Самоопределение старших школьнеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:19, практическая работа

Краткое описание

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения. Передо мной стояли задачи создания целостного представления о педагогической деятельности; развития педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства; углубления и закрепления знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках; овладение современными технологиями обучения и воспитания.

Содержание

Отчет о прохождении психолого-педагогической практики 1

Анализ воспитательного мероприятия из цикла: Профориентация учащихся 3

Методическая разработка урока: Виды и механизмы памяти 5

План-конспект урока: Виды и механизмы памяти 6

Методическая разработка урока: Характер и темперамент человека 10

План-конспект урока: Характер и темперамент человека 11

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. 16

Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся 19

Психолого-педагогический анализ урока 21

Дневник практики 24

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание на сессию.docx

— 313.79 Кб (Скачать файл)

 

 Рекомендации родителям:

 

1. Личный пример общения  в семье (без ссор, скандалов).

 

2. Не допускать высказываний  о своих друзьях, коллегах.

 

3. Объективно разбираться  в возникновении конфликта, находить  выход.

 

4. Давать поручения, самостоятельное  выполнение определенных заданий  дома.

 

5. Занятия спортом, в  любом кружке.

 

Горячева Лена, 2 класс 

 

 Запрос мамы: невнимательность, большая отвлекаемость на уроках.

 

 Проводилось:

 

1. Консультация с мамой  – беседа.

 

2. Методики по обследованию  познавательных процессов: тест  фонематического слуха, «Исправь  ошибки», таблицы Шульта, корректорная проба.

 

 У девочки неустойчивое  внимание, тенденция к снижению  вниманию, переключение снимания  хорошее, зрительное восприятие  снижено.

 

 Посещает занятия по  развитию внимания, памяти, мышления.

 

 Рекомендовано маме:

 

1. Посещать занятия у  психолога.

 

2. Больше уделять времени  на дополнительные занятия дома.

 

3. Интересоваться изучаемым  материалом в школе.

 

4. Еженедельные консультации  с учителем и психологом.

 

Николаев Алеша, 7 класс 

 

 Запрос родителей: навязчивые  идеи суицидального характера  (выброситься из окна, броситься  под машину).

 

 Проводилось:

 

1. Консультация с родителями  – беседа.

 

2. Методики по обследованию: проективная «Волшебный мир», тест «Незаконченное предложение», рисуночные тесты «Моя семья», «Несуществующие животные».

 

 Ребенок считает, что  его не любят. Мама – главная  в семье. Раньше был развод  с отцом, и мальчик жил то  с мамой, то с бабушкой и  дедушкой. Родители помирились. Появился  маленький ребенок. Теперь мальчик  считает себя ущемленным. К сестренке  относится негативно. В отношении  со сверстниками – по настроению. Часто возбужденный, трудно успокоить.  К сверстникам может быть жестоким. Хочет быть сильным, чтобы в  семье было много денег.

 

 Ходит в адаптивную  группу. Стал более спокойным,  уравновешенным, рассудительным. Навязчивость  идей пока не проявлялась.

 

 Рекомендовано родителям:

 

1. Больше проявлять внимания  к мальчику, показывать (особенно  маме), что его любят.

 

2. Привлекать к помощи  по отношению к сестренке (играть, следить за ней и т. д.)

 

3. Беседовать о добре,  добрых поступках. Самим быть  добрее по отношению друг к  другу (особенно папе).

 

4. Поощрять дружбу со  сверстниками.

 

 Бухтев Ваня, 4 класс

 

 Запрос родителей: одиночество,  необщительность.

 

 Проводилось:

 

1. Консультация с родителями  – беседа.

 

2. Методики по обследованию  отношения к школе: проективные  «Моя семья», «Несуществующие животные»,  «Дорога жизни», «Мой круг общения», тест тревожности, тест Розенцвейга.

 

 Семья внешне благополучная.  Родители стараются быть больше  с детьми. Устраивают походы, экскурсии.  В семье много животных. Но  мальчик чувствует себя одиноко.  Общается с собакой, поверяет  ей свои секреты, а не сестре. Очень много читает. Раньше воспитывался  у бабушки, д\с не посещал. Со сверстниками не умеет общаться, не уверен в себе. Часто пропускает школу, т. к. часто болеет соматическими заболеваниями.

 

 Посещал тренинг общения  (10 занятий). Ведет себя также.  Сейчас дружит с таким же  мальчиком, которого не приняли  в коллективе.

 

 Рекомендовано родителям:

 

1. Больше приглашать сверстников  домой.

 

2. Отпускать со сверстниками  на улицу (а не с мамой  и папой).

