Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: если разработать программу, который включает социальную, реабилитационную, психотерапевтическую помощь для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, то будут сформированы основы более эффективной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями; возможно, социально-личностное развитие детей.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-медицинскую, психолого-педагогическую литературу исследуемой проблеме;
2. Изучить социальные аспекты помощи семьям с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
3. Провести исследование по организации социальной работы с семьей, имеющих детей с ограниченными возможностями

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы в семьях с детьми с ограниченными возможностями
1.1 Основные концепции инвалидности в международном масштабе и в исследованиях отечественных социологов
1.2 Особенности социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.3 Организация и содержание социальной работы в России в семьях с детьми с ограниченными возможностями
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")
2.1 Социологическое исследование проблемы ухода в семье за детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями
2.2 Разработка и апробация программы развития "Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи"
2.3 Проверка эффективности программы и интерпретация результатов анализа
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

пенаты.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

Анализ социальной работы БУ КЦСОН позволил выявить ряд  проблем:

социально-бытовая адаптация  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

взаимодействие ребенка  со своей семьей;

формирование позитивного  отношения общества к данной категории.

Комплексный характер задач, стоящих перед учреждениями, оказывающими образовательные и социальные услуги детям с нарушениями в развитии, может быть успешно разрешен при соблюдении и планомерной реализации ряда условий:

полуфункциональный подход к оказанию помощи ребенку, предполагающий взаимодействие специалистов различного профиля;

переориентация образовательного процесса в направлении "от количества суммы усваиваемых знаний к качеству приобретаемых воспитанниками умений и навыков, обеспечивающих успешную адаптацию и интеграцию в общество".

На наш взгляд, результаты анализа деятельности специалистов БУ КЦСОН "Пенаты" выявили необходимость разработки и апробации программы по развитию детей с проблемами в развитии речи.

Программа развития "Психолого-педагогическое сопровождение  процесса социализации детей младшего школьного возраста с нарушениями  речи"

Пояснительная записка

Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью  сегодня означает процесс и результат  предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах  и формах социальной жизни (включая образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

Основная цель - обеспечение  оптимального вхождения детей с  ограниченными возможностями в  общественную жизнь. Задачи социально-личностного развития:

формирование у ребенка  представлений о самом себе и  элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных  личностных оценок и позитивного  отношения к себе;

формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

формирование предпосылок  и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям.

Этапы социальной интеграции человека: дошкольный, школьный, постшкольный, период личностной зрелости и период геронтогенеза. Выделение этапов обусловлено тем, что каждый этап требует от человека как реализации определенных способностей, задатков для включения в соответствующие социальные группы, так и реализации адаптивных механизмов, практик освоения жизненного этапа, накопления социокультурного капитала. Каждый интеграционный этап выступает пропедевтическим для последующего этапа.

Актуальность разработки программы развития обусловлена в разрешении проблем социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями, что создает необходимые предпосылки для перехода от принципа социальной полезности к социальной толерантности, к признанию и уважению прав и достоинства каждого человека независимо от его способностей или убеждений.

Цель программы: обеспечение индивидуальной траектории комплексного развития каждого ребенка, с учетом имеющегося у него психического и физического состояния здоровья, развитие восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности детей. Работа по достижению данной цели проводилась в оздоровительном, познавательно-речевом, социально-личностном, художественно-эстетическом, коррекционном направлениях.

Направление в  работе с младшими школьниками: создание комплексной организационной основы по формированию образовательного и коррекционно-развивающего процесса для детей с проблемами в развитии речи.

Задачи программы:

1. Развивать и корригировать  все компоненты речи (фонетику, фонематические восприятия, лексику, грамматику, связную речь).

- Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

- Формировать у детей устойчивые навыки по ОБЖ, правильного речевого поведения в критических ситуациях.

Ожидаемые результаты:

- Укомплектование пакета документов, включающего образовательные программы, перспективный план работы учреждения, методическое обеспечение по каждому направлению деятельности учреждения;

2. Владение специалистами спецификой педагогической деятельности, направленной на процессы социализации и интеграции воспитанников с отклонениями в речевом развитии;

- Укрепление (установление новых) контактов с социальными учреждениями и институтами адаптации;

- Разработка и реализация технологии индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников;

- Переориентация образовательных целей и задач: от усвоения суммы знаний, умений и навыков к знаниям, способствующим становлению социального опыта, формированию комплекса правил поведения, приемлемых в современном обществе;

- Практическая реализация и систематизация комплекса диагностических и постдиагностических мероприятий;

- Повышение профессионального уровня персонала учреждения.

- Владение детьми необходимыми знаниями, умениями и навыками, правилами поведения, обеспечивающими полноценное включение в общество и адаптацию к различным изменяющимся социальным условиям;

- Методика развития учреждения с учетом запросов воспитанников и их родителей; тенденций и стратегических задач современной системы специального образования; реальных социально-экономических условий в стране, требований современной жизни общества в России.

Срок реализации: 2010-2011 гг.

Реализация программы:

Общение является сложной  и многообразной деятельностью, требует специфических знаний и  умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Общение выступает как одно из важнейших условий развития ребенка, формирования его личности. Диагностика уровня социально-личностного развития детей показала, что не все дети могут самостоятельно научиться общению, часть младших школьников испытывают трудности при взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Такие дети в совместной деятельности не учитывают интересы партнера, имеют невысокий социальный статус в группе сверстников.

