Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:33, курсовая работа
Таким образом, теоретические основы исследования охватывают вопросы конкуренции как явления, её вида на рынке, а также конкурентоспособности продукции предприятия и её параметров.
Целью исследования является осуществление конкурентного анализа и
разработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятий.
В работе исследуются процессы планирования, организации, возможного видоизменения и совершенствования изучаемого объекта.
Введение
1 Теоретические основы конкурентного анализа
1.1 Конкуренция
1.2 Конкурентное преимущество
1.3 Конкурентный анализ история возникновения
1.4 Конкурентный анализ, цель, принципы, основные этапы
2 Методический инструментарий оценки конкурентоспособности организации.
2.1 SWOT-анализ
2.2 SNW-анализ
2.3 PEST-анализ
2.4 GAP-анализ
2.5 Анализ функциональных возможностей и ресурсов
2.6 Метод анализ иерархи
2.7 Матрица BCG
3 Анализ конкурентной среды на рынке широкополосного доступа города Новосибирска.
3.1
3.2
3.3
4 Безопасность жизнедеятельности
4.1 Организация работ по охране труда на предприятии
4.2 Источники финансирование мероприятий по улучшению условий труда
4.3 Требования к помещениям с вычислительной техникой и к организации
рабочего места
4.4 Пожарная безопасность предприятия
Заключение
Список используемых источников
В историческом аспекте теория конкурентных преимуществ пришла на смену теории сравнительных преимуществ. Сравнительные преимущества, лежащие в основе конкурентоспособности страны или фирмы, определяются наличием и использованием находящихся в изобилии факторов производства, таких, как трудовые и сырьевые ресурсы, капитал, инфраструктура и т. д. Но по мере развития технологических инноваций и глобализации бизнеса изменяется структура международной конкуренции и на смену сравнительным преимуществам приходит новая парадигма — конкурентные преимущества. Это означает следующее.
- Преимущества перестали быть статическими, они изменяются под воздействием инновационного процесса (изменяются технологии производства, методы управления, способы доставки и сбыта продукции и т. д.). Поэтому для удержания конкурентных преимуществ требуется постоянное внедрение нововведений.
- Глобализация бизнеса вынуждает компании учитывать национальные и международные интересы.
- Государство, территория рассматриваются как основа стратегии компании, а не только как место, где компания осуществляет свою деятельность. [2]
Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. При определении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые. Иначе может оказаться, например, что предприятие считает себя известным на местном рынке и не тратит средств на рекламу, а потребители не имеют информации об этом предприятии. Такая ситуация характерна для многих российских предприятий.
Главное требование — отличие от конкурентов должно быть реальным, выразительным, существенным. Б. Карлоф отмечает, что, к сожалению, слишком легко заявить о наличии у себя конкурентных преимуществ, не дав себе труда проверить, соответствуют ли эти предполагаемые преимущества потребностям клиентов. В результате появляются товары с вымышленными преимуществами. Фирма должна иметь несколько (четыре-пять) конкурентных преимуществ, которые необходимо защищать. Средствами защиты конкурентных преимуществ могут быть:
- монополия (на российском рынке это, например, монополия в сфере коммунальных услуг);
- патенты, ноу-хау (например, рецепты изготовления напитков),секретность;
- доступ к источникам сырья или коммуникациям (газовая отрасль в России) и т. д.
Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются:
-лидерство в издержках (себестоимости продукции);
- дифференциация продукции;
- фокусирование (концентрация);
- ранний выход на рынок (стратегия первопроходца); синергизм.
Следует отметить, что конкурентные преимущества предприятия в отрасли определяются также широтой целевого рынка. Поэтому перед выбором одной из общих стратегий предприятие должно определить ряд ограничивающих факторов:
- ассортиментный набор продуктов, который оно будет производить, а также тип потенциальных покупателей;
- планируемые каналы распределения продукции;
- регион, в котором оно будет продавать продукцию, а также ряд смежных отраслей, в которых собирается конкурировать.
