Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:23, курсовая работа
В современных условиях развития общества проблема социального сиротства становится всё более распространённой. И рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума. В последнее время размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, вследствие чего меняется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.
Введение 3
Глава 1. Социальное сиротство в современной России: понятие, причины, масштабы. 6
1.1 Понятие сиротство и причины его роста распространения в России 6
1.2. Последствия сиротства для человека и общества 11
1.3. Основные этапы становления социальной помощи детям – сиротам 14
Глава 2. Социальная защита и поддержка детей - сирот в современной России 22
2.1 Государственно – правовые аспекты защиты детей – сирот 22
2.2 Основные формы жизнеустройства детей – сирот. Компаративный анализ 30
2.3 Актуальные проблемы и перспективы социальной защиты детей – сирот 36
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Введение 3
Глава 1. Социальное сиротство в современной России: понятие, причины, масштабы. 6
1.1 Понятие сиротство и причины его роста распространения в России 6
1.2. Последствия сиротства для человека и общества 11
1.3. Основные этапы становления социальной помощи детям – сиротам 14
Глава 2. Социальная защита и поддержка детей - сирот в современной России 22
2.1 Государственно – правовые аспекты защиты детей – сирот 22
2.2 Основные формы жизнеустройства детей – сирот. Компаративный анализ 30
2.3 Актуальные проблемы и перспективы социальной защиты детей – сирот 36
Заключение 45
Список использованной литературы 47
В современных
условиях развития общества проблема
социального сиротства
В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения вызвало такое явление, как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. Спектр причин детского неблагополучия весьма широк. В числе существенных факторов можно выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций; рост числа разводов и количества неполных семей; асоциальный образ жизни ряда семей, что, в свою очередь, стимулирует развитие аналогичных процессов и в детской среде; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей; нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
Специалисты утверждают, что за последние сто лет наша страна переживает третью волну сиротства. Первая пришлась на период после первой мировой и гражданской войн в начале 20 в.; вторая захватила страну во время и после Великой Отечественной войны. Третью волну мы наблюдаем сейчас. Если в 1945 г. в России было около 678 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то сегодня их число в два раза превышает общее количество воспитанников детских домов в период разрухи после гражданской и Отечественной войн. По числу детей-сирот (в т.ч. социальных), приходящихся на каждые 10 тыс. детского населения, Россия занимает первое место в мире.
В нашей стране, вместе с ростом количества круглых (потерявших обоих родителей) сирот и полусирот (лишившихся либо никогда не имевших одного из родителей) получило распространение социальное сиротство, выражающееся в устранении родителей от выполнения обязанностей по отношению к своим детям. Если в 2005 году в России общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 654 тыс. человек, то в 2011 только социальных сирот, по утверждениям некоторых исследователей, насчитывалось более 685 тыс. человек.
Социальное
сиротство оставляет тяжелый
след в психологической жизни
ребенка. Чем раньше ребенок отрывается
от родительской семьи, чем дольше и
в большей изоляции он находится
в учреждении, тем более выражены
деформации по всем направлениям психологического
развития. Проблемы психологического
характера детей-сирот
Теоретическая
значимость исследования заключается
в осмыслении социального сиротства
как формы социальной депривации,
а также теоретической
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов, основных положений и выводов для работы по социальной работе с детьми-сиротами, в разработке социальных программ адаптации социальных сирот.
Методологической основой исследования в курсовой работе явились труды таких авторов, как Алексеенкова Е.Г., которая полно отразила понятие и сущность социальной депривации в учебном пособии «Личность в условиях психической депривации». Генезис и развитие явления «социальное сиротство» рассмотрены посредством научных трудов Дробышевской Н.А. «Семья. Воспитание детей. Демографическая ситуация: проблемы и пути их решения», Кедяровой Р.Н. «Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема» и Лиханова А.М. «Дети без родителей», которые дали глубокий анализ данной проблеме. Причины социального сиротства более широко раскрыты в «Психологии детей-сирот» Шипицыной Л.М. Осипова И.О., . Варывдин В.А., Панов А.М., Магульская Е.Е. и Кучер И.В. в своих работах исследовали особенности социального сиротства и проблемы детей-сирот в России. В работах Васильева А.Ю., Коробейникова И.А. и Поспеловой Н.С. подробно исследованы пути решения проблемы социального сиротства.
Цель работы заключается в исследовании сиротства как социальной проблемы.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить понятие сиротство и причины его роста распространения в России;
2. Рассмотреть последствия сиротства для человека и общества;
3. Выявить основные этапы становления социальной помощи детям – сиротам;
4. Рассмотреть государственно – правовые аспекты защиты детей – сирот;
5. Проанализировать актуальные проблемы и перспективы социальной защиты детей – сирот.
Объект исследования – социальные сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей. Предмет исследования – социальная работа в отношении сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях[5, c.47].
Понятие «социальное сиротство» возникло в период кризисного состояния семьи, падения ее нравственных устоев, массовой беспризорности.
Рост разводов, когда ребенка воспитывает один из родителей - отец или мать, возрастание числа детей, рожденных вне брака (19,8% от числа новорожденных), безработица родителей приводят к отклонениям в нравственном поведении ребят. Более 50% подростков, совершающих правонарушения, из неполной семьи, более 30% детей с психологическими отклонениями воспитывались без отца.
