Сиротство как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях развития общества проблема социального сиротства становится всё более распространённой. И рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума. В последнее время размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, вследствие чего меняется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальное сиротство в современной России: понятие, причины, масштабы. 6
1.1 Понятие сиротство и причины его роста распространения в России 6
1.2. Последствия сиротства для человека и общества 11
1.3. Основные этапы становления социальной помощи детям – сиротам 14
Глава 2. Социальная защита и поддержка детей - сирот в современной России 22
2.1 Государственно – правовые аспекты защиты детей – сирот 22
2.2 Основные формы жизнеустройства детей – сирот. Компаративный анализ 30
2.3 Актуальные проблемы и перспективы социальной защиты детей – сирот 36
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

сиротство как социальная проблема.docx

— 109.46 Кб (Скачать файл)

В 1985 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение  «О мерах по улучшению обеспечения  детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в  домах ребенка, детских домах, школах-интернатах».

В 1987 году учрежден Детских фонд.

В 1988 году принято  постановление «О создании детских  домов семейного типа». В 1990 году в 347 созданных детских домах семейного  типа находятся 3,5 тысячи детей. Эти  дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков.

В начале 90-х гг. были приняты и начали реализовываться три большие социальные программы: «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Творческое развитие личности» и «Социальные службы помощи детям и молодежи». Тогда же были разработаны и в настоящее время действуют такие государственные социальные программы, как «Дети России», «Дети Чернобыля».

В 1991 году в  России был официально введен институт социальной педагогики, что дало сильнейший импульс для методологических, теоретических  и научно-практических исследований в сфере подготовки и деятельности новых кадров (социальных педагогов). После 70-летнего перерыва Россия возвращается в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами.

Глава 2. Социальная защита и поддержка  детей - сирот в современной России

2.1 Государственно – правовые аспекты защиты детей – сирот

 

Приступая к  работе по усыновлению, социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок  психологически и социально к  усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда  это необходимо и когда это  возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и  без нажима с чьей-нибудь стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.

Необходимо  уделить внимание и подготовке усыновителей, т.е. тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое  состояние, а также культурный уровень  желающих усыновить ребенка и  их ближайшего окружения; следует определенно  знать, отвечает ли план усыновления  их желаниям и способствует ли их супружеское  и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредоточиться  преимущественно на нуждах ребенка, нежели на своих собственных. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от индивидуальных свойств ребенка и его усыновителей (возраст, состояние здоровья, характерологические особенности); от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к особенностям детей (особенно тогда, когда усыновляют бездетные граждане). Важную роль играют семейный уклад, взаимоотношения, экономические возможности. И, наконец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления.

Особую и  самую большую группу составляют дети, находящиеся под опекой. Опека  долгие годы оставалась единственной (кроме усыновления) открытой и на нормативно-правовом уровне благополучной  формой устройства детей в семьи: они остаются с близкими людьми (около 90% опекунов - близкие родственники ребенка), в привычной обстановке, учащиеся не меняют школу.

Опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также  для защиты их прав и интересов; опека  устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство- над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно (ст. 32, 33 ГК РФ). Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. В некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ). Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам [12 с. 81].

Детский дом  семейного типа - обычная семья, принявшая  на воспитание 5 и более детей. В  России до 1 марта 1996 г. (дата появления  Семейного кодекса) действовало 368 домов  семейного типа, в которых воспитывались  более 2,5 тыс. приемных и 1,5 тыс. кровных  детей.

Такие семьи  принимают в первую очередь воспитанников  домов ребенка и детских домов. Дети при этом обретают вторую семью, граждане, желающие воспитывать сирот, получают работу, которая засчитывается  в трудовой стаж, зарплату, а также  пособие в соответствии с социальными  нормативами и нормами для  воспитанников детских домов. Большинству  детских домов семейного типа выделяют жилье, транспорт, землю для  организации подсобных и фермерских хозяйств. Около десяти лет семейные детские дома доказывают свое право  на существование успешным воспитанием  детей и благополучным устройством  их жизни в дальнейшем.

Приемная  семья - это форма устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, на основании договора между  органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами  или отдельными гражданами, желающими  взять детей на воспитание в семью), на срок, установленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному  Правительством РФ в 1996 г., в такой  семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции  воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль над выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

Передача  ребенка в приемную семью в  возрасте старше 10 лет требует его  согласия. Запрещается, как и при  усыновлении, разъединять братьев  и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в  интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитывается  от 5% до 10% детей-сирот.

В России существуют три типа учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей[5, c.83]:

1 - дома ребенка  для детей в возрасте до 3 лет  (до 4 лет - для детей-инвалидов), как  для детей, оставшихся без попечения  родителей, так и для обычных  детей. Эти учреждения находятся  в ведении Министерства здравоохранения  Российской Федерации.

2 - детские  дома и школы-интернаты различного  типа для детей в возрасте  от 3 до 18 лет, в основном оставшихся  без попечения родителей; правда, такие учреждения могут принимать  и прочих детей на временной  основе из-за тяжелых семейных  обстоятельств. Административно  такие школы подчиняются Министерству  образования Российской Федерации.

