Самоопределение старших школьнеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:19, практическая работа

Краткое описание

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения. Передо мной стояли задачи создания целостного представления о педагогической деятельности; развития педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства; углубления и закрепления знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках; овладение современными технологиями обучения и воспитания.

Содержание

Отчет о прохождении психолого-педагогической практики 1

Анализ воспитательного мероприятия из цикла: Профориентация учащихся 3

Методическая разработка урока: Виды и механизмы памяти 5

План-конспект урока: Виды и механизмы памяти 6

Методическая разработка урока: Характер и темперамент человека 10

План-конспект урока: Характер и темперамент человека 11

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. 16

Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся 19

Психолого-педагогический анализ урока 21

Дневник практики 24

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание на сессию.docx

— 313.79 Кб (Скачать файл)

 

Дмитрий активно участвует  в общественной деятельности, с радостью выполняет поручения, связанные  с его интересами: участвует в  олимпиадах, школьных соревнованиях  и концертах.

 

В классе Дмитрий не является общепризнанным лидером, но его мнение авторитетно для товарищей, он пользуется уважением. У него хорошие отношения  с педагогическим коллективом, на уроках ведет себя достойно, изредка позволяя себе небольшие вольности в виде шуток, но учителя относятся к  этому снисходительно. Среди одноклассников у него много друзей, их связывают  общие интересы и деятельность. У  Дмитрия очень выражена потребность  в общении, в одобрении его  действий коллективом, поэтому он стремится  быть общественно полезным, значимым, интересным для окружения, быть в  центре событий, происходящих в жизни  коллектива.

 

В целом можно отметить, что формирование личности Дмитрия  идет весьма успешно. Он не испытывает серьезных проблем в учебной  жизни, прекрасно общается со сверстниками и родителями, всесторонне развит как в физическом, так и в  духовном плане. В педагогическом плане  Дмитрий не требует к себе большого внимания и особого подхода. Так  как Дмитрий – человек творческий, в учебной деятельности его интересует все то, что связано с исследовательской  деятельностью, нестандартными решениями, интересными фактами, возможностью практической работы. При положительной мотивации и заинтересованности его в предмете, он может показывать высокие достижения в учебной деятельности, для этого педагогу необходимо каким-либо образом заинтересовать его в изучении данной дисциплины, почаще давать ему возможность высказать свою точку зрения, ведь для него это очень важно, обязательно отмечать его достижения перед коллективом учащихся.

 

Тем не менее, есть существенные стороны в его жизни, на которые  ему во избежание трудностей необходимо обратить особое внимание. Это недостаточная  самостоятельность, неумение ставить  перед собой четкие цели и достигать  их, иногда даже легкомысленность. Ему  нужно привыкнуть к мысли, что  беззаботное детство заканчивается  с окончанием школы, и в жизни  возникнут ситуации, когда нужно  будет проявить и твердость характера, и умение принимать решения, и  четко планировать свою жизнь. Скорее всего, эти качества возникнут у  него по мере необходимости – когда  он столкнется с первыми трудностями  в своей жизни, требующих проявления волевых качеств и ответственности.

Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся

 

11 "г" класс является  профильным классом с углубленным  изучением гуманитарных дисциплин.  В классе 21 ученик, возраст учеников  – 16 – 17 лет, абсолютное большинство  – девочки – 15 человек, мальчиков  всего шесть. Этот факт, вероятно, связан с тем, что мальчики  проявляют меньшую склонность  к изучению гуманитарных наук, им более интересны естественные  и математические науки. Класс  существует в данном составе  третий год после разделения  по профилям. Куратором класса  является преподаватель истории  Матушкина О.И., она руководит  классом с момента его формирования.

 

 Интересы большинства  учащихся класса соответствуют  профильной направленности их  обучения. Общая успеваемость –  хорошая, при этом явно отстающих  учеников нет. Для большинства  учеников учебная деятельность  является определяющей на данном  этапе их жизни, так как класс  выпускной и впереди их ждет  поступление в высшие и средние  учебные заведения. Общие интересы  в учебной деятельности объединяют  учеников, одноклассники активно  сотрудничают, помогают друг другу.

 

Актив класса составляют три  человека – 2 девочки и 1 мальчик, они  сотрудничают с педагогическим коллективом, участвуют в решении различных  организационных вопросов, помогают одноклассникам. В классе есть один явный лидер, его мнения и идеи авторитетны для учеников, также  он пользуется уважением со стороны  учителей. У него сильный характер, громкая, убеждающая речь, он обаятелен, с чувством юмора, и что на самом  деле ценно – он обладает большим  объемом знаний во многих сферах.

