Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:13, курс лекций
Социальная политика -- это составная часть внутренней политики, целенаправленная система мероприятий государства, коммерческих структур и неправительственных общественных объединений по созданию условий ДЛЯ удовлетворения потребностей и интересов различных социальных групп и оптимизации социального развития общества.
Особое положение социальной политики в структуре государственной политики заключается в том, что она по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных проблем.
3. Подготовительная работа с инициативной группой.
Роль оказания помощи ведущему в подготовке и проведении дискуссии принадлежит инициативной группе, Инициативная группа формируется по принципу добровольности и решению организатора дискуссии, обновляется в промежутках между заседаниями не менее, чем наполовину. За 2-3 дня до проведения очередной дискуссии рекомендуется спланировать действия инициативной группы и распределить обязанности среди ее членов. Например, инициативная группа обеспечивает создание и расклейку объявлений, составление и обработку анкет и социологических опросов; интервьюирование, создание видеосюжетов и т.д. 4. Подготовка иллюстративных материалов.
Для придания дискуссии
более жизненно-конкретного и
художественно-образного
- видеоматериалы - фрагменты кинофильмов, видеороликов, телепередач и пр.;
- аудиоматериалы - кассеты,
компакт- и виниловые диски,
музыкальные фрагменты,
- фотоматериалы - фотографии из газет, домашних архивов, плакаты, репродукции и т.п.;
- литературу
информационного характера
- художественную литературу.
Количество используемого иллюстративного материала рекомендуется дозировать: видео и аудио материалы рекомендуется использовать не более 4-5 раз (в начале дискуссии) и 2-3 раза по ходу и в конце. Фотоматериалы целесообразно использовать не более 3-4 раз по ходу дискуссии.
Литература информационного и художественного характера используется по мере надобности. Также следует увязывать используемый иллюстративный материал с содержанием дискуссии: если дискуссия посвящена вопросам общего характера (философским, нравственным, житейским), то использование материалов лучше дозировать - 2-4 минуты на каждый материал, если дискуссия проводится по специализированной теме, то следует избегать жестких ограничений во времени.
Порядок и продолжительность представления иллюстративных материалов должны четко регулироваться ведущим дискуссии, чтобы не нарушать ее хода и целостности.
5. Составление ведущим плана-сценария дискуссии.
В развернутом плане дискуссии должны быть предусмотрены: основные вопросы, понятия и определения, которые должны быть озвучены, разъяснены и обсуждены: возможные повороты в ходе дискуссии и главные выводы, к которым может и должна (согласно плану) прийти аудитория; необходимые для иллюстрации главных идей и выводов иллюстративные материалы, а также моменты их использования в дискуссии. Кандидатуры приглашаемых на заседание «интересных людей».
6. Освещение
дискуссии. В целях
За этапом подготовки следует этап осуществления дискуссии.
Существуют различные схемы осуществления хода дискуссии.
Простая схема.
1. Вступительное слово ведущего (5-10 мин.). Во вступлении ведущий:
- формулирует
проблему и тему для
- разъясняет
актуальность предлагаемой
- иллюстрирует предлагаемую тему фрагментом из кинофильма, литературного произведения, исторического материала, и т.д.;
- ставит перед
аудиторией вопрос о ключевых
понятиях, без выяснения сути
которых разговор не будет
иметь определенности и
2. Основная часть дискуссии - обсуждение проблемы (2-2,5 часа). Обязательно соблюдение:
- последовательности в обсуждении вопросов;
- добровольности высказываний;
- четкой
очередности выступлений - ведущий
предоставляет слово,
- разносторонности высказываний - участники дискуссии могут высказываться как по сути обсуждаемых вопросов, так и по поводу выступлений любого участника:
- демократичности
предложений и решений - участники
вправе предложить свои
- фиксации
высказываемых мнений - основные
точки зрения по главным
3. Заключительная часть дискуссии (25-30 мин.), в ходе которой целесообразны:
- получение
обратной связи по поводу
- короткие (15-30 сек.) высказывания участников по сути дискуссии -ведущий формулирует, а присутствующие «по кругу» дают блиц-ответы на вопрос «Какой личный вывод я сделал для себя к концу дискуссии по обсуждаемой теме»;
- короткое (1-2 мин.) резюме ведущего;
- объявление
темы и приглашение к
Дискуссия может разворачиваться и по более сложной схеме. Тогда ход дискуссии будет включать в себя следующий ряд этапов.
1. Постановка проблемы.
Выделяются следующие приемы введения в дискуссию:
- описание конкретного случая из жизни;
- использование текущих новостей;
- ролевая игра;
- демонстрация кинофильма;
- инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода;
- магнитофонные записи;
- стимулирующие вопросы - особенно вопросы типа: что? как? почему? что произошло, если бы?
