности,
так и после рождения. Считается, что на
появление нескольких яйцеклеток, способных
к оплодотворению, влияют такие факторы,
как возраст матери, лечение гонадотропными
гормонами, наследственное предрасположение
к рождению близнецов.
Разновидности метода
близнецов. Основных разновидностей четыре:
разлученных близнецов, семей МЗ, контрольного
близнеца, близнецовой пары.
Имеются
следующие основные разновидности близнецового
метода: классический близнецовый
метод, метод разлученных близнецов, метод
близнецовых семей, метод контрольного
близнеца, метод близнецовой пары.
Метод
разлученных близнецов состоит в том, что оценивается
внутрипарное сходство по изучаемому
признаку у близнецов, разлученных после
рождения и выросших в разных для каждого
из близнецов условиях среды. В случае
монозиготных близнецов, если два генетически
одинаковых человека растут в разных условиях
среды, то сходство между ними может быть
объяснено только влиянием одинаковых
генов.
Метод
семей монозиготных близнецов состоит в том, что сопоставляются
дети в семьях, где матери или отцы являются
монозиготными близнецами. Этот вариант
близнецового метода используется для
оценки материнского эффекта и явления
ассортативности браков.
Метод
контрольного близнеца основан на том, что МЗ близнецы
имеют одинаковые гены, в обычных условиях
общую среду, и поэтому являются контролем
по отношению друг у другу. Если МЗ близнецов
разделить на две группы, в каждую из которых
включен один из партнеров близнецовой
пары, то воздействуя на одну группу, можно
по различию между двумя группами оценить
эффективность такого воздействия. Такая
работа проводилась для того, чтобы оценить
эффективность двигательного и речевого
обучения, эффективность разных методик
обучения чтению.
Метод
близнецовой пары используется для изучения
процессов индивидуализации, влияния
различных факторов среды на формирование
тех или иных психологических черт. Вторая
задача связана с проверкой валидности
близнецового метода, возможности его
использования для изучения общих закономерностей.
21. исследования генотип-
средовой детерминации когнитивных функций
и интеллекта
Измерения первичных
способностей по Терстону: вербальных,
пространственных, числовых. Отмечается,
что относительно большие различия во
внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ (и следовательно,
больший коэффициент наследуемости) обнаруживают
группа пространственных тестов, словарный
запас и рассуждение. Большая генетическая
обусловленность вербальных тестов –
факт повторяющийся в разных работах.
ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНТЕЛЛЕКТА
Подавляющее большинство исследований
в психогенетике посвящено межиндивидуальной
вариативности интеллекта, измеряемого,
в зависимости от возраста испытуемых,
различными тестами.
Известно, что два основных
подхода к оценке структуры интеллекта,
а через нее и к содержанию самого понятия
интеллект связаны с именами К. Спирмена
и Л. Терстона. Согласно первому подходу,
существует некоторый общий фактор, определяющий
успешное решение отдельных тестовых
задач — фактор общего интеллекта, обозначаемый
буквой «g» (от «generalfactor»). Аргументом «за»
его существование служит обычно констатируемая
корреляция между оценками, получаемыми
по разным тестовым задачам; предполагается,
что успешность решения отдельных субтестов
может совпадать только в том случае, если
за ними стоит одна и та же латентная переменная,
в данном случае — общий интеллект. Однако
наряду с общим фактором «g» в каждом когнитивном
тесте присутствует специфичный только
для него частный фактор «s». Поэтому теория
Спирмена и названа двухфакторной теорией
интеллекта.