Курс лекций по "Социальному прогнозированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:13, курс лекций

Краткое описание

Социальная политика -- это составная часть внутренней политики, целенаправленная система мероприятий государства, коммерческих структур и неправительственных общественных объединений по созданию условий ДЛЯ удовлетворения потребностей и интересов различных социальных групп и оптимизации социального развития общества.
Особое положение социальной политики в структуре государственной политики заключается в том, что она по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

курс леций.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

Норматив соединяет  показатель и норму-правило. Обычно нормативы указывают предельные (минимальные и максимальные) или, реже, оптимальные параметры, которые  необходимо выдерживать.

Наиболее важные нормативы выступают как прескрипторы (лат. praescriptum - предписание, правило) - нормы, закрепленные актом законодательства и предусматривающие государственный контроль и соответствующие санкции к нарушителям. Но при быстром и неуправляемом изменении социальной ситуации прескрипторы могут терять свое значение.

Социальные показатели и нормативы для целей социальной диагностики должны соответствовать  следующим требованиям:

-     иметь относительный  характер (т. е. выявлять свое  значение только при сопоставлении явлений, ситуаций, тенденций и т. д.);

• обладать мерой (т. е. поддаваться  измерению в определенных условных единицах);

-     предполагать  изменение под действием управляемых  обществом факторов.

3.    Этапы социальной  диагностики

В диагностической работе выделяются три этапа. На первом этапе проводится сравнение:

-    с результатами  деятельности других лиц, что  позволяет нам выявить социальную  соотносительную норму;

-    с прежними  результатами нашей деятельности. Если разработчик проекта представлен в одном лице, то для такого исследовательского результата подойдет название «индивидуальная соотносительная норма»;

-     с поставленными  целями (критериями) для формулирования  предметной соотносительной нормы.

На втором этапе делается анализ полученных измерений, итогом которого становится классификация данных по интересующим нас признакам, цель которой - определение причинно-следственных связей.

На   третьем   этапе   проводится   интерпретация   (синтез)   полученной разнородной  информации Резюме

I. Социальная диагностика - это процесс исследования социального объекта путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Сущность социальной диагностики заключается в установлении степени соответствия (несоответствия) параметров социальной реальности (ресурсов, свойств объектов, социальных установок) социальным показателям и нормативам. Социальная диагностика основывается на ряде принципов; принцип объективности, принцип причинной обусловленности, комплексный подход в изучении социальных явлений, научная обоснованность.

2.   Под социальным  показателем понимается характеристика  отдельных свойств и состояний  социальных объектов или процессов,  имеющая количественное выражение.  Норматив — это фиксированный числовой или содержащий закрытый перечень пизнаков показатель, в соответствии с которым устанавливаются обязательные для выполнения требования в том или ином виде деятельности. Наиболее важные нормативы выступают как прескрипторы - нормы, закрепленные актом законодательства и предусматривающие государственный контроль и соответствующие санкции к| нарушителям.                                                                                                               

3.   В диагностической  работе выделяются три этапа: на первом этапе 1 проводится сравнение с результатами деятельности других лиц, с прежними результатами нашей деятельности, с поставленными целями; на втором этапе делается анализ полученных измерений, итогом которого становится классификация данных по интересующим нас признакам; на третьем этапе проводится интерпретация (синтез) полученной разнородной информации.

Вопросы для самопроверки

1.  В чем заключается  сущность «социальной диагностики»?

2.  Раскройте       специфику       социальной       диагностики       как       этапа проектирования.

3.  На какие принципы  опирается социальная диагностика?

4.  Дайте определение  понятия «показатель». От каких  понятий необходимо его отличать? Раскройте их сущность.

5.  Какие требования  предъявляются к показателю?

6.  Перечислите и  охарактеризуйте этапы социальной  диагностики. Литература

1. Луков В.А. Социальное  проектирование: Учеб. пособие.    4-е изд., испр.

- М: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с.   |

2.  Социальная работа: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. * В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.

3.  Социальная работа / Под общ. ред.  В.И. Курбатова.  Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 576 с.

 

 

 

 

 

Лекция 9, Социальная экспертиза как метод оценки социальных инноваций (часть I.)

Вопросы

1.   Социальная экспертиза: понятие, цели, задачи и предмет.

2.   Модели социальной  экспертизы.

3.   Организация  социальной экспертизы.

1.    Социальная  экспертиза: понятие, цели, задачи и предмет

Социальная экспертиза - это вид исследований, который  проводится специалистами (экспертами) и включает диагностику состояния  социального объекта, установление достоверности информации о нем  и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.

'Социальный проект  подвергается экспертизам  на всем протяжении его разработки и осуществления.

На стадии проработки концепции экспертно устанавливаются  многие показатели, по которым предстоит  измерять эффективность осуществления  проекта. Оценка жизнеспособности проекта  основывается на экспертных заключениях в отношении проекта и социальной среды, в которую он внедряется. Диагностические и прогнозные исследования в социальной области без применения экспертных методов невозможны. При рассмотрении подготовленного текста проекта конкурсными комиссиями, инвесторами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими организациями, которые принимают по проекту управленческие решения, также проводится экспертиза. Экспертно оценивается проект в рамках текущего контроля за его реализацией. Наконец, завершение проекта, установление того, удалось ли его воплотить в соответствии с замыслом, также предполагает экспертизу.

Целью социальной экспертизы является установление соответствия деятельности органов государственной власти, других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений по достижению этого соответствия. Применительно к социальному проектированию цель социальной экспертизы конкретизируется в установлении соответствия целей и содержания социального проекта социальным интересам тех людей, которые прямо или косвенно оказываются связанными с проектом.

