Конт чрезвычайно озабочен
«печальной судьбой трудящегося класса»,
которого угнетают и грабят высшие слои.
Его произведения полны теплых и проникновенных
слов о пролетариате, о его «возвышенных
взглядах и благородных чувствах». Пролетариев
и женщин он считает естественными союзниками
позитивизма (как и позитивистские философы,
они стоят на «общей точке зрения») и стремится
практически осуществить этот союз. В
проектируемом обществе будущего пролетариат
почитает патриция; он уже не раб, а служащий,
и его зарплата становится жалованьем.
Будучи противником
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную, Конт вместе
с тем резко разделяет власть на духовную и мирскую. Это
разделение реально и благотворно для
общества, при условии безоговорочного
превосходства духовной власти над мирской.
В средневековой Европе духовная власть
принадлежала священникам, а мирская -военным.
После Французской революции произошло
полное поглощение духовной власти властью
мирской, которая перешла к политикам
и юристам. В современную эпоху вместе
с торжеством позитивизма мирская власть
переходит к «индустриалам», а духовная
- к «ученым» («философам», «социологам»),
которых Конт считал новыми «духовными
владыками», новым «жречеством», вначале
в фигуральном, а затем в буквальном смысле.
Функции этой категории, становящейся
своего рода кастой, в обществе, где восторжествует
позитивизм, чрезвычайно сложны и многообразны.
Они не только советуют, освящают, регулируют,
распределяют по классам, судят, но и, будучи
священниками нового культа, следят за
мыслями, поступками, чтением и даже за
воспроизводством потомства.
Среди различных систем
социальных институтов или сфер социальной
жизни Конт особое значение придает религии
и морали. Эти две социальные сферы окрашивают
и пронизывают все остальные: науку, экономику,
политику, право и т. д. Социальный вопрос
для него прежде всего не экономический
и не политический по своей сути, а морально-религиозный.
Движущая сила деятельности - не интеллект,
а чувство; чувство же в свою очередь приводится
в движение моралью и религией. Вот почему
в «Системе позитивной политики» социология
растворяется в этих двух сферах. С помощью
«субъективного» метода разработка морали
сливается с построением социологии; все
науки служат лишь подготовительной ступенью
для морали, которая трактуется как своего
рода седьмая наука, находящаяся на вершине
иерархии наук. Характерное отождествление
фаталистски толкуемого социального закона
и повелительной моральной нормы хорошо
видно в любопытном тезисе Конта, согласно
которому социология должна стремиться
«постоянно представлять как неизбежное
то, что проявляется сначала как обязательное,
и наоборот».
Одновременно социология
становится средством учреждения Религии
Человечества. По Конту, в противовес протестантам
и деистам, которые атаковали религию
именем Бога, позитивисты «должны окончательно
упразднить Бога именем религии».
Религиозно-нравственное
начало пронизывает у Конта и такой институт,
как собственность. Он был сторонником
частной собственности и права наследования
имущества. Но вместе с тем он постоянно
подчеркивал «социальную природу собственности»
и ответственность собственника перед
обществом за то, как он ею распоряжается.
В принципе структура
общества, изучаемая социальной статикой,
по Конту, радикально не изменяется. Она
может лишь испытывать болезненные потрясения
в «критические» периоды, но затем вновь
восстанавливается благодаря прогрессу.
Ведь согласно одной из его формул, «прогресс
есть развитие порядка».
3. Социальная динамика
Социальная динамика
- это теория прогресса. Понятие прогресса
характерно только для человеческих обществ,
составляет их специфику и позволяет отделить
социологию от биологии. Прогресс здесь
возможен благодаря тему, что, в отличие
от обществ животных, одни поколения могут
передавать другим накопленные материальные
и духовные богатства. Вследствие неразличения
общества и человечества и включения социологии
в «позитивную теорию человеческой природы»
теория прогресса Кон-га в основе своей
является антропологической. Социальный
прогресс в конечном счете проистекает
из врожденного инстинкта, заставляющего
человека «непрерывно улучшать во всех
отношениях любое условие своего существования»,
развивать «в целом свою физическую, моральную
и интеллектуальную жизнь...».
Конт оговаривается,
что прогресс не равнозначен безграничному
росту счастья и человеческого совершенства,
отмечая, что последнее понятие лучше
заменить понятием «развития». Социальная
динамика лишена оптимизма, так как она
признает возможность и даже необходимость
отклонений. В истории «органические»
периоды чередуются с «критическими»,
когда преемственность нарушается. И тем
не менее, социальное развитие в целом
у Конта изображается как совершенствование,
улучшение, прогресс.
Конт постоянно подчеркивает
непрерывный и преемственный характер
прогресса. Подобно тому как социальная
статика выявляет солидарность в пространстве,
социальная динамика выявляет солидарность
во времени. Социальная динамика рассматривает
каждое последовательное состояние общества
как результат предыдущего и необходимый
источник будущего, так как, согласно аксиоме
Лейбница, «настоящее беременно будущим».
Следуя взглядам традиционалистов,
Конт постоянно подчеркивает преемственность
поколений и колоссальное влияние всех
предыдущих поколений на последующее
развитие. В «Позитивистском катехизисе»
он утверждает: «Живые всегда, и все более
и более, управляются умершими: таков фундаментальный
закон человеческого порядках». С этим
утверждением перекликается его тезис
о том, что человечество в гораздо большей
степени состоит из мертвых, чем из живых,
и социальная связь нарушается в случае
«бунта живых против мертвых».
Главный закон социального
прогресса у Конта - это закон трех стадий.
Все общества раньше или позже проходят
в своем развитии теологическую, метафизическую
и позитивную стадии.
В теологическую эпоху
люди верят сначала в фетиши (фетишистский
период); затем - в богов (период политеизма);
наконец - в единого Бога (период монотеизма).
Основным мирским занятием являются завоевательные
войны. Соответственно, духовная власть
принадлежит священникам, мирская - военным.
В метафизическую
эпоху люди обладают правом свободной
дискуссии и основываются только на индивидуальных
оценках. Духовная власть, принадлежащая
метафизикам и литераторам, поглощена
мирской, принадлежащей законодателям
и адвокатам. Значение военной деятельности
сохраняется, но она становится преимущественно
оборонительной.
Наконец, в позитивную эпоху
духовное управление осуществляется «учеными»,
мирское - «индустриалами». Основным видом
деятельности становится индустрия, которая
носит мирный характер.
По Конту, позитивная
стадия в развитии человечества должна
была начаться сразу после Великой Французской
революции, но Революция осуществила лишь
разрушительную задачу и уклонилась от
нормального пути. В известном смысле
она еще продолжается. С духовной точки
зрения позитивная стадия начинается
с «Курса позитивной философии». Сначала
Конт избегал указания точной даты начала
позитивной фазы в мирском, или политическом,
аспекте. Но в «Системе позитивной политики»
он ее указывает: это 1860 - 1865 гг.
Чтобы эволюция человечества
пришла к Земле Обетованной (позитивному
состоянию), необходимо осуществить два
ряда реформ. Первые должны быть теоретическими;
их цель - создать твердые и общепринятые
мнения; их начало положено «Курсом». Другие
реформы - практические, политические.
Они восстановят прекрасную социальную
организацию средневековья; отделят духовную
власть от мирской, доверив первую ученым,
вторую - «индустриалам», заменят равенство
иерархией, а национальный суверенитет
- всеобщим централизованным управлением
компетентных людей. Позитивный, высший
этап у Конта констатируется и предсказывается
как неизбежный, но дальнейшая его судьба
характеризуется довольно туманно. Он
считает, что пройдет «еще много веков,
прежде чем подлинное Великое Существо
должно будет заняться своим собственным
упадком...». Таким образом, у Конта, как
и у Маркса, находящийся впереди человечества
золотой век, одновременно неизбежный
и желанный, означает либо нечто смутное,
либо конец истории, либо новый цикл развития,
который начинается с новой «теологической»
стадии.
Таким образом, от наблюдения
реально существовавших и существующих
этапов социальной эволюции Конт переходит
к характеристике того, какой она необходимо
будет и должна быть. Социальная динамика
завершается пророчествами, практическими
рекомендациями и утопическими проектами.
Задание 3 (тема 11).
Дайте определение понятия "мировая
система" и назовите ее основные элементы.