 

3. Привлекать детей своих  друзей.

 

4. Быть терпеливыми. Больше  давать ребенку самостоятельности.

 

Морев Дима, 8 класс

 

 Запрос от учителя:  пропуски уроков, неадекватное повеление  по отношению к отцу.

 

 Проводилось:

 

1. По приглашению родители  в школу не пришли.

 

2. Выход в семью (завуч,  соц. педагог, психолог, классный  руководитель). В беседе с мамой  выяснилось негативное отношение  к школьной жизни. Главное –  только материальное положение.

 

3. Беседа с учителем.

 

4. Посещение уроков.

 

5. Методики по обследованию: проективная «Несуществующие животные»,  «Моя семья», беседа о школьной  жизни. Мальчик способный, учится  хорошо. В семье раздор: папа был  вынужден уйти. Бабушка сыграла  роль в том, что авторитет  отца потерян. Родители развелись.  Авторитарная система воспитания  со стороны мамы и бабушки.  Ребенок вечером предоставлен  себе, т. к. мама работает вечер  и ночь (официант в баре). Но  запрет на выход из дома, посещение  кружков.

 

 На занятия с психологом  не ходит – запрет матери.

 

 Дальнейшая работа  не ведется.

 

2) Коррекционные и развивающие  занятия 

Организация и проведение развивающих занятий

 

Любое развивающее занятие  может проводиться по времени  в двух вариантах.

 

Вариант 1. Занятие проводится 20 минут;

 

5 - 7 минут - обсуждение  задачи-образца, дача инструкций;

 

10 минут - самостоятельная  работа детей;

 

3 - 5 минут - проверка ответов  к заданиям.

 

Вариант 2. Этот вариант более  продолжительный, когда используется небольшая коррекционная программа, составленная из ряда упражнений. Занятия  можно проводить как индивидуально, так и в группе, в зависимости  от имеющихся у детей трудностей.

 

Для проведения занятий выделяется специальное время. Эффективна частота  занятий 2 - 3 раза в неделю. Занимаясь  с детьми, необходимо помнить, что  обучение проводится в игровой форме, интересно, увлекательно, не вызывая  утомления.

 

^ Условия эффективности  коррекционного воздействия при  проведении занятий.

 

 Для детей необходима  атмосфера доброжелательности, безусловного  принятия, что способствует формированию  у ребенка позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях.

 

 Необходимо ставить  перед ребенком реалистичные  цели, требующие определенных усилий  с его стороны, но не превышающие  действительные возможности ребенка  во избежание повышения тревожности,  снижения самооценки. Во время  занятий необходимо подбадривать  детей, нацеливать на успех,  вселять уверенность в своих  силах.

 

 Цель надлежит ставить  так, чтобы мотивировать ребенка  к ее достижению. Последующие  занятия строить таким образом,  чтобы они были реалистичны  по отношению к прежним результатам.  Цель должна быть такая, чтобы  успех был возможен и чтобы его можно было подкреплять далее. Это способствует восприятию ребенка себя как более успешного.

 

 Оценка результатов  занятий должна основываться  на сравнении с предыдущими  результатами, а не на основании  "нормативов", либо сравнении  слабых и сильных детей. Учащихся  целесообразно поощрять, заполнять  индивидуальные карточки, в которых  они будут отмечать прогресс в своих достижениях, независимо от того, насколько он мал.

 

 Ошибки детей не  должны вызывать досады и раздражения.  Цель развивающих занятий –  не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей в  самостоятельную поисковую деятельность. Поэтому и ошибки детей являются  следствием поиска решения, а  не показателем недостаточной  отработки какого-то навыка.

 

 Систематические занятия  с детьми способствуют развитию  у них познавательных интересов,  формируют стремление ребенка  к размышлению и поиску, вызывают  чувство уверенности в своих  силах, в возможностях своего  интеллекта.

 

 Во время занятий  у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания и  самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных  шагов, снижается тревожность  и необоснованное беспокойство.

^ 1)Запрос родителей к  психологу звучал следующим образом:  плохо запоминает, не может воспроизвести  только что выученное, не запоминает  таблицу умножения, много времени  тратит на уроки.

 

 Было проведено психологическое  обследование ученика Андрея  Т. По интеллектуальной шкале  Векслера. При достаточно высоком  интеллектуальном потенциале оказался  сниженным уровень произвольной  концентрации внимания, слабая кратковременная  память.

 

 Индивидуальная коррекционная  программа составлялась на основе  имеющихся трудностей в обучении  и форм их проявления с учетом  потенциальных возможностей ребенка.

