Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:33, курсовая работа
Таким образом, теоретические основы исследования охватывают вопросы конкуренции как явления, её вида на рынке, а также конкурентоспособности продукции предприятия и её параметров.
Целью исследования является осуществление конкурентного анализа и
разработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятий.
В работе исследуются процессы планирования, организации, возможного видоизменения и совершенствования изучаемого объекта.
Введение
1 Теоретические основы конкурентного анализа
1.1 Конкуренция
1.2 Конкурентное преимущество
1.3 Конкурентный анализ история возникновения
1.4 Конкурентный анализ, цель, принципы, основные этапы
2 Методический инструментарий оценки конкурентоспособности организации.
2.1 SWOT-анализ
2.2 SNW-анализ
2.3 PEST-анализ
2.4 GAP-анализ
2.5 Анализ функциональных возможностей и ресурсов
2.6 Метод анализ иерархи
2.7 Матрица BCG
3 Анализ конкурентной среды на рынке широкополосного доступа города Новосибирска.
3.1
3.2
3.3
4 Безопасность жизнедеятельности
4.1 Организация работ по охране труда на предприятии
4.2 Источники финансирование мероприятий по улучшению условий труда
4.3 Требования к помещениям с вычислительной техникой и к организации
рабочего места
4.4 Пожарная безопасность предприятия
Заключение
Список используемых источников
Вот почему за последний год число сделок M&A (слияния и поглощения) в разы возросло. Только таким образом операторы удерживаются «на плаву» и увеличивают свои абонентские базы. Вот лишь несколько примеров покупки мелких операторов более крупными или слияния операторов воедино:
- оператор МТС приобрел одного из крупнейших новосибирских провайдеров ГК CityHomeNet (ООО «Новосибирская Мультисервисная Компания») – декабрь 2010 г.;
- компания «Комстар-Регионы» (принадлежит ОАО «Комстар ОТС») купила нескольких Интернет-операторов Барнаула: «Интелека», «Имэкстелеком», «АйТелека», «Интелком» «ТеВиС». Начало 2011 г.;
- новосибирский провайдер «Новотелеком», кузбасский GoodLine и томский «Томтел» слились в одну компанию, которая получила пока техническое название «Объединенный оператор». После завершения сделки новосозданный оператор станет одним из крупнейших на рынке Интернет-услуг Сибири.
- Также провайдеры Сибири развиваются за счет привлечения иностранных инвестиций. Например, компания «Сибирские сети» продала 20% своих акций (а планируется увеличить долю до 25%) финскому инвестфондуCapManRussia. Целью продажи части компании стало привлечение инвестиций. По подсчетам iKS-Consulting, «Сибирские сети» привлекли порядка $6 млн.
В ближайшие несколько лет на
рынке широкополосного доступа
в Интернет в Сибири будет продолжаться
перераспределение долей, кооперация
операторов, изменение числа игроков
и т.п. Скорее всего, это приведет
к тому, что на данном рынке выделится
десяток крупнейших провайдеров, а
также несколько операторов поменьше.
Кроме того, в больших городах,
в которых уровень
Лидерами среди операторов станут те, кто предложит самый широкий перечень услуг, среди которых обслуживание домашних и коммерческих пользователей, IP-телефония, кабельное телевидение, дополнительные услуги.
По мере того, как уровень проникновения
широкополосного доступа в
Также, чтобы завлечь новых абонентов, операторы стараются предложить Интернет-пользователям города более широкий ассортимент услуг. Так, компании «НИР-Телеком», IP-Stream, Real-Net и «Мультинекс» летом 2010 г. начали работать над созданием р2р-сети «городского» Интернета. Уже более 12 операторов присоединились к проекту, целью которого является создание единого хаба абонентов сетей и развлекательного портала klubok.org. Таким образом, в Новосибирске пытаются решить проблему увеличения потребления трафика. В локальной сети большая часть трафика будет кешироваться, а абоненты получат возможность быстрее и дешевле получать контент, скачивая его не напрямую из Интернета, и с серверов сети klubok.org.
Среди положительных тенденций
на рынке также можно назвать
повышение интереса федеральных
игроков к Новосибирску и внедрение
новейших Интернет-технологий. Наличие
большего количества федеральных операторов
дает пользователям возможность
получать более качественную услугу
по доступной цене, поскольку всероссийские
операторы, обычно, имеют более-менее
одинаковые тарифы в разных регионах
страны. А внедрение современных
технологий позволяет увеличить
скорость Интернета (как-то при замене
медных кабелей на оптоволоконные,
что намерены сделать провайдеры,
переходящие на технологию GPON) и
предоставить доступ в Сеть в отдаленных
и труднодоступных уголках
Интернет-рынок Новосибирска в настоящее время находится на переходном этапе – с одной стороны, показатели достаточно высокие, как и число вовлеченных абонентов или уровень доходов провайдеров, но с другой стороны, ситуация на рынке нестабильна, поскольку «передел» рынка продолжается. Эксперты ожидают, что в течение 2012-2013 гг. ситуация стабилизируется, а крупнейшие игроки рынка выделятся окончательно.