2. Разбивка участников
на группы, распределение ролей-функций
в малых группах. Можно
- ведущий
(организатор) - его задача состоит
в том, чтобы организовать
- аналитик - задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;
- протоколист
- фиксирует все, что относится
к решению проблемы, он обычно
выступает после окончания
- наблюдатель - в его задачи входит оценка участия каждого члена группы на основе заданных критериев.
3. Обсуждение проблемы в малых группах.
4. Представление результатов
обсуждения перед всем
На практике дискуссии могут реализовываться в разных формах:
• «круглого стола»:
• судебного заседания;
• дебатов;
• игровые дискуссии;
• в режиме брейнсторминга - «мозговой атаки».
Одним из наиболее эффективных способов активизации творческих сил инициаторов и разработчиков социальных проектов является метод «мозговой атаки».
Метод «мозговой атаки» был сформулирован в 1936 году американским психологом Алексом Осборном. Метод представляет собой способ коллективной мыслительной работы, имеющей целью нахождение нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящейся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников. Использование данного метода дает возможность рассматривать предмет обсуждения со всех возможных точек зрения. Обязательными требованиями к «мозговой атаке» являются: равенство статусов участников, ограниченность работы во времени, запрет на взаимную критику в любой форме.
В технологии проведения «мозговой атаки» выделяется 2 этапа.
I. Этап генерирования идей.
Целью данного этапа является сбор материала для дальнейшего обсуждения. На этом этапе участники мозговой атаки (в пределах 10 человек) располагаются в помещении лицом друг к другу на расстоянии около 1-1,5 м. Ведущий в течение 10-15 минут вводит участников в курс дела: ставит перед группой проблему и просит членов группы предложить как можно больше вариантов решения, без предварительного обдумывания, за небольшой промежуток времени. Атака длится от нескольких минут до часа и состоит в том, что участники поочередно высказывают приходящие им в голову идеи и предложения относительно решения поставленной проблемы. Время выступления каждого участника не более 1—2 минут. По ходу «мозговой атаки» записываются все высказывания (обычно лицом, не участвующим в обсуждении, или на диктофон, магнитофон, видеокамеру). В заключение ведущий сообщает о том, как будут применены высказанные идеи, и предлагает сообщить новые идеи по проблеме, если они возникнут, письменно, в течение суток.
П. Работа с полученным материалом.
Идеи и предложения, полученные на первом этапе, анализируются, подвергаются критике, оценивается реалистичность предложенных вариантов.
Существует несколько модификаций метода «мозговой атаки»:
1) групповая прямая «мозговая атака», когда группа участников ищет все возможные решения поставленной задачи;
2) групповая обратная
«мозговая атака», при которой
участниками группы
3) групповая поэтапная
«мозговая атака», когда группа
участников сначала обсуждает
поставленная перед ними
4) индивидуальная
«мозговая атака», при которой
каждый участник за короткое
время в письменной форме
2. Деловая игра - это
имитация принятия
Главная цель ведущего деловой игры - организовать совместную деятельность участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию.
В игре работают несколько групп. Обычно по основному предмету игры формируются две конкурирующие группы. Кроме них создаются группы, выражающие позицию внешних заинтересованных сторон (например, группы «министерство», «потребители услуг», «экологическая служба» и т. д.). Отдельно работает группа экспертов, которая не вмешивается в ход игры и дает разъяснения, консультации, дополнительную информацию по тематике работы.
Конкурирующие группы проектантов готовят к обсуждению свои варианты проекта и представляют на общее обсуждение. Каждая из групп (в нашем примере «министерство» и прочие, а также конкуренты) задают вопросы докладчикам, ведут критику проекта, предлагают свои решения. По итогам дискуссии проводится анализ результатов, и каждая группа оформляет свою позицию в письменном виде. К концу игры имеется несколько проектов и материалов к проектам. Для обработки предложений создается специальная группа, задача которой сведение всех предложений в общий итоговый документ.
В заключении игры подводятся основные итоги и работа участников групп оценивается по следующим аспектам:
• эффективность предлагаемых в игре решений;
• межгрупповое взаимодействие участников деловой игры;
• взаимодействие участников деловой игры внутри игровых групп;
• личностные качества участников деловой игры (эрудированность, принципиальность, умение аргументировать, дисциплинированность и т.д.).
3. Метод фокальных
объектов основывается на
Данный метод имеет целью преодолеть инерцию мышления при решении творческих задач и активизировать способности к инновационным решениям. Достижение этой цели обеспечивается следующим порядком действий:
1 называется и
фиксируется на доске или
2 произвольно называется
и фиксируется ряд других
3 у выделенных в
ходе второго этапа объектов
подчеркиваются основные
4 выделенные признаки применяются по отношению к исходному объекту, и на базе новых сочетаний ведется поиск неординарного решения.
Информация о работе Курс лекций по "Социальному прогнозированию"