При этом предприятие может выбрать массовый рынок или узкую рыночную нишу. Комбинируя целевые рынки с основными стратегиями, предприятие расширяет область выбора стратегий. Когда стратегии минимизации затрат и дифференциации продукции нацелены на массовый рынок, они называются лидерством в издержках и дифференциацией продукции соответственно. Но когда эти же стратегии нацелены на рыночную нишу, они называются фокусированием. Выбор конкретной стратегии конкуренции существенно зависит от стратегического потенциала предприятия и возможностей расширения его ресурсов. Именно внутренняя среда предприятия во многом определяет выполнимость выбранной стратегии. Конкурентные преимущества не являются вечными, они завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что является трудоемким и, как правило, дорогостоящим процессом.[4]
Подходы к трактовке содержания маркетингового анализа, как самодостаточного инструмента рыночного анализа применялись в развитых странах в благоприятный для них период после 1945 г. Достаточно устойчивый экономический рост в те годы обеспечивался богатыми источниками спроса, свободного от интернациональной конкуренции. Но энергетический кризис 1970-ч годов разрушил эту временную идиллию.
Либерализация мировой торговли
и процессы глобализации, характерные
в 1980-х годах, ознаменовали появление
новой конкурентной эры. Стремительные
изменения в технологиях и
начавшийся переход к инновационной
экономике окончательно закрепили
кардинальные перемены в конкурентной
среде, что обусловило необходимость
применения особого инструмента
обеспечения
Надо отметить, что концепция оценки индивидуальных характеристик конкурентов была заимствована у военных стратегов, которые давно использовали подобные оценки соперников в качестве эффективного способа управления военной информацией о противнике.
Ныне фирмы функционируют в высоко конкурентной, быстро меняющейся среде. Топ-менеджеры, маркетологи и аналитики опираются на совокупность альтернативных стратегий развития фирмы, в которых предприятие рассматривается в неразрывной связи со своими прямыми и потенциальными конкурентами. При этом оценка индивидуальных характеристик конкурентов превращается в неотъемлемую часть стратегии, так необходимой для «создания будущего».
Технологический прогресс заставляет
по-новому относиться к конкуренции,
полностью меняет её правила. Особенно
ярко это проявляется в
Всего лишь десять-пятнадцать лет назад можно было добиться неплохого знания и понимания всех основных конкурентов. Так обстояли дела не только с крупными компаниями, но и с более мелкими организациями на локальных и региональных рынках. Набор конкурентов - те компании, которые на протяжении многих лет состязались друг с другом за место на рынке - составляли одни и те же компании. Для того чтобы узнать, что они собираются предпринять в будущем, достаточно было понять, что они делали в прошлом, и, приняв во внимание последние внутренние и внешние изменения в компании, оценить, каков будет следующий шаг. Проще говоря, хотя конкуренция была очень интенсивной, врага знали и понимали, а планирование победы в такой достаточно статичной ситуации было довольно прямолинейным делом.
Сегодня многое меняется. Вследствие быстрых процессов формирования компаний, организационной мобильности таких структурных процессов в отраслях, как поглощения, слияния и банкротства, законодательных изменении и появления новых технологии, конкуренция стала жестокой, стремительной и сложно предсказуемой. Все чаще победа над конкурентами связана не столько с разработкой стратегии победы в конкурентной борьбе, сколько с использованием особых аналитических процессов. Круг всех преимуществ, обеспечиваемых такими процессами, опирается на специфические технологии конкурентной разведки - мощного инструмента идентификации своих соперников и борьбы с ними.[6]
Первые шаги конкурентной разведки были неразрывно связаны с промышленным шпионажем. Он представляет собой одну из форм недобросовестной конкуренции, применяемую на всех уровнях экономики, начиная с небольших предприятий и заканчивая государствами.
Основное предназначение промышленного шпионажа состоит в экономии средств и времени, которые требуется затратить, чтобы догнать конкурента, занимающего лидирующее положении, либо не допустить в будущем отставания от конкурента, если тот разработал новую перспективную технологию, а также чтобы выйти на новые для предприятия рынки.
