Сиротство как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях развития общества проблема социального сиротства становится всё более распространённой. И рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума. В последнее время размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, вследствие чего меняется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальное сиротство в современной России: понятие, причины, масштабы. 6
1.1 Понятие сиротство и причины его роста распространения в России 6
1.2. Последствия сиротства для человека и общества 11
1.3. Основные этапы становления социальной помощи детям – сиротам 14
Глава 2. Социальная защита и поддержка детей - сирот в современной России 22
2.1 Государственно – правовые аспекты защиты детей – сирот 22
2.2 Основные формы жизнеустройства детей – сирот. Компаративный анализ 30
2.3 Актуальные проблемы и перспективы социальной защиты детей – сирот 36
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

сиротство как социальная проблема.docx

— 109.46 Кб (Скачать файл)

 По словам Оксаны Грибовой, ведущего специалиста отдела  опеки и попечительства Октябрьского района, процедура оформления сейчас стала гораздо проще. Взять ребенка на воспитание могут, в том числе, незамужняя женщина, неженатый мужчина. Общие требования к усыновителям довольно простые: необходимо иметь постоянное место жительства, представить справку о доходах, о состоянии здоровья, не иметь криминального прошлого. Все остальное – второстепенное, считает Оксана Грибова, главное, чтобы было желание принять в свою семью ребенка, осознание ответственности за  его воспитание. Только в прошлом году в Октябрьском районе около 30 детей были переданы в приемные семьи, 88 детей усыновлены.

 Специалисты считают, что  сегодня уже можно говорить  о позитивных изменениях. По результатам реабилитационной работы в Самарее только за прошедший год из социальных приютов возвращены в семьи 160 детей, 33 ребенка взяты под опеку, 240 – усыновлены, создано 59 новых приемных семей.

 Отделом по проблемам семьи,  женщин и детей управления  социальной поддержки населения  мэрии недавно издан справочник  «Семья и дети», в котором  содержится подробная информация  для опекунов и усыновителей, молодых родителей о льготах  и пособиях на детей, адреса  учреждений, куда следует обращаться  за помощью и консультацией  по вопросам семьи.

Заключение

 

Феномен социального  сиротства, закрепившийся в отечественной  гуманитарной науке, на сегодняшний  день признается большинством исследователей как явление масштабное и носящее  системный характер. Развитие детского неблагополучия в современном обществе, к сожалению, стимулируется, в первую очередь, проблемами в социальной политике государства, способствующих размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании и  полноценном становлении детей.

Несостоятельность государственных органов и служб  в решении проблем детства, отсутствие возможности у общества воздействовать на семью в деле воспитания, бездейственность механизмов реальной материальной и  социально-педагогической поддержки  семье противоречат проявлению ответственного воспитания детей родителями, перекладывая бремя ответственности на школу  и другие социальные институты.

Социальное  сиротство определяется  не только социальным статусом ребенка. Огромное количество детей лишены внимания и заботы со стороны родителей, испытывают все тяготы семейного насилия, находятся в состоянии депривации при формально существующей семье. Бедность, безработица родителей, болезни, алкоголизм и наркомания взрослых способствуют формированию благоприятной среды для развития у ребенка дезадаптивных форм поведения, ведущих, в конечном счете, к социальному сиротству.

Кризис современной  семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии  детства в стране, приведя к  росту социального сиротства  и увеличению числа таких специфических  учреждений как детские дома и  школы-интернаты.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в  особо трудные условия. Среди  них – сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях, а также те дети, кого принято называть домашние сироты.

Весьма широк  спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует  выделить кризисные явления в  семье: нарушение ее структуры и  функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ  жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее  в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

Растущие  масштабы асоциального поведения среди  взрослых стимулируют развитие аналогичных  процессов и в детской среде.