В течение трех кварталов 2011 года рынок
широкополосного доступа в
В данной публикации используються цифры, предоставленные самими участниками рынка.
Под руководством Максима Кудрявцева статус лидера по показателю абонентской базы физических лиц по итогам трех кварталов 2011 года сохранил «Ростелеком» с показателем 140 тыс. абонентов (+25%). В дальнейшем у «Ростелекома» есть все шансы сохранить лидерство. В частности, на этой неделе оператор вывел на рынок первый федеральный продукт — услугу «Домашний Интернет», которая будет предоставляться жителям всех федеральных округов РФ.
Второе место по показателю абонентской базы удерживает возглавляемый Олегом Игнатенко «Новотелеком», у которого в Новосибирске 125 000 абонентов среди физлиц, что на 47% больше, чем в аналогичном периоде 2010 года. Кроме того, после слияния с крупным томским оператором «Томтел» и кемеровским GoodLine («Е-Лайт-Телеком»). Благодаря интеграционной сделке совокупная абонентская база объединенного оператора, по данным «Новотелекома», составила 250 тыс. абонентов высокоскоростного Интернета и 80 тыс. абонентов кабельного телевидения в 11 городах трех областей. В планах объединенной компании — выйти на рубеж 500 тыс. абонентов.
Третье место удерживают «Сибирские Сети». Под руководством директора по продажам и маркетингу Сергея Вепренцева (ныне уволенного), ранее проработавшего в «ТТК-ЗС» и «Новотелекоме», оператору удалось по итогам трех кварталов нарастить абонентскую базу до 90 тысяч пользователей, что в среднем на 25–30% больше, чем годом ранее. В отличие от Олега Игнатенко, гендиректор и основатель «Сибирских Сетей» Олег Кусь выбрал другой путь сохранения независимости своей компании от федеральных операторов, анонсировав в сентябре этого года продажу 20% акций «Сибирских Сетей» стратегическому инвестору в лице инвестиционного фонда CapMan. По словам участников рынка, «Сибирские Сети» уже давно искали себе партнера среди инвесторов для финансирования своих планов, однако при этом собирались развивать свой бренд и оставаться независимыми от крупных федеральных игроков, которые активно рассматривали региональных провайдеров на предмет покупки. Коммерческий директор «Сибирских Сетей» Павел Козлов убежден, что преимуществами регионального провайдера являются гибкость и возможность быстрого реагирования на потребности клиентов, в то время как у федеральных компаний есть масштаб. Полученные средства провайдер намеревался в том числе вложить в активную географическую экспансию. Так, оператор уже купил барнаульского провайдера Altline и кемеровского «Русский медведь». В ближайшее время компания планирует выйти в ряд других небольших городов Сибири, а инвестиционный директор CapManRussia Максим Попов при этом не исключил и выход «Сибирских Сетей» даже за границы Сибирского федерального округа. Как и объединенный оператор «Новотелеком-GoodLine-Томтел», к 2015 году «Сибирские Сети» планируют иметь 500 тысяч абонентов, а размер выручки к этому времени должен составить 2 млрд рублей в год.
Далее располагается «ЭР-Телеком», которая под руководством нового директора Станислава Дариенко вышла в Новосибирске на показатель более 60 тысяч интернет-пользователей, что на 25% больше, чем годом ранее. А замыкает Топ-5 «ТТК-ЗС», возглавляемый Александром Соловьевым. По оценкам самого «ТТК-ЗС», по итогам трех кварталов абонентская база оператора на рынке ШПД в Новосибирске удвоилась и достигла 30 тыс. абонентов. Долю на рынке ШПД в Новосибирске «ТТК-ЗС» ее коммерческий директор Борис Плетнев в настоящий момент оценивает на уровне 7%. [25]
Таблица 3.1 – Топ 5 крупнейших интернет провайдеров Новосибирска
Название компании |
Абонентская база B2C, чел. |
Прирост абонентской базы, проценты |
Абонентская база B2B, предприятия | |
1 |
Ростелеком |
140 000 |
25 |
10 500 |
2 |
Новотелеком |
125 000 |
47 |
3 100 |
3 |
Сибирские сети |
90 000 |
27 |
2 800 |
4 |
Эр-телеком (Дом.ру) |
60 000 |
25 |
800 |
5 |
ТТК-ЗС |
30 000 |
100 |
2 000 |
Рисунок 3.1 – Абонентская База B2C на конец 2011 года
Рисунок 3.2 – Абонентская База B2B на конец 2011 года
Состояние рыночной среды на рынке услуг широкополосного доступа в Интернет г. Новосибирска характеризуют коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI). Коэффициент рыночной концентрации CR. Он рассчитывается, как доля нескольких крупнейших производителей в общей величине услуг.
