Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:33, курсовая работа
Таким образом, теоретические основы исследования охватывают вопросы конкуренции как явления, её вида на рынке, а также конкурентоспособности продукции предприятия и её параметров.
Целью исследования является осуществление конкурентного анализа и
разработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятий.
В работе исследуются процессы планирования, организации, возможного видоизменения и совершенствования изучаемого объекта.
Введение
1 Теоретические основы конкурентного анализа
1.1 Конкуренция
1.2 Конкурентное преимущество
1.3 Конкурентный анализ история возникновения
1.4 Конкурентный анализ, цель, принципы, основные этапы
2 Методический инструментарий оценки конкурентоспособности организации.
2.1 SWOT-анализ
2.2 SNW-анализ
2.3 PEST-анализ
2.4 GAP-анализ
2.5 Анализ функциональных возможностей и ресурсов
2.6 Метод анализ иерархи
2.7 Матрица BCG
3 Анализ конкурентной среды на рынке широкополосного доступа города Новосибирска.
3.1
3.2
3.3
4 Безопасность жизнедеятельности
4.1 Организация работ по охране труда на предприятии
4.2 Источники финансирование мероприятий по улучшению условий труда
4.3 Требования к помещениям с вычислительной техникой и к организации
рабочего места
4.4 Пожарная безопасность предприятия
Заключение
Список используемых источников
-выявление будущих стратегий и планов конкурентов;
-предсказание вероятных
реакций конкурентов на
-определение того, насколько
стратегия конкурентов
-выявление слабых сторон
конкурентов и оценка наших
реальных возможностей их
Данный перечень не является
исчерпывающим. Обострение конкурентной
борьбы, динамизм инновационных перемен,
турбулентность социально-экономических
и политических процессов, глобализация
хозяйственной жизни требуют
постановки и решения, других нестандартных
задач – например, определения
влияния правительственных
Методологические принципы
(требования к проведению) конкурентного
анализа обладают определенными
особенностями, которые обусловлены
спецификой объекта информационно-
- принцип объективности, заключающийся в обеспечении высокой достоверности результатов конкурентного анализа посредством рационального сочетания достоверных (в большинстве случаев) количественных измерителей и нередко менее достоверных, но практически ничем не заменимых неформализованных оценок (например, экспертных оценок) качественных сторон как потенциально возможной, так и фактически реализованной конкурентоспособности организации;
- принцип целенаправленности, сводящийся к тому, что любые изменения в конкурентных позициях анализируемых организаций должны оцениваться с позиций возможности точного определения преимуществ рассматриваемой организации, а также быстрого и эффективного их использования в конкурентной борьбе;
- принцип системности, т.е. реализация такого подхода к конкурентнойборьбе, при котором сфера ее осуществления рассматривается как большая система, состоящая из подсистем и элементов уменьшающейся сложности, тесно связанных между собой, взаимодействующих друг с другом, с внешними хозяйственно-правовым окружением, а также с общественно-политической средой страны и мира в целом;
- принцип комплексности, который заключается в максимально полном охвате всех существенных сторон, ресурсов, затрат и результатов финансово-хозяйственной, производственной, маркетинговой, информационной, обучающей, консалтинговой и инновационно-инвестиционной деятельности, а также во всемерном учете основных причинно-следственных связей и зависимостей;
- принцип иерархичности, требующий многоуровневого рассмотрения состояния и изменений в конкурентной среде трансформационной экономики
-принцип динамизма, т.е. учета происходящих быстрых изменений и трансформаций в противостоянии конкурентных сил в отрасли, регионе, а также на межрегиональных рынках;
-принцип экономичности, который заключается в требовании получения специфического эффекта улучшения конкурентных позиций в отрасли ирреального коммерческого эффекта от использования аналитических результатов, величина которого превышала бы финансово-экономические затраты на осуществление конкурентной разведки и конкурентного анализа.
