Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:23, курсовая работа
В современных условиях развития общества проблема социального сиротства становится всё более распространённой. И рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума. В последнее время размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, вследствие чего меняется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.
Введение 3
Глава 1. Социальное сиротство в современной России: понятие, причины, масштабы. 6
1.1 Понятие сиротство и причины его роста распространения в России 6
1.2. Последствия сиротства для человека и общества 11
1.3. Основные этапы становления социальной помощи детям – сиротам 14
Глава 2. Социальная защита и поддержка детей - сирот в современной России 22
2.1 Государственно – правовые аспекты защиты детей – сирот 22
2.2 Основные формы жизнеустройства детей – сирот. Компаративный анализ 30
2.3 Актуальные проблемы и перспективы социальной защиты детей – сирот 36
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Институт воспитания детей в приемной семье достаточно новый для российского законодательства[20, c.117].
Приемная
семья образуется на основании договора
о передаче ребенка (детей) на воспитание
в семью, договор заключается
между органом опеки и
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.
Перечень детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью. Это:
С учетом того, что приемная семья создается только на основе договора, законодатель предполагает, что отношения по воспитанию детей в приемной семье строятся исключительно на добровольной основе.
Инициатором заключения договора выступают граждане, желающие принять ребенка на воспитание.
Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).
При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.
При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия[16, c.143].
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
1. Лиц, признанных
судом недееспособными или
2. Отстраненных
от обязанностей опекуна (
3. Бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине.
4. Лиц, имеющих
заболевания, при наличии
Подбором приемных родителей занимается органы опеки и попечительства. Приемных родителей выбирают из числа проживающих в данной местности лиц, выразивших такое желание, способных взять ребенка на воспитание и не подпадающих под ограничения, предусмотренные положении о приемной семье.
Отбор производится из кандидатов, обладающих приемлемыми личными качествами, социальной устойчивостью, оптимальным состоянием здоровья, имеющих нормальные взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними. Предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания детей или же родственникам этих детей (естественно, не кровным родителям).
Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.
3. К семейным формам жизнеустройства детей-сирот относят: усыновление / удочерение, опека/попечительство, приемная семья и патронат.
Усыновление – принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. Является приоритетной формой устройства детей. Усыновление устанавливается гражданским судом. Это единственная форма устройства при которой фамилия ребенка может быть изменена на фамилию усыновителей. Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в установленном законом порядке. (Статьи 124-139 Семейного кодекса РФ).
Опека – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опека устанавливается главой местного самоуправления. Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновлением. (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ).
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленные законодательством РФ, приемным родителям - заработная плата. Размер оплаты труда приемных родителей, в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законами субъектов РФ. Приемные родители ведут учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются в орган опеки и попечительства. (Статьи 151-155 Семейного кодекса; Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2005 № 49).
Патронат - форма воспитания ребёнка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Патронатному воспитателю может быть передано не более трех воспитанников любого возраста. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронат воспитанников, находящихся в родственных отношениях.
Дети, передаваемые под патронат, продолжают числиться воспитанниками интернатного учреждения. Патронат часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Администрацией учреждения осуществляется постоянный контроль и отчетность за расходованием денежных средств, выделенных для воспитания и содержания детей. Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством) или в приемных семьях, могут быть усыновлены только с согласия опекунов (попечителей) или приемных родителей, а также при согласии ребенка, если он достиг возраста 10 лет. В случае неисполнения опекунами (попечителями), приемными родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, органы опеки и попечительства вправе снять опеку (попечительство), расторгнуть договор и передать детей на усыновление, опеку (попечительство), в приемную семью других граждан.
Таблица 1. - Отличие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Усыновление |
Опека |
Приемная семья |
Патронат | |
Выделение средств на содержание ребенка |
- |
+ |
+ |
+ |
Выплата зарплаты |
- |
- |
+ |
+ |
Количество детей |
Не ограничено |
Не ограничено |
Не более 8-ми детей |
Не более 3-х детей |
Правовые отношения |
Приобретает права кровного ребенка |
Принимается в семью на правах воспитуемого |
Принимается в семью на правах воспитуемого |
Остается воспитанником |
Государственные гарантии ребенку (жилье, образование, медицинское обеспечение и др.) |
- |
+ |
+ |
+ |
Наиболее актуальной проблемой в области социальной защиты детей-сирот является проблема адаптации детей вышедших из детских домов.
В наше непростое время социально-
У воспитанников детских домов масса проблем, так как в государственном учреждении у них нет чувства постоянного дома. Некоторым детям приходилось менять до шести населенных пунктов, включая место рождения и обучения после окончания школы, четыре или пять детских учреждений. В 15-18 лет подростки вынуждены уходить из детского дома в неизвестность, решать проблему жилья, прописки. Для некоторых закончить учебу - это начать скитаться. К статусу сироты добавляется статус мигранта, маргинала и чужака.
Дети-сироты становятся мигрантами в раннем возрасте и сохраняют этот статус в течение многих лет, доказывая, что миграция не географический факт, а социальное явление. Р. Парк считает, что миграцию не стоит отождествлять с простым движением. Как минимум, она заключает в себе изменение места жительства и разрушение домашних связей [5]. Домашние связи у сирот разрушаются несколько раз:
1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;
2) домашние связи, когда ребенок
начинает считать детское
Переезд из одного учреждения в другое для одних воспитанников - ожидание чего-то нового, для других - страх перед будущим. Те, кого обижали в детском доме, ждут, что жизнь переменится к лучшему.
Исследование показало, что кроме характера, воспитания, здоровья на адаптацию сироты влияет наличие родственников и отношения, которые с ними формируются. Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют все родственные связи.
У детей-сирот на протяжении истории призрения была возможность повысить свой статус в государственном учреждении относительно беспризорного. Это реализуется за счет государства и за счет образования или профессии, которые обязательно стараются дать ребенку в воспитательном учреждении. На этом пути сироты часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители.
Молодые люди из числа сирот не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии - невостребованные. Те немногие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам в трудоустройстве, исполняют роль формальных и неформальных каналов трудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда.
Ограничения с получением специальности и работы связаны с жилищной проблемой. Закон предписывает выпускнику государственного учреждения возвращаться по месту рождения, с которым иногда связан только сам факт рождения.
Сироты, которые не общались с родителями во время пребывания в детском учреждении, или ничего не знают о своих родителях, начинают наводить о них справки. Некоторые молодые люди это делают после окончания школы, но чаще всего после ПТУ, другого учебного заведения, после службы в армии. Когда приходится устраиваться на работу и заново решать проблему прописки и жилья. Одни молодые люди могут узнать только о том, что родители были, но теперь их больше нет, другим удается получить сведения и о своей бывшей прописке или месте проживания, а значит - претендовать на жилье.
Если родители и дети соглашаются жить вместе, то нередко молодые люди начинают вести такой же асоциальный образ жизни, как и их родители. Можно говорить о негативной адаптации.
Иногда сами дети, делая вывод, что лучшая защита - это нападение, начинают издеваться над родителями, выгоняют их, продают жилье.
В некоторых случаях подросткам легче ассоциировать себя с негативной средой. Стать бомжами, вступить в банду, но не возвращаться к своим родителям.
После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Трудно воспользоваться и квотами, которые предусмотрены по трудоустройству. Сироты часто остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает.