Самоопределение старших школьнеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:19, практическая работа

Краткое описание

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения. Передо мной стояли задачи создания целостного представления о педагогической деятельности; развития педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства; углубления и закрепления знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках; овладение современными технологиями обучения и воспитания.

Содержание

Отчет о прохождении психолого-педагогической практики 1

Анализ воспитательного мероприятия из цикла: Профориентация учащихся 3

Методическая разработка урока: Виды и механизмы памяти 5

План-конспект урока: Виды и механизмы памяти 6

Методическая разработка урока: Характер и темперамент человека 10

План-конспект урока: Характер и темперамент человека 11

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. 16

Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся 19

Психолого-педагогический анализ урока 21

Дневник практики 24

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание на сессию.docx

— 313.79 Кб (Скачать файл)

 

Средняя общеобразовательная  школа №57 является бюджетным образовательным  учреждением. Представляет из себя 3-х этажное кирпичное здание. Директор: Ковтунов Владимир Иванович. Школа работает с 1 сентября 1985 года.

 

Особое внимание педагогический коллектив уделяет вопросам патриотического  и нравственного воспитания учеников. Ежегодно проводятся встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, на которых  учащиеся выступают с концертами и дарят, выполненные своими руками подарки. Традиция школы – осенняя  акция "Дары осени". Она посвящена  Дню пожилого человека. Ученики собирают фрукты, сладости для жителей "Дома ветеранов". Школа уделяет большое  внимание пропаганде здорового образа жизни и физическому развитию детей.

 

Занятия в школе организованы по 6 дневной учебной неделе. Уроки  начинаются в 8 часов утра, в начальной  школе - в 9 часов. Начальная школа  обучается по безотметочной системе. Школа является опорным пунктом проведения единого государственного экзамена. Предметные лаборатории являются центрами исследовательской деятельности и повышения педагогического мастерства.

 

В школе имеются коррекционные  классы для детей с нарушениями  в развитии, такими как ДЦП, ЗПР.

2. Особенности работы психолога  в школе

 

В средней школе №57 работает заслуженный педагог психолог- Матвеева Т.Н.

 

Образование – высшее

 

Категория: высшая.

 

С приходом психолога в  школу тесно связаны большие  социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Определив  психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни.

Рисунок 1 – Задачи психологической  службы школы

 

Из поставленных задач  вытекает вывод о необходимости  сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер.

 

Итак, основными направлениями  деятельности школьного психолога  являются диагностическая, профилактическая и психокоррекционная, консультативная работа.

 

Работа психолога в  школе неразрывно связана с образовательным  процессом. Но школа – это огромный социальный институт. Работая с детьми, психолог проводит консультации с педагогами и родителями.

 

Рассмотрим основные методы работы психолога в школе.

 

Кроме уроков психологии, в  компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может  быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной  сферы ребёнка. При низких показателях  диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта  работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит  от возраста ребёнка). Проведение внеклассных  мероприятий (классный час, КВН) также  входят в компетенцию психолога, составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических  процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет не последнюю роль.

 

Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого –  всё это получает ребёнок в  школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при  единых целях, школа может претендовать на звание социального института  знаний.

 

Психолог помогает ребёнку  усвоить весь этот опыт через освоение поведения и построение собственной  позиции, при которой у ребёнка  вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что  психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных  систем и выбор этих систем. У  ребёнка, при слаженной работе психолога  и педагогического коллектива, формируются  условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным  звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения  интересов и возможностей школьников.

 

От успешной работы психолога  зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может разобраться  в причинах неуспеваемости, агрессивности  детей. Вот тут возникает тесная связь с родителями, которым необходимо идти на контакт с психологом. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители?

 

Бывают ситуации, когда  ребёнку необходима помощь более  узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может  помочь родителям в выборе и направить  к другому специалисту.

 

В данном учреждении работает психолог Гриценко Татьяна Сергеевна, психолог высшей категории. Она была моим руководителем учебно-ознакомительной практики.

 

Как и в любом учреждении, психолог имеет свои должностные  обязанности:

 

1. Педагог-психолог должен  знать: Конституцию Р.Ф. Законы  РФ, решения правительства РФ.

 

2. Педагог-психолог утверждается  на должность и освобождается  от должности директором школы.

 

Педагог-психолог непосредственно  подчиняется директору школы, замдиректора по воспитательной работе.

