Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:30, контрольная работа
Слово “социология” широко распространено в научной и популярной литературе, в публицистике, оно у всех на слуху.
Социология обладает большой интеллектуальной “экспансией”, т. е. стремлением расширять свое “исследовательское поле” и горизонты знаний и вместе с тем испытывает влияние других гуманитарных и естественных наук. Проще всего ее можно было бы охарактеризовать как науку об обществе. Это толкование было популярно в прошлом веке.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 2
1.1. Предмет и задачи социологии 2
1.2.Структура социологии 3
1.3.Методы социологии. 4
1.4.Связь социологии с другими науками 4
1.5. Функции социологии. 5
1.6. Категории и законы социологии. 5
ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 5
2.1. Западноевропейская социологическая традиция 5
2.2. Русская социологическая мысль 9
2.3. Современные социологические теории 12
ГЛАВА 3.ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 14
3.1. Роль социальных институтов в жизни общества. 14
3.2.Семья как социальный институт 16
3.3. Религия как социальный институт 17
ГЛАВА 4. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 19
4.1. Происхождение и развитие идеи глобализма 19
4.2. Новые тенденции глобализма 21
4.3. Место России в мировом сообществе 23
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ 24
5.1. Процесс образования социальных групп 24
5.2. Классификация социальных групп 27
5.3. Классы и социальные слои 31
5.4. Понятие общности 38
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 39
6.1. Теория стратификации П. Сорокина 39
6.2. Понятие «социальная стратификация» 41
6.3. Социальная мобильность 44
6.4. Социальная стратификация в современной России 46
ГЛАВА 7. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 47
7.1. Факторы формирования личности 47
7.2. Социализация личности 49
ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 52
8.1. Внутренняя структура организации. Процессы управления в организации 52
8.2. Формальная организация. Феномен бюрократии в современном обществе 55
ГЛАВА 9. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 58
9.1. Социологическое понимание культуры 58
9.2. Элементы культуры 60
9.3. Взаимодействие экономики, культуры и политики 61
9.4. Разнообразие культур 62
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 63
10.1. Понятие социальных движений 63
10.2.Типы социальных движений. 64
10.3. Жизненные циклы социальных движений. 66
10.4. Структурные предпосылки возникновения социальных движений. 68
ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ 70
11.1. Понятие «девиантное поведение» 70
11.2. Причины отклоняющегося повеления 71
11.3. Отношения социального контроля 72
11.4. Социальные конфликты 74
ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 78
12.1. Типы социальных изменений 78
12.1.1. Циклический тип 78
12.1.2. Линейный тип 79
12.1.3. Нелинейный тип 80
12.2. Социальные революции и реформы 81
12.3. Концепции социального прогресса 82
ГЛАВА 13. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 84
13.1. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 84
13.2. Методика и техника сбора социологической информации 87
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 89
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………….92
Г. Гарфинкель (1967) разработал теорию этнометодологии, обращающую главное внимание на изучение принятых на веру правил и понятий, определяющих поведение людей в процессе их общения с другими людьми.
Э. Гоффман (1959) считал, что жизнь подобна театру, он описывал взаимодействие людей в терминах “менеджмента впечатлений”.
Другой важный подход на микросоциологическом
уровне назван символическим
Социология, в отличие от социальной философии, стремится к точности, научной достоверности знаний. Поэтому в ней придается особое значение методам и процедурам научных исследований и разработке их программ. О. Конт называл социологию социальной физикой.
Методы в социологии многообразны. Социологическими методами называют правила и способы, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Главные требования к ним: быть адекватными и надежными способами познания, максимально освобождать исследователя от субъективных оценок объективной реальности, всесторонне описывать предмет и его системные связи, отношения, свойства.
Исходной основой исследования являются социальные факты, т. е. зафиксированные научным способом свойства тех или иных социальных обществ, общественно значимые события. Социология использует свои методы и процедуры сбора, обработки, анализа и обобщения фактов. Для нее важна система фактов, характеризующих исследуемый предмет с максимальной полнотой (во всех связях, отношениях и противоречиях).
Условно методы социологии можно разделить на две группы:
а) методы сбора и первичной обработки социальных фактов,
б) методы теоретического анализа и обобщения.
Первую группу часто называют методами конкретно-социологических исследований. К ним относятся разнообразные массовые опросы (анкетирование, переписи, интервьюирование), социометрия, наблюдения, анализ документов (контент-анализ), социальная статистика, социальный эксперимент. Но данные исследования не сводятся только к сбору и эмпирическому описанию фактов. Они неэффективны без теоретического описания и обобщения.
