Курс лекций по "Социальному прогнозированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:13, курс лекций

Краткое описание

Социальная политика -- это составная часть внутренней политики, целенаправленная система мероприятий государства, коммерческих структур и неправительственных общественных объединений по созданию условий ДЛЯ удовлетворения потребностей и интересов различных социальных групп и оптимизации социального развития общества.
Особое положение социальной политики в структуре государственной политики заключается в том, что она по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

курс леций.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 1.оциальная  полипика и социальная деятельность как главные объекты социального  прогнозирования, проектирования и  моделирования Вопросы

1.   Социальная   политика:   понятие,   виды,   принципы   разработки    и реализации.

2.   Проблемно-целевая   ситуация   в   социальном    прогнозировании    и проектировании.

3.   Роль     прогнозирования,    проектирования     и     моделирования     в социальной работе.

1 Социальная      политика:      понятие,      виды,      принципы разработки  и реализации

Политика - это сфера деятельности, связанная с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти. Власть обеспечивает целостность, управляемость и организованность человеческого общества. Центральным субъектом политики, удерживающим власть, является государство.

Политика по своей  структуре подразделяется на внутреннюю и внешнюю Внешняя политика обусловлена  спецификой проявления и реализации социальных, национальных и государственных  интересов на международном уровне. Основное содержание внутренней политики составляют отношения социальных слоев и групп внутри общества.

Социальная политика -- это составная часть внутренней политики, целенаправленная система  мероприятий государства, коммерческих структур и неправительственных  общественных объединений по созданию условий ДЛЯ удовлетворения потребностей и интересов различных социальных групп и оптимизации социального развития общества.

Особое положение социальной политики в структуре государственной политики заключается в том, что она по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных проблем.

Социальная политика реализуется через различные  формы социальной работы и оформляется  в социальных программах. Программа - это описание будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанная на достижение определенных результатов в будущем.

В технологии социальной политики и социальной работы на любом  уровне управления выделяются две части: разработка и реализация.

В основе разработки социальной политики и социальной работы лежат  два ведущих принципа:

•    обоснованность, то есть расчет и обеспечение целей, направлений, задач и мероприятий  необходимыми ресурсами:

•    реалистичность, то есть ориентация социальной политики и социальной

работы не на все социальные проблемы одновременно, а на практическое

решение наиболее значимых из них.

После разработки социальной политики и организации социальной работы «включается» механизм ее реализации.

В процессе реализации социальной политики определяющими являются два принципа:

•    конкретизация  социальной  политики  в социальных и экономических программах;

•    результативность, то есть социальная  политика и социальная работа должны привести к достижению положительных результатов.

Наиболее частыми причинами  недостаточно эффективной реализации социальной политики государства является ее необоснованность и нереалистичность.

2. Проблемно-целевая             ситуация   в  социальном прогнозировании и проектировании

В ходе разработки и реализации социальной политики и социальной работы могут возникать различные проблемные ситуации.

Нормальная социальная ситуация -- это ситуация, при которой  разрыв между действительным и желаемым не мешает нормальному функционированию общества или социальной группы. Однако полное отсутствие разрыва между действительным и желаемым влечет за собой исчезновение стимулов для развития и существования общества.

Проблемная ситуация — это ситуация, содержащая в  себе не имеющее однозначного решения  противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека, социальной группы или общества в целом. Актуальность проблемной ситуации определяется значимостью для общества или группы социальной проблемы.

Тот элемент ситуации, который вызвал затруднение, называется проблемой. Основой любой проблемы является противоречие между действительным и желаемым. Спецификой социальной проблемной ситуации является то, что значимость социальных проблем не всегда соответствует их объективным параметрам: общество может не ощущать давления одних проблем и преувеличивать роль других. Если же ситуация представляется людям проблемной, а объективно таковой не является, то возникшую ситуацию следует трактовать как псевдопроблемную (ложную) ситуацию.

Процесс развития проблемной ситуации происходит постепенно и носит  название назревания проблемной ситуации (См. рис.1).

Если происходит своевременное  вмешательство управленческих структур в сферу социальной жизнедеятельности, то процесс назревания проблемной ситуации прерывается, и ситуация превращается вновь в нормальную, но уже на более высоком уровне функционирования, благодаря чему и происходит развитие социальных групп и общества в целом.

Бездействие или неэффективность  сферы управления приводит к дальнейшему  назреванию проблемной ситуации. Следующим  уровнем назревания проблемной ситуации является критическая ситуация.

Критическая ситуация характеризуется  приостановкой нормального функционирования социального объекта и опасностью возникновения катастрофы. Сложившееся положение и на этом этапе можно нормализовать, но уже ценой непомерно больших затрат сил и средств, чем на предыдущем этапе.

Если нормализации ситуации не происходит, то начинается последняя стадия назревания проблемной ситуации - катастрофическая ситуация, при которой нормализовать положение оказывается очень затруднительно. Наступление катастрофической ситуации означает гибель, распад, разложение социального объекта.

Альтернативой катастрофической ситуации является революционная ситуация как реакция общества на критическую  ситуацию с целью произвести социальный переворот, способный перевести  объект на желательный качественно  иной уровень, что позволит ему нормально функционировать и развиваться на более высоком уровне.

