Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:44, курсовая работа
Гипотеза исследования: если разработать программу, который включает социальную, реабилитационную, психотерапевтическую помощь для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, то будут сформированы основы более эффективной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями; возможно, социально-личностное развитие детей.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-медицинскую, психолого-педагогическую литературу исследуемой проблеме;
2. Изучить социальные аспекты помощи семьям с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
3. Провести исследование по организации социальной работы с семьей, имеющих детей с ограниченными возможностями
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы в семьях с детьми с ограниченными возможностями
1.1 Основные концепции инвалидности в международном масштабе и в исследованиях отечественных социологов
1.2 Особенности социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.3 Организация и содержание социальной работы в России в семьях с детьми с ограниченными возможностями
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")
2.1 Социологическое исследование проблемы ухода в семье за детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями
2.2 Разработка и апробация программы развития "Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи"
2.3 Проверка эффективности программы и интерпретация результатов анализа
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы в семьях с детьми с ограниченными возможностями
1.1 Основные концепции
1.2 Особенности социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.3 Организация и содержание
социальной работы в России
в семьях с детьми с
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")
2.1 Социологическое исследование
проблемы ухода в семье за
детьми младшего школьного
2.2 Разработка и апробация
2.3 Проверка эффективности
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Актуальность. В любом обществе существует категория лиц, которые из-за определенных жизненных ситуаций не могут своевременно адаптироваться к сложившейся окружающей действительности, интегрироваться в общество после болезней, травм, психологических, стрессовых перегрузок, и поэтому нуждаются в социальной защите и поддержке (дети и взрослые с ограниченными возможностями, пенсионеры, безработные, несчастные, неустроенные, бездомные и т.д.).
Актуальность исследования определяется процессами гуманизации общественных отношений, реализуемыми в развитой новых форм и направлений социальной политики в аспектах интеграции, поддержки и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Лиц с ограниченными возможностями объединяют физические, телесные и душевные страдания, которые усугубляют их социальное положение, приводят к появлению новых проблем, связанных с потерей здоровья, ограничением их жизнедеятельности, нормального функционирования в обществе, что порождает необходимость в защите права на здоровье.
Необходима социальная защита личности, направленная на устранение всего комплекса негативных факторов внешней и внутренней среды и ее агрессивности, устранение последствий физических и психических дефектов, способствующих смягчению или коррекции социальной недостаточности, ущербности индивидуума, улучшению его социального благополучия. Лица с ограниченными возможностями наряду с непосредственно медицинской помощью, также нуждаются в социально-медицинской помощи. Не в меньшей степени эти лица нуждаются в мероприятиях социально-медицинской реабилитации, адаптации, психологической разгрузки и защиты.
Российская Федерация с 1993 года провозглашена демократическим социальным государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина, т.е. осуществляющим борьбу с дискриминацией, основанной на состоянии здоровья.
Таким образом, социальная
политика российского государства
должна базироваться на полной социальной
защите детей с ограниченными
возможностями здоровья, переходящих
в разной степени под его
Актуальность исследования проблем социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья определяется в значительной степени не только научными задачами, но и потребностями практического совершенствования механизма социальной защиты в нашей стране в условиях продолжающейся общественной трансформации.
Разработка и реализация этого механизма в нашей стране выступает, на наш взгляд, не менее актуальной задачей, чем такие глобальные проблемы, как построение правового государства и формирование гражданского общества.
Также актуальность дальнейшего
развития социальной помощи и поддержки
граждан с ограниченными
Современные потребности различных групп населения, в том числе возникающие в связи с жизненными кризисными ситуациями, могут найти наиболее адекватные решения только на основе высокого уровня социальной работы, включающей комплекс взаимосвязанных мероприятий по социально-медицинской, социально-экономической, социально-психологической, правовой помощи семье, коллективу, индивидууму. ый
Это создает благоприятные предпосылки для профилактики нарушений соматического и психического характера, проявлений социальной деривации, а также совершенствования реабилитации и адаптации [55].
Проблема инвалидов раскрыты в работах современных отечественных социологов М. Баскаковой, О. Здравомысловой, М. Арутюнян; в публикациях А. Артюхова, Н. Ваганова, B. Елизарова, Н. Ловцовой, посвященных анализу документальных источников, ставящих вопрос об эффективности социальной политики в отношении семьи инвалидов.
