Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: если разработать программу, который включает социальную, реабилитационную, психотерапевтическую помощь для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, то будут сформированы основы более эффективной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями; возможно, социально-личностное развитие детей.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-медицинскую, психолого-педагогическую литературу исследуемой проблеме;
2. Изучить социальные аспекты помощи семьям с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
3. Провести исследование по организации социальной работы с семьей, имеющих детей с ограниченными возможностями

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы в семьях с детьми с ограниченными возможностями
1.1 Основные концепции инвалидности в международном масштабе и в исследованиях отечественных социологов
1.2 Особенности социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.3 Организация и содержание социальной работы в России в семьях с детьми с ограниченными возможностями
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")
2.1 Социологическое исследование проблемы ухода в семье за детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями
2.2 Разработка и апробация программы развития "Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи"
2.3 Проверка эффективности программы и интерпретация результатов анализа
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

пенаты.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

Усилия социальной работы должны быть направлены на социальную реабилитацию семьи, а, с другой стороны, нужно создать условия для  поддержания инициативы самой семьи  в реабилитации ребенка с ограниченными  возможностями, инициатива реабилитации ребёнка в семье должна совпадать с инициативой реабилитации самой семьи. И здесь роль общественных объединений инвалидов, родителей детей-инвалидов неоценима. Надо всегда помнить, что именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстрировать, а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию факта своей инвалидности). И та, и другая роль негативны. С психологической точки зрения только в семье может быть выработана единственно правильная установка - адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в развитии ребенка.

Задачи социальных работников и представителей общественных объединений: забота о правах инвалидов; предоставление конкретной помощи инвалиду, его семье; принятие участия в разработке программ социального обеспечения; стимулирование усилий семьи по реабилитации ребенка-инвалида; интеграция инвалида и его семьи в жизнь местного сообщества. Работа с родителями предполагает следующее: направить их усилия по более оптимальному пути; обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний и раскрыть возможности их использования; помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность.

Таким образом, родители, организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида в социум.

1.3 Организация и содержание  социальной работы в России  в семьях с детьми с ограниченными  возможностями

 

В России, имеющей глубокие национальные корни, богатые традиции, для которых характерны милосердие, взаимопомощь, где веками оказывалась практическая социальная помощь. Официальное появление социальной работы как профессии зарегистрировано лишь в начале 90-х годов, поэтому сегодня остро ощущается потребность в научных разработках, исследованиях, новых методиках и технологиях, способствующих созданию условий для максимального внедрения в общество отдельных лиц или групп людей, с ограниченными возможностями. Особую значимость в современных условиях имеет также социальная педагогика, поскольку именно воспитание как социальный феномен призвано содействовать изменению личности, оно играет важную в роль гармонизации отношений отдельной личности и общества. Более того, многие ученые утверждают, что социальная работа должна иметь педагогическую базу. Как пишет Бочарова В.Г., - для большей эффективности осуществляемой деятельности "слишком очевидной стала востребованность тех ценностей, которые являются общими для всех представителей этой профессии и которые отражают их социально-педагогическую сущность" [29, с.135].

Учитывая многоаспектность проблемы инвалидности и роль социальных факторов в ее возникновении, ведущим  направлением социальной политики в  отношении инвалидов определена реабилитация, которая заключается  в восстановлении способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу, а также воздействии на его микро - и макросоциальное положение.

Существуют различные  подходы к определению понятия реабилитации (сам термин "реабилитация" происходит от латинского "ability" - способность, "rehabilitation" - восстановление способности), особенно среди специалистов-медиков.

В Российской энциклопедии социальной реабилитация определяется как "комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов" [50, с.329].

Во 2-м отчете Комитета экспертов ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) по реабилитации (1969 г.) говорится, что реабилитация - это координированное применение медицинских, социальных, просветительских и профессиональных мероприятий по обучению или переобучению инвалидов для достижения ими по возможности наиболее высокого уровня функциональной активности [45, с.14-15].

Реабилитация - это процесс, направленный на достижение и поддержание  инвалидом оптимального физического, интеллектуального, психологического и социального функциональных уровней, обеспечивающих ему возможность изменить жизнь в сторону более высокого уровня независимости. Таким образом, главным является создание системы комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями [52].

В свою очередь, в основе комплексной реабилитации лежит создание механизма, т.е. правовой базы, социальных методик, финансово-материального обеспечения, наличие соответствующих структур по включению инвалида во все типы комплексной реабилитации: медицинской, социальной, профессиональной.

Комплексная реабилитация - системное понятие, имеющее научные основы и способы практической реализации, которое включает взаимосвязанные элементы концептуального плана и частные технологии социальной работы при решении конкретных вопросов [52].

Концепция реабилитации включает и профилактику, и лечение, и приспособление к жизни и труду после болезни, и личностный подход к больному человеку.

