Контрольная работа по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:30, контрольная работа

Краткое описание

Слово “социология” широко распространено в научной и популярной литературе, в публицистике, оно у всех на слуху.
Социология обладает большой интеллектуальной “экспансией”, т. е. стремлением расширять свое “исследовательское поле” и горизонты знаний и вместе с тем испытывает влияние других гуманитарных и естественных наук. Проще всего ее можно было бы охарактеризовать как науку об обществе. Это толкование было популярно в прошлом веке.

Содержание

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 2
1.1. Предмет и задачи социологии 2
1.2.Структура социологии 3
1.3.Методы социологии. 4
1.4.Связь социологии с другими науками 4
1.5. Функции социологии. 5
1.6. Категории и законы социологии. 5
ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 5
2.1. Западноевропейская социологическая традиция 5
2.2. Русская социологическая мысль 9
2.3. Современные социологические теории 12
ГЛАВА 3.ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 14
3.1. Роль социальных институтов в жизни общества. 14
3.2.Семья как социальный институт 16
3.3. Религия как социальный институт 17
ГЛАВА 4. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 19
4.1. Происхождение и развитие идеи глобализма 19
4.2. Новые тенденции глобализма 21
4.3. Место России в мировом сообществе 23
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ 24
5.1. Процесс образования социальных групп 24
5.2. Классификация социальных групп 27
5.3. Классы и социальные слои 31
5.4. Понятие общности 38
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 39
6.1. Теория стратификации П. Сорокина 39
6.2. Понятие «социальная стратификация» 41
6.3. Социальная мобильность 44
6.4. Социальная стратификация в современной России 46
ГЛАВА 7. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 47
7.1. Факторы формирования личности 47
7.2. Социализация личности 49
ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 52
8.1. Внутренняя структура организации. Процессы управления в организации 52
8.2. Формальная организация. Феномен бюрократии в современном обществе 55
ГЛАВА 9. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 58
9.1. Социологическое понимание культуры 58
9.2. Элементы культуры 60
9.3. Взаимодействие экономики, культуры и политики 61
9.4. Разнообразие культур 62
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 63
10.1. Понятие социальных движений 63
10.2.Типы социальных движений. 64
10.3. Жизненные циклы социальных движений. 66
10.4. Структурные предпосылки возникновения социальных движений. 68
ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ 70
11.1. Понятие «девиантное поведение» 70
11.2. Причины отклоняющегося повеления 71
11.3. Отношения социального контроля 72
11.4. Социальные конфликты 74
ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 78
12.1. Типы социальных изменений 78
12.1.1. Циклический тип 78
12.1.2. Линейный тип 79
12.1.3. Нелинейный тип 80
12.2. Социальные революции и реформы 81
12.3. Концепции социального прогресса 82
ГЛАВА 13. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 84
13.1. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 84
13.2. Методика и техника сбора социологической информации 87
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 89
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………….92

Вложенные файлы: 1 файл

SOZIALOG.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

1.1. Предмет и задачи социологии

Слово “социология” широко распространено в научной и популярной литературе, в публицистике, оно у всех на слуху.

Социология обладает большой интеллектуальной “экспансией”, т. е. стремлением расширять  свое “исследовательское поле” и  горизонты знаний и вместе с тем  испытывает влияние других гуманитарных и естественных наук. Проще всего ее можно было бы охарактеризовать как науку об обществе. Это толкование было популярно в прошлом веке.

Одним из основоположников социологии был французский философ середины 19 в. Огюст Конт. Он считал, что главная задача социологии - объяснить, как и почему существует человеческое общество.

Понимание социологии как совокупности знаний об обществе было характерно для  русской научной мысли во второй половине 19 в. и в начале 20 в. На этой точке зрения стояли Н. Михайловский, Л. Мечников и особенно М. Ковалевский. Такое же толкование свойственно и Г. Плеханову, В. Ленину.

В США, в странах Западной Европы такая интерпретация социологии тоже была распространена. Английский философ К. Поппер в своей книге “Открытое общество и его враги” отождествлял понятия “общественные науки”, “социальная философия”, “социология”.

В формуле “социология - это наука  об обществе” есть своя доля истины. Однако общественные явления изучают  и историческая наука, и этнография, и экономическая теория, и юриспруденция и другие общественные (гуманитарные) науки. Современная социология не монополизирует право на исследование общества. Общественное сознание склонно отождествлять социологию с исследованиями общественного мнения, с массовыми опросами населения по тем или иным социально-экономическим, политическим проблемам общественной жизни. Действительно, один из разделов социологии изучает состояние и динамику общественных мнений, массового сознания. Опросы - это один из методов сбора первичной информации, широко применяемый в современной социологии.

Однако социология изучает  не только общественное мнение, массовое сознание. Ее предмет значительно  шире. В современных научных дискуссиях о специфике социологии и ее предмете можно выделить несколько основных концепций.

