Самоопределение старших школьнеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:19, практическая работа

Краткое описание

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения. Передо мной стояли задачи создания целостного представления о педагогической деятельности; развития педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства; углубления и закрепления знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках; овладение современными технологиями обучения и воспитания.

Содержание

Отчет о прохождении психолого-педагогической практики 1

Анализ воспитательного мероприятия из цикла: Профориентация учащихся 3

Методическая разработка урока: Виды и механизмы памяти 5

План-конспект урока: Виды и механизмы памяти 6

Методическая разработка урока: Характер и темперамент человека 10

План-конспект урока: Характер и темперамент человека 11

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. 16

Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся 19

Психолого-педагогический анализ урока 21

Дневник практики 24

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание на сессию.docx

— 313.79 Кб (Скачать файл)

 

 

– повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, учащихся и  их родителей, используя различные  формы и методы пропаганды психологических  знаний;

– участвовать в планировании и разработке развивающих и психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности учащихся;

 

 

– содействовать творческому  развитию одаренных учащихся;

– консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам  индивидуального развития учащихся;

 

 

– консультировать учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам  жизненного самоопределения, взаимоотношений  с взрослыми и сверстниками;

 

 

– осуществлять консультирование администрации и сотрудников  образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения;

 

 

– осуществлять профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентации, способностей, а также жизненных планов;

 

– систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию.

 

^ Права педагога-психолога

 

Педагог-психолог имеет право:

 

– знакомиться с документацией  образовательного учреждения;

 

– участвовать в работе педагогического и методического  советов учебного заведения, а также  предметных (цикловых) комиссий, вносить  свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации учащихся, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и детском  коллективах, подготовке конкурентоспособных  специалистов на рынке труда;

 

– участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и др. комиссий по вопросам обучения и воспитания учащихся;

 

– сотрудничать со специалистами  социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства  в вопросах воспитания и развития учащихся, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;

 

– самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и  развития учебного заведения;

 

– самостоятельно формировать  конкретные задачи работы с учащимися  и взрослыми, выбирать формы и  методы работы, принимать решения  по вопросам очередности проведения различных видов работ;

 

– повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;

 

– проводить групповые  и индивидуальные социально –  психологические обследования;

 

– участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей учащихся и педагогического  коллектива;

 

– участвовать в формировании корпоративной культуры;

 

– вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);

 

– консультировать администрацию  учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности;

 

– выступать с обобщением опыта своей работы в научных  и научно-популярных журналах, газетах  и других средствах массовой информации;

 

– участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;

 

– участвовать в работе молодежных общественных объединений, советов студенческого самоуправления;

 

– обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением учащихся.

 

^ Педагог-психолог несет  ответственность за:

 

– качество используемых методических материалов для психодиагностики, обработку  результатов психодиагностики, их анализ и соответствующее использование;

 

– качество и конфиденциальность собранной информации об индивидуально-психологических  особенностях учащихов и педагогов;

 

– создание условий для  полноценного развития и самоопределения  учащихов, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности;

 

– своевременное и правильное оформление, ведение и хранение документации;

 

– за соблюдение и защиту прав и свобод учащихся, строгое  соблюдение правил этического кодекса  практического психолога

 

^ Правила поведения специалиста

 

1. Думать о своих отношениях  с детьми, выстраивать их.

 

2. При организации педагогического  общения исходить не только  из педагогических целей и  задач, не исключать интересы  ребенка.

 

3. Свою речь акцентуировать  на конкретного ребенка или  группу ребят.

 

4. Не ограничиваться только  собственной информацией, необходимо  и организовать отношения, изучить  ребенка, оказывать и определенное  воздействие.

 

5. Не стройте отношения  «сверху вниз», ведь даже малыш  стремится к самостоятельности  во взаимоотношениях.

 

6. Постараться понять  психологическую атмосферу в  детском коллективе

 

7. Уметь слушать детей.

 

8. Стремиться ощущать  их настроение в процессе общения.

 

9. Не забывать, что у  детей могут быть конфликты  и что можно спровоцировать  их своей педагогической несостоятельностью.

 

10. Убеждая ребенка в  его ошибках, стараться быть  тактичным.

 

11. Быть инициативным в  общении.

 

12. Избегать штампов в  манере вести себя с детьми (точно по плану).

 

13. Преодолевать отрицательное  отношение к некоторым детям.

 

14. Только критика, без  конструктивного начала, бесполезна.

 

15. Чаще улыбаться детям.

 

16. Стараться, чтобы чаще  звучали одобрения, похвала, поощрения.

 

17. Дети должны знать,  как вы к ним относитесь. Ваша  оценка их поведения определяет  их отношение к вам.

 

18. Запоминать отношения  с каждым ребенком, изменение  отношения повлечет негативное  поведение ребенка.

 

19. К каждой беседе следует  готовиться, разрабатывать стратегию  разговора.

 

20. Помнить, что дети  растут и первоначальное поведение  сменяется новым.

 

21. Возможны барьеры, возникшие  между учителем и классом, воспитателем  и группой. Здесь следует учитывать  социально-психологическую обстановку  в группе, отношения в классе, между ребятами.

 

22. Педагогу-психологу следует  обратить внимание на культуру  и технику речи.

 

23. Педагог-психолог должен  владеть организаторскими способностями.

 

24. Опыт актерского влияния  может пригодиться педагогу-психологу.

