Самоопределение старших школьнеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:19, практическая работа

Краткое описание

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения. Передо мной стояли задачи создания целостного представления о педагогической деятельности; развития педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства; углубления и закрепления знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках; овладение современными технологиями обучения и воспитания.

Содержание

Отчет о прохождении психолого-педагогической практики 1

Анализ воспитательного мероприятия из цикла: Профориентация учащихся 3

Методическая разработка урока: Виды и механизмы памяти 5

План-конспект урока: Виды и механизмы памяти 6

Методическая разработка урока: Характер и темперамент человека 10

План-конспект урока: Характер и темперамент человека 11

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. 16

Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся 19

Психолого-педагогический анализ урока 21

Дневник практики 24

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание на сессию.docx

— 313.79 Кб (Скачать файл)

 

3. Темперамент тесно связан  с особенностями общения человека  с окружающими людьми, а следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.

 

Тип темперамента не может  быть "хорошим" и "плохим". Темперамент  придает своеобразие поведению  человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут  быть сформулированы ценные качества личности.

 

Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высоких успехов в  деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. Так, холерику легче, чем флегматику, выработать у  себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие. Темперамент  не имеет отношения к таланту  и одаренности людей. Среди великих  людей встречаются яркие представители  всех четырех типов темпераментов.

 

4. Характер - это индивидуальное  сочетание существенных свойств  личности, выражающих отношение  человека к действительности  и проявляющихся в его поведении,  в его поступках. Характер представляет  собой неповторимое сочетание  психологических качеств, индивидуальных  особенностей личности, именно характер  дает основание для суждения  о том, хороший ли это человек  или нет.

 

Известно, что между поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Выражается это  в том, что именно в поведении  проявляются особенности характера  человека. Слова, движения, действия, отдельные  поступки и поведение в целом  позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его  внутреннее, скрытое от посторонних  глаз содержание. Самым важным мерилом, показателем характера являются поступки и поведение человека. Поведение  человека рассматривается, оценивается прежде всего с точки зрения его взаимоотношений с другими - с отдельными людьми и с обществом в целом. При этом оценивается не только сам поступок, но мотив, побудивший его поступить так, а не иначе. Зная основные свойства характера человека, возможно понять, с определенной вероятностью предвидеть его поведение.

 

5. Черты характера - это  индивидуальные привычные формы  поведения человека в соответствующих  ситуациях, в которых реализуется  его отношение к действительности.

 

Черт характера, или качеств  личности, очень много. Весьма условно  их можно разделить на две группы, которые тесно между собой  связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторонам жизни.

 

Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения  и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм и эгоизм; чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства  и высокомерие и т.д. Эти черты  характера, или особенности личности, являются моральными качествами и выступают  либо добродетелями, либо пороками человека.

 

Вторая группа - волевые  черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно  регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными  принципами, преодолевать препятствия  на пути к поставленной цели. Говоря о ком-либо "человек с характером", тем самым подчеркивают прежде всего выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости.

 

Но эти черты характера  ценны только тогда, когда проявляются  у человека нравственного, воспитанного. Важно знать, к каким целям  стремится человек и какие средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и средства деятельности должны быть честными, гуманными. Волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной направленностью личности.

 

В истории психологии делалось немало попыток классифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации  и типологии характеров еще не создано. Поэтому при характеристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты  его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других -скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общительными и т.п.

 

Определенность характера  зависит от того, насколько ясно выражены доминирующие, стержневые черты. Цельный характер - это единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, его  поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о "бесхарактерности" человека.

 

Характер, как и сама личность, - очень сложное явление, не застывшее  раз и навсегда. Он развивается  и формируется в течение всей жизни человека. Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности –  убеждениями, мировоззрением, волей, чувствами  и т.д.

 

6. Характер тесно связан  с темпераментом. Темперамент  влияет на форму проявления  характера. Так, настойчивость  у холерика выражается в кипучей  деятельности, у флегматика - в сосредоточенном  обдумывании.