В рамках работы по данному направлению проводились педагогические советы различной тематики:

  • "Дифференцированный подход к детям как средство повышения качества их физического развития" - отв. педагог-психолог;
  • "Практическое использование разнообразных форм и методов работы с родителями по формированию речи детей" - отв. учитель-логопед;
  • "Формирование у детей устойчивых навыков правильного, осознанного поведения в быту через разнообразие форм и методов работы (ОБЖ)" - отв. методист-инструктор ЛФК;
  • "Приобщение детей к истокам русской народной культуры и развитие их творческих способностей" - отв. специалист по социальной работе;
  • "Использование нестандартного оборудования с целью формирования двигательных умений и навыков детей с ОНР" - отв. методист-инструктор ЛФК;
  • "Этапы совместной работы учителя - логопеда, психолога и специалиста по социальной работе над звукопроизношением" отв. заведующий отделением;
  • "Формирование коммуникативных навыков у детей через сюжетно - ролевые игры" - отв. специалист по социальной работе;
  • "Использование фольклора на музыкальных занятиях и занятиях по изобразительной деятельности как неотъемлемой части духовной культуры народа" - отв. специалист по социальной работе;
  • "Совершенствование техники основных движений у детей младшего школьного возраста через использование нестандартного оборудования" - отв. методист-инструктор ЛФК;
  • "Система работы по развитию связной речи у детей с ограниченными возможностями при формировании и распространении предложений" - отв. педагог-логопед;
  • "Обучение эстетике поведения детей в игре как средство формирования положительных черт характера" - отв. специалист по социальной работе;
  • "Использование логоритмики и изобразительной деятельности на музыкальных занятиях с целью приобщения детей к музыкальному искусству" - отв. специалист по социальной работе;
  • "Развитие координационных способностей детей с ограниченными возможностями на занятиях физической культурой и плаванием, с учетом их анатомо-физиологических особенностей" - отв. методист-инструктор ЛФК;;
  • "Последовательность работы при обучении детей пересказу и составлению рассказов" - отв. педагог-логопед;
  • "Коррекция психологических проблем детей с речевой патологией" - отв. педагог-психолог;
  • "Совершенствование музыкально - двигательных, речевых навыков на музыкальных занятиях и занятиях по логоритмике" - отв. специалист по социальной работе;

"Влияние развития  гибкости детей на качество  выполнения гимнастических и  акробатических упражнений" - отв.  методист-инструктор ЛФК;

"Система педагогического  взаимодействия специалистов, направленного на экологическое воспитание детей" - отв. специалист по социальной работе;

"Совершенствование  словесно-логического мышления у  детей через лексико-грамматические  занятия" - отв. педагог-логопед;

"Развитие творческого  воображения детей с речевой  патологией, посредством логоритмических упражнений на музыкальных занятиях" - отв. педагог-психолог, специалист по социальной работе.

Оказание адекватной помощи возможно только при согласованной  работе специалистов различных специальностей - психологов и специалистов по социальной работе, логопедов, специалистов ЛФК, массажиста. Только комплексный, междисциплинарный подход к детскому развитию позволит охватить его во всей полноте и преодолеть возможные отклонения. Основанием для объединения разных специалистов БУ КЦСОН "Пенаты" является онтогенетическое единство телесного, психического и социального развития человека. При этом теория психического развития является методологическим стержнем работы, поскольку именно психика ребёнка с одной стороны опирается на соматическое развитие, а с другой определяется социальной ситуацией развития ребёнка. Медицинский и социальный контексты рассмотрения проблем ребенка пересекаются при анализе основных психологических новообразований каждого возраста.

Комплексное сопровождение  детей с особыми образовательными потребностями осуществляют педагог-психолог, педагог-логопед, специалист по социальной работе, методист-инструктор ЛФК, медсестра по массажу.

В обязанности педагога-логопеда входит: всестороннее изучение речи воспитанников, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с теми из них, которые имеют нерезко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи специалистам по социальной работе по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка.

Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального  развития, личностных и поведенческих  реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителю-логопеду; развивать психолого-педагогическую компетентность специалистов по социальной работе и родителей.

Специалисты по социальной работе, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями совместно с психологом, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, совместно с педагогом-психологом заполняют на них карты сопровождения.

Специалисты сопровождения  отслеживают эффективность обучения детей с ограниченными возможностями  по программе развития. Текущие и  этапные результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в карте сопровождения обучающегося.

Эффективность коррекционных мероприятий существенно зависит от активного заинтересованного участия в этой работе родителей. Именно родители являются основными заказчиками коррекционно-развивающей работы с ребенком, что предполагает их осведомленность в данной проблематике и высокую заинтересованность в результатах работы, а также позицию активного сотрудничества со специалистами. Далеко не все родители понимают возрастные особенности детей и умеют создать условия для полноценного психического развития ребенка. Работа с семьей проводилась в разных формах оказания помощи: групповые занятия, индивидуальные консультации, просвещение родительской общественности (семинары, родительские собрания, дни открытых дверей, информационные стенды и буклеты).

Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и включения детей с ограниченными возможностями в систему социальных отношений осуществлялась следующим образом:

в повседневной жизни  путем привлечения внимания детей  друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

в процессе специальных  игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

в процессе обучения сюжетно-ролевым  и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах  деятельности.

С целью формирования знаний, умений и навыков, связанных с жизнью ребенка в обществе детям предлагали следующие наиболее типичные ситуации и у детей формулировались простейшие алгоритмы поведения:

Информация о работе Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")