Сиротство как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях развития общества проблема социального сиротства становится всё более распространённой. И рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума. В последнее время размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, вследствие чего меняется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальное сиротство в современной России: понятие, причины, масштабы. 6
1.1 Понятие сиротство и причины его роста распространения в России 6
1.2. Последствия сиротства для человека и общества 11
1.3. Основные этапы становления социальной помощи детям – сиротам 14
Глава 2. Социальная защита и поддержка детей - сирот в современной России 22
2.1 Государственно – правовые аспекты защиты детей – сирот 22
2.2 Основные формы жизнеустройства детей – сирот. Компаративный анализ 30
2.3 Актуальные проблемы и перспективы социальной защиты детей – сирот 36
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

сиротство как социальная проблема.docx

— 109.46 Кб (Скачать файл)

Последствия реформ начала 90-х болью  отозвались в каждой российской семье[1, c.45]. Последствия этих преобразований не были должным образом просчитаны. Также не были продуманы и механизмы, смягчающие их воздействие. В результате значительная часть наших сограждан столкнулась с безработицей, резким падением доходов, невозможностью дать детям качественное образование, получить квалифицированную медицинскую помощь для себя и своих престарелых родителей. Если говорить о социальной политике государства, то оно пыталось создавать новые учреждения, различные структуры. Появилось около трёх тысяч различных учреждений нового типа, которые занимаются социальными болезнями. Это, например, центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для подростков, реабилитационные центры для детей-инвалидов. Появились новые профессии, такие, как социальные работники по работе с семьей, которые работают как психологи. Но это хотя и положительные моменты, они остаются всего лишь моментами. По-прежнему остаются актуальными и требуют к себе внимания со стороны государства, общественности, силовых структур проблемы детской беспризорности и безнадзорности.

Минтрудом России, например, была создана  автоматизированная информационная система  «Учёт семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной  ситуации», которая по установленной  форме и с заданной периодичностью позволяла получать информацию о  семьях и детях, находящихся в  социально опасном положении. Развитие данной системы осуществлялось Минздравсоцразвития России, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию в 2005-2006 гг. в рамках подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

За прошедшие годы в Российской Федераций создана система учреждений и служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В субъектах Российской Федерации  действуют специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации (более 44 тыс. мест), в которые круглосуточно  принимаются дети, оказавшиеся в  трудной жизненной ситуации, в  том числе беспризорные и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Особая роль в преодолении школьной и социальной дезадаптации несовершеннолетних отводится специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого и открытого типа. Уже в начале 2004 г. в России действовало 58 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и 20 учреждения открытого типа.

В субъектах Российской Федерации  функционирует около 800 образовательных  учреждений для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, реализующих вариативные программы и проекты индивидуально ориентированной комплексной помощи обучающимся, воспитанникам.

Обеспечивается приоритетное право  детей, оставшихся без попечения  родителей, на воспитание в семье, дальнейшее развитие семейных форм устройства детей  этой категории. Разработана законодательная  и нормативная правовая база, создана  и функционирует система формирования и ведения государственного банка  данных о детях, оставшихся без попечения  родителей. Ежегодно до 70% выявленных детей, лишенных родительского попечения, передается на воспитание в семьи. Помимо традиционных (передача под опеку (попечительство), на усыновление в приемную семью) развиваются и другие формы устройства детей в семьи граждан.

В ряде регионов России осуществляется работа по организации патронатного воспитания. Введение указанной формы  работы с семьями и детьми, нуждающимися в оказании помощи, позволяет расширить  профилактические функции органов  опеки и попечительства, включая  активную работу не только с детьми, лишенными родительского попечения, но и с «родительскими» детьми, находящимися в трудной жизненной  ситуации; обеспечить комплексную социально-психологическую  экспертизу и сопровождение семьи  и ребёнка, как следствие –  повышение ответственности родителей  за воспитание детей, сохранение ребёнку  во всех возможных случаях его  биологической семьи[22, c.20].

МВД России совместно с Министерством  по делам образования и науки  России (Минобрнауки) осуществлялись меры по формированию и внедрению института инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в образовательных учреждениях и методическому обеспечению их деятельности.

Важную роль в укреплении системы  профилактики, создании условий для  эффективной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации, были призваны играть целевые  федеральные и региональные программы  профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

Финансирование мероприятий в  области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводимых на основе программно-целевого метода, осуществлялось из средств  федерального бюджета с 1997 года.

Определяющую роль в создании необходимых  условий для повышения эффективности  воспитательной работы в образовательных  учреждениях всех типов сыграла  Программа развития воспитания в  системе образования Российской Федерации. В соответствии с данной Программой во многих субъектах Российской Федерации были созданы эффективные  модели воспитательных систем, учитывающие  специфику конкретного региона. В образовательных учреждениях внедрялись образовательные программы, направленные на формирование у обучающихся законопослушного поведения.

Органами управления образованием уделяется внимание развитию системы  дополнительного образования детей, выполняющей не только развивающую, обучающую, воспитывающую, но и профилактическую, социально-педагогическую, реабилитирующую  функции. В Российской Федерации  насчитывается 18 тысяч образовательных  учреждений дополнительного образования  детей различной ведомственной  принадлежности (в том числе: 8,9 тыс. учреждений системы образования; 5,8 тыс. – культуры; 1,1 тыс. – спорта; более 2 тыс. – общественных организаций). При этом в системе образования  обучается 8,38 млн. несовершеннолетних от 5 до 18 лет (67% от 12,5 млн. обучающихся  в учреждениях дополнительного  образования всех ведомств).

В целях создания условий для  самообразования, самореализации в  творческой и интеллектуальной деятельности, личностного и профессионального  самоопределения, воспитания и гражданского становления, подрастающего поколения  Минобрнауки России реализовалась Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года.