 

От темперамента зависят  многие черты характера, такие, как  уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения  в новую деятельность, выражение  чувств. Однако тип темперамента не определяет сущности характера: флегматик  может быть деятельным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплодным. Следует отметить тесную взаимообусловленность  характера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособность. Для развития способностей важны  такие черты характера, как самокритичность, требовательность к себе. Очень важна  и такая черта характера, как  скромность. Уверенность в своей  исключительности часто губительна для способностей, так как в  этом случае нередко формируются  зазнайство, самовосхищение, пренебрежение к окружающим.

 

Выводы: характер и темперамент  не являются тождественными понятиями, но они тесно взаимосвязаны. Темперамент  человека предопределен, его нельзя изменить, так как он связан с  врожденными особенностями высшей нервной деятельности. Характер же человека формируется по мере его  взросления, его проявления связаны  с воспитанием, средой, а также  во многом зависят от темперамента. Но над характером можно работать, особенно если делать это своевременно.

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося.

 

Артемов Дмитрий – ученик 11-Г класса, ему 16 лет. Физически развит, не имеет серьезных проблем со здоровьем, рост – выше среднего, активно  занимается спортом. Воспитывается  в полной семье, состоящей из четырех  человек. Отец – руководитель подразделения  в коммерческой организации, мать –  домохозяйка, старшая сестра – студентка  вуза.

 

Моральный климат в семье  Дмитрия благополучный, доброжелательный. Родители имеют высшее образование, в воспитании придерживаются, в основном, демократических позиций, отношения  в семье – теплые и доверительные. Материально положение семьи  можно охарактеризовать как благополучное, все средства на содержание семьи  зарабатывает отец, он много работает, иногда даже по выходным. По словам Дмитрия, его отец – человек строгий, справедливый и рассудительный, все важные решения  в семье принимает он. Мать - добрая и понимающая, отношения с сестрой  ранее нельзя было назвать идеальными, были ссоры из-за компьютера, громкой  музыки, но в последнее время наладились, что, вероятно связано с тем, что  сестра все свое внимание уделяет  учебе в институте.

 

В семье Дмитрия четко  распределены обязанности, принято  помогать друг другу. У Дмитрия тоже есть свои обязанности по дому, но это  не составляет для него затруднений  и не влияет на успешность учебной  деятельности. С уроками, домашними  заданиями Дмитрий справляется  сам, обращаясь за помощью к родителям  лишь изредка, когда нужен какой-либо совет или мнение взрослого человека. В семье принята особая система  поощрений за успехи в учебной  деятельности. Если по результатам  четверти имеется прогресс (более  высокие оценки по сравнению с  прошлой четвертью), Дмитрий получает небольшое материальное вознаграждение. С педагогической точки зрения, возможно, это и не самый лучший вид мотивации, но он весьма результативен и устраивает всех.

 

В семье принято отдыхать вместе. Случается это не так часто, так как отец много работает, но отдых всегда активный – катание  на лыжах зимой, выезды за город летом, посещение развлекательных мероприятий. Скучать дома не принято.

 

Такое благотворное влияние  семьи не могло не сказаться на формировании характера Дмитрия. Человек  он открытый, общительный, не избалованный, с хорошими манерами, умеет правильно  подать себя, с развитыми лидерскими способностями, но не выскочка. Дмитрий  обладает высокими интеллектуальными  способностями, хотя много читать не любит, по его выражению "знания сами откуда-то берутся". Он занимается футболом, в этом году окончил музыкальную  школу по классу гитары. Музыка –  его главное увлечение, он посвящает  ей очень много времени, благодаря  чему достиг высокого уровня исполнительского мастерства. Он играет в группе и  мечтает о карьере эстрадного исполнителя. Но на всякий случай готовится  к поступлению на исторический или  геологический факультет ВГУ.