- принцип неопределенности, т.е. всемерный учет фактора риска и непредсказуемости результатов конкурентной борьбы при проведении аналитических и управленческих процедур оценки, диагностики, прогнозирования и реализации конкурентной стратегии;
- принцип безопасности (информационной и технологической), которая обеспечивается внутренним характером конкурентного анализа;
- принцип национально-ориентированного подхода, отвечающий условиям резкого усиления конкурентной борьбы в глобальных масштабах, которая приобретает черты международной экономической конфронтации.[6]
Реализация принципа объективности в конкурентном анализе, основным информационным источником, которого являются данные конкурентной разведки, представляет собой достаточно трудную задачу. Ситуация здесь много сложнее, чем, например, в финансовом анализе, практически целиком базирующегося на данных системного бухгалтерского учета и финансовой отчетности, достоверность которых подтверждается подписями ответственных лиц. Информация же, по крупицам собираемая конкурентными разведчиками из самых разнообразных источников, заведомо не может носить системный характер и во всех случаях быть достоверной: она нуждается в многократной проверке и перепроверке. Сложное положение с обеспечением принципа объективности усугубляется также следующими четырьмя специфическими обстоятельствами. Во-первых, индивидуальные характеристики конкурентов чрезвычайно разнообразны: начиная с личности директора до коэффициентов финансовой устойчивости, от показателей движения денежных средств до социо-политической информации и т.д. Во-вторых, значительная часть данных конкурентной разведки представлена количественными, а другая – качественными признаками, что весьма затрудняет формирование обобщающей оценки. В-третьих, в отличие от всех других видов экономического анализа, в которых явное предпочтение отдается усредненным оценкам, в конкурентном анализе доминируют индивидуальные оценки. В-четвертых, и «конкурентный разведчик», и его информаторы достаточно субъективны в своих оценках индивидуальных характеристик конкурентов, а также в интерпретации полученной информации.
В практике конкурентного анализа промышленно развитых и новых индустриальных стран, преодолению специфических трудностей в его обеспечении объективной информацией способствует комбинированное использование, нередко достаточно аналитичной, вторичной информации (т.е. результатов предварительного анализа индивидуальных характеристик конкурента, проведенного вне рамок конкурентной разведки) с первичной информацией, тщательно собранной, и обработанной конкурентным разведчиком. Не менее полезным и перспективным представляется применение процедур преобразования индивидуальных характеристик конкурентов, которые выражаются качественными признаками, в балльные оценки, получаемые путем проведения коллективной экспертизы. Далее эти оценки, которые более близки к количественным, чем к качественным оценкам, с помощью весовых коэффициентов могут быть трансформированы в обобщающую и интегральную оценку, индивидуальных характеристик конкурента. Иными словами, имеющиеся методические трудности подобного рода преодолимы с помощью взвешенных балльных оценок.
Взвешенные балльные оценки призваны служить универсальным инструментом исследования непараметрических статистических совокупностей – инструментом, подлежащим широкому использованию в статистическом анализе. Однако необходимо отметить, что для выявления конкурентных преимуществ соперников и соотнесения их с характеристиками рассматриваемой организации большее значение имеет дифференцированный подход к оценке индивидуальных характеристик конкурентов. Необходимость следовать принципу национально-ориентированного подхода, обусловлена условиями возрождения российской экономики, при которой усиливается конкуренция не только внутри страны, но обостряется и экономическая конфронтация на мировой арене. Поэтому при аналитическом обеспечении разработки стратегии ключевых сфер национальной жизни следует учитывать не только возможности и угрозы со стороны отечественных и зарубежных организаций-соперников, но и обострение конкурентной борьбы на международной арене. Таким образом, принцип национально-ориентированного подхода нужно включать в число принципов современного конкурентного анализа, а также следовать ему. [8]
С. Анурьевым и В. Сметаниным, полагают, что анализ конкурентов представляет собой процесс выявления основных соперников, оценки их целей, стратегий, сильных и слабых сторон, а также спектра вероятных ответных действий. Кроме того, необходимо установить совокупность конкурентов, которых следует атаковать либо, наоборот, избегать.
Объект конкурентного
анализа – это множество уже
имеющихся и будущих
Предметом конкурентного анализа, я считаю является совокупность отношений соперничества, а также партнерского взаимодействия организаций рассматриваемой отрасли – отношений, рассматриваемых как в статике, так и в динамике.
Полученные в результате
проведения конкурентного анализа
данные позволяют оценивать
Основными рекомендуемыми направлениями использования
разработанной системы аналитических показателей являются:
- получение обобщающей оценки уровня конкурентоспособности анализируемого предприятия, тенденций и факторов ее динамики, неиспользованных резервов и возможностей роста;
- разработка совокупности прогнозов роста конкурентоспособности, анализируемого предприятия, на краткую, среднюю и долгосрочную перспективу;
- выработка базовой стратегии наращивания конкурентных преимуществ и управления конкурентоспособностью на обозримый период;
- разработка альтернативных генеральных стратегий развития предприятия, намеченных на перспективу;
- формирование целевых программ государственной поддержки уровня конкурентоспособности стратегически важных отраслей и предприятий;
- построение системы показателей-индикаторов для мониторинга конкурентоспособности, ее прогнозирования и планирования.
