Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: если разработать программу, который включает социальную, реабилитационную, психотерапевтическую помощь для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, то будут сформированы основы более эффективной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями; возможно, социально-личностное развитие детей.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-медицинскую, психолого-педагогическую литературу исследуемой проблеме;
2. Изучить социальные аспекты помощи семьям с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
3. Провести исследование по организации социальной работы с семьей, имеющих детей с ограниченными возможностями

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы в семьях с детьми с ограниченными возможностями
1.1 Основные концепции инвалидности в международном масштабе и в исследованиях отечественных социологов
1.2 Особенности социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.3 Организация и содержание социальной работы в России в семьях с детьми с ограниченными возможностями
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")
2.1 Социологическое исследование проблемы ухода в семье за детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями
2.2 Разработка и апробация программы развития "Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи"
2.3 Проверка эффективности программы и интерпретация результатов анализа
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

пенаты.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 17

Отношение родителей  к возможности ребенка в будущем  жить самостоятельно, работать и обеспечивать свое существование.

Ответы родителей

Кол-во родителей, в %

1. Да

11

2. Да, но при определенных  условиях

30

3.3атрудняюсь ответить

52

4. Нет

7


 

Таблица 18

Что вызывает наибольшее беспокойство, когда родители думают о будущем своего ребенка?

Ответы родителей

Кол-во родителей, в %

1. Сложности со школьным  обучением

18

2. Трудности с получением  профессии

26

3. Трудности с будущим  трудоустройством

18

4. Трудности с созданием  семьи

9

5. Невозможность для  ребенка в будущем жить без  посторонней помощи

26

6. Трудности с лечением

3


 

 

Таблица 19

Что, по мнению родителей, нужно сделать, чтобы их дети могли  в будущем самостоятельно жить, получить профессию, работу?

Ответы родителей

Кол-во родителей, в %

1. Создать Центр

4

2. Обратить внимание  на способности, талант

4

3. Поставить на ноги

4

Продолжение таблицы 19

4. Дать образование

17

5. Лечить, вылечить

26

6. Занятие на тренажерах, спортом

4

7. Нужны материальные средства

8

8. Воспитывать и обучать

17

9. Оформить в спецшколу

4

10. Больше внимания, заботы

4

11. Навыки жизни, общения

4

12. Помогать

4


 

Таблица 20

Помощь, которую бы хотели получить родителей чтобы вырастить  своего ребенка

Ответы родителей

Кол-во родителей, в %

Нужна помощь государства  возвращение всех льгот детям-инвалидам  бесплатное лечение бесплатное образование  увеличение размера пенсии и специальных  пособий защите прав ребенка-инвалида поддержка и забота от правительства  страны.

56

Нужна помощь от системы  социальной поддержки и общественных организаций открытие Реабилитационного  центра бесплатные юридические консультации помощь в приобретении инвалидами профессии  помощь в трудоустройстве инвалидов  проводить диагностику детей организовывать больше спортивных секций больше мероприятий для детей-инвалидов психологическая и педагогическая помощь.

28

3. Материальную помощь

16


 

Как показали данные исследования родители, воспитывающие ребенка - инвалида сталкиваются с рядом трудностей, которые зачастую не могут решить самостоятельно. Поэтому им необходима поддержка социальной службы.

Для выявления задач  первостепенной значимости, определения  приоритетных направлений деятельности специалистов для успешной социализации и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями возникает необходимость в анализе процесса социальной работы в БУ КЦСОН "Пенаты".

Цель анализа - раскрыть и охарактеризовать положительные  и отрицательные стороны процесса социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в БУ КЦСОН "Пенаты" в различных аспектах.

В соответствии с указанной  целью решались следующие задачи:

проанализировать состав детского контингента учреждения с  точки зрения состояния здоровья детей, уровня общего и речевого развития;

установить факторы, препятствующие социализации и интеграции воспитанников  БУ КЦСОН "Пенаты";

оценить уровень педагогического  мастерства специалистов данного учреждения, особенности их профессионального  взаимодействия.