Мировая система
социализма, социальное, экономическое
и политическое содружество свободных
суверенных государств, идущих по пути
социализма и коммунизма, объединённых
общностью интересов и целей, узами международной
социалистической солидарности. Страны Мировая система
социализма имеют однотипную экономическую
основу - общественную собственность на
средства производства; однотипный государственный
строй - власть народа во главе с рабочим
классом и его авангардом - коммунистическими
и рабочими партиями: единую идеологию
- марксизм-ленинизм; общие интересы в
защите революционных завоеваний, в обеспечении
безопасности от посягательств империализма,
в борьбе за мир во всём мире и оказании
помощи народам, борющимся за национальную
независимость; единую цель - коммунизм,
строительство которого осуществляется
на основе сотрудничества и взаимной помощи.
Социалистические страны, оставаясь суверенными
государствами, всё теснее сближаются
в рамках Мировая система
социализма, которая противостоит
классово противоположной мировой капиталистической
системе.
Материальной основой Мировая система
социализма является мировая социалистическая
система хозяйства, основанная на социалистических
производственных отношениях. Она представляет
собой совокупность взаимосвязанных и
постепенно сближающихся хозяйств суверенных
социалистических государств, связанных
международным социалистическим разделением
труда и мировым социалистическим рынком.
Образование Мировая система
социализма - закономерный результат
развития мировых экономических и политических
сил в период общего кризиса капитализма,
распада мировой капиталистической системы
и становления коммунизма как единой всеохватывающей
общественно-экономической формации.
Возникновение и развитие Мировая система
социализма - важнейший объективный
итог международного революционного рабочего
и коммунистического движения, борьбы
рабочего класса за своё социальное освобождение.
Оно является непосредственным продолжением
дела Великой Октябрьской социалистической
революции, положившей начало эпохе перехода
человечества от капитализма к коммунизму.
Успехи СССР в строительстве социализма,
его победа в Великой Отечественной войне
1941-45 над фашистской Германией и милитаристской
Японией, освобождение Советской Армией
народов Европы и Азии от фашистских оккупантов
и японских милитаристов ускорили созревание
условий для перехода на путь социализма
новых стран и народов. В результате мощного
подъёма освободительной борьбы народов
в ряде стран Центральной и Восточной
Европы (Албании, Болгарии, Венгрии, Польше,
Румынии, Чехословакии, Югославии), а также
борьбы корейского и вьетнамского народов
в 1944-49 победили народно-демократические
и социалистические революции. С этого
времени социализм выходит за пределы
одной страны и начинается всемирно-исторический
процесс его превращения в мировую экономическую
и политическую систему. В 1949 на путь социализма
вступила ГДР, победила революция в Китае.
На рубеже 50-60-х гг. в Мировая система
социализма вошла первая социалистическая
страна Западного полушария - Куба.
Страны Мировая система
социализма начали процесс создания
нового общества с разных уровней экономического
и политического развития. При этом у каждой
из них - свои история, традиции, национальная
специфика.
В Мировая система
социализма есть страны, имевшие ещё
до 2-й мировой войны 1939-45 многочисленный,
закалённый в классовых битвах пролетариат,
в других же рабочий класс к моменту свершения
революции был малочислен. Всё это порождает
определённые особенности в формах строительства
социализма, выдвигает задачу творческого
использования общих закономерностей
социалистического строительства с учётом
конкретных условий. При наличии Мировая система
социализма к социалистическому строительству
могут приступать и успешно осуществлять
его даже те страны, которые не прошли
капиталистической стадии развития, например
МНР.
С победой социалистических революций
в ряде стран Европы и Азии постепенно
стал формироваться новый, социалистический
тип международных отношений, которые
основываются на принципе социалистического
интернационализма. Этот принцип вытекает
из природы социалистического способа
производства и международных задач рабочего
класса и всех трудящихся.
Становление нового типа международных
отношений - сложный и многогранный процесс,
связанный с преодолением тяжёлого наследия,
оставленного многовековым господством
эксплуататорских классов, национальной
замкнутости, розни, недоверия. Объективные
трудности в налаживании разностороннего
сотрудничества социалистических государств
порождаются унаследованными от прошлого
различиями в уровнях экономического
и социального развития, в классовой структуре.