Исследователи делают акцент на социальной природе тех трудностей, которые приходится испытывать инвалидам и их семьям, подчеркивая роль самооценки членов семьи, участие родственников, соседей, сообщества в ежедневном конструировании нормальной или аномальной идентичности.
В отличие от изучения ограниченных функций организма в медицинской модели, социальная модель инвалидности ориентирована на выявление факторов социального окружения, социальной политики и активной позиции самих инвалидов.
Таким образом, острота проблема исследования обусловлена, с одной стороны, ростом числа инвалидов, а с другой - неудовлетворительным функционированием системы социальной поддержки семей инвалидов.
Необходимость разработки
теоретических и
Цель исследования: разработать и апробировать программу по социальной помощи семьям с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями на примере программы БУ КЦСОН "Пенаты".
Объект исследования - социальная работа с семьями, имеющими детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
Предмет исследования - организация социальной работы с семьями, имеющими детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
Гипотеза исследования: если разработать программу, который включает социальную, реабилитационную, психотерапевтическую помощь для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, то будут сформированы основы более эффективной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями; возможно, социально-личностное развитие детей.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-медицинскую, психолого-педагогическую литературу исследуемой проблеме;
2. Изучить социальные аспекты помощи семьям с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
3. Провести исследование по организации социальной работы с семьей, имеющих детей с ограниченными возможностями
4. Разработать и апробировать программу развития "Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи";
Методы исследования:
- теоретический - анализ социологической, медицинской, психологической, социально-педагогической литературы и документов, обобщающих опыт работы социальной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями;
- эмпирический - анкетирование, опрос.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы специалистами социальных центров, работающими с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями.
База исследования: БУ КЦСОН "Пенаты" г. Омска, расположенный по адресу: Иртышская Набережная, 26.
Сначала дадим определение терминам "инвалид", "ограничение жизнедеятельности", "человек с ограниченными возможностями".
В настоящее время на международном уровне проходят дебаты, инициаторами которых являются инвалидные организации, которые выступают за ту трактовку инвалидности, которая не носила бы дискриминационный характер. Согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 1995 года, инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [13, ст.4563.].
По определению Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ и о государственных пенсиях в РФ" термин "ограничение жизнедеятельности" означает полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид" [13, ст.382].
В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, "кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным" [53, с.270].
В контексте опыта
обеспечения здравоохранения
Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов - результат развития общества в течение последних двухсот лет. Во многих отношениях эта политика является отражением общих условий жизни и социально - экономической политики, проводимой в разное время. Однако инвалидность имеет много характерных для нее черт, которые повлияли на условия жизни инвалидов. Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх - вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции.
Политика в отношении инвалидов на протяжении многих лет изменялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения образования детьми - инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте. Инвалиды стали более активно выступать за дальнейшее развитие политики в отношении инвалидов благодаря образованию и реабилитации. Созданы организации инвалидов, их семей и сторонников, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов. После второй мировой войны появились такие концепции, как интеграция и включение инвалидов в нормальную жизнь общества, отражавшие растущее понимание потенциальных возможностей инвалидов.
В конце 60-х годов в некоторых странах организации инвалидов начали разрабатывать новую концепцию инвалидности. Эта концепция учитывала тесную связь между ограничениями, которые испытывает инвалид, структурой и характером окружающей его среды и отношением населения к инвалидам. Одновременно проблемы инвалидов все чаще начинают освещаться в развивающихся странах. В некоторых из этих стран процент инвалидов от общей численности населения весьма высок, причем инвалиды, как правило, являются самыми бедными лицами в обществе.
Концепция - это определенная система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов, способов понимания и трактовки явления, предмета или процесса, система достижения целей [54].
Концепция обеспечения равных возможностей для инвалидов были разработаны на основе опыта, приобретенного в ходе проведения Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983 - 1992 годы) (Провозглашено Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 37/53). Политической и моральной основой настоящих Правил являются Международный билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека (Резолюция 217 А (III)), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Резолюция 2200 А (XXI)), и Международный пакт о гражданских и политических правах (Резолюция 2200 А (XXI)), Конвенция о правах ребенка (Резолюция 44/25), и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Резолюция 34/180), а также Всемирная программа действий в отношении инвалидов