Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:44, курсовая работа
Гипотеза исследования: если разработать программу, который включает социальную, реабилитационную, психотерапевтическую помощь для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, то будут сформированы основы более эффективной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями; возможно, социально-личностное развитие детей.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-медицинскую, психолого-педагогическую литературу исследуемой проблеме;
2. Изучить социальные аспекты помощи семьям с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
3. Провести исследование по организации социальной работы с семьей, имеющих детей с ограниченными возможностями
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы в семьях с детьми с ограниченными возможностями
1.1 Основные концепции инвалидности в международном масштабе и в исследованиях отечественных социологов
1.2 Особенности социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.3 Организация и содержание социальной работы в России в семьях с детьми с ограниченными возможностями
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")
2.1 Социологическое исследование проблемы ухода в семье за детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями
2.2 Разработка и апробация программы развития "Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи"
2.3 Проверка эффективности программы и интерпретация результатов анализа
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
57. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями / под ред. Поликова А. - М.: КТМУ - 2006 - 207с.
58. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы. - М.: Академ. Проект, 2007. - 512с.
59. Холостова Е., Дементьева Н. Социальная реабилитация. - М.: Изд-ко-торговая корпорация "Дашков и К", 2002. - 340с.
60. Ярская-Смирнова Е., Романов В.П. Политика инвалидности. - Саратов: Из-во "Научная книга", 2006. - 260с.
61. Ярская-Смирнова Е. Социокультурный анализ нетипичности. - Саратов: СГТУ, 2001. - 272 с.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Персонал нашего клуба считает своей приоритетной задачей повышение качества услуг и улучшение условий работы. Просим Вас принять участие в опросе, проводимом с целью усовершенствования работы.
Ребенок имеет отдельную комнату;
Приспособлены жилищные условия для потребностей ребенка.
Не приспособлены жилищные условия для потребностей ребенка.
4. Можете ли с ребенком пользоваться услугами общественного транспорта?
5. Насколько часто посещаете с ребенком культурные мероприятия (музей, театр, кинотеатр, цирк и др.).
6. Оцените медицинское обслуживание.
7. Испытываете ли вы необходимость в консультациях психолога, семейного терапевта, юриста?
8. Оцените социальное обслуживание.
9. Оцените образовательные услуги?
10. Какие изменения в системе образования?
11. Имеют ли возможность проведения отдыха и занятием спортом с ребенком?
12. Достаточно ли вы информированы о правах ребенка?
13. Оцените деятельность неправительственных организаций.
14. Насколько часто вы испытываете стресс, напряженность из-за проблем, связанных с вашим ребенком?
15. Что вам кажется самым трудным в организации жизни ребенка?
16. Что вас беспокоит в поведении вашего ребенка?
17. Как оценивают родители отношение других детей к их детям?
18. Ваше отношение к возможности вашего ребенка в будущем жить самостоятельно, работать и обеспечивать свое существование.
19. Что вызывает наибольшее беспокойство, когда вы думаете о будущем своего ребенка?
20. Что, по мнению вас, нужно сделать, чтобы ваши дети могли в будущем самостоятельно жить, получить профессию, работу?
21. Какую помощь Вы бы хотели получить для того, чтобы вырастить своего ребенка?
Спасибо за сотрудничество!
Игры и упражнения с грамматическим содержанием
Размытое письмо
(Дидактическая игра)
Цель. Упражнять в составлении распространенных предложений.
Материал. Игрушечный мишка.
Организация. Педагог-логопед:
Медвежонок получил письмо от брата. Но дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо:
"Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что. Я долго блуждал по лесу и. Выйдя на поляну, я попал. Я попал в яму, потому что. Там было так глубоко, что. Если бы у меня была лестница, то. Я так долго ревел в яме, что. Пришли охотники и. Теперь я живу в. У нас есть площадка для. На площадке для молодняка много. Мы играем с. За нами ухаживают. Они нас любят, потому что. Скоро к нам придет дрессировщик из. Надеюсь попасть в. Как здорово уметь. Жди следующего письма из. До свидания. Топтыгин".
Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложение.
Живые слова
(Дидактическая игра)
Цель. Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.
Организация. Каждый ребенок изображает слово. Педагог-логопед:
Пусть Петя изображает слово "медвежонок", Оля - слово "любит". Какое третье слово выберем? (Мед.) Прочитаем предложение: "Медвежонок любит мед". Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мед любит.) Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мед любит медвежонок.) Заменим слово "мед" другим. Коля будет теперь словом "кувыркаться". Прочитайте предложение. (Кувыркаться любит медвежонок.) А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться.)
Составьте свои предложения со словом "медвежонок". (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит.)
Сочиняем рифмовки
Цель. Упражняться в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).
Материал. Предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, щенки, синички.
Организация. Читается английская народная песенка в переводе С.Я. Маршака.
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? А может быть, свинки носят рукавички? Мы с вами вместе тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте. Чтобы помочь, буду показывать картинки-подсказки.
Даем вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видали двух сорок
Без. (ботинок) и. (чулок).
И щенков без. (носков),
И синичек
Без. (тапочек) и. (рукавичек).
Без ботинок и чулок
Повстречали мы. (сорок),
Без носков. (щенков),
Без тапочек и рукавичек. (синичек).
Веселые шутки у нас получились.
Где я был?
Цель. Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных (совпадает с родительным).
Организация. Педагог-логопед:
Отгадайте, ребята, где я была. Я видела медуз, морских коньков, акул. (На море.)
А теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только надо говорить, кого вы видели много: много волков или бабочек, например.
Главное в этой игре - не отгадывание, а загадывание.
Пиф считает
Цель. Образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Материал. Собака Пиф из театра бибабо.
Организация. Педагог-логопед. Дети, к нам пришел совершенно необыкновенный пес. Как тебя зовут, пес?
Пес. Я Пиф. Я умею считать. Вот спросите меня: "Пиф, Пиф, сколько у тебя хвостов?" - и я отвечу.
Педагог-логопед. Пиф, сколько у тебя хвостов?
Пиф. У меня один хвост. А теперь спросите про нос. (Обращается к кому-нибудь из детей.)
Ребенок. Пиф, Пиф, сколько у тебя носов?
Пиф. У меня один нос. А теперь спросите про уши (про брови, глаза, рот, щеки, лапы).
Пиф не отвечает на вопрос до тех пор, пока ребенок не образует правильную форму.
Три линейки
Цель. Ориентироваться на окончание слов при определении родовой принадлежности существительных.
Материал. Лесенка, имеющая три ступеньки. Мелкие игрушки и предметы, обозначаемые существительным мужского, женского и среднего рода (блюдце, ведро, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо, совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрешка). Поднос.
Организация. Педагог-логопед:
У нас есть разные предметы на подносе. Рассмотрите их. Надо разложить эти предметы так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые мы говорим один, на второй - одна, на третьей - одно. Найдите предметы, про которые мы говорим один.
Ребенок выбирает предмет. Педагог предлагает проверить себя:
"Один совок" можно так сказать? Можно.
Таким образом раскладываются все предметы. Сначала "один", потом "одна", потом "одно".
Разговор по телефону
Цель. Образовывать формы глагола "звонить" (звонит, позвонил).
Материал. Медвежонок, ослик, кровать, телефон.
Организация. Педагог-логопед обращается к детям:
Расскажу вам историю, которая приключилась с медвежонком. Спит наш медвежонок в постели и не слышит, что телефон звонит. Мишка спит и спит, а телефон звонит и звонит. Мишка, телефон звонит! Не слышит. Скажем громко вместе: "Мишка, телефон звонит".
Молодцы, громко сказали. Только Мишка все равно не услышал. Повернулся на другой бок и спит. Мишка спит, а телефон звонит. Давайте скажем Мишке громко: "Телефон звонит". (Повторяют все вместе.)
Ну что ты будешь делать! Снова не слышит. Разоспался медведь. Спрятал голову под подушку. Не хочет просыпаться. Ну-ка, Сережа, растормоши медведя, скажи ему: "Просыпайся, Мишка, телефон звонит". Давайте еще раз скажем: "Телефон звонит".