Ко второй группе методов относятся системный метод, структурно-функциональный анализ, типологизация, сравнительно-исторический метод и др.
Социология всегда взаимодействовала со многими науками. С естествознанием ее роднит общенаучный характер требований к методам исследования, широкое применение количественных методов, компьютерных технологий, склонность к эмпирическим методикам. Методология системного анализа, активно разрабатываемая в ХХ в., является общей базой и для социологии и для естественных наук.
Одним из объектов социологии является сама наука. При этом исследуются социальные детерминанты, функционирование и развитие науки, ее место и роль в различных социальных системах, социальные аспекты ее достижений, социальные пределы ее динамики, социальные факторы научного творчества, личность ученого, научные сообщества и др.
Сближают естественные, технические науки с социологией глобальные проблемы современности (экологические, экономические, медицинские, коммуникативно-информативные и др.).
Социология активно
Социология во многом опирается на экономическую теорию, особенно в исследованиях труда, социальных проблем производства, условий, уровня и качества жизни. Но и социология обогащает экономическую теорию, рассматривая социальные проблемы экономики, социальные факторы поведения, ценностные ориентации субъектов экономической деятельности, социальные последствия технико-технологических сдвигов в производстве. Социология рассматривает рыночные отношения через призму своих категорий, выделяет различные социальные типы рынков и типы социальных отношений в них.
В антропологии применяются многие методы, характерные для социологии, но антропология изучает главным образом небольшие, незападные племенные общества, в то время как социологи исследуют в основном крупные современные общества Европы и Северной Америки.
Политическая наука изучает, как люди приходят к власти и используют ее, а также распределение власти в обществе, анализ деятельности правительства, политических партий, специфики поведения избирателей.
Органично взаимодействие социологии и исторической науки. Анализ исторического опыта выявляет социальные закономерности исторического развития, дает возможность сравнивать, сопоставлять социальные системы прошлого и настоящего, что методологически важно для социального прогнозирования будущего. Принцип историзма является одним из важнейших методологических требований в социологии.
Особое отношение социологии к философии. Прежде всего она выделилась из философии. Долгое время по идеологическим соображениям ее пытались привязать к какой-либо социальной системе. Философские концепции, методологические идеи так или иначе вплетены в социологические теории, в практику социальных исследований, в интерпретацию социальных фактов. Социология обогащается философскими идеями, но и сама дает социальную информацию для философских размышлений. Наиболее полно социология взаимодействует с социальной философией.
Выделяют следующие функции социологии:
Общенаучная - теоретико-познавательная - это исследование социальной жизни, ее феноменов, процессов, систем, структур, закономерностей динамики.
Культурно-просветительная функция социология формирует знания об обществе, его социальных системах, социальном состоянии, тем самым обогащая духовный мир человека, увеличивая культуру его социального и политического мышления.
Мировоззренческая функция выражается не в привязанности социологии к какой-либо мировоззренческой системе, а в том, что она дает возможности научной, когнитивной ориентации в социальном мире и в социальных процессах, сознательного выбора профессии.
Одна из важнейших функций социологии - социально-прогностическая. Существуют практические потребности в анализе вероятных тенденций социальных изменений, поведения социальных общностей, больших экономических масс при сдвигах в экономике, в общественном строе, в институтах власти.
В любом обществе существует потребность так или иначе воздействовать на социальные отношения, на управление социальными процессами. Вследствие такой потребности сформировалась управленческая и социально-преобразовательная функция.
Управленческая обеспечивает органы государственного управления, управленческие структуры в хозяйственной деятельности и др. социологической информацией для принятия или коррекции решений. В США, например, социология менеджмента широко изучается при подготовке административных кадров, в школах бизнеса, используется в обучении и воспитании будущих политических деятелей.
Социально-преобразовательная функция ориентирована на проблемы совершенствования, преобразования тех или иных институтов социальных отношений и систем. На этой основе могут разрабатываться и внедряться идеи новых социальных технологий, концепции глубоких социальных преобразований.
Широко используя в познании важнейшие понятие других общественных наук, социология имеет и специфические категории и законы - основные понятия, отражающие существенные черты, стороны, свойства, структурные элементы социальной реальности (категории) и глубинные необходимые связи и отношения между ними (законы). Категории и законы социологии, их система отражают внутреннюю логику этой науки, раскрывают и конкретизируют характеристику ее предмета и метода. В фундаменте социологии лежат такие категории как “общество”, “гражданское общество”, “социальная система”, “социальная структура”, “социальная общность” и т. д. Наиболее обшей, широкой по содержанию категорией является понятие “социальное”, которое включает в себя понятие “социальная система”, “социальная структура”, “социальная группа” и т. д.
