Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:44, курсовая работа
Гипотеза исследования: если разработать программу, который включает социальную, реабилитационную, психотерапевтическую помощь для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, то будут сформированы основы более эффективной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями; возможно, социально-личностное развитие детей.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-медицинскую, психолого-педагогическую литературу исследуемой проблеме;
2. Изучить социальные аспекты помощи семьям с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
3. Провести исследование по организации социальной работы с семьей, имеющих детей с ограниченными возможностями
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы в семьях с детьми с ограниченными возможностями
1.1 Основные концепции инвалидности в международном масштабе и в исследованиях отечественных социологов
1.2 Особенности социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.3 Организация и содержание социальной работы в России в семьях с детьми с ограниченными возможностями
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")
2.1 Социологическое исследование проблемы ухода в семье за детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями
2.2 Разработка и апробация программы развития "Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи"
2.3 Проверка эффективности программы и интерпретация результатов анализа
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Музей игрушек
Цель. Образовывать наименования действующего лица по роду деятельности.
Материал. Игрушки: дударь, вышивальщица, плясунья, хоккеист, моряк, рыболов, турист (пешеход) и т.д. Микрофон, указка.
Организация. На столе игрушки. Педагог-логопед:
Сегодня будет экскурсия в наш музей игрушек. Это игрушки не простые. Их делали художники, чтобы ими любоваться, дарить друзьям на память как сувенир.
В музее, на выставке обычно бывает экскурсовод, который рассказывает об экспонатах выставки. Проходите на выставку, рассмотрите экспонаты. (Дети рассматривают. Переговариваются.) Кто из вас хочет быть экскурсоводом? Пожалуйста, вот указка, микрофон. Расскажи о какой-нибудь одной игрушке. Какая она? Из чего сделана? Как называется?
Так по очереди дети становятся гидами и рассказывают об игрушках.
Сейчас мы с вами тоже станем игрушками. Будем заводные игрушки. Придумайте, кто какой игрушкой будет. Когда заводную игрушку заводят, она начинает двигаться. Догадайтесь, как игрушка называется.
Дети по очереди изображают характерные движения. Остальные отгадывают, кого изобразил ребенок. В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку, какое движение он мог бы изобразить.
В дальнейшем игра в загадки проводится как самостоятельная игра, в которой дети сами загадывают загадки друг другу и воспитателю. Для активизации детей вводится правило: следующую загадку загадывает тот, кто правильно отгадал предыдущую.
Про пана Трулялинского
Цель. Вырабатывать ориентировку на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются названия людей и животных.
Организация. Педагог-логопед:
Я хочу прочитать вам веселое стихотворение. Его написал Юлиан Тувим. Это стихотворение-игра. Давайте вместе поиграем. Я буду читать, а вы помогайте, включайтесь в игру.
Далее читается стихотворение, в котором дети угадывают и произносят хором рифму.
Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живет он в Припевайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тетка Трулялетка,
И дочурка Трулялюрка,
И сынишка Трулялишка,
И собачка Трулялячка.
Есть еще у них котенок
По прозванью Труляленок
И вдобавок попугай -
Развеселый Труляляй!
На заре они встают,
Чаю наскоро попьют,
И встречает вся компания
Звонкой песней утро раннее.
Палочку трулялочку
Поднимает дирижер,
И сразу по приказу
Зальется дружный хор:
"Тру-ля-ля да тру-ля-ля!
Тру-ля-ля да тра-ла-ла!"
Честь и слава Тралиславу!
Трулялинскому хвала!
Трулялинский чуть не пляшет,
Дирижерской палкой машет
И, усами шевеля,
Подпевает "Тру-ля-ля!"
"Тру-ля-ля" - звенит уже
На дворе и в гараже.
И прохожий пешеход
Ту же песенку поет.
Все шоферы - Трулялеры,
Почтальоны - Труляльоны,
Футболисты - Трулялисты,
Продавщицы - Трулялицы,
Музыканты - Трулялянты,
И студенты - Труляленты,
Сам учитель - Трулялитель
И ребята - Трулялята.
Даже мышки, даже мушки
Распевают: "Трулялюшки!"
В Припевайске весь народ
Припеваючи живет!
Понравилось стихотворение? Где жили все эти Трулялята? (В Припевайске, в переулке Веселинском.) А как бы вы назвали улицу, на которой живут звери - любители поспать? Как назвать остановку в районе, где растут орехи? Где разводят пчел и получают мед? Где живут медведи? Ежи? Придумайте историю про путешествие Медвежонка по городу Веселинску.
Отгадайте кличку
Цель. Придумывать образные слова, характеризующие игрушечные персонажи.
Материал. Рыжий лисенок и черный щенок.
Организация. В гости к детям приходят игрушки. Плюшевые друзья предлагают детям отгадать, как их зовут. Педагог-логопед:
У них такие имена, что сразу догадаешься, кто - кто. Как вы думаете, ребята, как зовут лисенка? Лисенок хитрый, хвост у него пушистый. Он рыжий, почти оранжевый, как солнышко. Догадались? Как могут его звать? Лисенок, тебя зовут Рыжик? Оля, спроси ты лисенка.
