Курс лекций по "Социальному прогнозированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:13, курс лекций

Краткое описание

Социальная политика -- это составная часть внутренней политики, целенаправленная система мероприятий государства, коммерческих структур и неправительственных общественных объединений по созданию условий ДЛЯ удовлетворения потребностей и интересов различных социальных групп и оптимизации социального развития общества.
Особое положение социальной политики в структуре государственной политики заключается в том, что она по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

курс леций.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

3.  Подготовительная работа с  инициативной группой.

Роль оказания помощи ведущему в  подготовке и проведении дискуссии принадлежит  инициативной   группе,   Инициативная  группа  формируется   по принципу добровольности и решению организатора дискуссии, обновляется в промежутках между заседаниями не менее, чем наполовину. За 2-3 дня до проведения очередной дискуссии рекомендуется спланировать действия инициативной группы и распределить обязанности среди ее членов. Например, инициативная группа обеспечивает создание и расклейку объявлений, составление и обработку анкет и социологических опросов; интервьюирование, создание видеосюжетов и т.д. 4. Подготовка иллюстративных материалов.

Для придания дискуссии  более жизненно-конкретного и  художественно-образного характера, в качестве иллюстраций к высказываемым  взглядам и точкам зрения рекомендуется  использовать:

- видеоматериалы - фрагменты  кинофильмов, видеороликов, телепередач  и пр.;

-  аудиоматериалы - кассеты,  компакт- и виниловые диски,  музыкальные фрагменты, фрагменты  высказываний, выступлений известных  деятелей различных сфер;

-   фотоматериалы  - фотографии из газет, домашних архивов, плакаты, репродукции и т.п.;

-    литературу  информационного характера        энциклопедии, словари, справочники,  хрестоматии, газеты, журналы и  т.д.;

-  художественную литературу.

Количество используемого  иллюстративного материала рекомендуется дозировать: видео и аудио материалы рекомендуется использовать не более 4-5 раз (в начале дискуссии) и 2-3 раза по ходу и в конце. Фотоматериалы целесообразно использовать не более 3-4 раз по ходу дискуссии.

Литература информационного и художественного характера используется по мере надобности. Также следует увязывать используемый иллюстративный материал с содержанием дискуссии: если дискуссия посвящена вопросам общего характера (философским, нравственным, житейским), то использование материалов лучше дозировать - 2-4 минуты на каждый материал, если дискуссия проводится по специализированной теме, то следует избегать жестких ограничений во времени.

Порядок и продолжительность  представления иллюстративных материалов должны четко регулироваться ведущим дискуссии, чтобы не нарушать ее хода и целостности.

5. Составление ведущим  плана-сценария дискуссии.

В развернутом плане  дискуссии должны быть предусмотрены: основные вопросы, понятия и определения, которые должны быть озвучены, разъяснены и обсуждены: возможные повороты в ходе дискуссии и главные выводы, к которым может и должна (согласно плану) прийти аудитория; необходимые для иллюстрации главных идей и выводов иллюстративные материалы, а также моменты их использования в дискуссии. Кандидатуры приглашаемых на заседание «интересных людей».

6.    Освещение  дискуссии. В целях популяризации  деятельности и расширения        аудитории        дискуссий        рекомендуется        организовать систематическое их  видео, фото, аудио и журналистское  освещение (например, создание видеороликов, оформление стенгазет и стендов, фотостендов и фотовыставок, страничек на специализированных сайтах Интернета.

За этапом подготовки следует этап осуществления дискуссии.

Существуют различные  схемы осуществления хода дискуссии.

Простая схема.

1.   Вступительное  слово ведущего (5-10 мин.). Во вступлении  ведущий:

-     формулирует  проблему и тему для обсуждения;

-    разъясняет  актуальность предлагаемой темы;

-    иллюстрирует  предлагаемую тему фрагментом  из кинофильма, литературного произведения, исторического материала, и т.д.;

-    ставит перед  аудиторией вопрос о ключевых  понятиях, без выяснения сути  которых разговор не будет  иметь определенности и точного  направления.