Социальная экспертиза выполняет ряд задач:

1  диагностическую  - освидетельствование состояния  социального объекта в момент исследования;

2  информационно-контрольную  - исследование информации о социальном  объекте и его окружении с  целью установления ее достоверности  и внесения соответствующих корректив,  если информация содержит искажения;

3    прогностическую - выявление возможных состояний социального объекта в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

4       проектировочную  - выработка рекомендаций по тематике  экспертирования социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.

Предметом социальной экспертизы могут быть:

1   социальные последствия  для населения принятых и подготовленных  к принятию социальных проектов;

2  соответствие реализованного  проекта его первоначальному замыслу, а также принятому по проекту управленческому решению;

3    адекватность  восприятия в общественном сознании  принятого или подготовленного  проекта.

2.     Модели социальной экспертизы

Экспертирование может  проводиться по различным моделям. /. Модель «Рецензия».

Это наиболее традиционная форма экспертной оценки, в основном применяемой при анализе текстов (документов). Это отзыв эксперта на материалы, представленные ему для  изучения, который содержит положительные  и отрицательные характеристики и общий вывод по этим материалам. Отличие от рецензии литературного или театрального критика здесь в том, что заключение эксперта содержит обязательный ответ на вопросы, заранее обозначенные в задании на экспертизу и предопределяющие принятие того или иного управленческого решения.

Рецензия - простое и  наименее затратное экспертирование  документа, но оно не содержит всех преимуществ экспертной работы и  может ввести принимающий решения  орган в серьезное заблуждение  относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа.

Компенсировать этот недостаток позволяют следующие  моменты:

-  рецензия заказывается  нескольким не связанным между  собой экспертам, причем заказ  содержит перечень требований, включая  формулировку вопросов, на которые эксперты должны ответить обязательно и однозначно;

-  рецензии принимаются  без каких либо ограничений  по качеству, кроме пунктов, оговоренных  в задании;

-  тексты рецензий  исследуются социологическими методами, принятыми при обработке документальных источников, специалистами, перед которыми не ставятся собственно экспертные задачи;

-    итоги вторичной  обработки экспертных оценок  включаются в акт экспертизы, который представляют органу, заказавшему  экспертное исследование.

2. Модель «Мониторинг»

Это регулярно повторяющееся  исследование одного и того же объекта (явления, процесса) по одной и той  же методике. Такое исследование позволяет  выявить  динамику  развития  объекта  (явления,  процесса).   Мониторинговая модель       применяется,       если       производство       социальной       экспертизы осуществляется на долговременной основе.

Эта модель имеет следующие  особенности:

-    ее применение  малоэффективно, если характер решаемых  задач отличается разнообразием  и их нельзя свести к небольшому числу параметров;

-  она эффективна  лишь тогда, когда накапливается  достаточный материал для сравнения  изучаемых явлений или процессов.

3. Модель «Проект».

Это модель экспертного  исследования, направленная на решение  группы смежных задач, в которой  экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.

Модели «Рецензия», «Мониторинг», «Проект» не исчерпывают возможных  организационных форм социальной экспертизы. Для решения разных задач возможна их комбинация.

3.    Организация  социальной экспертизы

Организация социальной экспертизы строится по модели «заказчик» -«организатор» - «исполнитель».

Социальная экспертиза назначается по решению руководителя («заказчика»). Задание на экспертизу включает:

- определение социальной  проблемы, лежащей в основе экспертирования  (в том числе ее масштаб,  носителей, стадии развития и  т.д., что не входит в задание,  но непременно предваряет выработку  исходных формулировок);

- постановку цели экспертного  исследования;

- выдвижение требований  к форме представления результата  экспертизы. После    проведения    экспертизы    «исполнитель»    передает   результаты

«заказчику».

«Организатор» - контролирует и регулирует деятельность «исполнителя»  на протяжении всего процесса экспертирования.

При проведении экспертизы конкурсных проектов эксперт устанавливает:

-  социальную значимость  проекта: актуальность заявленной  деятельности; ясность цели; оригинальность (новизну) замысла; правомерность,  допустимость деятельности; социальные последствия; возможности развития проекта, его перспективность; возможности воспроизведения в иных условиях;

-   масштаб планируемой  деятельности: расчетную длительность  и ритм мероприятия; круг лиц,  которому адресован проект; соотношение  детей (молодежи) и взрослых; число занятых в активных формах деятельности; необходимость в специальной подготовке кадров; долю средств на обеспечение сути проекта в общих планируемых расходах по проекту;

-   реалистичность  проекта: способность реализовать  конкурсный проект, подтвержденную предыдущей деятельностью; наличие подготовленных кадров или возможность по привлечению их со стороны; обоснованность места проведения мероприятий; обоснованность ожиданий от участников проекта; рациональность сметы расходов.

Порядок работы экспертных советов обычно следующий:

1   эксперты готовят  заключения раздельно по каждому  из конкурсных проектов (объем  заключения - от абзаца до 1,5 станицы);

2   когда по каждому  проекту имеется несколько (не  меньше двух, но обычно 4-5) заключений экспертов, собирается экспертный совет (5-7 авторитетных в данной области специалистов), рассматривающий все представленные проекты на основе полученных заключений;

3    проекты разделяются  на три группы: а) проекты, получившие  все положительные оценки; б) проекты, получившие все отрицательные оценки, в) проекты, оцененные одними экспертами положительно, а другими отрицательно. По первой группе нет необходимости проводить обсуждения до того момента, когда станет вопрос о распределении призовых мест. Вторая группа исключается из обсуждения. Третья и составляет основу работы экспертного совета. Общая оценка формируется в соответствии с установившимися в совете критериями, и проект попадает в первую или вторую группу.

По форме представления  итоги социальной экспертизы могут иметь вид экспертного заключения, экспертного наблюдения и проектной разработки.

Информация о работе Курс лекций по "Социальному прогнозированию"