Самоопределение старших школьнеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:19, практическая работа

Краткое описание

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения. Передо мной стояли задачи создания целостного представления о педагогической деятельности; развития педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства; углубления и закрепления знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках; овладение современными технологиями обучения и воспитания.

Содержание

Отчет о прохождении психолого-педагогической практики 1

Анализ воспитательного мероприятия из цикла: Профориентация учащихся 3

Методическая разработка урока: Виды и механизмы памяти 5

План-конспект урока: Виды и механизмы памяти 6

Методическая разработка урока: Характер и темперамент человека 10

План-конспект урока: Характер и темперамент человека 11

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. 16

Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся 19

Психолого-педагогический анализ урока 21

Дневник практики 24

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание на сессию.docx

— 313.79 Кб (Скачать файл)

 

 И повышенная импульсивность  и неустойчивость зрительной  памяти преодолеваются одинаково:

 

1) поэлементные сравнения  основного изображения с другими;

 

2) выполнение действий  вслух.

 

 Бывает, что дети решают  задания типа 1,2 верно, но очень  медленно. Причины этого могут  быть различны: инертный тип ВНД,  чрезмерная осторожность, связанная  с неуверенностью в своих способностях.

 

 Для медлительных детей  целесообразно нормирование времени  решения задания; заполнение так  называемой "таблицы достижений".

 

 Для неуверенных детей  необходима эмоциональная поддержка,  подкрепление словами "правильно", "молодец", т.п.

 

 Упражнение 3: "Поиск  простой фигуры"

 

 На отдельной карточке  детям предлагается изображение  простой фигуры. Затем раздаются  другие карточки с изображениями  фигур, в которые эта простая  фигура включена один либо  много раз. Дети ищут ее в  таком пространственном изображении  и размере, которые даны на  образце.

 

 Для выполнения задания  данную фигуру необходимо постоянно  удерживать ее перед своим  мысленным взором, чему мешает  восприятие других фигур и  линий, включенных в орнамент. Для этого требуется определенная "помехоустойчивость" зрительной  памяти. Если ребенку трудно работать, можно вооружить его карандашом  для облегчения поиска .

 

 Упражнение 9: "Загадочные  картинки"

 

 Детям предлагаются  специальные картинки, чтобы определить, что на них изображено и  в каком количестве.

 

 Решение такого типа  заданий требует беглости, подвижности  процессов восприятия, умения анализировать  сложные переплетения линий.

3) ^ Групповое развивающее  занятие. Комплекс упражнений  на пространственное воображение  и пространственное мышление.

 

 Оба этих процесса  функционируют во взаимодействии, но в одних случаях большую  роль играет пространственное  воображение, в других – мышление.

 

 Упражнение 1: "Сколько  здесь кубиков?".

 

 Смысл заданий этого  типа в том, чтобы, опираясь  на логическое мышление представить  себе, сколько в изображаемой  фигуре имеется невидимых кубиков  (можно использовать кубики Кооса). Оказывая помощь ребенку, посоветовать подсчет по отдельным рядам: горизонтальным и вертикальным.

 

 Упражнение 2: "Сколько  кубиков не хватает".

 

 Психологически близко  к упражнению 1.

 

 Ребенку предлагается  картинка, на ней нарисована фигура, составленная из определенного  количества кубиков. На других  карточках изображена та же  фигура, но с несколькими вынутыми  кубиками. Ребенку нужно посчитать,  сколько кубиков не хватает.

 Упражнение 3: "Вообрази, что получится".

 

 Предназначено для  тренировки пространственного воображения  (способности оперировать в уме  образами 2-х, 3-х-мерных объектов).

 

 Ребенку предлагается  бумажная салфетка сложенная  вчетверо (т.е. дважды пополам). После  того, как салфетку сложили, в  ней сделали фигурный вырез.  Необходимо представить вид развернутой  салфетки (поиск среди готовых  ответов). Можно использовать различные  игры типа «Собирание картинок  из паззлов», различные развертки, коробочки и т.п.

 

^ 4) Групповое развивающее  занятие. Комплекс упражнений  на умозаключения при сопоставлении  предметов и событий.

 

 Общее в упражнениях  то, что детям предлагаются карточки  с изображенными на них группами  предметов, геометрических фигур,  различных ситуаций. При этом  ставится цель их анализа по  определенному признаку, указанному  в инструкции. Задания типа 1-7 имеют  общую цель: выделение существенного  признака предмета.