Можно выделить следующие  основные направления комплексной  реабилитации инвалидов [28]:

1. Просветительское, целью которого является устранение недостатков существующего отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, политики, быта, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений.

2. Досуговое, целью которого является организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей инвалидов путем содержательного наполнения свободного времени инвалидов и членов их семей.

3. Коррекционное, целью которого является полное или частичное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности и развития личности по состоянию здоровья, а также вследствие педагогических и воспитательных упущений. При этом следует выделить:

- коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила и устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро - и микроколлективов;

- коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств культуры и саморазвитие творческой личности;

- коррекционно-образовательное, которое ориентировано на повышение образованности индивида.

4. Познавательное воздействие, ориентированное на приобретение инвалидами знаний, понятий о реальных явлениях, осознание окружающего их мира, связи с окружающими людьми, использование знаний в практической деятельности с целью преобразования мира.

5. Эмоционально-эстетическое воздействие, ориентированное на эстетическое освоение человеком мира, сущности и творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека.

Как подчеркивается в  материалах ВОЗ, реабилитация инвалидов  не ограничивается узкими рамками восстановления отдельных психических и физических функций. Она предполагает комплекс мер, обеспечивающих возможность для инвалидов вернуться, либо максимально приблизиться к полноценной общественной жизни.

Проблема социальной реабилитации и интеграции лиц с  ограниченными возможностями - комплексная, многоплановая проблема, имеющая различные аспекты: медицинский, психологический, социально-педагогический, социально-экономический, правовой, организационный и др. [44; 31].

Конечными задачами медико-педагогико-социальной реабилитации являются: обеспечение лиц с особыми потребностями возможности вести как можно более соответствующий возрасту образ жизни; максимальное приспособление их к среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, накопления знаний, приобретения профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде и т.д., а с психологической точки зрения - создание положительного Я-образа, адекватной самооценки, ощущений безопасности и психологического комфорта [27].

Социально-экономический  аспект данной проблемы связан с уровнем жизни инвалидов. Результаты ряда исследований, проведенных в нашей стране свидетельствуют о том, что в этом плане инвалиды представляют особую социальную группу, отличающуюся от средней популяции по уровню и качеству жизни, по активности участия в общественных процессах [46]. У них ниже средняя заработная плата, уровень потребления товаров, уровень образования. У многих инвалидов остается нереализованным желание заниматься трудовой деятельностью, их общественная активность ниже средней в популяции. Отличаются они по семейному статусу и ряду других показателей.

В конце XX века в нашей  стране начали создаваться, главным  образом в крупных городах, специализированные центры по работе с различными категориями  детей-инвалидов и их семьям. В  таких центрах совместными усилиями специалистов-медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. - клиентам оказывается комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако ведущее место при этом отводится социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность поддержки лиц с ограниченными возможностями - непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Все услуги должны быть скоординированы  таким образом, чтобы помочь детям  и их семьям, поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов семьи. Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребенка, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Работа в данном направлении - забота не только специалистов органов здравоохранения, образования, системы социальной защиты населения. Сами родители, общественные организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида.

Задача специалиста  по социальной работе - помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе.

Социальная адаптация  обоснована в мировой психологической, социологической и социально-психологической  литературе как механизм социализации или приспособления к выполнению определенной роли [33, с.107]. У Н. Смелзера адаптивный подход означает представление о социализации, согласно которому жизнь людей включает ряд ожидаемых и неожидаемых критических ситуаций, к которым необходимо приспосабливаться [54, с.128]. Критические ситуации в жизни инвалида (кризис, конфликт, стресс, фрустрация) - это ситуации адаптации - адаптивные ситуации, разрешение которых требует определенного уровня владения социальными, эмоциональными и когнитивными компетенциями.

Важнейшим элементом  адаптивной ситуации являются адаптивные барьеры, которые "отражают систему объективных и субъективных внутренних и внешних факторов, тормозящих адаптацию личности к разноуровневым адаптивным ситуациям либо препятствуют ей" [38, с.104].

Среди других факторов, приводящих к возникновению адаптивных барьеров относятся:

- психологический (личностный), определяемый, в частности, состоянием когнитивных функций субъекта;

- ситуативный, связанный с качественной спецификой адаптирующей социальной среды [49, с.100].

В социальной работе с  семьей с детьми-инвалидами оказывается образовательная помощь: предоставляется семье информация, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщается о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.

Кроме того, специалист по социальной работе выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье  преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.

Специалист по социальной работе в индивидуальных беседах  через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых - улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

В своей деятельности он в основном использует такие методы как контакт, консультирование, тренинги, патронаж [32].

Таким образом, главная  цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель специалиста по социальной работе - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида.

Информация о работе Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")