Датой появления первой документально подтвержденной конкурентной разведки принято считать конец XIV в. Тогда Дом Фуггеров в германском Аугсбурге впервые в мире стал использовать элементы конкурентной разведки организованно и на постоянной основе. Фуггеры распространяли среди своих ключевых сотрудников на местах так называемый «новостной манускрипт». Этот документ содержал целенаправленно отобранную и проанализированную коммерческую и политическую информацию, поступавшую из всех пунктов, входивших в зону интересов компании, и позволял принимать управленческие решения. Специалисты считают, что именно это позволило Фуггерам занять лидирующее положение в ключевых отраслях промышленности. Впоследствии Фуггеры создали первый в Европе банковский дом.
В конце XVIII в. американские авторы писали, что Ротшильды располагают двумястами агентами. Результаты деятельности этой сети были предоставлены в распоряжение правительства Англии, воевавшей против Наполеона. Благодаря своим информаторам и их контакту с правительственными и военными структурами, Натан Ротшильд узнал о поражении Наполеона первым в Лондоне. Ротшильды владели этой информацией монопольно очень недолго, но этого было достаточно, чтобы они взяли под свой контроль самое передовое в технологическом плане направление того времени - текстильную промышленность.[7]
Конкурентная разведка в ее сегодняшнем виде получила сильный импульс развития в середине 1980-х годов в США, когда на американский рынок стремительно ворвались японские компании. В самой Японии же анализ конкурентов всегда был неотъемлемой Частью бизнес культуры. Родоначальником конкурентной разведки современного периода считается компания «Хегох», столкнувшаяся с конкуренцией со стороны японских производителей. Это была война насмерть, поскольку японцы вышли на американский рынок с розничными ценами ниже себестоимости американского продукта. Но «Хегох», благодаря своему японскому филиалу, создал систему работы, которую сегодня называют бенчмаркингом (деятельность, посредством которой фирма изучает «Лучшую» продукцию и маркетинговый процесс, используемый прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других подобных областях, для выявления фирмой возможных способов совершенствования её собственных методов), а затем адаптировал и применил к миру бизнеса разведывательные технологии в максимально возможном объеме. Его примеру последовали другие крупные американские компании.
Через несколько лет конкурентная разведка стала применяться в Европе, а затем и во всем мире. Этот период можно считать окончательным выделением конкурентной разведки в отдельное направление корпоративной деятельности.
Сегодняшнее развитие технологий - прежде всего, связи и компьютеров - сделало полноценную разведку технически и финансово доступной для крупных, средних и даже для малых компаний. Вот почему конкурентная разведка сегодня столь стремительно распространяется во всех отраслях и на всех уровнях экономики, как в развитых, так и в развивающихся странах.
В Россию современная конкурентная разведка пришла с Запада, прежде всего из США. Особенности российского перехода к рынку явились причиной дисбаланса развития важнейших бизнес-процессов молодых российских предприятий. Исследование конкурентов еще долгие годы оставалось вне поля зрения управленцев, если же оно и осуществлялось, то скорее интуитивными методами, опирающимися на неподтвержденную информацию, что было чревато для компаний негативными последствиями. К концу 1990-х годов западные идеи системного подхода к исследованию конкурентов стали приниматься предприятиями европейской части России, на остальной же ее территории до сих порредко можно встретить компанию, осмысленно применяющую весь спектр методов конкурентного анализа и разведки.
Сегодня многие специалисты конкурентной разведки в мире объединились в Общество профессионалов конкурентной разведки (SCIP), штаб-квартира которого находится в г. Александрия, штат Вирджиния, США [24]. Основалось это общество в 1986 г., когда несколько сотен человек встретились в Вашингтоне для принятия соответствующего решения. В 1990 г. в SCIP состояло 1 500 человек, в 1998 г. - 6 000 человек, в 2005 г. - более 7 000 человек. Члены общества представляют практически все страны мира.[6]
Конкурентный анализ – оценка индивидуальных характеристик конкурентов, на сопоставление сильных и слабых сторон текущих и будущих конкурентов. Этот анализ даёт как наступательный, так и оборонительный стратегический контекст, в условиях которого следует выявлять возникшие возможности и угрозы.
Главная цель конкурентного анализа заключается в умении определить, а так же быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе преимущества нашей организации. Все усилия в сферах производства, сбыта и управления должны быть направлены на развитие именно тех качеств и свойств организации, которые выгодно отличаются от её потенциальных или реальных конкурентов.[8]
Совокупность наиболее важных
в настоящее время целевых
установок конкурентного