 

Также в классе есть и изолированные  личности – две девочки. Они редко  принимают участие в общественных делах и мероприятиях класса, на уроках неактивны, не принимают участия  в групповых дискуссиях, обсуждениях. Скорее всего, это связано с особенностями характера. В классе к ним относятся скорее равнодушно, чем отрицательно, упреков и насмешек в их сторону никто себе не позволяет.

 

В классе нет больших группировок, что объясняется общей дружелюбной  и доброжелательной атмосферой. Активное взаимодействие происходит между сидящими за одной партой учениками. Некоторые  из этих пар являются друзьями и  в жизни, но большинство связаны  именно учебными задачами, хотя отношения  между ними тоже можно назвать  дружескими: они хорошо понимают друг друга, способны продуктивно трудиться  вместе, конфликты у них возникают  редко.

 

Стиль взаимодействия куратора с классом можно охарактеризовать как демократический. Особого контроля за классом не требуется: большинство учеников – уже сформировавшиеся личности, ответственные, дисциплинированные. Общение учеников и куратора происходит в основном по поводу каких-либо организационных вопросов. Отношения между ними теплые, помимо руководства классом куратор ведет еще и уроки истории, пользуется уважением и авторитетом у учеников.

 

В целом, в классе преобладает  положительный эмоциональный климат, учеников характеризует сплоченность, организованность и высокий уровень  ответственности. Сложившаяся атмосфера  способствует продуктивности учебной  деятельности, хорошей успеваемости, благоприятно сказывается на физическом и душевном самочувствии как учеников, так и преподавателей.

Психолого-педагогический анализ урока

 

Урок литературы, который  я посетила, проводился для учеников 10 "Г" класса. Преподаватель Старыгина Л.Н. имеет большой педагогический опыт и пользуется заслуженным уважением учеников. 10 "Г" - класс с углубленным изучением гуманитарных наук, уроки литературы являются одними из самых любимых, во многом благодаря педагогическому мастерству преподавателя.

 

Тема урока: "Возможно ли возрождение человека, совершившего преступление?" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

 

Цель урока: путем анализа  различных эпизодов романа, проследить за развитием судьбы Родиона Раскольникова  от его нравственного падения  до духовного возрождения.

 

Задачи:

 

Образовательная:

 

- заставить учеников задуматься  над тем, почему в романе  большая часть повествования  отведена описанию не совершенного  преступления, а душевным мукам  Раскольникова;

 

- знакомство с особенностями  психологического мастерства писателя.

 

Развивающая:

 

- совершенствование навыков  анализа эпизода.

 

- анализ эпизода как  приём раскрытия психологического  мастерства Достоевского.

 

Воспитывающая:

 

- Подведение учащихся  к мысли о разрушающем воздействии  на человека идеи о сверхчеловеке,  идеи о вседозволенности.

 

Ход урока.

 

I. Организационный этап. Учитель  приветствует учеников, отмечает  присутствующих, подготавливает учащихся  к работе. Этот этап не занимает  много времени, но очень важен  для мобилизации внимания учеников  и внутренней готовности к  проверке знаний, полученных на  предыдущем уроке и изучению  нового материала.

 

II. Задача второго этапа  урока - установить правильность  и осознанность усвоенных на  предыдущем занятии знаний. Учитель  никого не вызывает к доске,  а понемногу опрашивает весь  класс. Если ученик затрудняется  с ответом, учитель предлагает  другим помочь ему с формулировками, что-то добавить, высказать свою  точку зрения, сам помогает и  направляет ход мыслей учеников. Таким образом, за пять –  семь минут, учащиеся вспомнили обсудили и обобщили материал предыдущего урока. Этот этап является очень важным, так как повторение пройденного готовит учеников к изучению новой темы. Исходя из полученных учениками ответов, преподаватель ставит перед учениками новые вопросы, плавно подводя их к теме сегодняшнего урока. Этот прием очень эффективен и значителен для понимания идеи романа, так как он позволяет ученикам изучать произведение не просто отдельными эпизодами, а воспринимать его целостную идею, проникнуть в суть проблемы, описываемой в произведении.

 

III. Преподаватель сообщает  тему сегодняшнего урока. Задача  этого этапа -организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Преподаватель ведет себя активно, постоянно удерживая внимания учеников на изучаемой проблеме. Кроме того, он стимулирует мыслительную деятельность учащихся, используя метод эвристической беседы. Преподаватель задает вопросы ученикам, внимательно выслушивает различные точки зрения, подводит учеников к важным выводам, которые они формулируют сами, преподаватель лишь направляет мысли учеников в нужное русло. Это похоже на детскую игру "тепло-холодно". И в результате ученики получают удовольствие от того, что они сами нашли ответы на казалось бы сложные вопросы. Применяемые преподавателем методы проблемного обучения очень эффективны, так как позволяют ученику не просто получить готовые ответы, а самому решить проблему, рассмотреть все ее стороны, проанализировать. Знания, полученные таким образом прочны и надежны. В результате у учеников появляется конкретное представление об изучаемом и глубокое осознание идеи изучаемой проблемы.