 

 На коррекционном занятии  использовались следующие упражнения:

 

1) Упражнение "Точки".

 

 Цель: тренировка объема  внимания, памяти.

 

 Для тренировки используются  наборы из 8 карточек, на которых  расположены от 2 до 9 точек. От  ребенка требуется в течение 1 сек. посмотреть на один из предлагаемых квадратов и заметить, сколько на нем точек и место их расположения. Затем на отдельном листе, на аналогичном квадрате ученик отмечает запомнившиеся точки. Результат оценивается по количеству правильно воспроизведенных точек. В процессе дальнейшей тренировки карточки меняются, вращаются вокруг своей оси для изменения расположения точек в пространстве. Если ребенок, к примеру, воспроизвел верно шесть точек, а семь уже не может, значит объем его внимания равен 6 усл. ед. при норме 7 ± 2 усл. ед.

2) Упражнение "Проследи  за направлением".

 

 Цель: тренировка концентрации  и устойчивости внимания, сосредоточенности.

 

 Ученику предлагаются  бланки с нарисованными на  них перепутанными линиями, которые  слева и справа пронумерованы.  Задача ребенка – проследить  каждую линию слева направо  и определить номер начала  и конца каждой линии. Следить  за линиями глазами. При определении  качества выполняемого упражнения  учитывается время выполнения  одной таблицы и количество  ошибок.

 

 При дальнейшей тренировке  таблицы уплотняются большим  количеством линий, усложняется  рисунок.

3) Упражнение "Корректура"

 

 Цель: тренировка устойчивости  внимания, наблюдательности.

 

 Учащемуся предлагается  как можно быстрее и точнее  вычеркнуть в колонке любого  текста какую-либо часто встречающуюся  букву, например "о" или "е". Успешность оценивается по времени  выполнения и количеству допущенных  ошибок.

 

 Для тренировки распределения  и переключения внимания задача  усложняется: одна буква зачеркивается  вертикальной чертой, другая –  горизонтальной. Могут быть другие  варианты усложнения.

4) Упражнение "Визуализация".

 

 Цель: тренировка зрительной  памяти.

 

 Для запоминания большей  части коротких чисел и формул  вполне достаточно сосредоточить  внимание на их мысленном зрительном  образе.

 

 Инструкция ученику:

 

1. Сделай паузу, мысленно  воспроизведи образ запоминаемого  числа.

 

2. Представь, что оно  горит желтыми неоновыми цифрами  на фоне черного неба (и т.п.  образы).

 

3. Заставь эту надпись  мигать в своем воображении  не менее 15 секунд.

 

4. Повтори вслух.

 Такие упражнения тренируют  различные свойства внимания, памяти.

 

 Повышается мотивация  к достижению результата, ребенок  обучается новым способам восприятия, контроля, внимания, учится организовывать  материал при запоминании, а  затем извлекать его из памяти, формируются новые стратегии  мышления.

^ 2)Групповое развивающее  занятие. Комплекс упражнений  по развитию аналитического восприятия

 

 Способность анализировать  проявляется в возможности выделять  в явлении разные стороны, вычленять  в предмете разные особенности,  определенные элементы и т.п.  Умение мысленно расчленять воспринимаемый  объект на части соответственно  полученной инструкции.

 

 Упражнение 1: "Поиск  рисунков - двойников"

 

 В каждом задании  этого типа по несколько изображений  одного и того же предмета. Один рисунок – основной (он  выделяется). Ребенку предлагается  внимательно рассмотреть рисунки  и определить, какой из них  повторяет основной.

 

 Решение такого типа  заданий способствует преодолению  чрезмерной импульсивности при  восприятии различных объектов, способности к быстрому необдуманному  принятию решения. Развивается  рассудительность

 

 Упражнение 2: "Где два  одинаковых?"

 

 Это упражнение более  трудное, так как в нем отсутствует  исходный рисунок-эталон. В каждой  задаче шесть изображений одного  и того же предмета. Два из  них одинаковы. Ребенку требуется  найти эту пару. В процессе решения заданий 1,2 психолог выясняет, отличается ли ребенок повышенной импульсивностью. Для умения сознательно выполнять любое действие, можно предложить ребенку проговаривать способ решения задачи. Если ребенок отвечает неверно и очень быстро, почти не думая, он принадлежит к группе импульсивных детей. Бывает, что ребенок отвечает неверно, несмотря на длительность принятия решения. Это говорит о недостаточной устойчивости его зрительной памяти (образ не удерживается до момента завершения процесса сравнения).

Информация о работе Самоопределение старших школьнеков