 

Основные направления  деятельности психолога в средней  школе 

 I. Работа с учащимися школы

 

1. Психолого-педагогическая  диагностика

 

2. Коррекционно-развивающая  и консультативная работа

 

3. Диспетчерская работа

 

 II. Работа с родителями

 

1. Консультирование по  вопросам воспитания и психологического  развития детей 

 

2. Информирование по итогам  проведения психологической диагностики  (индивидуальное и групповое)

 

3. Психологическое просвещение  родителей

 

 III. Сотрудничество с педагогами предметниками и классными руководителями

 

1. Консультирование педагогов  по вопросам, связанным с обучением,  взаимодействием, психологическим  развитием школьников

 

2. Психологическое просвещение  педагогов

 

 IV. Работа с администрацией

 

1. Консультации по вопросам  деятельности психолога

 

2. Информирование по психологическим  вопросам

 

3. Совместное планирование  деятельности

 

 V. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы

 

1. Разработка нового и  адаптация существующего инструментария  деятельности психолога

 

2. Осуществление совместной  методической и практической  работы, профессиональная супервизия сотрудников

Содержание работы школьной психологической службы

 

1. Психологическая работа

 

 Изучение учащихся  с целью обеспечения индивидуального  подхода к ним, предупреждение  трудностей в интеллектуальном  и личностном развитии

 

2. Диагностическая работа

 

 Выявление причин нарушений  в обучении и воспитании учащихся. Профориентация старшеклассников

 

3. Коррекционная работа

 

 Устранение отклонений  в воспитании и обучении учащихся

 

4. Консультативная работа

 

 Консультации для администрации  школы, учителей, родителей, учащихся  по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного определения,  взаимоотношений со сверстниками  и взрослыми, самовоспитания.

 

5. Вспомогательные задачи

 

6. Организация педагогических  семинаров для психологического  анализа поведения и успеваемости  учащихся, с целью раскрытия индивидуальных  особенностей личности и способностей  учащихся

 

7. Участие в работе  педагогического совета школы

 

8. Комплектация библиотеки  психолого-педагогической литературой  на базе психологического кабинета  и библиотеки школы

 

^ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОТОЙ  ПСИХОЛОГА

Схема обследования ребенка.

 

 Схема обследования  ребенка во всех случаях строится  исходя из имеющихся классификаций  неуспевающих учеников и на  основе учета гипотез о причинах  психогенной школьной дезадаптации. Она включает в себя следующее.

 

1) Проверяется, не нарушены  ли познавательные процессы (блок  диагностических методик на вербальный  и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, моторики). Могут использоваться  методики диагностики интеллекта  Талызиной, Амтхауэра, Векслера, различные методики диагностики познавательных способностей.

 

2) Проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.

 

 Используются различные  методики, диагностирующие уровень  развития восприятия, воображения,  памяти, мышления, внимания. Выясняется  соотношение уровня теоретического  обобщения и практических действий, степень самостоятельности, чувствительность  к помощи со стороны взрослых.

 

 Изучение интеллектуальных  возможностей учащегося позволяет  раскрыть его актуальные и  потенциальные возможности, осуществить  психокоррекционную работу.

 

3) Анализируются особенности  учебной мотивации ребенка, уровень

 

 притязаний, интересы. Используются  косвенные методики диагностики  мотивации учения: метод наблюдения, свободная беседа с учеником, беседа с родителями, учителями.  Прямые методики: беседа-интервью, методики "Лесенка уроков", "Лесенка  побуждений", сочинение на тему "Моя жизнь в школе". Проективные  методики: рисуночная, составление  расписания на неделю (С.Я.Рубинштейн), методика Матюхиной, цветовой  тест отношений Эткинда.

 

 Для изучения самооценки  младшего школьника можно использовать  методику А.И.Липкиной "Три оценки".

 

4) Проверяются учебные  навыки ребенка, просматриваются  его тетради, делаются пробы  на чтение, письмо, решение задач.  Психолог может получить эту  информацию от учителей по  результатам контрольных срезов.

 

5) Выясняется эмоциональный  компонент неуспеваемости:

 

как ребенок относится  к плохим оценкам;

 

какую получает типичную обратную связь от взрослых;

 

какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов  в обучении;

 

по возможности восстанавливается  вся система межличностных отношений  ребенка.

 

6) Выясняются типичные  виды помощи родителей ребенку  в учебной деятельности:

 

кто занимается с ним, как  много, какие приемы использует;

 

анализируется стиль семейного  воспитания в целом, роль второго  родителя (помимо обратившегося в консультацию).

 

7) Изучается предыстория  консультируемого:

 

собирается подробный  анамнез, случаи обращения к врачу, диагноз, как долго и чем лечили;

 

выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка;

 

что явилось непосредственным поводом обращения к психологу, как давно и кем было принято  решение о необходимости психологической  консультации.

 

1) Индивидуальные консультации

 

Железняк Максим, 4 класс 

 

 Проблема: неадекватное (агрессивное)  поведение в школе (может кидать  тетради, книги, даже стулья  в сверстников).

 

 Проводилось:

 

1. Консультация родителей  – беседа.

 

2. Методики по обследованию: «Мой круг общения» (Т. Ю. Андрушенко), «Дорога жизни», «Кто виноват?», опросник Кеттелла, методика ранжирования признаков средовой адаптации (по Овчаровой), проективная методика «Что мне нравится в школе?» (рисуночные тесты), тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

 

 Мальчик открытый, доброжелательный  в беседе, общительный, участливый. Высокая степень сформированности интеллектуальных функций, легкость в усвоении новых знаний. Уровень тревожности средний (50%), присутствует чувство одиночества. В классе хотел быть лидером, не признал коллектив. На этой почве конфликтность, агрессия по отношению к сверстникам, учителю. Посещал занятия у психолога «Умение общения». Переведен в другой класс. Стал более спокоен, реже вспышки гнева. Приспосабливается к требованиям разных учителей.

Информация о работе Самоопределение старших школьнеков