Преодоление этих последствий, избавление
от всех пережитков мелкобуржуазной и
националистической идеологии - задача,
требующая сравнительно продолжительного
времени. Поступательное движение Мировая система
социализма происходит в ожесточённой
борьбе с империализмом, который разными
методами пытается разъединить социалистические
страны.
Стержнем всех форм сотрудничества
социалистических государств является
межпартийное сотрудничество. Без активного
руководства марксистско-ленинских партий
строительство социализма вообще невозможно.
На основе познания объективных закономерностей
и обобщения коллективного опыта коммунистические
и рабочие партии совместно выработали
принципы и нормы межпартийных и межгосударственных
отношений внутри Мировая система
социализма, которые включают полное
равноправие, взаимное уважение независимости
и суверенитета, взаимовыгодность экономического
сотрудничества, братскую взаимопомощь.
Единство действий на международной арене,
координация усилий в деле строительства
и защиты социализма, широкий обмен опытом
партийной, хозяйственной и государственной
работы, культурный обмен, расширение
и углубление братской взаимопомощи отвечают
коренным интересам каждой социалистической
страны. Опыт Мировая система
социализма показал, что успешное
созидание нового общества возможно только
на основе использования открытых марксизмом-ленинизмом
общих закономерностей построения социализма,
что отход от принципов марксизма-ленинизма
и пролетарского интернационализма, от
общих закономерностей построения социализма
приводит к серьёзным деформациям в функционировании
экономического базиса и политической
надстройки. Шовинистический антисоветский
курс маоистов нанёс ущерб делу единства Мировая система
социализма. Несмотря на все трудности,
главной и определяющей линией развития Мировая система
социализмабыло и есть укрепление
единства и сплочённости социалистических
государств.
Формирование Мировая система
социализма происходило одновременно
по двум взаимосвязанным линиям. В странах,
отпавших от капиталистической системы,
шёл процесс создания нового общества,
укреплялись позиции социализма. В то
же время между социалистическими государствами
налаживались прочные экономические и
политические связи, тесно сплачивающие
их в социалистическое содружество.
До конца 40-х гг. в большинстве европейских
стран народной демократии решались преимущественно
общедемократические, антиимпериалистические,
антифеодальные задачи. На этом этапе
складывалась и укреплялась революционно-демократическая
диктатура пролетариата и крестьянства.
По инициативе коммунистических и рабочих
партий в странах народной демократии
осуществлялись мероприятия, которые
подготавливали условия для постепенного
перехода к строительству социализма.
Глубокие преобразования были
осуществлены в этот период и в сфере экономики.
Первые годы народной власти - годы осуществления
коренных аграрных реформ, которые уничтожили
остатки феодальных отношений в деревне
и ликвидировали класс крупных землевладельцев.
В этот период развернулась национализация
промышленности, транспорта, банков, торговых
предприятий. Национализированная собственность
стала основой государственного сектора
в народном хозяйстве. Практически была
ликвидирована крупная буржуазия, зависимость
от иностранных монополий. В Болгарии
революция с самого начала носила социалистический
характер; государственная власть формировалась
как власть рабочего класса, находящегося
в тесном союзе с трудовым крестьянством.
В ходе народно-демократических
революций укрепился сложившийся ещё
в период освободительной борьбы военно-политический
союз СССР с народно-демократическими
государствами, который дал им возможность
отстоять завоевания трудящихся, несмотря
на экономическое и политическое давление,
военные угрозы империализма. Важнейшим
политическим актом, направленным на стабилизацию
международного положения стран Центральной
и Юго-Восточной Европы и повышение международного
престижа этих стран, явилось заключение
между ними и Советским Союзом договоров
о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
На рубеже 40-50-х гг. в европейских
странах народной демократии полнота
государственной власти и командные высоты
в экономике перешли в руки рабочего класса
в союзе с крестьянством и другими слоями
трудящихся. Началась социалистическая
индустриализация народного хозяйства
и социалистическое преобразование сельского
хозяйства. Экономика социалистических
государств стала развиваться на основе
перспективных народно-хозяйственных
планов. В трудных исторических условиях,
опираясь на помощь Советского Союза,
братские страны создали собственную
индустрию, обеспечили победу социалистических
производственных отношений и неуклонное
повышение материального и культурного
уровня жизни трудящихся. В большинстве
европейских социалистических стран на
протяжении 50-х - 1-й половины 60-х гг. была
создана материально-техническая база
социализма.