Многие социологи считают, что специфика их науки заключается не столько в самом предмете (что изучается), а в том, как она изучает общество, т. е. ее своеобразие - в методологии. По мнению Мура Хендри, социология - это наука о методах исследования человеческого поведения, специфический способ, совокупность методов изучения общества. Несомненно, в любой науке есть свои методы, но социология делает особый упор на системном подходе к обществу, на его изучение как своеобразной системы.

2-я группа концепций рассматривает социологию как науку о социальном взаимодействии, социальных связях, социальных отношениях. Здесь делается акцент на своеобразие предмета этой науки (онтологическая специфика). При этом одни сторонники такой методологической концепции делают упор на то, что социология - это наука только о социальных связях, социальных отношениях, социальном взаимодействии. Например, А. Гидденс начинает изложение социологии с анализа наиболее понятных, по его мнению, социальных связей и отношений - любви и брака, переходя потом к более сложным и обезличенным.

Другие сторонники этой методологической концепции подчеркивают, что социология - это наука не просто о социальных связях и отношениях, а о социальных системах. Один из крупнейших представителей американской социологии второй половины 20 в. Т. Парсонс считает, что “социология занимается анализом социальных систем, уделяя особое внимание типу социальной системы, именуемому нашим обществом”. Такое мнение разделяют многие американские социологи.

Характеристика социологии как  науки о социальных системах широко распространена в нашей общественной литературе: в философских и социологических словарях, в учебных пособиях и монографиях. При этом особое внимание обращается на выявление тех связей и отношений, которые обусловливают целостность общества или его отдельных феноменов (например, власти, семьи, культуры), на анализ структуры социальных систем, их институтов (государство, социальный контроль, наука и т. п.), функций, на характеристику типов и соотношение социальных общностей (классов, наций, слоев, групп), иерархию социальных статусов индивидов. При таком подходе и личность рассматривается как специфическая социальная система.

Недопустимо противопоставлять  понимание социологии как науки о социальных отношениях ее пониманию как теории социальных систем. Любая социальная система есть система социальных отношений. Вместе с тем, всякое социальное отношение можно исследовать как своеобразную систему с элементами, выполняющими определенные функции.

Необходимо отметить, что К. Маркс  создал свою концепцию социальных (общественных) отношений, основанием которой являются отношения экономические. М. Вебер  больше обращал внимание на культуру как основание социальных отношений. Представители психологического направления “выводят” социальные отношения из психики людей. Само многообразие толкований природы, сущности, оснований социальных отношений является свидетельством сложности, многогранности социальных отношений.

3-я группа концепций интерпретирует социологию как науку о социальном поведении. Такой взгляд характерен для многих американских учебников. Например, профессор Калифорнийского университета Н. Смелзер в своем учебнике пишет: “Социология хочет знать, почему люди ведут себя так, а не иначе, почему они образуют группы, почему они идут воевать, поклоняются чему-либо, женятся и голосуют, т. е. все, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом”. Такое понимание социологии широко реализуется на практике, особенно в исследованиях поведения человека в труде, в сфере досуга, культуры, брака и т. д.

Понимание социологии как науки  о социальном поведении людей  предопределяет специфику ее предмета. Центральными проблемами исследования при этом являются природа и структура социального действия и его типология, социальные основы поведения и социальные интересы, ценностные ориентации, социальное движение.

При этом социология  предстает  как наука о массовых социальных процессах и социальном поведении  социальных общностей и личности, в них включенной. Социологические идеи и результаты исследований при этом могут быть использованы и используются органами управления, а также в бизнесе, в социальной политике государств, в деятельности политических партий, в системе образования, при разработке новых технологий производства.

Исследуя массовое социальное поведение, социология тесно взаимодействует  с социальной психологией. Однако социальная психология не изучает собственно социальных отношений (для нее ключевой категорией является общение). Социология же изучает поведение людей именно в социальных отношениях и системах. Для нее это поведение есть поведение социальных систем, а не только психологические комплексы, возникающие и функционирующие в социальном общении. Вместе с тем социальная психология сыграла большую роль в развитии социологии. Еще в конце 19 в. сложилось психологическое направление в социологии.

Таким образом, мы охарактеризовали три  основные группы теоретико-методологических концепций в понимании ее предмета (общество в целом, социальные отношения и социальные системы, массовое социальное поведение).

Социология - это наука о социальных отношениях и социальных процессах, о поведении людей в социальных структурах, о становлении, эволюции и распаде социальных систем.

Определяющим свойством предмета социологического знания является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы особым образом, объект социологического знания выступает как социальная система. Задачей социологии является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах для целенаправленного управления их поведением.

Следует различать социологические  и социальные исследования. Социологические  исследования изучают законы и закономерности функционирования и развития различных социальных общностей, характера и способов взаимодействия людей, их совместной деятельности.

