Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: если разработать программу, который включает социальную, реабилитационную, психотерапевтическую помощь для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, то будут сформированы основы более эффективной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями; возможно, социально-личностное развитие детей.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-медицинскую, психолого-педагогическую литературу исследуемой проблеме;
2. Изучить социальные аспекты помощи семьям с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
3. Провести исследование по организации социальной работы с семьей, имеющих детей с ограниченными возможностями

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы в семьях с детьми с ограниченными возможностями
1.1 Основные концепции инвалидности в международном масштабе и в исследованиях отечественных социологов
1.2 Особенности социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.3 Организация и содержание социальной работы в России в семьях с детьми с ограниченными возможностями
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")
2.1 Социологическое исследование проблемы ухода в семье за детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями
2.2 Разработка и апробация программы развития "Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи"
2.3 Проверка эффективности программы и интерпретация результатов анализа
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

пенаты.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

пользование общественным транспортом;

правила безопасности дорожного  движения;

домашняя аптечка;

пользование электроприборами;

поведение в общественных местах (вокзал, магазин) и др.

сведения о предметах  или явлениях, представляющих опасность  для человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества).

На примере близких  жизненных ситуаций дети усваивали  соответствующие правила поведения, вырабатывали положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребенка в себе, укрепляет его эмоциональное состояние.

Были специально созданы  проблемные ситуации, которые помогали ребенку овладеть коммуникативными средствами. Каждая роль настраивала  ребенка на речевые и практические действия. Это позволяло активизировать речевые средства, закрепить их использование в подобных ситуациях.

Использовалось моделирование  разных игровых ситуаций по темам: "Больница", "Магазин", "Семья", "Парикмахерская", "Школа". В процессе работы на этом этапе большое внимание уделялось  использованию разных приемов обучения, способствующих развитию коммуникативно-речевых умений. Учитель-логопед давал советы, вносил предложения, помогал подобрать нужные речевые средства в зависимости от ситуации. Особое внимание уделялось предварительной работе с детьми. Дети участвовали в подготовке атрибутов к игровым ситуациям, обогащался их словарный запас. Способность детей к перевоплощению проявлялась в игре-драматизации и давала им возможность переносить новые навыки в спонтанную речь.

Игровые ситуации помогали детям наладить контакт друг с другом, научиться пользоваться мимикой и определенными жестами, управлять своим голосом. Обращалось внимание на умение младших школьников пользоваться разными типами реплик. Поощрялось использование детьми в речи инициативных реплик. Особое внимание уделялось овладению формулами этикета. Участвуя в таких игровых ситуациях, дети учились доброжелательно взаимодействовать с партнерами, слушать товарища, адресовывать свои реплики собеседнику (В Приложении 2 представлены игры, использованные в работе логопеда и специалиста по социальной работе).

Для развития коммуникативно-речевых  умений выступило комментированное рисование, предложенное О.П. Гаврилушкиной. Основными задачами комментированного  рисования являлись: учить детей  использовать различные типы реплик, активизировать словарь, вступать, поддерживать, завершать общение, задавать вопросы, развивать неречевые умения, связную речь, устранять грамматические ошибки в речи детей.

2.3 Проверка эффективности программы  и интерпретация результатов  анализа

 

После апробации программы была проверка эффективности реализации программы. С целью проверки эффективности программы выявляли уровень социально-личностного развития детей: ребенок и взрослый, ребенок и сверстники, отношение к самому себе. При выявлении уровня социально-личностного развития детей использовались те же методы, что и на констатирующем этапе: составление детьми картинки из частей; специально организованная совместная игровая деятельность детей; коммуникативно-речевые ситуации; обобщающая беседа с группой детей о сезонных изменениях в природе; наблюдение за речевым общением детей в совместной игровой деятельности и на занятиях. Результаты исследования показаны на рис.5-7.