Детей-сирот
стали усыновлять иностранные граждане.
С 1992 г. в России иностранцы усыновили
12 тыс. ребят. Уничтожение детских
домов и создание школ-интернатов,
перевод в школы-интернаты
Рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - устойчивая тенденция современной России. По данным Главного контрольного управления при Президенте РФ, если в 1994 г. было учтено 496 тыс. 300 таких детей, то на 1 января 2008года - уже 867 тыс.
В России рост числа детей-сирот (а к ним мы относим и детей, оставшихся без попечения родителей в силу различных обстоятельств) обусловлен, прежде всего, социально-экономическими проблемами. По данным исследования ИСЭПИ РАМ, в настоящее время в зоне социального неблагополучия находятся 50% россиян. Причем, если 20% из них - люди, чьи доходы ниже прожиточного минимума, 7% - просто неимущие, для которых проблемой является даже поддержание физиологических стандартов питания, то 10% - это «социальное дно» (андекласс) - люди, отвергнутые от общества.
Впервые за многие годы (после Великой Отечественной войны) смертность превысила рождаемость на большей части территории страны. В целом по России, по данным переписи населения 2002 г., в 1999 г. смертность превысила рождаемость в 1,7 раза, в 2001 г. - в 1,6 раза. Например, в округе Муром Владимирской области, в 2008г. смертность превысила рождаемость в 1,4 раза (на 1272 родившихся - 1770 умерших).
Увеличивается алкоголизация населения. По данным Министерства здравоохранения России, в 2004 г. в стране насчитывалось около 20 млн. алкоголиков. Растет количество людей, злоупотребляющих наркотиками. В 1998 г., согласно словарю-справочнику под редакцией Е.И. Холостовой, в России насчитывалось около 1,5 млн. наркоманов. В 2008,по экспертным оценкам, наркоманией страдали уже около 5млн. россиян, причем 2/3 из них - молодые люди в возрасте до 30 лет. Обострилась проблема детской инвалидности: тысячи детей-инвалидов нуждаются в материальной, психологической и юридической помощи. За год, в среднем, регистрируется, около 6 тыс. обращений в органы опеки по поводу защиты прав детей в семье[18, c.22].
Ежегодно растет число родителей, лишенных родительских прав. Если в 1995 г. их было около 20 тысяч, то в течение одного только 2000 г. 42917 отцов и матерей по решению суда лишены родительских прав, у родителей отобраны 53073 ребенка. Более 169 тыс. родителей привлечены к административной ответственности и поставлены на учет в органы милиции на ненадлежащее исполнение своих материнских и отцовских обязанностей, возбуждено более 9 тыс. уголовных дел в отношении указанной категории родителей. Увеличивается и число детей, рожденных вне брака: в 1988 г. из 677 тыс. новорожденных 100 тыс. были внебрачными, в 2000 г. - 354 тыс. новорожденных, или 28 % от общего числа родившихся. Почти 22 тыс. детей родилось у матерей, не достигших совершеннолетия. По информации неправительственных правозащитных организаций, в 2003 г. около 14 млн. детей росли в неполных семьях.
По данным Министерства образования России, каждый год выявляются около 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Большая часть из них направляется в учреждения интернатного типа. Столько же детей, т.е. около 100 тыс., признаются нуждающимися в опеке.
Проведенный
О. Прохоровой анализ причин, по которым
дети лишились родителей в 2002 г., позволяет
утверждать, что только 16,4% из них - объективные,
социально неизбежные. К ним относятся
смерть родителей, предельно низкий
социально-экономический уклад
В то же время,
при возросшем количестве детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, с 1991 по 2003 гг. постоянно
сокращалось число усыновителей
из числа российских граждан. В 1991 г.
их было 15964, в 1997 г. - 8500, в 1999 г. - 6500 усыновителей.
С 2002 г. наблюдается ежегодное
Статистика сиротства в России чрезвычайно запутана и неточна. Различные ведомства, учреждения и организации называют разные цифры, поэтому мы вынуждены говорить о некоторых «средневзвешенных» показателях, хотя в этой сфере неточности даже и в единицу непростительны. Особенно разнятся мнения и цифры до 2006-2007 года.
«Парламентская газета» от 23.11.2007 так описывает проблемы учета сирот и беспризорников: «Данных о количестве сирот, а также беспризорных и безнадзорных детях в России на сегодняшний день нет. Разные источники называют разные цифры. Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров недавно сообщил о 3-5 млн., министр образования и науки Андрей Фурсенко приводит цифру от 100 до 500 тысяч, подведомственное ему министерство - 760 тысяч (без учета беспризорников), независимые эксперты говорят о 4 млн.».
К 2009-2010 году все же складывается некоторый приблизительный консенсус оценок экспертов и представителей власти.
Начиная с 2009 года, в качестве общего числа несовершеннолетних в России официально называется цифра меньше 30 млн. - около 29-28 млн. и признается факт значительного уменьшения количества детей в России по сравнению даже с 90-ми годами. Для сравнения, на начало 2002 года в России было 31,6 млн. детей и подростков в возрасте до 18 лет, в 2000 году - 34,6, в 1995 – 38 млн., а в 1991 – 40,2 млн. детей.