2.   Основная часть  дискуссии - обсуждение проблемы (2-2,5 часа). Обязательно соблюдение:

-    последовательности  в обсуждении вопросов;

-    добровольности  высказываний;

-     четкой  очередности выступлений - ведущий  предоставляет слово, ориентируясь  на поднятие рук желающих выступить;

-    разносторонности высказываний - участники дискуссии могут высказываться как по сути обсуждаемых вопросов, так и по поводу выступлений любого участника:

-    демократичности  предложений и решений - участники  вправе предложить свои вопросы  и предложения, а ведущий, учитывая мнение большинства аудитории, вправе их принять;

-     фиксации  высказываемых мнений - основные  точки зрения по главным вопросам  дискуссии в лаконичной или  образной форме фиксируются ведущим  (например, на доске).

3.   Заключительная  часть дискуссии (25-30 мин.), в ходе которой целесообразны:

-     получение  обратной связи по поводу проведенного  обсуждения -ведущий инициирует  высказывания по проблемам: что  удалось или не удалось в  дискуссии? Какие у нее были  удачные или неудачные моменты?  Что нужно развить или, наоборот, свести к минимуму в последующих дискуссиях?

-     короткие (15-30 сек.) высказывания участников  по сути дискуссии -ведущий  формулирует, а присутствующие  «по кругу» дают блиц-ответы  на вопрос «Какой личный вывод  я сделал для себя к концу дискуссии по обсуждаемой теме»;

-     короткое (1-2 мин.) резюме ведущего;

-    объявление  темы и приглашение к обсуждению  на следующую дискуссию.

Дискуссия может разворачиваться  и по более сложной схеме. Тогда  ход дискуссии будет включать в себя следующий ряд этапов.

1.   Постановка проблемы.

Выделяются следующие  приемы введения в дискуссию:

-    описание конкретного  случая из жизни;

-     использование  текущих новостей;

-     ролевая  игра;

-    демонстрация  кинофильма;

-     инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода;

-     магнитофонные  записи;

-    стимулирующие  вопросы - особенно вопросы типа: что? как? почему? что произошло,  если бы?

2.   Разбивка участников  на группы, распределение ролей-функций  в малых группах. Можно выделить  следующие роли, которые должны реализоваться членами дискуссионной группы:

-     ведущий  (организатор) - его задача состоит  в том, чтобы организовать обсуждение  вопроса, проблемы, вовлечь в него  всех членов группы.

-     аналитик - задает вопросы участникам по  ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;

-     протоколист  - фиксирует все, что относится  к решению проблемы, он обычно  выступает после окончания первичного  обсуждения, чтобы представить мнение, позицию своей группы.

-     наблюдатель - в его задачи входит оценка участия каждого члена группы на основе заданных критериев.

3.   Обсуждение проблемы  в малых группах.

4.   Представление результатов  обсуждения перед всем коллективом.  Продолжение обсуждения и подведение  итогов.

На практике дискуссии  могут реализовываться в разных формах:

•    «круглого  стола»:

•    судебного  заседания;

•    дебатов;

•    игровые дискуссии;

•    в режиме брейнсторминга - «мозговой атаки».

Одним из наиболее эффективных  способов активизации творческих сил инициаторов и разработчиков социальных проектов является метод «мозговой атаки».

Метод «мозговой атаки» был сформулирован в 1936 году американским психологом Алексом Осборном. Метод  представляет собой способ коллективной мыслительной работы, имеющей целью нахождение нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящейся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников. Использование данного метода дает возможность рассматривать предмет обсуждения со всех возможных точек зрения. Обязательными требованиями к «мозговой атаке» являются: равенство статусов участников, ограниченность работы во времени, запрет на взаимную критику в любой форме.

В технологии проведения «мозговой атаки» выделяется 2 этапа.

I. Этап генерирования идей.

Целью данного этапа является сбор материала для дальнейшего обсуждения. На этом этапе участники мозговой атаки (в пределах 10 человек) располагаются в помещении лицом друг к другу на расстоянии около 1-1,5 м. Ведущий в течение 10-15 минут вводит участников в курс дела: ставит перед группой проблему и просит членов группы предложить как можно больше вариантов решения, без предварительного обдумывания, за небольшой промежуток времени. Атака длится от нескольких минут до часа и состоит в том, что участники поочередно высказывают приходящие им в голову идеи и предложения относительно решения поставленной проблемы. Время выступления каждого участника не более 1—2 минут. По ходу «мозговой атаки» записываются все высказывания (обычно лицом, не участвующим в обсуждении, или на диктофон, магнитофон, видеокамеру). В заключение ведущий сообщает о том, как будут применены высказанные идеи, и предлагает сообщить новые идеи по проблеме, если они возникнут, письменно, в течение суток.

