Сиротство как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях развития общества проблема социального сиротства становится всё более распространённой. И рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума. В последнее время размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, вследствие чего меняется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальное сиротство в современной России: понятие, причины, масштабы. 6
1.1 Понятие сиротство и причины его роста распространения в России 6
1.2. Последствия сиротства для человека и общества 11
1.3. Основные этапы становления социальной помощи детям – сиротам 14
Глава 2. Социальная защита и поддержка детей - сирот в современной России 22
2.1 Государственно – правовые аспекты защиты детей – сирот 22
2.2 Основные формы жизнеустройства детей – сирот. Компаративный анализ 30
2.3 Актуальные проблемы и перспективы социальной защиты детей – сирот 36
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

сиротство как социальная проблема.docx

— 109.46 Кб (Скачать файл)

Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.

Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и  деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда  сложились такие пословицы, как  «С миру по нитке, а бедному сироте сорочка», «Живой не без места, а  мертвый - не без могилы». В скудельницах покрывались народным милосердием  и несчастная смерть, и несчастное рождение.

При всей своей  примитивности дома для убогих детей  являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого  долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.

К началу 16 века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. В частности на Стоглавом Соборе в 1551 году Иван Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи - убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

Третий этап. С начала 17века до реформы 1861 года.

В этот период происходит зарождение государственных  форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения  детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее –  с его указом (1682г.), в котором  говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

Но более  всего истории известно имя великого реформатора – Петра 1, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

Впервые при  Петре 1 детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 году открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за «погубление зазорных младенцев» Государь грозил смертной казнью. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Число таких младенцев постоянно возрастало. Так в 1742 году в одной Московской губернии их числилось 865 человек в возрасте не выше 8 лет. На них расходовалось 4731 руб. Кормлением младенцев занимались 218 кормилиц. При этом постановлялось, что когда дети подрастали, то «мальчиков отдавали бы в учение к какому-нибудь мастеру или в матросы, а девочек помещали к кому-нибудь в услужение и, конечно, если представлялся случай, выдавали замуж. Если в последствии они подвергались болезням или увечью, или впадали в помешательство, то могли возвращаться в приюты, как в родительские дома. Екатерина Великая реализовала замысел Петра 1 строительством вначале в Москве (1763г.), а потом в Петербурге (1772г.) императорских воспитательных домов для «зазорных младенцев». Благотворительная деятельность Российского Императорского двора, прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла 1 и первый министр благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. В 1797 году она пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагает «...отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам доброго поведения. Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное – после оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки – до 15». Так было положено начало системе воспитания сирот в семье. А чтобы воспитатели были «искусны и умелы», Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские (пепиньерка - девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы - в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток.

Четвертый этап. С 60-х годов 19 века до начала 20 века.

После эпохи  Петра 1 и Екатерины 2 знаменитой вехой в развитии общественного призрения были благотворительные общества и союзы, общественные филантропические организации. Среди них особое место занимают «Учреждения императрицы Марии Федоровны», «Императорское человеколюбивое общество», в котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии.

Императрица, сохраняя в своем ведении Воспитательное общество и мещанское училище, приняла  по воле Государя главное начальствование  и над Воспитательными домами, сохранными Казнами и Коммерческим училищем, чем и положила основание  Ведомству, впоследствии названному ее именем. Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тысяч рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами.

Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома. За 30 лет из поступивших в  них 65 тысяч младенцев в живых  осталось 7 тысяч. Императрица заключила, что ужасающая смертность детей  связана главным образом с  теснотой помещения. Для улучшения  условий в Санкт-Петербурге был  пожалован Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на Мойке. К этому зданию был прикуплен  еще соседний дом графа Бобринского (в этих зданиях Воспитательный дом  располагался до 1917 года). Императрица  реорганизовала Опекунский Совет так, чтобы каждый его член «высокого  и знатного рода» сверх участия  в общем управлении заведовал  отдельным учреждением или частью учреждения, причем «без всякого вознаграждения, из любви к Отечеству и человечеству».

Как и в  Западной Европе в России постепенно формировалась сеть благотворительных  учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы  призрения, которые охватывали все  более широкий круг детей с  разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.д. Призрение распространилось и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где  их образовывали и обучали различным  ремеслам в соответствии с их недугом.

Вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны  все учреждения, бывшие в ее ведении, принял под свое покровительство  Император Николай 1.

Венцом деятельности Императора было учреждение сиротских  институтов. Война и холерная эпидемия 1830-31 годов оставили сиротами огромное число детей, нуждающихся в призрении. В 1834 году при Воспитательных домах  Санкт-Петербурга и Москвы открылись  сиротские отделения на 50 мест в  каждом, затем латинские и французские  классы. В них дети обоего пола получали столь основательное образование, что после латинских классов  могли поступать в медико-хирургическую  академию, а из французских классов  выходили воспитатели в частные  дома.

Дети, рожденные  вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное образование. Это породило случаи отказа родителей от детей. Обнаружились факты, когда родители из бедных семей  тайно приносили своих детей  в Дома, в надежде на их счастливую будущность. Император Николай 1 положил конец этому ненормальному явлению. В 1837 году французские и латинские классы были упразднены, а взамен их были учреждены институты для воспитания сирот офицеров военной и гражданской службы. Из сиротского мужского института (на 300 детей) при Московском Воспитательном доме в 1847 году образовался Кадетский Корпус с выходом из Ведомства Императрицы Марии.