Таким образом, хотя основное
назначение конкурентного анализа
заключается в поддержке
Анализ конкурентоспособности позволит определять всех возможных конкурентов и оценить их соответствующие сильные и слабые стороны. Зная действия конкурентов, будет легче понять, какие изделия или услуги необходимо предложить, как найти рынок сбыта для них и определить место компании на рынке.
Анализ конкурентоспособности - непрерывный процесс. Нужно постоянно собирать информацию о конкурентах. Просматривать их веб-сайты. Читать литературу об их изделиях. Доставать и оценивать их изделия. Наблюдать, как они представляют себя на выставках. Читать о них в торговых публикациях вашей отрасли промышленности. Поговорить с клиентами, чтобы видеть, что они думают об изделиях или услугах конкурентов и что необходимо исправить или добавить нашей компании, чтобы стать лучше.
Существует несколько основных этапов с помощью которых фирма сможет оказать достойную конкурентоспособность.
Этап 1: Определить конкурентов
Каждый бизнес имеет конкурентов, и необходимо потратить время, чтобы определить, к кому возможные клиенты могут обратиться, чтобы получить необходимые им изделия или услуги, аналогичные предоставляемым вашей фирмой. Даже если продукция или услуги являются действительно новаторскими, следует понять, что еще нужно клиентам, чтобы они покупали ваш продукт или услугу.
Начинать нужно с рассмотрения первичных конкурентов. Это рыночные лидеры, компании, которые в настоящее время доминируют на рынке. Это, вероятно, те, с кем предстоит столкнуться в поиске новых клиентов. Например Если вы - флорист, это были бы другие флористы по соседству. Если вы - компьютерный консультант, это были бы другие консультанты с той же самой специализацией. Если вы - производителем газированной воды. Вашими прямыми конкурентами будут другие фирмы, поставляющие на рынок газировку.
Затем ищем вторичных и косвенных конкурентов. Это виды коммерческой деятельности, нацеленные на тот же самый общий рынок, либо в чём-то уступающие, либо предлагающие товар заменитель. В примере с флористом это может быть маленький местный магазин, торгующий только розами, национальная служба поставки цветов, цветочный отдел вашего местного универсама или магазин уцененных товаров. В примере с газировкой могут быть производители холодного чая, соков, минеральной воды и т.д.
Наконец, изучить потенциальных конкурентов. Это компании, которые могут продвигаться на ваш рынок и с которыми возможно предстоит конкурировать в будущем. Например, вы – владелец независимого киоска по продаже замороженного йогурта; вы должны быть готовы конкурировать со всеми, кто имеет лицензию на этот продукт по стране, даже если они еще не находятся на вашем рынке. Так же необходимо выявить долю на рынке каждого из конкурентов. Определить, какой сегмент рынка занимают основные конкуренты.
Этап 2: Анализировать сильные и слабые стороны.
После того, как определенны конкуренты, нужно выяснить их сильные и слабые стороны, узнать, где они наиболее уязвимы. Что заставляет клиентов покупать у них? Цена? Качество? Обслуживание? Удобство? Репутация? Как воспринимают эти факторы клиенты. Выяснить, кто является поставщиками (если они есть) конкурентов, какие условия они им предлагают. Необходимо ознакомиться с номенклатурой и ассортиментом предлагаем конкурентами продукции. Тщательно обозначить топовые товары и те, которые пользуются незначительной популярностью. Ознакомиться с ценовой политикой компании. Нужно знать цены на каждый продукт. Проанализировать фирменный стиль конкурента. Это крайне важно, если вы только собираетесь выйти на рынок. К фирменному стилю относятся цветовая гамма, логотип, слоган, униформа и т.д. Подойдите к проблеме с точки зрения психологии. Последите за тем, как работает тот или иной цвет, легко ли запоминается слоган, какие ассоциации вызывает логотип. Проследить за тем, где и в каком количестве конкуренты размещают свою рекламу. Возможно, их успех зависит от грамотного медиапланирования, а вовсе не от качества продукта. Проанализировать, какие каналы коммуникации преобладают, а какие не используются вовсе. Исходя из полученных, данных можно будет сделать вывод, чем в большей степени руководствуются покупатели, приобретая товар конкурентов.