Продолжается работа по законодательному обеспечению решения данной проблемы.

Однако, «Антидетская» статистика по-прежнему говорит о следующем: в 2008 году в России отменено более 1 тыс. решений об устройстве детей в семьи по причине невыполнения усыновителями, опекунами, приемными родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей, более 30 – по причине жестокого обращения с детьми, в 2010 к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых на воспитание в семью привлечено 105 гражданин (в 2008 году - 83 гражданина) (усыновителей, опекунов, попечителей или приемных родителей).

Ключевыми задачами поддержки детей, находящихся в социально опасном  положении (безнадзорных, беспризорных, детей-сирот), в настоящее время  являются совершенствование действующей  на межведомственной основе системы  профилактики семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социального  сиротства; развитие и государственная  поддержка различных форм семейного  жизнеустройства детей, лишившихся родительского попечения.

Завершая разговор об особой правовой защите детей необходимо отметить, что системный подход к решению  проблем в данной области в  настоящее время отсутствует.

2.2 Основные формы жизнеустройства  детей – сирот. Компаративный анализ

Существует  три основные формы жизнеустройства  детей-сирот:

  • Государственные форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Государственные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это фора устройства, при которой дети находятся на полном государственном обеспечении. Государственные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны, коллективистским образом жизни советских граждан на протяжении более чем 70 лет, а также возможностью страны с государственным регулированием экономики с наименьшими затратами обеспечить минимальную прожиточную норму наибольшему числу детей. К государственным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относят: дом ребенка, школа-интернат, приют, центры временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся безе попечения родителей[15, c.92].

Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное  для воспитания и оказания медицинской  помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. Создание и функционирование домов ребенка регулируются несколькими документами, изданными Министерством здравоохранения СССР, куда входят приказ № 1525 «Об утверждении «Положения о доме ребенка» и «Инструкции о порядке приема детей в дом ребенка и выписке из него», а также Рабочая инструкция для медицинского персонала домов ребенка (все от 1986 года)». Дома ребенка бывают двух типов - общего и специализированного. Дома общего типа принимают детей до 3 лет, а специализированные дома (которые могут располагаться как в отдельном здании, так и занимать часть дома общего типа) принимают детей с различными нарушениями до 4 лет.

Дети поступают  в дома ребенка в двух основных случаях. Во-первых, это дети, от которых  отказались родители, в основном незамужние матери подросткового возраста, которые  не желают или не могут оставить ребенка. В большинстве случаев  это происходит в роддоме и  часто предлагается персоналом роддома. Родители более половины детей, содержащихся в домах ребенка, бросили их или  отказались от них. Во-вторых, родители могут принять решение поместить  своего ребенка в дом ребенка  для диагностики и лечения, когда  ребенок страдает тяжелым врожденным или иным заболеванием. Другими словами - это отказные иди больные дети. В случаях, когда ребенок поступает  в дом ребенка по желанию родителей, подписывается контракт, в котором  родители указывает срок, который  ребенок проведет в доме малютки. Однако нередки случаи, когда в  назначенный срок родители не забирают ребенка домой, таким образом, отказываясь  от него. В некоторой степени это  происходит из-за утери связи с  ребенком, когда его оставляют  в доме ребенка. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная.

Дети, находящиеся  в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками  в соответствии с утвержденными  нормативами. Но все - таки Дома ребенка  в состоянии обеспечить лишь некоторые  элементы ухода за ребенком в раннем возрасте, например те, что связаны  с его физической безопасностью  и питанием. В то же самое время, в силу своих особенностей, они  не могут создать такую обстановку, которая стимулировала бы в детях  развитие познавательных способностей, двигательных навыков, социального  поведения и речи, создавала бы возможности для развивающих  игр и взаимодействия с взрослыми  и другими детьми и обеспечивала бы непрерывную стимуляцию всех органов  чувств. В домах ребенка дети распределяются по группам, существует неизменный распорядок дня, несколько воспитателей работают посменно, текучесть персонала может  быть очень высокой и т.д. Даже лучшие из домов не могут дать младенцу той любви, привязанности и внимания, которые ему необходимы для нормального развития.

Выписка детей  из дома ребенка производится при  возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального  обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Всего в стране 249 домов ребенка, в которых воспитывается 19,3 тысяч детей.

Детские дома и школы-интернаты предназначаются  для детей в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Они также могут служить для  временного размещения - на период до 1 года - детей из неполных семей, детей  безработных, беженцев, перемещенных лиц, а также детей, чьи родители стали  жертвами стихийных бедствий и не имеют определенного места жительства. Родные братья и сестры не разлучаются.

Прием детей  осуществляется по решению соответствующего местного органа опеки и попечительства. Создание и функционирование детских  домов и школ-интернатов происходят за счет средств региональных бюджетов и (в основном) средств органов  местного самоуправления. С административной точки зрения они находятся в  ведении Министерства образования  Российской Федерации.

Детские дома в отличие от других учреждений для  детей, оставшихся без попечения  родителей, не предоставляют детям  образования (дети регулярно посещают близлежащие школы), что обеспечивает хотя бы минимальное общение детдомовских детей с окружающим миром; и являются менее крупными, чем другие подобные учреждения.

2. Данные формы  устройства детей-сирот сочетают  долговременное или кратковременное  пребывание ребенка в семье  с его полным государственным  обеспечением и выплатой денежного  пособия лицам, взявшим на себя  заботы об их воспитании. К  таковым относят: приемная семья,  детские деревни SOS, временная  приемная семья, фостеровская (замещающая) семья, патронатная семья.

Информация о работе Сиротство как социальная проблема