 

Время от времени преподаватель  акцентирует внимание учеников на каких-то важных фактах: "А вот здесь  давайте поподробнее", "Это  очень важно, давайте запишем". Таким образом, он обращает внимание учеников на какие-то значимые, ключевые факты, являющиеся ключом к разрешению какого-либо вопроса, проблемы. Это  способствует выработке у учащихся умению выделять главные мысли, существенные стороны изучаемого материала, учит их мыслить аналитически, составляя  из отдельных эпизодов целостную  картину.

 

Нужно отметить, что учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, задаваемых учителем, не стесняются выражать свои мысли. Учитель же поощряет такую активность одобряющими фразами: "Молодец", "Правильно", "Да, именно так" и т.д. Это способствует внутреннему раскрепощению учеников, никто не чувствует себя лишним, ученикам очень приятно осознавать, что их мнение значимо, что они  могут увидеть какие-то скрытые  закономерности и факты, а значит, способны мыслить глубоко и серьезно. Ученики ведут себя дисциплинированно, так как все включены в работу и не отвлекаются.

 

Позиция, выбранная учителем, очень эффективна с педагогической точки зрения. Он координирует познавательную активность учеников, давая им возможность  самовыражаться. По мере необходимости, он активизирует внимание учеников, сообщая какую либо информацию, способную повернуть ход дискуссии в другую сторону, если, например ученики отходят от темы, либо предлагает взглянуть на проблему с другой стороны. При этом преподаватель очень тактичен, не перебивает учеников. Речь учителя – грамотная, богатая фразеологическими оборотами, убедительная и четкая. Преподаватель эмоционален, активно жестикулирует, интонационно выделяет главные мысли в своей речи, использует цитаты, сравнения. Видно, что он увлечен своим предметом и способен увлечь учеников. Эмоциональная привлекательность урока способствует развитию творческого подхода к обучению. Учитель, способный вызвать сильные эмоционально-положительные чувства, помогает ученику относиться к учёбе увлечённо и легко принимать учебный материал.

 

IV. На этом этапе совместно  с учениками были сформулированы  выводы всех предшествующих обсуждений. Задавая различные вопросы, учитель  выяснил насколько правильно  и глубоко усвоили знания ученики,  каково их отношение к проблеме, что нового они узнали на  уроке и каким образом эти  новые знания связаны с предыдущими  изученными темами. Подводя итоги,  учитель обратил внимание учеников  на то, что проблема, решаемая  ученикам на сегодняшнем занятии,  подвела их к необходимости  обратить внимание и на другие  вопросы, касающиеся нравственного  возрождения главного героя. Учитель  попросил учеников подумать дома  над проблемой христианской нравственности, а именно над тем, какие евангельские  мотивы используются в романе "Преступление и наказание". Это и было домашним заданием. Затем преподаватель поблагодарил  учеников за внимание и активное  участие и завершил урок.

 

Оценивая урок в общем, можно сказать, что замысел удался, поставленные учителем цели были достигнуты. Общая доброжелательная атмосфера  урока позволила ученикам глубоко  погрузиться в изучаемую проблему, активизировать мышление и воображение. Форма организации урока в  виде дискуссии позволяет ученикам развивать свои коммуникативные  способности, умение отстаивать свою точку  зрения, развивает речь и творческое мышление. Работоспособность учеников не снижалась на протяжении всего  урока, что свидетельствует об их увлеченности темой, способности работать в группе.

 

Педагог смог создать положительную  мотивацию на усвоение нового материала, о чем свидетельствует внимательность учащихся, вопросы к учителю, активная работа учащихся, высказывание собственных  суждений, инициативное обсуждение вопросов учащимися.

 

Ученики были очень внимательны, поглощены деятельностью, на поставленные вопросы отвечали четко, были в состоянии  быстро переключаться с одного вида деятельности на другой (слушание и  ведение записей и т.д.)

 

Преподаватель активно задействовал память и мышление учащихся: изложение  было четким и последовательным, эмоционально насыщенным. Предназначенная для  запоминания информация включалась в активную интеллектуальную обработку. Для активизации мышления учеников преподаватель использовал создание проблемных ситуаций; чёткую постановка вопросов; организацию операций анализа, обобщения; побуждение учащихся к самостоятельной  постановке вопросов и к самостоятельным  выводам.

 

Учащиеся получили качественные, глубокие познания, умение мыслить  аналитически, выделять существенные стороны в изучаемом материале, что говорит о высокой познавательной активности учеников и педагогическом мастерстве преподавателя.

Информация о работе Самоопределение старших школьнеков