 

 Упражнение 1: "Пара  к паре".

 

 Устанавливается вид  связи между заданными предметами, составление

 

 пары. Определять пару  трудно, так как есть предметы объединенные с данным предметом другими связями (выработка понятий о функциональной паре).

 

 Упражнение 2: "Подбери  пару".

 

 Психологически близко  к упражнению 1.

 

 Для одного предмета, выделенного на карточке, подбирается  пара. Все предметы как-то связаны  с главным, но только один  из них можно употреблять совместно  с выделенным.

 

 Упражнение 3: "Противоположности  в картинках".

 

 Выбор из предложенных  предметов противоположного по своему назначению заданному. Требуется умение выделять в представленных предметах существенные признаки, в первую очередь функциональные.

 

 Упражнение 4: "Пятый  - лишний".

 

 Вычленение существенных  свойств изображенных на карточке  предметов. Обобщение предметов,  обладающих одним и тем же  свойством.

 

 На карточках изображены 5 предметов: 4 сходны, а один отличается от других. Найти его.

 

 Упражнение 5: "Составление  квартета".

 

 Психологически близок к упражнению 16. Устанавливается признак, по которому сгруппированы предметы. Затем среди других предметов ребенок ищет тот, который соответствует выделенному признаку.

 

 Трудности, с которыми  сталкиваются дети решая такие задачи, связаны с незнанием предметов, изображенных на картинках. Это связано с бедностью его жизненных представлений.

 

 Упражнение 6: "Развитие  событий".

 

 Используются рисунки  с изображением эпизодов одного  события, которые предъявляются  ребенку вразброс. Определить - с  чего начинаются и как развиваются  далее события.

 

 Решение такого типа  задач требует от ребенка понимания  реальных жизненных событий, связывания  отдельных эпизодов. А далее - умения логически их анализировать.  Для активизации памяти ребенка  можно предложить ему рассказывать  о событии без опоры на картинки.

 

 Упражнение 7: "Расположение  иллюстраций к сказкам".

 

 Предлагаются рисунки  к определенной сказке, расположенные  непоследовательно. Ребенок должен  вспомнить сказку и расположить  эпизоды правильно (выполнение  задачи предполагает знание сказки). Задание отличается от предыдущего  тем, что эпизоды не жестко  следуют один за другим, а представляют  собой разрозненные фрагменты  сказки. Поэтому задание активизирует  не только мышление, но и память  ребенка.

 

3)Социально-психологический  тренинг «Человек в конфликте»

 

 Цели: Показать значимость  эмоциональной сферы человека  и ее влияние в ходе конфликта,  отработать навыки использования  воображения для реализации своего  эмоционального состояния. Понять  характер собственных эмоциональных  проблем в конфликтах.

 

 Упражнение 1. Работа с  ассоциативным рядом «конфликт».

 

 Порядок работы: Участники  рассаживаются в круг и получают  инструкцию психолога

 

 В фокусе нашего  внимания – конфликт. Когда мы  говорим это слово, у нас  возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем,  как он выглядит в поведении  людей. Сейчас мы исследуем,  как конфликт отражается на  внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем  ассоциируется слово "конфликт". Какой образ подсказывает ваше  воображение? 

 

 После первого ряда  произвольных ассоциаций можно  произвести следующее: – если  конфликт – это мебель, то какая?..–  если конфликт – это посуда, то какая?.. – если это одежда...

 

 Рефлексия.

 

 Для чего мы делали  это упражнение?" Важно заметить, что ассоциации были выражением  определенного эмоционального состояния,  вызванного словом «конфликт». Для  того чтобы управлять своим  эмоциональным состоянием в ситуации  конкретного конфликта, надо хотя  бы определять характер этих  эмоций, их глубину и степень  влияния на поведение. 

 

 Упражнение 2. Эмоциональная  тропинка.

 

 Подберите символические  рисунки, с помощью которых  можно отразить свое эмоциональное  состояние в различные моменты  развития конфликта.

 

 Нарисуйте в тетради  самоанализа свою "тропинку" и  свои символы для каждого из  значимых этапов пути в конфликте.  Можно дополнить их краткими  фразами. 

