Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:23, курсовая работа
В современных условиях развития общества проблема социального сиротства становится всё более распространённой. И рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума. В последнее время размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, вследствие чего меняется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.
Введение 3
Глава 1. Социальное сиротство в современной России: понятие, причины, масштабы. 6
1.1 Понятие сиротство и причины его роста распространения в России 6
1.2. Последствия сиротства для человека и общества 11
1.3. Основные этапы становления социальной помощи детям – сиротам 14
Глава 2. Социальная защита и поддержка детей - сирот в современной России 22
2.1 Государственно – правовые аспекты защиты детей – сирот 22
2.2 Основные формы жизнеустройства детей – сирот. Компаративный анализ 30
2.3 Актуальные проблемы и перспективы социальной защиты детей – сирот 36
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Последствия реформ начала 90-х болью отозвались в каждой российской семье[1, c.45]. Последствия этих преобразований не были должным образом просчитаны. Также не были продуманы и механизмы, смягчающие их воздействие. В результате значительная часть наших сограждан столкнулась с безработицей, резким падением доходов, невозможностью дать детям качественное образование, получить квалифицированную медицинскую помощь для себя и своих престарелых родителей. Если говорить о социальной политике государства, то оно пыталось создавать новые учреждения, различные структуры. Появилось около трёх тысяч различных учреждений нового типа, которые занимаются социальными болезнями. Это, например, центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для подростков, реабилитационные центры для детей-инвалидов. Появились новые профессии, такие, как социальные работники по работе с семьей, которые работают как психологи. Но это хотя и положительные моменты, они остаются всего лишь моментами. По-прежнему остаются актуальными и требуют к себе внимания со стороны государства, общественности, силовых структур проблемы детской беспризорности и безнадзорности.
Минтрудом России, например, была создана
автоматизированная информационная система
«Учёт семей и
За прошедшие годы в Российской
Федераций создана система
Особая роль в преодолении школьной и социальной дезадаптации несовершеннолетних отводится специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого и открытого типа. Уже в начале 2004 г. в России действовало 58 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и 20 учреждения открытого типа.
В субъектах Российской Федерации функционирует около 800 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, реализующих вариативные программы и проекты индивидуально ориентированной комплексной помощи обучающимся, воспитанникам.
Обеспечивается приоритетное право
детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семье, дальнейшее
развитие семейных форм устройства детей
этой категории. Разработана законодательная
и нормативная правовая база, создана
и функционирует система
В ряде регионов России осуществляется
работа по организации патронатного
воспитания. Введение указанной формы
работы с семьями и детьми, нуждающимися
в оказании помощи, позволяет расширить
профилактические функции органов
опеки и попечительства, включая
активную работу не только с детьми,
лишенными родительского
МВД России совместно с Министерством по делам образования и науки России (Минобрнауки) осуществлялись меры по формированию и внедрению института инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в образовательных учреждениях и методическому обеспечению их деятельности.
Важную роль в укреплении системы
профилактики, создании условий для
эффективной реабилитации несовершеннолетних,
оказавшихся в трудной
Финансирование мероприятий в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводимых на основе программно-целевого метода, осуществлялось из средств федерального бюджета с 1997 года.
Определяющую роль в создании необходимых
условий для повышения
Органами управления образованием
уделяется внимание развитию системы
дополнительного образования
В целях создания условий для
самообразования, самореализации в
творческой и интеллектуальной деятельности,
личностного и
Продолжается работа по законодательному обеспечению решения данной проблемы.
Однако, «Антидетская» статистика по-прежнему говорит о следующем: в 2008 году в России отменено более 1 тыс. решений об устройстве детей в семьи по причине невыполнения усыновителями, опекунами, приемными родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей, более 30 – по причине жестокого обращения с детьми, в 2010 к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых на воспитание в семью привлечено 105 гражданин (в 2008 году - 83 гражданина) (усыновителей, опекунов, попечителей или приемных родителей).
Ключевыми задачами поддержки детей,
находящихся в социально
Завершая разговор об особой правовой защите детей необходимо отметить, что системный подход к решению проблем в данной области в настоящее время отсутствует.
Существует три основные формы жизнеустройства детей-сирот:
1. Государственные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это фора устройства, при которой дети находятся на полном государственном обеспечении. Государственные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны, коллективистским образом жизни советских граждан на протяжении более чем 70 лет, а также возможностью страны с государственным регулированием экономики с наименьшими затратами обеспечить минимальную прожиточную норму наибольшему числу детей. К государственным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относят: дом ребенка, школа-интернат, приют, центры временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся безе попечения родителей[15, c.92].
Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. Создание и функционирование домов ребенка регулируются несколькими документами, изданными Министерством здравоохранения СССР, куда входят приказ № 1525 «Об утверждении «Положения о доме ребенка» и «Инструкции о порядке приема детей в дом ребенка и выписке из него», а также Рабочая инструкция для медицинского персонала домов ребенка (все от 1986 года)». Дома ребенка бывают двух типов - общего и специализированного. Дома общего типа принимают детей до 3 лет, а специализированные дома (которые могут располагаться как в отдельном здании, так и занимать часть дома общего типа) принимают детей с различными нарушениями до 4 лет.
Дети поступают
в дома ребенка в двух основных
случаях. Во-первых, это дети, от которых
отказались родители, в основном незамужние
матери подросткового возраста, которые
не желают или не могут оставить
ребенка. В большинстве случаев
это происходит в роддоме и
часто предлагается персоналом роддома.
Родители более половины детей, содержащихся
в домах ребенка, бросили их или
отказались от них. Во-вторых, родители
могут принять решение
Дети, находящиеся
в доме ребенка обеспечиваются питанием,
одеждой, обувью, инвентарем и игрушками
в соответствии с утвержденными
нормативами. Но все - таки Дома ребенка
в состоянии обеспечить лишь некоторые
элементы ухода за ребенком в раннем
возрасте, например те, что связаны
с его физической безопасностью
и питанием. В то же самое время,
в силу своих особенностей, они
не могут создать такую
Выписка детей
из дома ребенка производится при
возвращении их в семью, переводе
в детский дом системы
Всего в стране 249 домов ребенка, в которых воспитывается 19,3 тысяч детей.
Детские дома
и школы-интернаты
Прием детей осуществляется по решению соответствующего местного органа опеки и попечительства. Создание и функционирование детских домов и школ-интернатов происходят за счет средств региональных бюджетов и (в основном) средств органов местного самоуправления. С административной точки зрения они находятся в ведении Министерства образования Российской Федерации.
Детские дома
в отличие от других учреждений для
детей, оставшихся без попечения
родителей, не предоставляют детям
образования (дети регулярно посещают
близлежащие школы), что обеспечивает
хотя бы минимальное общение
2. Данные формы
устройства детей-сирот