В области взаимных межгосударственных
связей в этот период начало формироваться
международное социалистическое разделение
труда, развиваться сотрудничество на
основе долгосрочных экономических соглашений.
С середины 50-х гг. большинство стран перешло
к координации пятилетних народно-хозяйственных
планов, которая стала основным методом
их экономического сотрудничества.
Процесс развития социалистического
содружества сложился таким образом, что
наиболее тесно экономически и политически
объединяются страны, входящие в Совет
экономической взаимопомощи (1949), организацию
Варшавского договора 1955,призванные объединять
и координировать их политические, экономические
и военные усилия. Между странами СЭВ развёртывается
также тесное идеологическое сотрудничество,
происходит взаимное обогащение и сближение
национальных социалистических культур.
В процессе обмена опытом и взаимного
обогащения культур вырабатываются общие
критерии социалистического образа жизни,
укрепляются социалистический патриотизм
и социалистический интернационализм.
Страны СЭВ образуют мощный промышленный
комплекс, позволяющий совместными усилиями
решать сложные проблемы дальнейшего
экономического развития и технического
прогресса. Они добились высоких результатов
в повышении жизненного уровня трудящихся.
В середине 60-х гг. многие страны Мировая система
социализма, завершив создание основ
социализма, перешли к строительству развитого
социалистического общества. СССР вступил
в этап развитого социализма. Сов. народ
создаёт материально-техническую базу
коммунизма. Страны СЭВ переходят к более
глубоким и комплексным формам экономического
сотрудничества и развитию социалистической
экономической интеграции. Активным фактором
тесного сближения и совершенствования
национальных хозяйственных комплексов
становится формирование рациональных
межгосударственных народно-хозяйственных
пропорций путём взаимного приспособления
и совершенствования своих народных хозяйств
для повышения эффективности общественного
производства.
По мере развития Мировая система
социализма укрепляется социалистический
интернационализм, сила которого особенно
наглядно проявляется во время возникновения
острых международных ситуаций. Международная
социалистическая взаимопомощь позволила
отразить империалистическую агрессию
в Корее и Вьетнаме, выстоять социалистической
Кубе, надёжно защитить от империалистов
социалистические завоевания в Венгрии
и Чехословакии. На основе социалистического
интернационализма народы братских стран
неуклонно укрепляют своё морально-политическое
и экономическое единство.
В Мировая система
социализма действуют экономические
законы социализма. Совместная плановая
деятельность - главный метод осуществления
социалистической экономической интеграции.
Органической составной частью современного
мирового социалистического хозяйства
выступает мировой социалистический рынок
с системой товарно-денежных отношений.
В ходе развитияМировая система
социализма постепенно преодолеваются
существенные различия в уровнях экономичского,
политического и культурного развития
социалистических стран. Относительно
менее развитые страны социализма продвигаются
вперёд опережающими темпами и догоняют
более развитые. Например, промышленно
отсталая в прошлом агрорная страна Болгария
к началу 70-х гг. по производству промышленной
продукции и национальному дохода на душу
населения, жизненному уровню населения
значительно приблизилась к таким странам,
как СССР, ГДР, Чехословакия.
Мировая система
социализма является главной силой,
последовательно защищающей мир и международную
безопасность, преграждающей путь империалистической
политике войн и захватов. Правящие круги
империалистических держав вынуждены
считаться с миролюбивой и решительной
политикой стран социализма, с их оборонной
мощью.
Важнейшей особенностью современного
этапа развития Мировая система
социализма является последовательное
осуществление странами социалистического
содружества скоординированного внешнеполитического
курса, направленного на укрепление всеобщего
мира и международной безопасности, на
обеспечение наиболее благоприятных для
развития социализма международных условий.
В результате успехов Мировая система
социализма в экономическом соревновании
с капитализмом определилась новая расстановка
сил на международной арене, открывающая
перед человечеством реальные перспективы
длительного прочного мира.
За 1951-73 при росте промышленной
продукции в развитых капиталистических
странах в 3,3 раза промышленная продукция
в странах социализма возросла в 9,15 раза.