3 - специализированные  детские дома (интернаты) для детей-инвалидов  с тяжелыми нарушениями. Эти  учреждения подчиняются Министерству  труда и социального развития  Российской Федерации.

С 1992 г. создание и финансирование детских учреждений возложены на региональные и местные  органы власти (в большинстве случаев  на последние). Федеральное правительство, через соответствующие министерства, устанавливает общие направления  политики в области социальной защиты семьи и детства, обеспечивает методологическое руководство, нормы и инструкции для работы учреждений. Правительство  также предоставляет частичное  финансирование (в основном по линии  президентской программы «Дети  России») и средства для капитального ремонта и технического обслуживания детских учреждений.

Детские дома и учреждения интернатного типа. Детские дома и школы-интернаты предназначаются для детей в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Они также могут служить для временного размещения - на период до 1 года - детей из неполных семей, детей безработных, беженцев, перемещенных лиц, а также детей, чьи родители стали жертвами стихийных бедствий и не имеют определенного места жительства. Родные братья и сестры не разлучаются.

Прием детей  осуществляется по решению соответствующего местного органа опеки и попечительства. Создание и функционирование детских  домов и школ-интернатов происходят за счет средств региональных бюджетов и (в основном) средств органов  местного самоуправления. С административной точки зрения они находятся в  ведении Министерства образования  Российской Федерации.

Детские дома в отличие от других учреждений для  детей, оставшихся без попечения  родителей, не предоставляют детям  образования (дети регулярно посещают близлежащие школы), что обеспечивает хотя бы минимальное общение детдомовских детей с окружающим миром; и являются менее крупными, чем другие подобные учреждения.

Школы-интернаты  предоставляют проживание и общее  образование детям школьного  возраста (в основном общее начальное  образование, а в некоторых случаях  общее среднее образование).

Состав детей, помещенных в детские дома (приюты), неоднороден по возрасту, полу, умственному  и физическому развитию, причинам, приведшим их в это учреждение. Но все они - дети с разрушенной  системой социальных связей, с широким  спектром личностных деформаций, с  искаженными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и  интересами. Они приобрели печальный  опыт бродяжничества, приобщены к  алкоголю, наркотическим средствам  и ранним половым связям. Среди  них встречаются жертвы физического, психического, сексуального насилия. Психическое  здоровье таких детей расшатано. Поэтому Приюты задуманы и создаются  как полифункциональные учреждения, призванные дать обездоленному ребенку  не просто кров, еду, тепло, но снять  остроту психического напряжения, вызванного жестоким обращением, защитить его  права, законные интересы, помочь его  социальному возрождению, по возможности  восстановить или компенсировать опыт семейной жизни.

Приют - пристанище для детей, выбитых из жизненной  колеи. Приют -особое детское учреждение, одновременно и трагическое, и оптимистическое. Помещение ребенка в Приют, с одной стороны, драматическое событие, вызванное катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой - рубеж, завершающий трагический период существования ребенка, открывающий возможность возродить в социальном, психологическом плане, поправить здоровье, получить право ни достойную человека жизнь [15 с. 235]

Таким образом, социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения  родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей  недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно  повторяется тезис о том, что  сложившаяся система государственных  учреждений закрытого типа (детские  дома, школы-интернаты) находится в  противоречии с гарантированным  каждому ребенку правом на семью. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят: несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным; недостаточная «персонофицированность» помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная «эмоциональная глухота», т.е. специфическая невосприимчивость к чужим проблемам; разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое; недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации; недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи; отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.

Для смягчения  последствий этих негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики. Так, анализ опыта деятельности детских  домов показывает, что в настоящее  время в них применяются педагогические технологии, которые были разработаны  еще 20-40 лет назад и были рассчитаны на совершенно иную социально-экономическую  и социально-психологическую ситуацию в обществе.

Недостаточное психологическое обеспечение работы с детьми-сиротами проявляется в  том, что воспитанники детских домов  значительно уступают детям, воспитывающимся  в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации, включая способность  к приобретению профессии и трудоустройству; способность избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; способность образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции и т.д.

Проблема защиты детей в России является одной из наиболее актуальных.

К сожалению, одновременно со снижением  рождаемости выросло число социально  уязвленных детей, беспризорных и безнадзорных детей, так называемых «социальных  сирот» (при живых родителях). В 2010 году насчитывалось около 700 тысяч  детей-сирот, 2/3 из которых это «социальные  сироты». Опять появились очереди  для устройства детей в детские  дома, многие из которых переполнены. Открываются новые приюты для  детей. Более половины воспитанников  детских домов – дети из неблагополучных  семей. Их физическое и нравственное здоровье ежедневно подвергается смертельному риску. Ежегодно более 50 тысяч детей  убегают из дома из-за жестокого  обращения родителей. Год от года увеличивается число родителей, лишенных родительских прав. И таких  горе-родителей сегодня уже более 60 тысяч. Плюс еще 280 тысяч нерадивых родителей, поставленных на учёт в органы внутренних дел. Картина более чем удручающая.

Информация о работе Сиротство как социальная проблема