 

Цель и задачи деятельности психолога в данном учреждении:

 

Основными направлениями  деятельности психолога являются: психодиагностика, психокоррекция, психопросвещение, психопрофилактика, психоконсультирование.

 

Психодиагностика подразумевает  выявление агрессии, тревожности, личностных, мотивационных, познавательных и других особенностей детей. Но на этом этапе  работа психолога не заканчивается. Он должен разработать рекомендации для каждого ребёнка, письменно  оформив их, и провести коррекционные  занятия с теми учениками, у которых  выявлены отклонения от нормы. Эти занятия  проводят индивидуально или с  группой в форме тренингов, упражнений или игр для дошкольного и  младшего школьного возраста, направленных на устранение проблемы.

 

Также психолог занимается психопрофилактикой, которая включает в себя объяснение вреда курения и употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни, предотвращение правонарушений. Кроме того, он ведёт просветительскую работу с родителями и преподавателями, выступая на педагогических советах и родительских собраниях и рассказывая при этом особенности психологии детей определённого возраста по предложенной ему заранее теме. Некоторые психологи в школах индивидуально консультируют родителей и детей по волнующему их вопросу, помогая понять причину проблемы в ходе индивидуальной беседы.

. Описание обустройства  кабинета психолога

 

Кабинет психолога представляет собой помещение 15 м 2, предназначенное  для приема индивидуальный занятий  и хранения картотеки (инструментария, документации). Кабинет психолога  эстетически оформлен. Стены и  мебель окрашены в теплые тона.

 

Стандартное помещение класса предполагает разделить на несколько  зон, соответствующих функциональному  назначению. Это зона первичного приема и беседы с клиентом, консультативная  зона, зона игровой терапии, зона релаксации и снятия психолого-эмоционального напряжения.

 

- Зона первичного приема. Она оснащается рабочим столом  и шкафом (методический материал  по диагностике и коррекционно-развивающий  материал), картотекой с данными  ребенка и результатами их  обследования.

 

- Зона консультативной  работы. Сюда входит журнальный  столик, два кресла, диван, а также  в этой зоне должен быть  неяркий свет.

 

-Зона игровой терапии.  Эту зону составляет мягкое  покрытие пола, передвижная мягкая  мебель, дидактические и развивающие  игры, поделочные материалы.

 

-Зона релаксации и снятия  психолого-эмоционального напряжения. Это зона находится на втором  этаже коррекционного учреждения. Представляет собой комнату около  15 м 2. Эту зону составляет сухой бассейн, мячи, тактильные мячи, мягкие игрушки, светильник "Павлиний хвост", сенсорное оборудование, удобное расположение мягкой мебели (пуфики, коврики, маты), – все это предназначено для релаксации и снятия мышечного напряжения.

 

В ходе ознакомления с деятельностью  психолога, мы рассмотрели рабочие  папки, находящиеся на столе у  психолога. Перечень документации, находящейся  в папке перечислен ниже:

 

1 папка

 

План работы педагога–психолога на 2009-2010 учебный год

 

Сюда входят следующие  разделы:

 

1.Психодиагностика

 

-Психологическая коррекция

 

-Психопрофилактика

 

-Психологическое консультирование

 

-Экспертная работа

 

-Методическая работа

 

2. График работы педагога-психолога  БОУ Омской области "Специальная  (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат № 7 I вида"

 

3. График коррекционно-развивающих  занятий на 2009-2010 учебный год,  I четверть

 

4. График диагностических  занятий на 2009-2010 учебный год,  I четверть

 

5. Индивидуальный план  профессиональной деятельности  педагога –психолога на 2009-2010 год

 

6. Схема помещения I этаж на случай ЧС

 

7. Должностная инструкция  педагога-психолога

 

8. Инструкция № 80 о порядке  действий персонала по обеспечению  безопасности и быстрой эвакуации  людей при пожаре в школе-интернате  №7

 

2 папка

 

План работы психолого-медико-педагогического консилиума на 2008-2009 учебный год

 

1 График плановых заседаний  ПМПК

 

2. Журнал записи детей  на ПМПк

 

3. Журнал регистрации и  рекомендаций специалистов и  коллегиального заключения и  рекомендаций ПМПк

 

4. Протокол

 

Психолога – медико-педагогического  консилиума

 

Решение психолога- медико-педагогического консилиума

 

5. Приложение

 

1) Психолога – педагогическая  характеристика на учащегося

 

2) Заключение по результатам  проведенного психодиагностического  исследования

 

3) Результаты психологического  обследования детей подготовительного  класса

 

4) Выписки из истории  развития ребенка

 

5) Выписка из протокола  ПМПк для предоставления на ПМПК

 

6) Индивидуальное заключение

 

3 папка

 

1) Мини-тренинг "Мы команда"

 

2) "Морские приключения" (психологическая игра для подростков)

 

3) Формирование коммуникативных  навыков для детей с замедлением  развития.