Ну вот, наконец-то проснулся. Вставай, лежебока. Телефон звонит.
Медвежонок. Алло! Слушаю.
Ослик. Здравствуй, Мишка. Почему так долго не подходил к телефону?
Медвежонок. Я спал.
Ослик. Давай с тобой сегодня пойдем в зоопарк.
Педагог-логопед предлагает медвежонка кому-нибудь из детей, чтобы тот говорил за него. За ослика говорит взрослый. Если ребенок молчит, задаются подсказывающие вопросы: "Ты был когда-нибудь в зоопарке? А кого ты там видел? Хочешь посмотреть обезьян? Они такие смешные. Знаешь, что они умеют делать?". И т.д.
Узнай по звуку
Цель. Знать, что слово пианино не изменяется.
Материал. Пианино, металлофон, барабан, бубен, колокольчик, балалайка и т.д.
Организация. Педагог-логопед:
Поиграем в игру "Узнай по звуку". Закройте глаза. На чем я играю? (На барабане.) А сейчас? (На пианино.) Послушайте, какое удивительное слово. Оно не изменяется. Так и говорим: играю на пианино.
А сейчас на чем я поиграла?
И так далее.
Мишка-музыкант
Цель. Соотносить наименование музыкальных инструментов и музыкальных специальностей.
Материал. Открытки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов (заяц-барабанщик, мишка-горнист, лиса-гитарист, заяц-балалаечник и т.д.). Детские пианино, балалайка, барабан. Медвежонок.
Организация. В гости к детям пришел медвежонок. Он что-то принес.
Педагог-логопед. Что это у тебя, Мишка?
Медвежонок. Хочу поиграть с ребятами. У меня здесь музыкальные инструменты. Это. (пианино), это. (барабан), а вот. (балалайка). Закройте глазки. На чем я играю? (На барабане.) А как называют музыканта, который играет на барабане? (Барабанщик.) Значит я сейчас барабанщик. А сейчас кто я? (Играет на пианино.) Пиа (нист). На чем я играл? (На пианино.)
Барабан нужен барабанщику, пианино - пианисту. А для кого балалайка? Кто играет на балалайке? (Балалаечник.) А на гармошке? На аккордеоне? На баяне?
Я принес вам открытки. На них разные музыканты. Я музыкант и играю на разных инструментах. (Выставляет на панно открытки.) Отыщите, кто здесь горнист. (Ответы детей.) Правильно, это я горнист. А как вы догадались, что горнист - это я? (Потому что на открытке медвежонок держит в руках горн.) А кто здесь гитарист? Как вы догадались? Кому нужна гитара?
Педагог-логопед. Сейчас, ребята, мы загадаем вам загадки. Догадайтесь, кто так играет? Кто это? (Изображает игру на пианино.) На чем играет пианист? А сейчас кто играет? (Изображает гитариста.) На чем играет гитарист?
И так далее.
Киоск открыток
Цель. Соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей.
Материал. Открытки с изображением спортсменов (хоккеисты, футболисты, бегуны, прыгуны, пловцы, борцы, лучники, наездники и т.д.). Медвежонок.
Организация. Педагог-логопед:
У медвежонка Миши сегодня день рождения. Вы можете поздравить его и сделать ему подарки. Медвежонок собирает открытки. Вот у нас киоск открыток. Вы можете купить любую открытку. Надо только правильно назвать, кто на ней изображен и что он делает.
Кто хочет поздравить Мишку? Иди, Света. Какую открытку ты выбрала? Кто на ней изображен? Что он делает? Пожалуйста, вот твоя покупка. Поздравляй медвежонка.
После того, как все
открытки куплены и подарены медвежонку,
воспитатель с медвежонком
В процессе игры возникает словотворчество. Дети называют разные варианты, пока не назовут слово правильно. Педагог-логопед побуждает детей к экспериментированию улыбкой, теплым взглядом. При необходимости подсказывает начало слова или все слово.