Социальные исследования предполагают изучение конкретных форм и условий  социального взаимодействия людей: экономических, политических, демографических и т. д., т. е. наряду со своим специфическим предметом (экономика, политика, население) изучают социальный аспект - взаимодействие людей. Социальные исследования есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии. Социальные исследования являются комплексными, проводятся на стыке наук: это социально-экономические, социально-политические, социально-психологические исследования.

Каждый взрослый образованный человек  обладает определенной суммой знаний об окружающем его мире, жизненным опытом, придерживается определенной политической ориентации и, по сути, является своеобразным “практическим социологом”. Однако социологический взгляд на мир отличается от обыденных представлений о нем тремя основными моментами. Во-первых, социология стремится выработать целостное представление об обществе, рассматривает его в единстве составляющих его компонентов (социальных групп, организаций, социальных институтов и др.). Тогда как обыденный взгляд ограничивается знанием тех сфер общественной жизни, с которыми непосредственно сталкивается человек в процессе своей жизни - работа, досуг. Во-вторых, социологическое познание строится в соответствии с определенными методологией и методикой. Истинность получаемых социологом фактов и обобщений устанавливается в ходе эмпирического исследования, путем сопоставления выдвинутых гипотез с эмпирическими данными. Обыденное представление о социальном мире человека формируется под влиянием самых различных источников - школа, семья, друзья, газеты, телевидение и т. д. Критерием их истинности выступает обычно личный опыт человека и здравый смысл.

В-третьих, специфика социологического видения общественных явлений выражается в использовании особого концептуального  аппарата, что существенным образом отличает его от обыденного восприятия социального мира. Такие понятия современной социологии как “социальная система”, “социальная структура”, “социальный институт”, “социальная стратификация”, “социальный контроль”, “социальная роль”, “социальная норма” и другие позволяют понять в общественной жизни много из того, о чем простой человек мог бы и не догадываться. Современная социология стремится сделать свои обобщения и выводы максимально строгими и точными (используя математические методы), что дает возможность использовать социологическую информацию для решения многих актуальных проблем.

1.2.Структура социологии

В современном состоянии социология представляет собой  целый комплекс социологических наук. Идет системный процесс ее внутренней дифференциации и образования относительно самостоятельных наук. Каждая из них имеет свой предмет, свое “исследовательское поле”, даже свои методы, понятия, категории, концепции. Это нормальный процесс для любой развивающейся науки. Вместе с тем есть и общее объединяющее ядро многообразных социологических наук.

Во второй половине 20 в. в относительно самостоятельные  науки выделились политическая социология (социальная политика), экономическая социология (социология экономической деятельности), этносоциология (социология этносов, национально этнических отношений и процессов). Интенсивно развиваются социология труда, социология культуры, социология познания, социология семьи и т. д. Однако при всей дифференциации каждая относительно самостоятельная область социологии сохраняет свое социологическое видение той социальной реальности, которую она избрала своим предметом.

Социология, как и любая другая наука, имеет свою внутреннюю когнитивную  структуру (по уровню и характеру  знаний). Принято различать теоретическую социологию и прикладную. Первая сосредоточивает свое внимание на общетеоретических, фундаментальных проблемах (теория социальных систем, теория общественного развития, теория социальных кризисов и т. д.). Вторая ориентируется на практическое решение социальных проблем (социология семьи, социальные проблемы рыночных отношений, безработица как социальная система и т. д.).

Главное отличие прикладной социологии от теоретической не  в ограниченности ее предмета какой-либо стороной социальной действительности, а в ориентированности на практическое решение социальных проблем. Прикладная социология опирается на теоретическую, а теоретическая использует материалы конкретно-социологических исследований.

По масштабу тех социальных феноменов, которые изучает тот или иной отдел социологии, обычно выделяют три уровня: макросоциологию, теории среднего уровня, микросоциологию. Такое деление в значительной мере условно, но все же имеет теоретико-методологический смысл.

Макросоциология изучает большие социальные группы (например, общество в целом). Она оперирует такими понятиями как общество, социальные процессы, социальные общности.

Макросоциология основное внимание уделяет  моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые мы иначе называем структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. Макросоциологи уделяют основное внимание изучению взаимосвязей между различными частями общества, они стремятся выявить так же, как изменяются эти взаимосвязи. Исследователи макросоциологического уровня, как правило, придерживаются принципов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма или теории конфликтов.

Микросоциология ориентируется на изучение частных проблем. В центре ее внимания малые группы, межличностные отношения, динамика группового действия, общественное мнение по тем или иным проблемам. Микросоциология тяготеет к описанию эмпирического материала. Социологи сформулировали некоторые теории, чтобы описать и объяснить взаимодействия людей в обществе. Дж. Хоманс (1973) считал, что взаимодействие людей можно понять на основе принципа поощрения и наказания - люди склонны возобновлять такие модели поведения, за которые они в недавнем прошлом в той или иной форме были вознаграждены (похвала, восхищение, любовь, деньги и т. д.).

Информация о работе Контрольная работа по социологии