П. Работа с полученным материалом.

Идеи и предложения, полученные на первом этапе, анализируются, подвергаются критике, оценивается реалистичность предложенных вариантов.

Существует несколько  модификаций метода «мозговой атаки»:

1)   групповая прямая  «мозговая атака», когда группа  участников ищет все возможные решения поставленной задачи;

2)   групповая обратная  «мозговая атака», при которой  участниками группы определяются  недостатки в предполагаемом  решении;

3)   групповая поэтапная  «мозговая атака», когда группа  участников сначала обсуждает  поставленная перед ними задача, затем участники предлагают возможные  варианты решения проблемы и  критикуют их, обсуждают возможности  внедрения и реализации принимаемых  решений и т.д.;

4)    индивидуальная  «мозговая атака», при которой  каждый участник за короткое  время в письменной форме должен  предложить свои варианты решения  поставленной задачи.

2. Деловая игра - это  имитация принятия управленческих  решений в различных ситуациях в рамках отведенной игровой роли. Это комплексный метод, охватывающий все стадии процесса подготовки и принятия решения. Его применяют в случаях решения сложных проблемных ситуаций, требующих взаимодействия многих заинтересованных ведомств, организаций, общественных сил.

Главная цель ведущего деловой  игры - организовать совместную деятельность участников решения проблемы так, чтобы  раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию.

В игре работают несколько  групп. Обычно по основному предмету игры формируются две конкурирующие  группы. Кроме них создаются группы, выражающие позицию внешних заинтересованных сторон (например, группы «министерство», «потребители услуг», «экологическая служба» и т. д.). Отдельно работает группа экспертов, которая не вмешивается в ход игры и дает разъяснения, консультации, дополнительную информацию по тематике работы.

Конкурирующие группы проектантов  готовят к обсуждению свои варианты проекта и представляют на общее  обсуждение. Каждая из групп (в нашем  примере «министерство» и прочие, а также конкуренты) задают вопросы докладчикам, ведут критику проекта, предлагают свои решения. По итогам дискуссии проводится анализ результатов, и каждая группа оформляет свою позицию в письменном виде. К концу игры имеется несколько проектов и материалов к проектам. Для обработки предложений создается специальная группа, задача которой сведение всех предложений в общий итоговый документ.

В заключении игры подводятся основные итоги и работа участников групп оценивается по следующим  аспектам:

•    эффективность  предлагаемых в игре решений;

•    межгрупповое взаимодействие участников деловой  игры;

•    взаимодействие участников деловой игры внутри игровых  групп;

•    личностные качества участников деловой игры (эрудированность, принципиальность, умение аргументировать, дисциплинированность и т.д.).

3. Метод фокальных  объектов основывается на конструировании  нового объекта путем применения  к нему свойств других объектов. Метод был создан в 1925 году  профессором Берлинского университета  Фридрихом Кунце и усовершенствован  в 1954 году американским изобретателем Чарльзом Вайтингом. Название метода связано с принципом концентрации множества идей на каком-нибудь объекте. Поэтому его также называют методом сфокусированных объектов.

Данный метод имеет  целью преодолеть инерцию мышления при решении творческих задач и активизировать способности к инновационным решениям. Достижение этой цели обеспечивается следующим порядком действий:

1   называется и  фиксируется на доске или дисплее  компьютера название фокального  объекта, который предстоит усовершенствовать;

2  произвольно называется  и фиксируется ряд других объектов;

3  у выделенных в  ходе второго этапа объектов  подчеркиваются основные признаки;

4  выделенные признаки  применяются по отношению к  исходному объекту, и на базе  новых сочетаний ведется поиск неординарного решения.

Информация о работе Курс лекций по "Социальному прогнозированию"