 

У Дмитрия адекватная самооценка, у него много интересов и увлечений. У него много друзей, одноклассники  относятся к нему уважительно.

 

Проведенное тестирование познавательных процессов Дмитрия показало, что  он обладает хорошим уровнем избирательности, концентрации и объема внимания. Преобладающий  тип внимания - произвольный. Показатели распределения и переключения внимания – средние.

 

У Дмитрия очень хорошо развита образная и двигательная память, он без труда запоминает большой объем материала и  точно его воспроизводит, по прошествии времени точность воспроизведения уменьшается, что говорит о преобладании кратковременного типа памяти.

 

Преобладающий тип мышления – словесно-логический. Дмитрию  доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных  связей. Среди особенностей его мышления можно выделить последовательность, проявляющуюся в умении устанавливать  логический порядок в решении  различных вопросов; гибкость –  умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые  решения; критичность, характеризующуюся  умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, принимать решения, только взвесив все "за" и "против".

 

У Дмитрия большой словарный  запас, он практически никогда не испытывает трудностей в точной передаче своих мыслей. Речь правильная и  последовательная, практически без  пауз. Иногда, когда волнуется, начинает говорить быстрее обычного.

 

Дмитрий в меру эмоционален, одинаково хорошо умеет как показывать свои эмоции, так и контролировать нежелательные, впечатлителен и сентиментален, склонен к эмпатии, способен к проявлению моральных, интеллектуальных, эстетических чувств. У него выразительная мимика. Настроение у него практически всегда хорошее и устойчивое.

 

 Волевые качества Дмитрия  не слишком хорошо развиты.  Хотя он энергичен и настойчив,  на пути к цели он не всегда  добивается ее, склонен браться  за несколько дел сразу, не  доводя до конца многие из  них. Скорее всего – это  следствие недостаточной самостоятельности  и ответственности, и вероятно  эти недостатки будут преодолены  им, когда он станет студентом,  найдет работу, почувствует себя  взрослым.

 

Тестирование показало, что  темперамент Дмитрия относится скорее всего к типу "сангвиник", что выражается в его умеренной подвижности, позитивном настрое, открытости, общительности. Дмитрий эмоционально устойчив, он экстраверт. Среди главных черт характера Дмитрия можно выделить общительность, чуткость, инициативность, искренность, чувство собственного достоинства, аккуратность. Помимо этого, у него отличное чувство юмора, перед которым трудно устоять даже самому угрюмому человеку.

 

У Дмитрия хорошо развиты  способности к различным видам  деятельности, немалую роль в их развитии сыграло семейное воспитание: с детства с ним много занимались родители, внимательно следили за его интересами и склонностями. Несомненно, у Дмитрия есть музыкальный талант. Пожалуй, музыка – единственное увлечение  Дмитрия, в котором он проявляет  себя самым достойным образом  – постоянно стремится к совершенству, критически оценивает свои достижения, трудолюбив и настойчив. Помимо этого  Дмитрий серьезно увлекается футболом, участвует в различных спортивных соревнованиях, хорошо разбирается  в технике, увлекается компьютером, неплохо рисует.

 

В учебе не прилагает никаких сверхусилий, она явно занимает не первое место в его жизни, но благодаря своим коммуникативным навыкам и широкому кругозору, легко справляется с любыми учебными задачами. Дмитрий учится в классе с гуманитарным уклоном, история и литература даются ему легко, особенно увлекается историей России, археологией. Другие дисциплины интересуют его меньше. Но, тем не менее, успеваемость хорошая по всем предметам, за исключением химии и геометрии. В учебе у него все под контролем, он стремится избегать неудач и отрицательных оценок, по его словам это связано, в основном, с тем, что он не хочет огорчать родителей. Также он осознает, что в скором будущем его ждет поступление в университет, либо в музыкальное училище. Но он еще не определился с выбором, поэтому готовится ко всему сразу.

Информация о работе Самоопределение старших школьнеков