 

4) Анкета

 

5) Рабочая тетрадь "Я  решаю логические задачи"

 

6) Рабочая тетрадь для  детей 2 класса

 

7) Учебное пособие для  детей подготовительного класса

 

8) Диагностика для педагогов

 

-Анализ учителем особенностей  индивидуального стиля своей  педагогической деятельности

 

- Анкета для учителей

 

- Методика оценки учителя  (МОРУ)

 

- Опросник для учителя по диагностике адаптации учащегося 1-го класса к школе (Ковалевой)

 

9) Профориентация

 

-Анкета интересов

 

-Анкета учащегося по  профориентации (10 класс)

 

-Дифференциально-диагностический  опросник

 

-Тесты

 

10) Диагностика личностных  особенностей подростков

 

-диагностика личностных  особенностей подростков с нарушением  слуха

 

-дифферинциально – диагностический опросник

 

-опросник социально-психологический

 

-формы таблиц, рекомендуемых  при обобщении данных по диагностике  учащихся 9-х классов

 

11) Диагностика "Психологическая  готовность к школе"

 

-Диагностический пакет  по определению уровня сформированности познавательной сферы детей с нарушением слуха

 

-Методики

 

-Формы таблиц по адаптации  пятиклассника

 

-Диагностика памяти восприятия, мышления, наглядно-действенного мышления, внимания

 

-Анкета для родителей

 

-Схема-характер учащихся

 

-Психолого-педагогическая  характеристика учащегося

 

-Результаты исследования

4. Знакомство с коррекционным  классом 2 Г

 

В исследуемом классе 26 учащихся. Из них 12 мальчиков и 14 девочек. Дети младшего школьного возраста 7-8 лет. Ученики учатся вместе с 01.09.2010 года, их классный руководитель Павленко Наталья  Владимировна. Данный коллектив немного  изменял свой численный состав. Так  изначально было 24 учащихся. За один учебный  год поступило двое новых учеников. Классный руководитель имеет педагогический стаж 6 лет и соответствующее образование, первую категорию.

 

В коллективе, есть возможность  пронаблюдать и зарождение мужской  дружбы, взаимопомощь, взаимовыручку, и проявление жадности и неприязни, хитрости и заговоров, унижение более  слабых. Преобладание девочек сказывается  на эмоциональных моментах, творческих посиделках, украшениях в классной комнате. Отчужденность "мальчишек  – робинзонов" связана с их низкой успеваемостью, некой неопрятностью, и физической агрессивностью. Ребята – представители асоциальных семей, у них нет навыков нормального общения со сверстниками. Даже между собой, имея "одинаковые беды", не могут найти позитивных точек соприкосновения. Именно поэтому одноклассники стараются избегать общения, и как следствие, конфликтов и побоев. 1 девочка является в классе "новенькой", она пришла в коллектив лишь в конце прошлого учебного года, и пока ей трудно стать полноценным членом коллектива. Девочке не достает решительности и уверенности в себе. Дополнительно к этому, ей тяжело дается обучение, девочка несколько отстает от своих сверстников.

 

Классный руководитель уделяет  большое внимание развитию групповой  сплоченности коллектива и формированию положительных черт характера. Наталья  Владимировна опирается, прежде всего, на свою любовь к детям и опыт работы с детьми с ДЦП И ЗПР, учитывает их возрастные особенности  и интересы. Позитивным результатом  считает полноценное развитие личности учеников, своевременное усвоение ими  специальной коррекционной и  образовательной программы и  самоудовлетворенность. Несомненно, педагог пользуется авторитетом среди детей и родителей. Этому свидетельствуют совместные мероприятия, проводимые часто и весело, журнал мероприятий и отзывов, положительная атмосфера.

Информация о работе Самоопределение старших школьнеков