Дети называют разные клички. Когда фантазия иссякнет, воспитатель подсказывает от имени лисенка: "Меня зовут Огонек". Аналогично характеризуется щенок. Он веселый, смешной, прыгучий, быстрый, черный, как уголь. Дети ищут кличку и находят: Уголек.
Уголек и Огонек предлагают детям загадки: "Как зовут их друга-гнома, который стесняется? Который любит спать? Всегда ворчит? Без конца чихает? Любит чистоту?". В заключение можно прочитать стихотворение И. Токмаковой "Гном" о гноме - любителе чистоты.
Горшки (Народная игра)
Цель. Отзываться на игру звуками при рифмовке производных и однокоренных слов.
Организация. Дети разделяются на пары и образуют круг таким образом, что один ребенок из пары сидит на корточках (он - Горшок), а второй (Хозяин) стоит рядом. К кому-нибудь из этих стоящих подходит водящий, который стоит вне круга (его выбирают по жребию). Водящий дотрагивается до Горшка (кладет руки на голову сидящего ребенка) и спрашивает: "Нет ли горшков на продажу?". Хозяин отвечает: "Нет, уходи со двора!" (отрицательный ответ). Водящий тогда обращается с тем же вопросом к соседу. Утвердительный ответ: "Купи. Что дашь?". Водящий: "Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце!" или "Шильце, мыльце, золотое зеркальце!". "Ладно, по рукам!" - отвечает Хозяин. Оба ударяют по рукам в знак того, что покупка совершена, и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему, тот и становится Хозяином, а опоздавший делается водящим.
В этой игре могут принимать участие и младшие дошкольники, исполняя роль Горшков. В разновозрастном коллективе создаются естественные условия для передачи игрового опыта от старших детей к младшим.
Что ты делаешь? (Народная игра)
Цель. Активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих профессиональные действия.
Организация. Игра проводится на улице. Ведущий назначает каждому играющему, сидящему в кружке, работу: обед варить, печь хлеб, жать овес, ремонтировать автомобиль, шить, вязать и т.д. Каждый участник выкапывает себе ямку, садится около нее, берет палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит палочкой в ямке, задает всем какую-нибудь общую работу, например, говорит: "Пеките хлеб" или "Пойте песню", - и все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять заданную работу: "Хлеб пеку, хлеб пеку" и т.д. В это время ведущий неожиданно обращается с вопросом к кому-нибудь: "Что ты делаешь?" Спрошенный должен немедленно назвать назначенную ему работу, например: "Овес жну". Если же ошибется и назовет общую работу (Хлеб пеку) или замнется, то меняется местами с ведущим.
Король (Народная игра)
Цель. Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию.
Организация. Кто-то из играющих
по желанию становится Королем. Остальные
считаются работниками. Король садится
на определенное место, а работники
отходят в сторону и
Здравствуй, Король!
Здравствуйте! - отвечает он.
Нужны вам работники?
Нужны.
Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т.д.). Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т.д., пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять остается Королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а через это заставить Короля подольше исполнять свою роль.
Коршун (Народная игра)
Цель. Активизировать употребление глаголов.
Организация. Ведущий - Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог.
Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.
Коршун, что делаешь?
Ямочку рою.
Зачем ямочка?
Денежку ищу.
Зачем тебе денежку?
Иголку купить.
Зачем тебе иголку?
Мешочек сшить.
Зачем мешочек?
Камешки класть.
Зачем камешки?
В твоих детей шуркать-буркать.
За что?
Они ко мне в огород лазят.
Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови их!
Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда переловит всех.
Как тебя зовут? (Народная игра)
Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить производный глагол и движение.
Организация. Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т.д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только "свое слово" (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя.
Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает:
Кто ошибется,
Тот попадется!
Кто засмеется,
Тому плохо придется!
После этого он спрашивает:
Кто ты?
Метла.
Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает:
А это у тебя что?
Метла.
Вожак показывает на руки:
А это у тебя что?
Метлы!
Вожак показывает на ноги:
А это?
Метлы.
А что ты ел сегодня утром?
Метлу!
А на чем ты ездишь по городу?
На метле.
А чем ты пишешь в своей тетради?
Метлой.
И так до тех пор, пока может придумать новый вопрос.
Если тот, кого спрашивает вожак, ошибется или не выдержит и засмеется, то он отдает фант и выходит из игры, а вожак переходит к следующему игроку.
После того, как вожак со всеми поговорит, начинают разыгрывать (выкупать) фанты, задавая шуточные задания.
Почта (Народная игра)
Цель. Соотносить глагол и действие.
Организация. Выбирают (назначают по жребию) ведущего. Между ним и остальными участниками игры завязывается диалог.
Динь, динь, динь.
Кто там?
Почта.
Откуда?
Из Рязани. (Называется любой город.)
А что там делают?
Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.).
Все играющие должны изобразить названные действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.
Кузовок (Народная игра)
Цель. Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие и производный глагол.
Материал. Кузовок, расписной платок.
Организация. Дети садятся играть. Один их них ставит на стол корзинку и говорит соседу:
Вот тебе кузовок,
Клади в него что на - ок,
Обмолвишься - отдашь залог.
Дети по очереди называют слова с рифмой на - ок:
Я положу в кузовок клубок (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и проч.).
По окончании разыгрываются залоги - покрывают кузовок платком, и один из детей спрашивает:
Чей залог вынется, что тому делать?