CR=
,
где Di - доля i-ого предприятия в общем объеме реализации.
В соответствии с величиной показателя CR считают, что:
- если CR> 70% - отрасль высококонцентрированная и необходим государственный контроль и регулирование в ней;
- если 45% <CR< 70% - умеренно концентрированная отрасль, умеренный контроль и регулирование деятельности ее хозяйствующих субъектов;
- CR< 45% - неконцентрированная отрасль, необходим только контроль за деятельностью предприятий данной отрасли.
Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8) или десяти (CR-10) крупнейших предприятий.
Индекс Герфиндаля-Гиршмана HHI - более точная характеристика уровня концентрации (монополизации) рынка. Чем больше значение HHI, тем влиятельнее крупнейшие компании. HHI рассчитывается как сумма квадратов долей всех предприятий и показывает сбалансированность фирм на рынке.
HHI=
,
где Di - доля i-ого предприятия в общем объеме реализации.
Соразмерно с показателем HHI рынки и степень государственного воздействия квалифицируются по степени концентрации:
- при HHI>1800 - высокая степень концентрации;
- при 1000<HHI<1800 - умеренная концентрация;
- при HHI<1000 - слабая степень концентрации.
Для оценки концентрации рынка рассчитаем коэффициент концентрации СR и индекс Герфиндаля-Гиршмана ННI.
Таблица 3.2 – Расчет коэффициента рыночной концентрации.
Компания-оператор |
Рыночная доля на конец 2011 года, процентов |
CR4 |
Ростелеком |
29,17 |
86,46% |
Новотелеком |
26,04 | |
Сибирские сети |
18,75 | |
Эр-телеком (Дом.ру) |
12,50 |
Сопоставление полученных значений
с приведенной выше шкалой позволяет
сделать вывод о высокой
Значения индексов Герфиндаля-ГиршманаHHI концентрации рынка услуг широкополосного доступа г. Новосибирска приведены в таблице.
Таблица 3.3 - Показатели концентрации HHI
Компания-оператор |
Рыночная доля на конец 2011 г., в процентах |
Квадраты долей на конец 2011 г., |
Ростелеком |
29,17 |
850,89 |
Новотелеком |
26,04 |
678,1 |
Сибирские сети |
18,75 |
351,56 |
Эр-телеком (Дом.ру) |
12,50 |
156,25 |
ТТК-ЗС |
6,25 |
39,1 |
Итого |
92,71 |
2075,9 |
Рассчитанные значения индекса Герфиндаля-Гиршмана также свидетельствуют о высокой концентрации на изучаемом рынке, за счет 3 крупных компаний которые контролируют почти 74% рынка. Рынок можно назвать олигопольным, лидером на рынке является ОАО «Ростелеком», недалеко от неё ушла ООО «Новотелеком», замыкает список ООО «Сибирские Сети».
Емкость новосибирского корпоративного рынка ШПД провайдеры приблизительно оценивают в размере от 14 до 20 тысяч компаний. При этом количество участников B2B-рынка ШПД существенно больше, чем в сегменте B2C, так как на этом рынке в дополнение к игрокам сегмента B2C присутствуют операторы, ориентированные исключительно на рынок B2B. К этой категории, в частности, можно отнести «Авантел», «Энфорту», «РТКОММ-Сибирь» (дочерняя структура «Ростелекома»), «Билайн Бизнес», «РИСС-телеком» (Effortel), «Мегаком», «Стартелеком-Новосибирск», OrangeBusinessServices. В свою очередь к провайдерам, представленным как на рынке B2B, так и в большей степени на B2C, можно отнести «Ростелеком», «Новотелеком», «Сибирские Сети», «ЭР-Телеком», «ТТК-ЗС», МТС, «Первую Милю» (Academ.org). Каждый из операторов B2B может похвастать наличием крупных заказчиков с громкими именами, однако аналитики сходятся в том, что на сегодняшний день рынок перенасыщен, и успешно конкурировать на нем провайдерам все сложнее и сложнее.
Лидером в сегменте B2B является «Ростелеком». В частности, «Новотелеком» рапортует о наличии 3100 корпоративных клиентов, что на 50% больше, чем год назад. В свою очередь абонентская база «Сибирских Сетей» в сегменте B2B составляет более 2800 корпоративных клиентов, компания оценивает свою долю на рынке B2B в размере 20%. По ее данным, в среднем оператор подключает более 100 новых компаний в месяц.