Доля стран социализма в мировой промышленной
продукции выросла за 1917-73 в 13 раз. Занимая
в начале 70-х гг. 26 % всей территории земного
шара и насчитывая 1/3 его населения, Мировая система
социализмапроизводит примерно 39
% всей вырабатываемой в мире промышленной
продукции. Страны СЭВ, занимающие 18 % территории
и насчитывающие менее 10 % населения земного
шара, создают 33 % мировой промышленной
продукции и примерно 25 % мирового национального
дохода. Мировая система
социализма чужды замкнутость и автаркия.
На основе мирного сосуществования двух
мировых систем по инициативе Мировая система
социализма неуклонно развиваются
разные формы международного экономического
сотрудничества.
Мировая система
социализма отвоёвывает у капитализма
решающие рубежи. Соприкасаясь с несоциалистическим
миром, социалистическое содружество
способствует активизации в нём всех подлинно
демократических и революционных сил.
Всё больше государств и народов становится
на путь борьбы с империализмом, с его
неоколониалистскими и агрессивными устремлениями
и выбирает путь социалистической ориентации.
Т. о., в ходе сосуществования и
противоборства двух мировых систем накапливается
перевес сил социализма над силами капитализма.
Это создаёт благоприятные условия для
классовой борьбы пролетариата в капиталистических
странах, облегчает им переход к социализму,
создаёт возможности независимого развития
для народов, освободившихся от колониального
гнёта.
В рамках самого социалистического
содружества на основе объективного процесса
интернационализации производительных
сил осуществляется сближение социалистических
государств. Оба эти процесса - переход
к строительству социализма всё большего
числа стран и социалистическая интернационализация
создают предпосылки полной победы социализма
и коммунизма во всемирном масштабе.
Задание 4 (тема 12).
Охарактеризуйте роль гипотезы в социологическом
исследовании.
Роль гипотез в социологическом
исследовании, как и в любой другой области
науки, очень важна. Д.И. Менделеев, обращаясь
к ученым, указывал, что лучше держаться
такой гипотезы, которая в результате
может оказаться ложной, чем никакой. В
чем же заключается ценность гипотез?
Во-первых, гипотеза в той или иной мере
аккумулирует опыт науки; во-вторых, в
ней могут быть отражены положения социальной
реальности; в-третьих, в ней отражаются
знания и опыт самого исследователя; в-четвертых,
гипотеза в социологическом исследовании
служит переходным этапом от теории к
разработке инструментария социологического
познания.
С точки зрения задач исследования
гипотезы классифицируются как основные
и дополнительные, что соответствует основным
и частным познавательным задачам исследования.
По степени разработанности и обоснованности
различаются первичные и вторичные гипотезы.
Гипотезы разрабатываются в два этапа:
при подготовке программы исследования
и после пилотажа (пробного социологического
исследования, проведенного на небольшой
выборке опрошенных), когда они уточняются,
корректируются и дополняются новыми.
По содержанию предположений относительно
изучаемого объекта различают гипотезы
описательные, объяснительные и прогностические.
Описательные гипотезы — предположения
о фактическом состоянии (структуре) объекта,
его функциях, так как в данном случае
анализируется статистическая и эмпирическая
информация, относящаяся, прежде всего,
к эмпирическим фактам. Если, например,
исследуется взаимосвязь конфликтных
семей и уровня преступности несовершеннолетних,
то на основе имеющейся статистической
информации (в органах МВД) можно установить,
какая часть обследованных лиц имеет прямую
зависимость, а какая этой зависимости
не имеет. Выдвижение этого типа гипотез
позволяет исследователю получить ожидаемые
результаты в абсолютных числах, относительных
долях (процентах), средних арифметических
величинах.
Объяснительные гипотезы относятся
к уровню аналитических исследований,
представляют собой предположения о причинно-следственных
связях в изучаемом объекте. На основании
объяснительных гипотез делаются попытки
раскрыть причины социальных явлений,
процессов, тенденций, установленных в
результате подтверждения описательных
гипотез.
Любое явление или событие, имеющее
для социолога исследовательскую значимость,
включено в цепь событий, происходящих
в тотальной системе, поэтому оно может
проявляться как тенденция или закономерность.