Анализ деятельности БУ КЦСОН "Пенаты" г. Омска с семьями, имеющих детей-инвалидов:

Основная деятельность отделения заключается в оказании квалифицированной психолого-педагогической помощи семье и несовершеннолетним детям, проживающим на территории района, направленной на формирование общей  психологической и нравственной культуры, установление гармоничных внутрисемейных, личных и общественных отношений.

Из 42 детей, посещающих БУ КЦСОН "Пенаты", 26 (61, 9%) детей имеют  нарушения в речевом развитии. Наиболее часто встречающимся у  детей логопедическим диагнозом является общее недоразвитие речи (ОНР - II - IV уровней) - 47, 6%, а также задержка речевого развития (ЗРР) - 9,5% от общего количества воспитанников. Есть дети имеющие задержку психического развития (ЗПР), которые составляют 4,8% от общего количества. Наглядно представлено на рис.1.

 

Рис.1. Дети с ограниченными  возможностями, имеющие нарушения  общего и речевого развития

 

Контингент воспитанников достаточно разнороден: дети отличаются уровнем  от общего и речевого развития, а  также уровнем воспитанности, сформированности основных культурных навыков и навыков самообслуживания. Многие воспитанники физически ослаблены, это подтверждается медицинской документацией, результатами систематического комплексного обследования детей врачами. Разный уровень общего и речевого развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья вызывает трудности в их воспитании и развитии, социальной адаптации и интеграции в общество.

Присутствие в учреждении данной категории  детей предполагает широкую реализацию индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подходов в образовательном процессе.

. Социально-личностное воспитание  детей осуществляется во всех  видах деятельности воспитательно-образовательного  процесса БУ КЦСОН "Пенаты": в режимных моментах, трудовой, игровой, свободной деятельности детей, на занятиях.

При выявлении уровня социально-личностного развития детей  использовались следующие методы: составление  детьми картинки из частей; специально организованная совместная игровая деятельность детей; коммуникативно-речевые ситуации; обобщающая беседа с группой детей о сезонных изменениях в природе; наблюдение за речевым общением детей в совместной игровой деятельности и на занятиях.

При анализе коммуникативно-речевых  умений обращалось внимание на следующие параметры: типы реплик и их функции; количество участников диалогического общения; величина диалогического текста, объем и структура высказывания; средства общения; формулы речевого этикета.

Согласно В.В. Рубцову, переход от одной формы организации совместной деятельности к другой определяется уровнем развития каждого ребёнка, включённого в совместную деятельность, а также его возрастом. В ряде исследований было показано, что в младшем школьном возрасте преимущественное развитие получает первый тип организации совместной деятельности.

В.В. Рубцов выделяет следующие  составляющие в организации совместного  действия:

- распределение начальных действий и операций;

-  обмен способами действия;

- взаимопонимание, которое позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта действиям других участников деятельности.

Критерии показателей  уровня социально-личностного развития детей: адресованность действия как  способность действовать с учетом позиции другого; познавательная инициативность как способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию; деловое лидерство как способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её, как задачу - через анализ её условий. То есть конфликты решаются не агрессивно, а рационально, дети учатся самокритичности и дружелюбию в оценке партнёра, не стремятся обособиться и действовать индивидуально.

Показатели уровня социально-личностного  развития детей (ребенок и взрослый) представлен на рис.2.

 

Рис.2. Показатели уровня социально-личностного развития детей (ребенок и взрослый)

 

Показатели уровня социально-личностного  развития детей (ребенок и сверстники) представлены на рис.3.

 

Рис.3. Показатели уровня социально-личностного развития детей (ребенок и сверстники)

Показатели уровня социально-личностного  развития детей (отношение к самому себе) представлены на рис.4.