 

Рис.5. Сравнительный анализ показателей уровня социально-личностного  развития детей (ребенок и взрослый)

 

Рис.6. Сравнительный анализ показателей уровня социально-личностного  развития детей (ребенок и сверстники)

 

Рис.7. Сравнительный анализ показателей уровня социально-личностного  развития детей (отношение к самому себе)

 

Результаты сравнительного анализа показателей уровня социально-личностного развития детей динамику повышения.

Диагностика показала, что  младшие школьники стали больше общаться, проявлять инициативу в  диалоге и трилоге, старались  употреблять формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения. Дети успешно выполняли совместную деятельность в парах, в небольших группах из 3-5 человек. Увеличилось количество инициативных высказываний детей, они стали развернутыми, интонационно выразительными, грамматически правильно оформленными. В общении принимали участие все дети, задавали вопросы сверстникам, обосновывали и аргументировали свои ответы. В диалогах детей увеличилось количество реплик, появились реплики, завершающие общение. Дети активнее использовали усвоенные вербальные и невербальные средства, появились высказывания, включающие монологические вставки. Возросло число реплик в диалоге и увеличилось количество участников диалогического общения (с 2-3 участников до 5-6 и более).

Таким образом, большинство  детей овладели умениями вступать, поддерживать и завершать общение, могли общаться вдвоем, в группе из 3-5 человек, в коллективе, научились планировать совместные действия, стали активнее пользоваться невербальными средствами. Речь стала более выразительной и аргументированной. Дети научились сопереживать, сочувствовать, помогать друг другу, слушать собеседника, доброжелательно относиться к детям и взрослым. Дошкольники стали объединяться для совместной игры в небольшие группы по 5-6 человек, увеличилась длительность игр. Увеличилась величина диалогического текста до среднего и макродиалога, наблюдались высказывания, включающие монологические вставки. Предложения стали более распространенными, употребление формул речевого этикета стало более разнообразным, улучшилось использование детьми невербальных средств общения.

Поменялся характер взаимоотношений  между учениками; резко возрос сплоченность группы, при этом наряду с само - и  взаимоуважением вырос критичность, способность адекватно оценивать  свои и чужие возможности; ученики приобрели важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учётом позиции других людей, гуманистические мотивы общения.

На основании полученных результатов формирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что у младших школьников произошли не только количественные, но и качественные изменения в развитии коммуникативно-речевых умений, а повышение уровня социально-личностного развития детей свидетельствуют об эффективности реализованной программы.

Выводы по второй главе

 

Опытно-экспериментальная  работа по организации социальной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными  возможностями, проводилась в БУ КЦСОН "Пенаты". Для выявления  приоритетных направлений деятельности специалистов возникла необходимость  в анализе деятельности специалистов отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями БУ КЦСОН "Пенаты". Основной целью деятельности отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями является восстановление социального статуса детей и подростков с ограниченными физическими и умственными отклонениями и возращение их в обычные условия жизни наравне со здоровыми детьми.

Целью проведенного констатирующего  эксперимента явилось выявление  основных характеристик, нужды и трудности семей, воспитывающих ребенка - инвалида, уровня социально-личностного развития детей. Результаты диагностики показали, что родители, воспитывающие ребенка - инвалида сталкиваются с рядом трудностей, которые зачастую не могут решить самостоятельно. Поэтому им необходима поддержка социальной службы.

При выявлении уровня социально-личностного развития детей  использовались следующие методы: составление  детьми картинки из частей; специально организованная совместная игровая  деятельность детей; коммуникативно-речевые ситуации; обобщающая беседа с группой детей о сезонных изменениях в природе; наблюдение за речевым общением детей в совместной игровой деятельности и на занятиях.

Результаты констатирующего  эксперимента показали, что уровень сформированности коммуникативно-речевых умений у младших школьников недостаточно высокий. Согласно анализу диагностических материалов можно сделать вывод, что у детей младшего школьного возраста недостаточно сформирована адекватная оценка своего места в коллективе.