Отсюда следует необходимость разрабатывать
не только объяснительные, но и прогностические
гипотезы, отражающие еще один, более высокий,
уровень познания социальной реальности.
Такие гипотезы позволяют отразить множество
явлений, выявить некоторые тенденции
или закономерности в развитии микро-
и макросистем. В этом случае значение
полученных выводов выходит далеко за
рамки конкретных целей и задач и представляет
ценность для конструирования статистических
рядов, отражающих развитие социальных
процессов в обществе. Например, в рассматриваемом
нами вопросе влияния семьи на преступное
поведение подростков мы можем спрогнозировать
рост ожидаемой преступности в обществе
и изменения, происходящие в современных
семьях, имеющих несовершеннолетних преступников.
Гипотеза в этом случае имеет не только
внутреннее инструментальное, но и общечеловеческое
значение, так как способствует некоторому
научному вкладу в изучаемое направление.
Проверка объективности прогностической
гипотезы по вполне понятным временным
причинам происходит на более поздних
этапах социального развития общества.
Поэтому в выводах конкретного исследования
она остается лишь гипотезой и часто недооценивается
исследователями. В ряде случаев проверка
и подтверждение гипотез дает описание
того, что давно известно. Если строго
подходить к этому моменту, то научное
фиксирование (введение в научный аппарат)
даже давно известных истин имеет смысл,
так как наблюдаемые в социальной жизни,
но не осмысленные наукой явления или
процессы для ученых практически не существуют.
В качестве социального факта могут
выступать: характеристики поведения
людей, групп, общностей; продукты человеческой
деятельности; вербальные (словесные)
действия (мнения, взгляды); всевозможные
взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому
изучение и введение в научный оборот
ранее не изученных явлений или процессов
также является задачей науки, в том числе
социологии.
Для повышения подтверждаемости
гипотез руководствуются следующими правилами:
— выдвигать возможно большее число (в
том числе, взаимоисключающих) гипотез;
— указывать возможно большее количество
эмпирических показателей для их проверки.
Общие требования, которым должна соответствовать
гипотеза:
— она не должна содержать понятий, которые
не имеют эмпирических индикаторов в рамках
данного социологического исследования;
— она должна быть применима ко всему
кругу явлений, которые она непосредственно
объясняет;
— она должна быть принципиально проверяемой
при существующем уровне теоретических
знаний и методических возможностей;
— она должна быть простой и не содержать
условий и оговорок, затемняющих ее смысл;
— она должна в своей формулировке содержать
указание на способ ее проверки.
Окончание процесса формулировки
гипотез дает исследователю возможность
разработки инструментария, т.е. перехода
от теоретических конструкций к эмпирическим
показателям, которые выражаются в вопросах
анкеты, интервью и т.д. Эти показатели
должны быть доступны наблюдению и измерению
и отражают различные социально-психологические
характеристики объекта.
В момент разработки гипотез социолог
переходит от теории к конкретному измеряемому
уровню, представляющему социальный предмет
(индивида, группу и т.д.). Каким бы точным
не было измерение, оно, как правило, относится
к какой-либо одной стороне объекта, которая
всегда значительно беднее его самого
как целостности.
В результате разработки системы
показателей (индикаторов) социолог составляет
задание для подготовки конкретных методик
(инструментария). Здесь возникают новые
проблемы, среди которых основной становится
проблема отражения показателей в инструментарии
— вопросах анкеты, интервью и т.д. Для
того чтобы разрешить эту проблему, необходимо
составить список показателей, которые
целесообразно отобразить в анкете.
В используемом нами примере о
влиянии семьи на преступное поведение
несовершеннолетних подростков можно
выделить следующие показатели:
— уровень конфликтов в семье,
— характер конфликтов между родителями
и детьми и т.д. Завершить этот список должна
группа показателей, относящихся к социально-демографическому
блоку, т.е. характеризующих пол, возраст,
социальный статус супругов и др. На основе
этих данных разрабатываются анкеты, при
помощи которых собирается необходимая
эмпирическая информация об изучаемых
объектах. Параллельно с инструментарием
разрабатывается план выборки и другие
вспомогательные документы, в том числе
инструкции по проведению социологического
(полевого) исследования.