Рост числа  разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где  детей воспитывает один отец. Увеличивается  количество детей, рожденных вне  брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в  неполной семье негативно сказываются  на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них  чаще встречаются невротические  симптомы.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся  в государственных учреждениях, воспитательные системы которых  далеки от совершенства, часто повторяют  судьбу своих родителей, как и  они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального  сиротства.

Социальное  сиротство действительно стало  особым и очень распространённым явлением современного социума. Его  истоки и причины нужно искать внутри общества, в отношении каждого  человека к этой проблеме.

Следует назвать  главные пути преодоления этого  масштабного социального явления:

  • стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе;
  • возрождение духовной культуры нации;
  • экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства;
  • возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение «воспитания» в учебные заведения;
  • реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений;
  • совершенствование системы устройства детей-сирот. 

Список использованной литературы

 

Нормативно – правовые акты:

  1. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  2. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48‑ФЗ «Об опеке и попечительстве».
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Учебная и справочная литература:

  1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: учеб. пособие / Е. Г. Алексеенкова. - СПб.: Питер, 2009. - 96 с.
  2. Брутман В. И. Раннее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. М.: Изд-во АСОПИР, 2007. - 182 с.
  3. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие для вузов / В.А. Варывдин, И.П. Клемантович. – М.: Пед. общество России, 2005. – 192 с.
  4. Дробышевская Н.А. Детская правда. – Минск: Изд-во Белорус. Экзархата, 2009. - 209 с.
  5. Кедярова Р.Н. Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема / Р.Н. Кедярова. – Минск, 2008. - 552 с.
  6. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Ред.-сост. Мухина В.С. -М, 2006. - 233 с.
  7. Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России: методика и опыт работы социального педагога / П.И. Нещеретный. - М.: Академия, 2011. - 55 с.
  8. Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с органами опеки и попечительства: Методические рекомендации. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. - 128
  9. Прихожан А.М.  Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005.- 400 с.
  10. Смагина Л.И. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов - Минск, 1999.-102 с.
  11. Социальна работа \ Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. - г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. - 576с.
  12. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие / Л.М. Шипицына. – Санкт-Петербург : Издательство СПбУ, 2009. – 628 с.

Специальная литература:

  1. Брутман В.И. Причины социального сиротства. Аналитический взгляд на проблему. // Социальная работа. 2007. - № 5. – 32 с.
  2. Васильев, А.Ю. Причины, факторы социального сиротства ипредполагаемые пути его решения/ А.Ю. Васильев. Москва, 2005.-287 с.
  3. Васильев, А.Ю. Проблема социального сиротства на современном этапе/ А.Ю. Васильев. – Уфа, 2006. - 79 с.
  4. Коробейников, И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания / И.А.  Коробейников // Дефектология. - 2006. - № 1. – С.3-5
  5. Магульская, Е.Е. Право социального обеспечения. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2010. - 106 с.
  6. Макаренко,  С.  Скрытое  социальное  сиротство /  С.  Макаренко // Воспитание школьников. -  2006. - № 7. – С.22-25
  7. Осипова И.О. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства / И.О. Осипова // Семья в России. - 2008. - №6. –С.42-46
  8. Осипова, И.О. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства/ И.О. Осипова // Семья в России. - 2008. - №8. - С. 39-44.
  9. Осипова, И.О. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства/ И.О. Осипова // Семья в России. - 2008. - №9. - С. 28-34.
  10. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальности в системе высшего образования  / А.М. Панов // Российский журнал социальной работы. - 2006. - №1. – С.20-32
  11. Поспелова, Н.С. Истоки социального сиротства и средства его предупреждения / Н.С. Поспелова. – Минск, 2012.-№1.- 151 с.
  12. Прихожан А.М., Толстых Н.Н.  Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
  13. Савостьянов, А. Картина социального сиротства / А. Савостьянов // Здоровье детей. - 2008. - № 22- С.38-43
  14. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях: // Народное образование.- 2011- № 7. – С.23-27

 

 

 

 

 


Информация о работе Сиротство как социальная проблема