С целью повышения  уровня социально-личностного развития была разработана и апробирована Программа развития "Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи". Проверка эффективности реализации программы показала, что уровень социально-личностного развития у детей заметно повысилась, что наглядно представлено на рис.5-7. Например, показатели уровня социально-личностного развития детей (ребенок и взрослый) высокий уровень на констатирующем этапе показали 23, 8% детей, на контрольном этапе высокий уровень повысился до 31%, средний уровень от 31% вырос до 38%, низкий уровень от 45, 2% понизился до 31%. При сравнительном анализе получили следующие данные уровня социально-личностного развития детей (ребенок и сверстники): высокий уровень от 11, 9% повысился до 23, 8%, средний уровень от 54, 8% - до 59, 5%, низкий уровень от 33, 3% понизился до 16, 6%. Сравнительный анализ показателей уровня социально-личностного развития детей (отношение к самому себе) представил следующие данные: высокий уровень от 20, 5% вырос до 50%, средний уровень от 47, 6 % понизился до 40, 5%, низкий уровень от 11, 9% понизился до 9,5%.

На основании полученных результатов формирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что у младших школьников произошли не только количественные, но и качественные изменения в развитии коммуникативно-речевых умений, а повышение уровня социально-личностного развития детей свидетельствуют об эффективности реализованной программы.

 

Заключение

 

Теоретический анализ по теме исследования привел к выводу, что инвалидность это любое ограничение  или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять ту или  иную деятельность, таким образом, или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека. Ограничение возможности значительно дестабилизирует жизнедеятельность человека, что проявляется в особенностях формирования его личности и функционирования в обществе, характере взаимодействия с другими людьми, в связи с чем, инвалиды являются важным объектом социальной работы. Анализ работ отечественных исследователей приводит к выводу, что цель общества - "максимально полно обеспечить возможность для всех людей, с их специфическими, в том числе ограниченными, возможностями социальное функционирование и развитие".

Особенностью детей  с ограниченными возможностями  является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные  права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Дети-инвалиды практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками.

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка  с ограниченными возможностями - помочь семье справиться с трудной  задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Задачами медико-педагогико-социальной реабилитации являются: обеспечение лиц с особыми потребностями возможности вести как можно более соответствующий возрасту образ жизни; максимальное приспособление их к среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, накопления знаний, приобретения профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде и т.д., а с психологической точки зрения - создание положительного Я-образа, адекватной самооценки, ощущений безопасности и психологического комфорта.

Опытно-экспериментальная  работа по организации социальной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, проводилась в БУ КЦСОН "Пенаты". Для выявления приоритетных направлений деятельности специалистов возникла необходимость в анализе деятельности специалистов отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями БУ КЦСОН "Пенаты". Основной целью деятельности отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями является восстановление социального статуса детей и подростков с ограниченными физическими и умственными отклонениями и возращение их в обычные условия жизни наравне со здоровыми детьми.

Целью проведенного констатирующего  эксперимента явилось выявление  основных характеристик, нужды и  трудности семей, воспитывающих  ребенка - инвалида, уровня социально-личностного развития детей. Результаты диагностики показали, что родители, воспитывающие ребенка - инвалида сталкиваются с рядом трудностей, которые зачастую не могут решить самостоятельно. Поэтому им необходима поддержка социальной службы.

При выявлении уровня социально-личностного развития детей использовались следующие методы: составление детьми картинки из частей; специально организованная совместная игровая деятельность детей; коммуникативно-речевые ситуации; обобщающая беседа с группой детей о сезонных изменениях в природе; наблюдение за речевым общением детей в совместной игровой деятельности и на занятиях.

Результаты констатирующего  эксперимента показали, что уровень  сформированности коммуникативно-речевых  умений у младших школьников недостаточно высокий. Согласно анализу диагностических материалов можно сделать вывод, что у детей младшего школьного возраста недостаточно сформирована адекватная оценка своего места в коллективе.

Информация о работе Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")