 

 

 

 

Рис  1

 

 

 

 

Противоречия,   лежащие   в   основе   проблемных   ситуаций,   можно   и необходимо разрешать

Решить проблему-  это  значит:

1)осознать  наличие   проблемы  и тех объективных  факторов, которые мешают осуществлению социальной политики и социальной работы;

2) найти принципы,способы,  средства, необходимые для «разруливания» сложившейся ситуации с       целью     достижения      нормального

функционирования социальных  групп и общества в целом.

3. Роль прогнозирования,  проектирования и моделирования  в социальной работе

Об эффективности осуществления  социальной политики можно судить по различным показателям. Обобщающим показателем социального развития является уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Повышение уровня жизни населения является центральной целью социальной политики государства. Показатели жизненного уровня кладутся в основу разработки социальных прогнозов, социальных программ, проектов и моделей.

В рамках социального  прогнозирования, проектирования и  моделирования выделяют три группы факторов, непосредственно влияющих на показатель уровня жизни населения.

Первая группа включает материальные условия поддержания  жизнедеятельности людей: питание, одежда, жилье, предметы домашнего обихода и др.

Вторая группа связана  с потребностями восстановления сил и поддержания здоровья. Их удовлетворение становится возможным  при функционировании системы здравоохранения  и осуществлении медицинского обслуживания на должном уровне, при создании условий для активного отдыха и соблюдении правил охраны окружающей среды.

Третья группа факторов охватывает совершенствование и  всестороннее развитие социального, культурного  и духовного мира личности, потребностей в творчестве и самоутверждении.

При социальном прогнозировании, проектировании и моделировании  рассчитывается комплекс показателей  уровня жизни населения. Основными  из них являются:

-   коэффициенты    рождаемости,    смертности,   естественного    прироста населения в целом и отдельных социальных групп;

-   состояние   здоровья   и   его   изменение   по   населению   в   целом   и   у отдельных социальных  групп;

-   занятость населения;

-   удовлетворение  потребности в развитии личности;

-   состояние окружающей  среды;

-   фонд потребления;

-   общий объем  потребляемых населением благ  и услуг;

-   сбережения населения.

Прогнозирование, проектирование и моделирование осуществляются на всех этапах разработки и реализации социальной политики и находятся в особой взаимосвязи с социальной политикой и социальной работой.

Социальная политика и социальная работа являются «полем»  для деятельности специалистов в  области социального прогнозирования, проектирования и моделирования, то есть дают материал для построения прогнозов, проектов и моделей. В свою очередь, специалисты, работающие в сфере    разработки    и    реализации    социальной    политики    государства,    и социальные работники на основе прогнозирования, проектирования и моделирования могут получить информацию об эффективности осуществляемой социальной политики и социальной работы и использовать ее для своевременной коррекции их хода и дальнейшего выбора путей и стратегий их осуществления.

Социальное прогнозирование .может нам ответить на вопросы о том, какие изменения последуют при внедрении тех или иных социальных проектов, какие последствия можно ожидать в сфере осуществления социальной работы с определенными категориями граждан, к чему приведет осуществление социальной политики в заданном русле и др.

Модель дает возможность  проверить будет ли верен наш  прогноз об эффективности внедрения  отдельного социального проекта, качества осуществления определенного направления  социальной работы или социальной политики в целом.

Проектная деятельность не может осуществляться без прогнозирования, как предвосхищения возможного результата реализации проекта на практике, а точная, выверенная модель будет при этом наглядно демонстрировать работу, разворачивающуюся в ходе реализации проекта, что позволит выявить его положительные стороны и недостатки. Резюме

1.    Социальная  политика, являющаяся составной  частью внутренней политики государства,  направлена на создание условий,  необходимых для удовлетворения  потребностей и интересов граждан  государства. Она реализуется через различные направления социальной работы и оформляется в социальных программах. Технология социальной политики включает этапы разработки и реализации. Необходимым условием эффективного осуществления социальной политики является ориентация ее разработки и реализации на принципы обоснованности, реалистичности и результативности.

2.    При осуществлении  социальной политики и социальной  работы могут возникать проблемные  ситуации. Проблемную ситуацию следует  отличать от нормальной ситуации, при которой разрыв между действительным и желаемым находится на оптимальном уровне, и псевдопроблемной ситуации, когда общество или отдельная социальная группа считает ситуацию проблемной при отсутствии реальных противоречий. В случае отсутствия должного управления социальной политикой может происходить назревание проблемной ситуации вплоть до критической, катастрофической или революционной ситуации. Для нормального функционирования социальных групп и общества в целом необходимо своевременное решение возникающих проблемных ситуаций, что требует от человека осознания проблемы и поиска путей ее разрешения.

3. Социальная политика  и социальная работа являются  источником получения данных, необходимых  для разработки социальных прогнозов,  проектов и моделей. Специалисты, работающие в сфере разработки и реализации социальной политики государства, и социальные работники черпают информацию об эффективности осуществляемой социальной политики и социальной работы из данных социального прогнозирования, проектирования и моделирования, что необходимо для своевременной коррекции хода и выбора путей и стратегий дальнейшего осуществления социальной политики и социальной работы. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование осуществляется на всех этапах разработки и реализации социальной политики и социальной работы. Вопросы для самопроверки

1.   Какое место  социальная политика занимает  в обшей структуре государственной  политики?

Информация о работе Курс лекций по "Социальному прогнозированию"