Социальные законы регулируют поведение людей и их групп, определяют отношение между личностями, их общностями и проявляются в деятельности людей и их объединениях (законы социальной дифференциации и интеграции, социальные мобильности, социализации индивида и т. д.). В жизни социальные законы реализуются конкретными людьми и в конкретных условиях, и поэтому проявляются как законы - тенденции.
По степени общности законы социологии подразделяются на общие, т. е. определяющие развитие общества, социума, как целого и специфические, характерные для отдельного элемента социальной системы, части общества. По характеру, способу проявления социологические законы делятся на динамические и статистические. Первые выражают жесткую однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы, формы социальных изменений. Вторые детерминируют социальные изменения с определенной степенью вероятности, отражая основные направления и тенденции социальных изменений в рамках сохранения данного социального целого.
В истории общественной мысли О. Конт (1792-1757) известен как создатель нового направления в философии - позитивизма, как “отец-основатель” социологии. Социология или социальная физика, как он ее первоначально называл, согласно О. Конту опирается на методологию естественных наук, опытные данные, наблюдения, эксперимент.
Идейной основой социологической концепции О. Конта явился “закон трех стадий”, согласно которому каждое общество в своем духовном развитии проходит три этапа: теологический, когда в обществе господствуют религиозные представления, метафизические, означающие ведущую роль философии в духовной жизни, и, наконец, позитивный. На третьем этапе главенствующую роль в жизни общества начинают играть позитивные, т. е. научные знание, которые применительно к решению общественных проблем служат основой социальной политики. Французский ученый наметил программу и методы развития новой науки об обществе, дал ей имя - “социология”. Конт полагал, что социология должна быть отделена от философии и от любой другой науки, не базирующейся на опытном знании. В классификации наук социология у Конта занимает почетное первое место, она опирается на биологию и призвана открывать и описывать единые универсальные законы развития и функционирование общества, которые неотделимы от законов природы. Конт выделяет следующие методы социологического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический, генетический метод.
Конт считал, что необходимо разграничивать социальную динамику и социальную статику. Первая - изучает законы общественного развития в тесном сотрудничестве с историческими дисциплинами. Вторая - исследует социальную структуру общества, механизмы его интеграции и стабилизации (социальный консенсус).
Другим основателем социологии явился английский ученый Г. Спенсер (1820-1903) - самый авторитетный и популярный мыслитель второй половины 19 в. Он известен как родоначальник “органисцистской школы” в социологии, яркий пропагандист идей социальной эволюции. Спенсер полагал, что “невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии”. Опираясь на эту идею, Спенсер пытался методологически обосновать социальный организм, т. е. такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. По его мнению, существует ряд фундаментальных черт, позволяющих уподоблять общество биологическому организму. Во-первых, общество и организм в отличие от неорганической материи растут и развиваются. Во-вторых, процессы роста общества и организма сопровождаются увеличением сложности их органов и частей. В-третьих, в общественных и живых системах прогрессивная дифференциация структуры сопровождается усложнением и дифференциацией их функций. В-четвертых, как в обществе, так и в организме в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур. В-пятых, в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма, отдельные их части могут определенное время продолжать существовать.
В отличие от многих своих последователей, Г. Спенсер указывал на различия общества с организмом. Так для общества характерна меньшая зависимость части (индивида) от общества. В организме часть существует ради целого, а в обществе наоборот - оно существует для блага своих членов. Аналогия общества с организмом позволила Г. Спенсеру выделить внутри общества три различных подсистемы: поддерживающую, обеспечивающую производство источников питания (экономика), распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и покоящуюся на разделении труда, и регулирующую, обеспечивающую отдельных частей целому (государственная власть). Социология в понимании Спенсера - это исторически ориентированная наука - “генетическая социология”. Спенсер ввел в научный оборот термины: социальная система, социальный институт, социальный контроль, структура и функции.
К. Маркс (1818-1883) занимает особое место в истории общественной мысли 19 в. Он стремился использовать естественнонаучные методологии, но отличался от них сознательной ориентацией на философский метод Гегеля. Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксовой теории общества, она содержит немало ценных идей. Наиболее существенные моменты социологической теории Маркса заключаются в следующем: