Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:19, практическая работа
Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения. Передо мной стояли задачи создания целостного представления о педагогической деятельности; развития педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства; углубления и закрепления знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках; овладение современными технологиями обучения и воспитания.
Отчет о прохождении психолого-педагогической практики 1
Анализ воспитательного мероприятия из цикла: Профориентация учащихся 3
Методическая разработка урока: Виды и механизмы памяти 5
План-конспект урока: Виды и механизмы памяти 6
Методическая разработка урока: Характер и темперамент человека 10
План-конспект урока: Характер и темперамент человека 11
Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. 16
Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся 19
Психолого-педагогический анализ урока 21
Дневник практики 24
– повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, учащихся и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;
– участвовать в планировании
и разработке развивающих и
– содействовать творческому развитию одаренных учащихся;
– консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития учащихся;
– консультировать учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
– осуществлять консультирование администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения;
– осуществлять профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентации, способностей, а также жизненных планов;
– систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию.
^ Права педагога-психолога
Педагог-психолог имеет право:
– знакомиться с документацией образовательного учреждения;
– участвовать в работе
педагогического и
– участвовать с правом
совещательного голоса в работе медико-психолого-
– сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития учащихся, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;
– самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития учебного заведения;
– самостоятельно формировать конкретные задачи работы с учащимися и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ;
– повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
– проводить групповые и индивидуальные социально – психологические обследования;
– участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей учащихся и педагогического коллектива;
– участвовать в формировании корпоративной культуры;
– вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);
– консультировать администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности;
– выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации;
– участвовать в разработке
новых методов
– участвовать в работе
молодежных общественных объединений,
советов студенческого
– обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением учащихся.
^ Педагог-психолог несет ответственность за:
– качество используемых методических
материалов для психодиагностики, обработку
результатов психодиагностики, их анализ
и соответствующее
– качество и конфиденциальность собранной информации об индивидуально-психологических особенностях учащихов и педагогов;
– создание условий для полноценного развития и самоопределения учащихов, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности;
– своевременное и правильное оформление, ведение и хранение документации;
– за соблюдение и защиту прав и свобод учащихся, строгое соблюдение правил этического кодекса практического психолога
^ Правила поведения специалиста
1. Думать о своих отношениях с детьми, выстраивать их.
2. При организации
3. Свою речь акцентуировать на конкретного ребенка или группу ребят.
4. Не ограничиваться только
собственной информацией,
5. Не стройте отношения
«сверху вниз», ведь даже
6. Постараться понять психологическую атмосферу в детском коллективе
7. Уметь слушать детей.
8. Стремиться ощущать
их настроение в процессе
9. Не забывать, что у
детей могут быть конфликты
и что можно спровоцировать
их своей педагогической
10. Убеждая ребенка в его ошибках, стараться быть тактичным.
11. Быть инициативным в общении.
12. Избегать штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).
13. Преодолевать отрицательное отношение к некоторым детям.
14. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.
15. Чаще улыбаться детям.
16. Стараться, чтобы чаще
звучали одобрения, похвала,
17. Дети должны знать,
как вы к ним относитесь. Ваша
оценка их поведения
18. Запоминать отношения с каждым ребенком, изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.
19. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывать стратегию разговора.
20. Помнить, что дети
растут и первоначальное
21. Возможны барьеры, возникшие
между учителем и классом,
22. Педагогу-психологу следует обратить внимание на культуру и технику речи.
23. Педагог-психолог должен
владеть организаторскими
24. Опыт актерского влияния
может пригодиться педагогу-
Основные направления деятельности психолога в средней школе
I. Работа с учащимися школы
1. Психолого-педагогическая диагностика
2. Коррекционно-развивающая и консультативная работа
3. Диспетчерская работа
II. Работа с родителями
1. Консультирование по
вопросам воспитания и
2. Информирование по итогам
проведения психологической
3. Психологическое просвещение родителей
III. Сотрудничество с педагогами предметниками и классными руководителями
1. Консультирование педагогов
по вопросам, связанным с обучением,
взаимодействием,
2. Психологическое просвещение педагогов
IV. Работа с администрацией
1. Консультации по вопросам деятельности психолога
2. Информирование по
3. Совместное планирование деятельности
V. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
1. Разработка нового и
адаптация существующего
2. Осуществление совместной методической и практической работы, профессиональная супервизия сотрудников
Содержание работы школьной психологической службы
1. Психологическая работа
Изучение учащихся
с целью обеспечения
2. Диагностическая работа
Выявление причин нарушений
в обучении и воспитании
3. Коррекционная работа
Устранение отклонений
в воспитании и обучении
4. Консультативная работа
Консультации для
5. Вспомогательные задачи
6. Организация педагогических
семинаров для
7. Участие в работе педагогического совета школы
8. Комплектация библиотеки
психолого-педагогической
^ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОТОЙ ПСИХОЛОГА
Схема обследования ребенка.
Схема обследования
ребенка во всех случаях
1) Проверяется, не нарушены
ли познавательные процессы (блок
диагностических методик на
2) Проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.
Используются различные
методики, диагностирующие уровень
развития восприятия, воображения,
памяти, мышления, внимания. Выясняется
соотношение уровня
Изучение интеллектуальных
возможностей учащегося
3) Анализируются особенности
учебной мотивации ребенка,
притязаний, интересы. Используются
косвенные методики
Для изучения самооценки
младшего школьника можно
4) Проверяются учебные
навыки ребенка,
5) Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости:
как ребенок относится к плохим оценкам;
какую получает типичную обратную связь от взрослых;
какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов в обучении;
по возможности
6) Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности:
кто занимается с ним, как много, какие приемы использует;
анализируется стиль семейного воспитания в целом, роль второго родителя (помимо обратившегося в консультацию).
7) Изучается предыстория консультируемого:
собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, диагноз, как долго и чем лечили;
выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка;
что явилось непосредственным
поводом обращения к психологу,
как давно и кем было принято
решение о необходимости
1) Индивидуальные консультации
Железняк Максим, 4 класс
Проблема: неадекватное (агрессивное)
поведение в школе (может
Проводилось:
1. Консультация родителей – беседа.
2. Методики по обследованию: «Мой круг общения» (Т. Ю. Андрушенко), «Дорога жизни», «Кто виноват?», опросник Кеттелла, методика ранжирования признаков средовой адаптации (по Овчаровой), проективная методика «Что мне нравится в школе?» (рисуночные тесты), тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Мальчик открытый, доброжелательный
в беседе, общительный, участливый.
Высокая степень