 

Рис.4. Показатели уровня социально-личностного развития детей (отношение к самому себе)

 

Результаты констатирующего  эксперимента показали, что уровень  сформированности коммуникативно-речевых  умений у младших школьников недостаточно высокий. В речи детей преобладает  использование инициативных и реагирующих  реплик. Количество реплик, завершающих общение, составляет 3 %. У некоторых детей наблюдаются трудности при вступлении в общение: не знают, с чего начать разговор, о чем спросить партнера. У младших школьников обнаружились сложности при поддержании общения: диалоги детей состоят из 3-5 реплик, реплики - из 1-3 слов, иногда встречаются однословные реплики и реплики-повторы. Преобладает диалогическое общение, реже наблюдается диалог в небольшой группе, в коллективе. В диалогах встречаются минимальные по объёму речевые высказывания, полные предложения, диалогические единства из 2-3 реплик. Средний диалог и макродиалог встречаются редко. В речи детей присутствуют формулы речевого этикета, но они однообразны и синонимичны. Некоторые формулы речевого этикета младшими школьниками не используются в диалогах вообще.

Наблюдается недостаточное  владение детьми речевыми средствами: использование простых предложений, однообразный словарь, нарушения связности  высказываний. При анализе невербальных средств отмечается, что младшие  дошкольники не всегда адекватно используют жесты и мимику, разнообразную интонацию, не умеют регулировать силу голоса и темп речи. Встречаются сложности применения уже усвоенных речевых средств в разных ситуациях общения.

Исходя из результатов  констатирующего эксперимента, можно выделить основные средства формирования коммуникативно-речевых умений: коммуникативно-речевые ситуации, различные виды деятельности детей (игровая и продуктивная), беседы. Наиболее эффективным средством развития данных умений являются разные типы речевых ситуаций.

Согласно анализу диагностических  материалов можно сделать вывод, что у детей младшего школьного  возраста недостаточно сформирована адекватная оценка своего места в коллективе. В связи с этим необходима организация  и проведение коррекционно-развивающих занятий с психологом и учителем-логопедом, которые должны способствовать повышению самооценки детей, сплочению коллектива, воспитанию основ нравственности.

Изучение коммуникативно-речевых  умений у детей младшего школьного  возраста показало, что уровень развития данных умений является недостаточно высоким. Выявление особенностей коммуникативно-речевых умений детей позволили определить задачи, содержание работы, наметить средства развития коммуникативно-речевых умений у детей младшего школьного возраста.

Развитие интеграционных процессов в образовании предусматривает  обеспечение оптимального уровня и  качества речевого развития у детей  младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Для решения поставленной задачи в развитии речи у младших  школьников деятельность учителей-логопедов необходимо направить на практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка; формирование правильного произношения; подготовку к обучению грамоте; овладение элементами грамоты; развитие навыков связной речи.

Таким образом, к факторам, препятствующим социализации и интеграции воспитанников с нарушениями  в речевом развитии относятся:

неправильная организация  общения взрослых с детьми, неадекватность тех его форм, которые доминируют в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

сниженная интимность и  доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми;

дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений  ребенка с определенным взрослым;

недостаточная психолого-педагогическая подготовленность специалистов;

недостатки программ воспитания и обучения, не компенсирующих дефекты развития.

2.2 Разработка и апробация программы  развития "Психолого-педагогическое  сопровождение процесса социализации  детей младшего школьного возраста с нарушениями речи"

 

Итак, анализ деятельности центра "Пенаты" показал, что отделение  реабилитации несовершеннолетних с  ограниченными возможностями БУ КЦСОН "Пенаты" реализует программы, направленных на формирование общей  психологической и нравственной культуры, установление гармоничных внутрисемейных, личных и общественных отношений. Однако, в последнее время, в центре стали обращаться семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, с нарушениями в речевом развитии. Эти дети испытывают трудности в получении образования, т.к. в силу различных диагнозов, им труднее адаптироваться к школьной жизни, чем здоровым детям, эти дети испытывают трудности в общении с одноклассниками и взрослыми. Как правило, они не посещали дошкольные учреждения, не проходили занятий по подготовке к школе, и у их родителей есть потребность в получении помощи по адаптации детей к требованиям современной школы.

Информация о работе Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")