Система общественного  государственного призрения детей  в России в конце 19 века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно опередила становление профессиональной социальной помощи в Европе.

В этот период благотворительность принимает  светский характер. Личное участие  в нем воспринимается обществом  как морально-нравственный поступок, благородство души и считается неотъемлемым делом каждого.

Примечательной  чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление  профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального  обучения кадров для социальных служб. «Социальная школа» была образована на юридическом факультете Психоневрологического  института, где одной из кафедр была «кафедра общественного призрения  « (октябрь 1911 года). В этом же году был  сделан первый набор студентов по специальности «общественное призрение». В 1910 и 1914 годах состоялись первый и  второй съезды деятелей социальной сферы.

Одним из важнейших  направлений деятельности ученых и  практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали нищие и  беспризорные дети.

В Москве при  Городской думе действовал Благотворительный  совет и образованная им специальная  Детская комиссия, которая осуществляла статистический сбор данных о детях, исключенных из школы или выгнанных  из приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних преступников; содействовала открытию детских  приютов.

В 90-е годы появились детские дома трудолюбия, ольгинские детские приюты трудолюбия (в ознаменование рождения Великой княжны Ольги Николаевны) в Москве, Петербурге, Архангельске, Ельце, Ряжске и других городах. Эти дома имели интернаты, мастерские различного производственного профиля.

В начале 20 века в России успешно развивалась система различных социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход составил 7200 рублей, по тем временам сумма огромная. Деньги шли на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулаторий и больниц. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения детей, положительное отношение к благотворительности.

Пятый этап. С 1917 года до 90-х годов 20 века.

Переломным  моментом в развитии системы призрения  и благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 года. Большевики осудили благотворительность  как пережиток, а поэтому любая  благотворительность была запрещена. Ликвидация частной собственности  закрыла возможные источники  частной благотворительности. Отделение  церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности.

Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство  взяло на себя заботу о социально  обездоленных, число которых в  результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних – вот острейшие социальные проблемы того времени, которые требовали своего решения. В первые годы советской власти эти задачи возлагались на Совет защиты детей, а чуть позже - на Комиссию по улучшению жизни детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК от 10 февраля 1921 года.

По данным Комиссии по улучшению жизни детей, в Москве и Московской губернии зарегистрировано такое количество беспризорных: 1924 - 1925 гг. - 6790 ч. 1925 - 1926 гг. - 6984 ч. 1926 - 1927 гг. - 7332 ч. 1927 - 1928 гг. - 7477 ч. Тысячам этих беспризорников дали «путевку в жизнь» организовывающиеся трудовые коммуны.

Большое значение для развития работы по спасению детей  и повышению ее эффективности  имело создание детской социальной инспекции при отделе правовой защиты детей Наркомпроса. Комиссия проводила работу по борьбе с нищенством, детской беспризорностью, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье.

В этот период активно начинает развиваться педология, которая ставила перед собой  задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую  психику от перегрузок, безболезненно  овладевать социальными и профессиональными  ролями и т.д.

На 20-е годы пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов и психологов, в числе которых А.С.Макаренко, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Л.С.Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков (Первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония имени Горького и другие) получили заслуженное международное признание.

Однако система  социального воспитания и педология  развивались недолго, фактически они  прекратили свое существование после  печально известного постановления 1936 года «О педологических извращениях  в системе Наркомпроса». Педологии была инкриминирована роль «антиленинской теории отмирания школы», будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие представители этой теории были репрессированы, а социальное призрение, воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы.

С 30-х годов, названных в нашей истории  «великим переломом», опустился «железный  занавес», надолго отделивший советских  ученых и практиков от зарубежных коллег. На третьем Всероссийском  съезде в мае 1930 года было принято  решение о закреплении всех детских  домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников  и обеспечения их жильем.

К середине 30-х  годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все  разнообразие различных видов детских  учреждений практически исчезло, и  было заменено унифицированной системой детских домов-интернатов, которая  просуществовала до 90-х годов. В  сложившемся тоталитарном государстве  произошла подмена общечеловеческих ценностей на классовые.

Новые социальные потрясения, связанные с Великой  Отечественной войной (1941 - 1945 гг.), вновь  обострили положение детей. «Теперь, когда тысячи советских детей  лишились родных и остались без крова, - писала газета «Правда», - их нужды  должны быть приравнены к нуждам фронта». Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям - к ним стали относиться как  к жертвам войны.

В первые годы войны сотни детских домов  перебрасывались из прифронтовых районов  в тыл. Для эвакуированных детей  создавались новые детские дома.

Огромную  роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали  детей с поездов и через приемники-распределители устраивали их в детские дома. Подростки определялись на работу. Велась активная работа по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома.

В сентябре 1942 года принято постановление СНК  СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным  ведомствам, партийным, профсоюзным  и комсомольским организациям вменялось  проявление заботы о детях.

В первые послевоенные годы в стране даже открылось несколько  детских домов для одаренных  детей-сирот, которые поступали в  музыкальные, художественные училища  и балетные школы.

Общее число  детских домов в послевоенное десятилетие постепенно сокращалось. В середине 60-х правительство  приняло решение преобразовать  большую часть детских домов  в школы–интернаты (детские дома - 100-150 детей, школы-интернаты - 350-500 детей). Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.

В 60 - 70 гг. в  призрении детей, в педагогической науке и практике наметился явный  поворот. Возобновились теоретические  исследования в этих областях, связанные  с разработкой системного подхода  к призрению, воспитанию и обучению детей.

Информация о работе Сиротство как социальная проблема