 

 Пункт А - «все хорошо!»*---*----*-----*-----*-----*-----*-----*-----*------*-----*---*---*

 

 Пункт В – «все снова хорошо!»

 

 Упражнение 3. Работа в  группах. 

 

 Учащиеся делятся на  группы по три человека и  выбирают «скульптора». Он строит  скульптурную группу "конфликт" и занимает свое место в  ней. 

 

 Рефлексия. 

 

 Попробуйте описать  свои ощущения в ходе упражнения. Где в теле у "скульптур"  чувствовалось напряжение? Какие  чувства и ассоциации появились  в той или иной позе? Обращается  внимание на связь эмоциональной  и физической напряженности.

 

Заключение

 

 Начинающего педагога  к мастерству приводит совершенствование  педагогической техники, выработанные  навыки. Это значит, – совершенствование  умения понимать воспитанника, а  это знание психологии общения,  отношений, педагогической психологии; речевых умений: знать особенности  языка, знать, как воспринимается  твоя речь, как она развивается;  умение выразить свое отношение  к поступку, к человеку, свое эмоциональное  отношение; и в то же время  овладение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения.

 

 Все эти качества  помогает развить именно практика, она является непременным условием  формирования грамотного специалиста.  Мало иметь только теоретические  знания, нужно уметь их получать (нужные именно для твоей профессии)  и применять.

 

 Следующими факторами  профессионального мастерства являются  субъективные факторы. Субъективные  факторы – это качества, характеризующие  индивидуальность личности и  уникальность ее мастерства.

 

 Необходимыми и достаточными  условиями формирования личности  социального педагога являются  следующие качества:

 

1. Профессиональная направленность  личности, она выражается в адекватном  понимании целей и задач профессиональной  деятельности, наличие сформулированных  профессиональных мотивов, устойчивых  интересов, склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, относящихся  к избранной профессии, этому  также способствует практическая  деятельность.

 

2. Профессиональное мышление. Оно проявляется в практической  деятельности, в процессе решения  задач и потому определяют  ее успешность.

 

3. Профессиональное самосознание, то есть сознание личностью  самого себя в профессиональной  деятельности, во всем многообразии  своих профессиональных качеств,  возможностей, способностей.

 

 Все эти условия  реализуются также в процессе  практики.

 

 Итак, профессиональное  мастерство базируется на разнообразии  практической деятельности специалиста.

 

 Я довольна результатами  практики, так как я получила  представление о деятельности  педагога-психолога в целом, об  основных направлениях работы  социально-педагогической и психологической  службы школы, об отношении  к ее работе педагогов, учеников, родителей.

 

 Меня, например, порадовало  то, что дети охотно идут навстречу  практически всем предложениям  специалиста, прислушиваются к  его мнению, стараются следовать  рекомендациям, такое же отношение  наблюдается и со стороны большинства  родителей, за редким исключением.  Навстречу педагогу-психологу идут  и различные учреждения и службы. Я убедилась, что педагог-психолог  – это незаменимый специалист  в учреждениях образования.

 

 Отрицательной стороной  в работе педагога-психолога в  данной школе я считаю тотальную  загруженность. На все просто  не хватает времени, слишком  много бумажной работы, даже день, предназначенный для методической  подготовки, отдается рутине, мало  времени остается для конкретной  помощи детям. Также сказывается скудость материальной базы, но это общая проблема.

 

 Ознакомительная практика  по психологии была важным  шагом в процессе моего становления  как квалифицированного специалиста,  дала общее представление о  специфике работы педагога-психолога в школе, об объеме, направлениях работы, о контингенте детей, с которыми приходится работать, об их семьях и проблемах, об основных должностных обязанностях. В целом в процессе практики я утвердилась в своем стремлении стать психологом.

Oiiiiiiiiiiiiiiiiii

одержание

 

Содержание 2

 

1. Общая характеристика  места практики 3

 

2. Особенности работы психолога  в школе 4

 

3. Описание обустройства  кабинета психолога 9

 

4. Знакомство с коррекционным  классом 2 Г 13

 

5. Посещение занятий для  ознакомления с формами и методами  работы педагога-психолога с детьми. 15

 

Анализ урока педагога 17

 

6. Организация и проведение  индивидуальных обследований. 22

 

Список литературы 30

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 31

1. Общая характеристика  места практики

Информация о работе Самоопределение старших школьнеков